Распространение педагогического опыта

Валентина Анатольевна Бунчук

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры Бунчук Валентина Анатольевна

Слайд 2

Цель : является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. Задачи: — обогащение чувственного познавательного опыта; — формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности; — формирование пространственно-временных ориентировок; — формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

Слайд 3

Оборудование : два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой – на столе . Цветные баночки, фрукты и овощи разных цветов Баночки с запахами Силуэты одежды из картона, корзина для белья (картон). Макет стиральной машины.(картонная коробка, обклеенная самоклеющейся пленкой)

Слайд 4

Цветные баночки Цель: Формировать умение различать основные цвета (красный, жёлтый, зеленый, синий).

Слайд 5

Чудесный мешочек Ц ель: Развивать исследовательски действия руки, вынимая предметы на ощупь из мешочка.

Слайд 6

Баночка с секретом Цель: Развитие обоняния. Развитие умения распознавать признак запаха. Формирование умения классифицировать объекты по запаху.

Слайд 7

Стиральная машина Цель: Формировать умение различать основные цвета (красный, жёлтый, зеленый, синий).

Слайд 8

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги, вашему вниманию хочу подставить мастер-класс на тему «Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры»

Свой мастер –класс мне хотелось бы начать со слов Чешский педагог-гуманист Яна Коменского.

“Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”

Все мы знаем, процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Сенсорика помогает расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. 

Целью наших занятий с детьми является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. 

 Достижение цели предусматривает решение следующих задач: 

— обогащение чувственного познавательного опыта; 

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности; 

— формирование пространственно-временных ориентировок; 

— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); 

Во время игр мы стараемся использовать сочетание различных видов деятельности и комплексное воздействие на разные органы чувств.

Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию несколько игр по сенсорному развитию:

Игра «Стиральная машина»
Цель: Формировать умение различать основные цвета (красный, жёлтый, зеленый, синий).

Игра « Чудесныймешочек»

Развивать исследовательски действия руки, вынимая предметы на ощупь из коробки. Называть их закрепить умение ориентироваться в однородных предметах разных величин: большой, поменьше, маленький, подбирая их. Продолжать  обогащать  чувственный  опыт  при  действии  предметами  определенной    формы  и  разной  величины,  называя  их  физические  свойства.  Развивать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.  

Игра «Баночка с секретом»

1.Развитие обоняния.

2. Развитие умения распознавать признак запаха.

3. Формирование умения классифицировать объекты по запаху.

Игра «Цветные баночки»
Цель: Формировать умение различать основные цвета (красный, жёлтый, зеленый, синий).

В заключении хотелось бы отметить, что сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду. Роль педагога в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребенком.

Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Утверждена приказом заведующего от 03.06.2021 № 432

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юные натуралисты»

Направленность: естественнонаучная

Возраст: 4-7 лет

Составители:

Чуркина Наталья Васильевна, старший воспитатель Бунчук Валентина Анатольевна, воспитатель

г. Югорск

Содержание

1

Комплекс основных характеристик программы

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цели и задачи программы

5

1.3

Планируемые результаты

6

1.4

Содержание программы

7

2

Комплекс организационно-педагогических условий

8

2.1

Тематическое планирование

8

2.2

Условия реализации

11

2.3

Формы контроля

12

Список литературы

16

Аннотация

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные натуралисты»

 Направленность: естественнонаучная.

 Цель программы: создание благоприятных условий для развития экологической культуры детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края, в том числе развитие интеллектуальных способностей через организацию летнего отдыха.

 Контингент : дети дошкольного возраста.

 Программа рассчитана на детей 4-7 лет

 Продолжительность реализации программы: 1 год.

 Режим занятий: два раза в неделю по одному часу.

 Форма организации процесса обучения: занятия организуются в группах.

 Краткое содержание: программа состоит из одного образовательного модуля.

Предлагаемая программа представляет собой цикл мероприятий по развитию экологических знаний у детей 4-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о связи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Через предметное окружение, явления общественной жизни, знакомства с родным краем, миром живой и неживой природы, ребенок формирует первое представление картины мира, адаптируется и взаимодействует в этом мире. На занятиях используется интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.

 К концу реализации программы дети будут готовы и способны:

  • проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
  • самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
  • проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
  • стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
  • пытаться самостоятельно оценивать свое поведение;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни.
  1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.

Направленность программы – естественнонаучная, позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о связи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.

Программа реализуется в летний период.

