Картотека для детей с тяжелым нарушениям речи

Валентина Анатольевна Бунчук

Картотека для детей с тяжелым нарушениям речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики для детей с ТНР в средней группе

Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.

«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание:Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой».Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

«Хомячок»

Цель: развитие артикуляционной моторики

Хомячок надует щечки

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Описание: Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза

«Иголочка».

Цель: развитие артикуляционной моторики

У птички клювик очень колкий

И тонкий , острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

Описание: Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза

«Фрукты»

Цель: развитие артикуляционной моторики

На лесной опушке

Жил енот в избушке.

Утром рано он вставал

Окна, двери открывал, широко открыть рот

Свежий воздух запускал. Вдыхать открытым ртом

Отправлялся в сад он, ух – ты,

Собирал себе он фрукты.

По ступенькам вниз спускался, «Ступеньки»

После вверх он поднимался.

Вот на ветке висит груша, «бублик»

Съест её мышонок Луша.

А для маленького заиньки

Кругленькие яблоки. Надуть щёки

Сливы много мы нарвём,

В чашку все мы их кладем. «Чашечка»

Дома сварим мы варенье «Вкусное варенье»

Завтра ждёт всех веселье.

Будем чай с вареньем пить,

Под гармошку песни лить. «Гармошка»

На качелях все качаться «качели»

Урожаю улыбаться! «Улыбочка»

«Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

«Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается:

вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Произнесение разных звуков (для тренировки

артикуляционного аппарата):

На лугу паслась корова – "Му-у-у, му-у-у".

Полосатый шмель летел – "З-з-з, з-з-з".

Летний ветерок подул – "Ф-ф-ф, ф-ф-ф".

Колокольчик зазвенел – "Динь, динь, динь".

Стрекотал в траве кузнечик – "Тр-р-р, тц-с-с".

Еж колючий пробегал - "Пх, пх, пх".

Птичка маленькая пела - "Тиль-ль, тиль-ль".

И сердитый жук жужжал - "Ж-ж-ж, ж-ж-ж".

Хорошо еще цокать язычком, как лошадка, и т.п.

Полезно дуть на ватку, мыльные пузыри выдувать (развивается

фразовое дыхание).

«Лопатка»

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.

«Барабан»

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к небу и произносить поочередно отчетливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру неба, при произнесении ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами.



Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей в ОВЗ с тяжелым нарушением речи

Для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо подбирать такие дидактические игры, которые будут обеспечивать коррекцию имеющегося нарушения, способствовать развитию познавательных процессов. Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специфическими признаками дидактических игр являются преднамеренность, планированность, наличие учебной цели и предполагаемого результата. Подбор специальных дидактических игр проводится воспитателем при непосредственном взаимодействии с логопедом.

Игра «Надень коту сапожки»

Цель: развивать умение подбирать парные предметы по цвету.

Оборудование: картинка Кота в сапогах, несколько пар сапожек разного цвета.

Ход игры

Ребёнку предлагается обуть кота. При этом педагог сначала предлагает выбрать два одинаковых сапожка. А в дальнейшем, как вариант игры, выбирает сапог одного цвета, а ребёнок должен подобрать пару.

Игра «Выложи картинку из пробок»

Цель: формирование умения выкладывать картинку по схеме, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки –схемы, цветные пробки.

Ход игры.

Педагог предлагает ребёнку картинку- схему, с выделенными кружочками, местами для выкладывания из пробок. Рассматривает с ребёнком картинку. Затем показывает разноцветные пробки и ребёнок должен выложить пробки на рисунок в соответствии с цветом рисунка.

Игра «Собери игрушки»

 Цель: тренировать детей в определении места звука «С» в слове. Оборудование: набор игрушек, три коробочки с приклеенными к ним схемами звукового состава слова.

Ход игры:

 детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем взрослый просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках. Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей.

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлогов в

предложениях.

Оборудование: перечень предложений (цветы стоят на/в/ вазе; дети играют над/под/ деревом; и т.п.).

Ход игры.

Педагог предлагает детям оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.

Игра«Стиральная машина»

Цель: развитие умения различать цвета.

Оборудование: коробочки в виде стиральных машин - автоматов с барабанами разных цветов, одежда таких же цветов.

Ход игры:

Педагог предлагает ребёнку подобрать для каждой стиральной машины одежду соответствующего цвета.

Игра «Нужные вещи»

Цель: знакомить с многофункциональностью некоторых вещей

Ход игры: 

С показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» — «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» — «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт?

Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» — «Рисовать, для постового, для флажка»

Игра «Пригласим на день рождения»

Цель: учить соотносить группы предметов по их количеству, развивать наглядно—образное мышление

Ход игры: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия.

Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

Игра «Пицца» (на липучках).

Цель: развитие мелких движений рук, закрепление знаний о продуктах питания.

Оборудование. Круглое игровое поле (основа под пиццу), вырезанные и заламинированные элементы ингредиентов для приготовления пиццы.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку испечь пиццу. Уточняет, что для этого есть основа из теста и продукты.