Актуальность.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И понимать это надо с детства. Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. В результате наблюдения за деятельностью детей, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Отличительные особенности программы определяется выстроенной моделью взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников, в том числе учитывается и региональный

компонент.

лет.


Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей от 4 до 7

По продолжительности программа является краткосрочной.

Адресат программы

Программа адресована на детей 4-7 лет и соответствует современным методам и

формам работы, уровню образования, современным образовательным технологиям и составлена в соответствии с (нормативно-правовыми документами):

  • Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
  • Конвенцией о правах ребенка
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

  • Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 – оз «О государственно- общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа- Югры»;
  • Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО- Югре «Открытое образование: конструктор будущего» (утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014);

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09 ноября 2018 г. № 196;

  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ (письмо от 18.11.2015 № 09 – 3242);
  • Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844);
  • Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Программа направлена на создание условия для развития дошкольников, открывающей возможности для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

  1. Цель и задачи программы

Цель - создание благоприятных условий для развития экологической культуры детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края, в том числе развитие интеллектуальных способностей через организацию летнего отдыха.

Задачи:

  1. Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
  2. Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
  3. Учить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы.
  4. Научить моделировать мыслительные действия при познании и описании объектов и явлений живой и неживой природы.
  5. Обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира.
  6. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
  1. Планируемые результаты

Целевые ориентиры программы «Юные друзья природы» базируются на положениях ДО:

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Принцип интеграции, реализуемый в программе, позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружающей действительности. В процессе образовательной по экологическому воспитанию одновременно решаются задачи других образовательных областей.

Образовательная область «Речевое развитие».

Знакомство детей с миром природы осуществляется в ходе наблюдений, экскурсий, рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов. Все эти формы работы способствуют интенсивному расширению словарного запаса детей, развитию связной речи. Рассматривая картины с изображением животных, растений, дети учатся понимать вопросы и отвечать на них, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», дети учатся устанавливать причинно –следственные связи между различными объектами и явлениями природы.

Образовательная область «Социально коммуникативное развитие» задачи:

  • воспитание моральных и нравственных качеств;
  • знакомство с правилами поведения на природе;
  • привлечение детей к посильному труду на природе.

Программа успешно интегрируется с образовательной областью «Художественно – эстетическое развитие». Наблюдение объектов природы побуждает детей к художественно – творческой деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Рассматривание

картин художников помогает формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру. Эмоциональному восприятию мира природы способствуют музыкальные произведения.

Программа имеет непосредственную связь с образовательной областью

«Физическое развитие»: обогащённая природная среда в помещении и на участке детского сада способствует укреплению здоровья детей.

  1. Содержание программы

В программе выделено четыре основных раздела, с которыми знакомятся дошкольники:

«Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»

«Многообразие растений и их связь со средой обитания»

«Жизнь растений и животных в сообществе»

«Взаимодействие человека с природой»

Методы реализации программы

Организация образовательного процесса предусматривает:

  • игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);

-творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно- творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

  • исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
  • познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
  • чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
  • трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

Направленность данной программы заключается в создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Данная программа поможет воспитанникам систематизировать, расширить и углубить знания по вопросам экологии.

Принципы организации деятельности детей

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

  • доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
  • поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
  • учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;

-опора на игру при формировании учебной деятельности;

-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

  • намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.
  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  1. Тематическое планирование

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1 раздел «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»

1.

Вода

3

0,5

2,5

Экспериментирование

«Куда делась вода после дождика?»

Викторина «Кто живет в

воде?»

2.

Воздух

3

0,5

2,5

Практическая работа на

территории метеоплощадки

3.

Почва и камни

3

1

2

Исследовательская

деятельность        «Почему земля кормит?»

2 раздел «Многообразие растений и их связь со средой обитания»

1.

Путешествие                по экологической        тропе

«В гости к деревьям»

2

2

Загадки

2.

«Лекарственные растения        нашей местности – средства оздоровления

организма человека»

2

0,5

1,5

Викторина аптека»

«Зеленая

3.

«Украсим

цветами»

Землю

2

0,5

1,5

Рисование «На лугу»

4.

«Где        любят растения?»

жить

3

0,5

2,5

Творческая        работа        –

коллаж «Растения нашего округа».

3 раздел «Жизнь растений и животных в сообществе»

1.

«Тайга как экосистема»

3

1

2

Конкурс рисунков «Мой

любимый        уголок природы»

2.

«Пруд, озеро, река как экосистема»

2

0,5

1,5

Наблюдение аквариуме»

«Рыбки        в

3.

«Подземные обитатели»

2

0,5

1,5

Обсуждение        сказки

«Дюймовочка»

4.

«Цепочки в лесу»

3

1

2

Дидактическая игра «Кто

где живет?»

4 раздел «Взаимодействие человека с природой»

1.

«Наш дом - природа».

2

1

1

Беседа

2.

«Мой        родной        край:

заповедные        места        и памятники природы»

2

0,5

1,5

Квест-игра «Заповедный мир»

3.

«Как        животные помогают человеку?»

2

0,5

2,5

Составление        творческих рассказов (сказок)

4.

«Как человек охраняет природу?»

1

1

Беседа.        Дидактические игры

5.

Сказка        «Сохраним

нашу Землю»

1

1

Изготовление «жалобной

книги природы»

ИТОГО

36

10

26

Содержание учебного плана

Раздел 1 «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»

Планомерная, целенаправленная работа по данной теме приведет: к формированию более широких представлений о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе, и способности к исследовательской деятельности подрастающего человека.

Тема 1 «Вода» (2 часа)

Формирование у воспитанников представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.

-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"

-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)

-Опыт с водой

Тема 2 «Воздух» (2 часа)

Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, без цвета и запаха, имеет вес, может сжиматься и расширяться. Сформировать понятие о том, почему дует ветер.

Практическая работа на метеостанции.

Тема 3 «Почва и камни» (2 часа)

Дети знакомятся с почвами – землёй, песком, глиной и их свойствами. Земля - тёмная, рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой. Глина – жёлтая (иногда красная или белая), плохо пропускает воду. Из глины можно лепить разные фигуры. Песок – жёлтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду. Земля нужна всем растениям, в ней есть питательные вещества, необходимые для них.

Раздел 2 «Многообразие растений и их связь со средой обитания»

Воспитание эстетического отношения к растениям, умения любоваться ими и бережно к ним относиться. Понимание роли растений в природе и в жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые растения.

Тема 1«В гости к деревьям»

Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, знают их названия, характерные признаки, особенности строения. Узнают, что растения живые существа, что для жизни, роста, созревания семян им нужны определённые условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут.

Тема 2 «Лекарственные растения»

Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Тема 3 «Украсим Землю цветами»

Расшить представление детей о способах, последовательности выращивания и ухода садовых цветов - воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к природе; прививать любовь к Родине.

Тема 4 «Где любят жить растения?»

Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, произрастающих в группе, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что растения – живые существа, и им необходимы определённые условия: питательная почва (земля), свет, вода, тепло, воздух. Эти условия им создаёт человек.

Раздел 3 «Жизнь растений и животных в сообществе»

Воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения, неправомочности их деления на «вредных» и

«полезных», красивых и некрасивых. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «дома», местообитания. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Помощь животным, обитающим рядом с нами.

Тема 1 «Тайга как экосистема»

Тайга – это лес, в котором преобладают хвойные деревья. Тайга в России находится за Уралом – в Сибири. В таёжном лесу мало кустарников, трав, потому что под густыми хвойными деревьями темно. Там много ягод – черники, брусники, много мхов и лишайников. В тайге водятся разные животные: волки, бурые медведи, рыси, соболи, куницы, белки, росомахи.

Тема 2«Пруд, озеро, река как экосистема»

Дети узнают, что пруд, озеро – это сообщество водных и прибрежных растений и животных, которые связаны друг с другом. В пруду пресная вода, там живут растения, которым подходят его условия, в воде плавают мелкие водные животные, мелкие и крупные рыбы, лягушки. Рядом с прудом селятся водоплавающие птицы.

Тема 3 «Подземные обитатели»

Дети получают представления о животных, черви и насекомые обитающих под землей. Знакомятся с их пользой для почвы. Условиями питания.

Тема 4 «Цепочки в лесу»

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Раздел 4 «Взаимодействие человека с природой»

Обобщение знаний, полученных в процессе изучения предыдущих блоков. Природа как среда обитания, «дом» человека, животных и растений. Отношения современного человека с природой. Факты отрицательного и положительного воздействия человека на природу. Закрепление правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту и навыков ресурсосбережения.

Тема 1«Наш дом - природа»

Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям; воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе;

совершенствовать умения детей выразительно читать стихи;

Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой. Беседа, чтение, просмотр видео, картин.

Тема 2«Мой родной край: заповедные места и памятники природы»

Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.

Тема 3«Как животные помогают человеку

Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность

Тема 4«Как человек охраняет природу?»

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой, любого уровня (российской, региональной), рассказать, что есть охраняемые растения и животные; их осталось мало и они могут исчезнуть совсем; показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.

Тема 5 Сказка «Сохраним нашу Землю»

Дети узнают, что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесники), которые очищает лес от сухих деревьев, бурелома, подкармливают зимой копытных животных, птиц. На вырубках сажают молодые деревья, которые специально выращиваются в лесопитомниках. Лес нужно оберегать от пожара, поэтому там не следует разводить костры.

  1. Условия реализации

Кадровое обеспечение:

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность образовательной организации.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательной организации: - старший воспитатель (2), воспитатели (38), инструктор по физической культуре (2), музыкальный руководитель (3).

Информационно-методическое обеспечение

Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции. Специфическими чертами методики экологического воспитания дошкольников являются: непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги,

слайды, сказки, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.

Ресурсное обеспечение программы

Аудио-, видео-, фото-, интернет-источники, ноутбук, экран, проектор, фотоаппарат, телевизор, музыкальное оборудование, цифровой микроскоп, набор игр.

Помещения, необходимые для реализации программы:

  • игровые комнаты;
  • прогулочные участки;
  • спортивный зал;
  • музыкальный зал;
  • спортивные площадки;
  • метеоплощадка.
  1. Формы контроля Критерии эффективности реализации программы:

Для определения уровня сформированности ключевых компетенций воспитанников проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Которая позволяет определить уровень освоения программного материала. Найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Диагностическая карта образовательного мониторинга по экологическому воспитанию в         группе

ФИ

воспитанника

Экологическое представление о живой

природе

Экологическое представление о неживой

природе

Эмоциональное отношение к природе

Общий уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

Примерные диагностические задания по экологическому воспитанию Живая природа.

  1. «Растительный мир».

Цель: выяснить знания детей о многообразии и особенностях растительного мира.

Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.

Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?

Чем дерево отличается от кустарника?

Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.

Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни? Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?

Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы. Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.

Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил? Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

Для чего растениям нужна вода?

Почему нужно рыхлить и удобрять почву?

Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок. Критерии оценки:

Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3

балла.

Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов

– 2 балла.

Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 33 – 54 баллов. Средний уровень – 25 – 32 баллов. Низкий уровень – 16 – 24 баллов.

  1. «Животный мир».

Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли основные классы животных, особенности строения и образа жизни.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.

Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?

Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими? Как они кормятся?

Каких животных, живущих в воде ты знаешь? Какие животные живут в почве?

Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «Красная книга». Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?

Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые.

Инструкция к проведению: проводится беседа с использованием картинок. Критерии оценки:

Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3

балла.

Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов

– 2 балла.

Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 33 – 54 баллов. Средний уровень – 25 – 32 баллов. Низкий уровень – 16 – 24 баллов.

Неживая природа.

  1. Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о неживой природе.

Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для отметки, карандаши.

Проведение исследования:

Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для отметки и дается задание отметить карандашами только то, что относится к живой природе.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.

Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустил некоторые объекты живой природы.

Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.

  1. Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы. Оборудование: три баночки (с песком, с камнями, с водой)

Вопросы:

  1. Какие свойства песка ты знаешь?
  2. Где и для чего человек использует песок?
  3. Какие свойства камней ты знаешь?
  4. Где и для чего человек использует камни?
  5. Какие свойства воды ты знаешь?
  6. Где и для чего человек использует воду Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (3 балла). Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

О воде:

  • Какого цвета может быть вода?
  • Зачем нужна вода? О песке:
  • Чем отличается сухой песок от влажного?
  • Что произойдёт, если наступить на влажный песок?
  • Зачем нужен песок? Оценка деятельности:
  1. балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные

вопросы.

  1. балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
  2. балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

Эмоциональное отношение к природе.

Методика "Радости и огорчения"

Цель: выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников. Подготовка исследования: подобрать рассказ о природе, вызывающий эстетические и нравственные чувства.

Проведение исследования:

(проходит в 2 этапа)

  1. Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг»; В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
  2. Испытуемому (ребенку) задается 2 вопроса:

1.Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе? 2.Что тебя больше всего огорчило?

Обработка данных.

Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень (4-5). Ответ эстетического характера, связанный с природой, проявление эмоциональности. Выделение нравственного момента в рассказе.

Средний уровень (2-3). Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.

Низкий уровень (1). Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа, которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы.

Список литературы

Владимирова Т.В. Шаг в неизвестность: Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы / Муниципальное дошк. образоват. учрежд. “Центр развития ребенка” дет. сад № 178 “Облачко”; Ульянов. пед. колледж № 1. Каф. пед. технологий. - Ульяновск, 2001. -107 с.

Владимирова Т. В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы / под ред. Сидорчук Т. А., - Ульяновск, 2002

Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

Гончарова        Е.В.        Региональная        программа        экологического        образования дошкольников: «Экология для малышей».: Тюмень:2000

Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. - «Мозаика- Синтез», Москва, 2017 г.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» под ред. Е.В. Соловьёвой.

http://mdou29kv.ucoz.ru/dokument/RP/rabochaja_programma_po_ehkologii.pdf http://mdou_soln.kol.edu54.ru/files/1a3b9307-ca03-455b-b1ec-0e1d754b8f8a.pdf https://detsad61.odinedu.ru/assets/img/detsad61/рабочая%20прогр.%20экология.pdf



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста»

Автор: Бунчук В.А


Содержание

1. Введение….………………………………………………………………….3

1.1 Актуальность……………………………………………………………….3

1.2 Цель и задачи…………………………………………………………….... 3

1.3 Целевая аудитория………………………………………………………....3

2. Дидактические игры для развития сенсорных эталонов цвета у детей раннего дошкольного возраста………………………..................................... 4

2.1 Роль дидактических игр в формировании сенсорных эталонов ……..…4

2.2 Дидактические игры в педагогических системах………………….….…4

2.3Педагогическое руководство дидактическими играми……………….….5

2.4 Картотека дидактических игр а сенсорное развитие (из опыта) …....….5

3. Заключение………………………………………………………………..…8

4. Литература. …. ….…………………………………………………………..8


  1. Введение

Сенсорное развитие - предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

  1. Актуальность

В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного развития. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

         Все это говорит о том, что необходимо создать благоприятные условия для развития сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В этом особая актуальность проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Большие возможности в овладении сенсорной культурой и в усвоении сенсорных эталонов является игровая деятельность. В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности.

1.2 Целью является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

 Достижение цели предусматривает решение следующих задач:

— обогащение чувственного познавательного опыта;

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

1.3.Целевая аудитория

Методическая разработка адресована: воспитателям ДОУ, для использования дидактических игр в детском саду на занятии и режимных моментах, а также родителям для использования в домашних условиях

  1.  Дидактические игры для развития сенсорного эталона цвета у детей раннего дошкольного возраста
  1. Роль дидактических игр в формировании сенсорных эталонов

Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

      Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата

  1. Дидактические игры в педагогических системах.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр. Он исходил из необходимости использовать разнообразные игры для развития органов чувств детей, ознакомление с природой, жизнью людей, подготовки к школе. Этой цели он подчинял дидактический материал, предназначенный для формирования представлений о форме, величине, пространственные отношения, числа. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучиками и пр., расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

Другая всемирно известная система, дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы-вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания -Е. И. Тихеева. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимости от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др., настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.

2.3. Педагогическое руководство дидактическими играми.

Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по цвету. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех возможных. Допуская отдельные ошибки, малыш может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?» Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает цвет, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию. К концу третьего года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу, выкладывании мозаики и т. д.

При проведении игр-занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий.

Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

   Авторские дидактические игры и пособия направлены на то, чтобы помочь расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, выражать свои чувства, переживания через игровую деятельность.  

2.4 Картотека дидактических игр на сенсорное развитие

Игра №1 « Чудесный мешочек»

Цель: учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу

Развивать исследовательски действия руки, вынимая предметы на ощупь из коробки. Называть их закрепить умение ориентироваться в однородных предметах разных величин: большой, поменьше, маленький, подбирая их. Продолжать  обогащать  чувственный  опыт  при  действии  предметами  определенной    формы  и  разной  величины,  называя  их  физические  свойства.  Развивать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.  

Игра №2 «Подбери по цвету»

Цель: закреплять с детьми названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь детей.

На столе раскладываются все картинки. Ребенок берет любую картинку, которая ему понравится, объясняет, что это за предмет и какого он цвета, и кладет картинку в соответствующего цвета отдел игрального поля. Дети могут играть вчетвером, по очереди вытаскивая картинки.

Игра №3 «Стиральная машина»

Цель: Формировать умение различать основные цвета (красный, жёлтый, зеленый, синий).

Ведущий предлагает ребёнку помочь кукле Тане постирать одежду.

Стирать одежду в соответствии с цветом стиральной машинки,

то есть синюю одежду в синей машинке, жёлтую в жёлтой,

красную в красной, зелёную в зелёной.

Таким образом, дети запоминают основные цвета.

2 ВАРИАНТ: «Разбери одежду по виду».

Дидактическая задача: классифицировать виды одежды и её назначение.

Ведущий предлагает разобрать одежду для стирки по виду.

Например, платья стирать - в зелёной машине, рубашки - в синей и т.д…,

домашнею, праздничную.

Таким образом, дети запоминают название одежды и её назначение.

3 ВАРИАНТ: «Стираем сезонную одежду».

Дидактическая задача: закрепить представления о временах года.

 Ведущий предлагает постирать: летнюю одежду - в красной машине,

зимнюю-в зелёной, весеннюю –в жёлтой, осеннюю-в синей машине.

Игра предусматривает творческий подход взрослого, выступающего в роли

ведущего, он может предложить свои варианты игры.

Задания могут даваться как всем участникам, так и индивидуально для каждогоребёнка.

Игра №4 «Баночка с секретом»

Дидактическая задачи: 

1.Развитие обоняния.

2. Развитие умения распознавать признак запаха.

3. Формирование умения классифицировать объекты по запаху

Коробку с набором баночек внутри которых на ватном диске жидкие носители запаха (духи, масла и т.д.) или в мешочке сыпучие носители запаха (кофе, чай, ароматные приправы).

Взрослый предлагает детям познакомиться с содержимым баночек (открутить крышку и аккуратно понюхать). Ребята делятся впечатлениями. Высказывают предположения, что находиться внутри, как и где используют этот запах. Взрослый отвечает на вопросы; рассказывает как получают запахи, где их используют; как человек чувствует запахи и анализирует, как это помогает в ежедневной жизни; людям каких профессий важно хорошо различать запахи. В конце игры важно плотно закрутить крышку, т.к. запахи летучие и выветриваются, исчезают.

Игра №5 «Поставь цветы в вазу»

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

Игра №6 «Разноцветные прищепки»

Цель: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что внучата сложили все прищепки в оду коробку, предлагает малышам разложить их по цветам коробки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

Игра №7 «Прятки»

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими  (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

Игра №8 «Магазин игрушек.»

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т. п.)

Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку, уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета. Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.

  1. Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду. Роль педагога в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребенком.

Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.

  1. Литература:
  1. Дидактическая система Фридриха Фрёбеля / В. А. Маркова ; ФГБНУ  "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования", ЭЛТИ-КУДИЦ. Все для развития детей. - 2-е изд. стер. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 45 с.
  2. . Игры с детьми второго и третьего года жизни : развиваем: речь, представления о форме предметов, их количестве, представления о пространстве и времени : 2+ / Разенкова Ю. А., Глубева Л. Г., Гончарова Е. Л. [и др. ] Москва : Школьная кн., 2020. - 95с.
  3. И.П. Афанасьева. Маленькими шагами в большой мир знаний. Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. -СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕС», 2005г.
  4. Л.А. Венгер и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Кн.для воспитателей дет.сада- М.: Просвещение,1988г.
  5. Л.Н. Павлова и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.- М.: Мозайка -Синтез, 2000г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание предметно-развивающей среды в групповом помещении детского сада Выполнила воспитатель Бунчук В.А., Андронниова А.Г.

Слайд 2

План: Предметно-пространственная среда Требования ФГОС Функции развивающей предметно- пространственной среды Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Составляющие предметно-развивающей среды Памятка Заключение

Слайд 3

Предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом

Слайд 4

Требования ФГОС Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде : Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка. Реализацию образовательной программы ДОУ. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

Слайд 5

Информационная – каждый предмет несёт определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Слайд 6

Младший дошкольный возраст Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Слайд 7

Средний дошкольный возраст Организация жизни и воспитание детей направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Слайд 8

Старший дошкольный возраст В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. В группах старших дошкольников необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Слайд 9

Составляющие предметно-развивающей среды При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие: пространство ; время ; предметное окружение.

Слайд 10

Памятка Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

Слайд 11

Памятка Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Слайд 12

Заключение Таким образом, создавая развивающую предметно - пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно -образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Слайд 13

Заключение Таким образом, развивающая среда создается с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело или занятие . Подбор дидактических материалов , игр, пособий , детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка..

Слайд 14

Спасибо за внимание!