Я - педагог-наставник
С 2022 года я - педагог-наставник. На этой странице собраны материалы реализации моего наставничества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО: заведующим МКДОУ «Детский сад № 19» ст-цы Зольской ______________ Гнитько Л.П. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
ГОНЧАРЕНКО ОЛЬГИ СЕРГЕЕВНЫ
СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Педагог: Гончаренко Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Образование: Высшее. ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт, 15.02.2022г. Бакалавр «Педагогическое образование», «Дошкольное образование».
Квалификационная категория: без категории
Педагогический стаж: 11 мес
Стаж в данной должности: 11 мес.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная тема по самообразованию: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: Создание системы мероприятий и педагогической помощи детям младшего дошкольного возраста по развитию речи.
Сроки работы над проблемой: 2025-2026 уч. год
Предполагаемый результат:
- Внедрение систем мероприятий по развитию речи детей младшего возраста через игровую деятельность.
- Привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности по развитию речи с детьми через игры
- Использование новых игровых приемов и игр в образовательной деятельности с детьми, развивающими речь.
Форма отчета о проделанной работе: электронное портфолио
СОДЕРЖАНИЕ
Направления деятельности | Виды деятельности | Сроки исполнения | Результат, педагогический продукт | Формы презентаций достижений, где заслушиваются |
Профессиональное | -изучение образовательных стандартов; -изучение методической литературы по данной проблеме; -разработка рабочей программы; -ознакомление с новинками педагогических технологий через методическую поддержку МКДОУ, работу с наставником, районные методические объединения, интернет; -плановое повышение КПК; -плановая аттестация; -профессиональные публикации; -участие в конкурсе профессионального мастерства; | сентябрь в течение года | -составление рабочей программы; -обмен опытом по данной проблеме; | -представление опыта по разработке рабочей программы на педагогическом совете; |
Психолого-педагогическое | -изучение и систематизация материалов педагогической и психологической литературы; -повышение педагогической квалификации, переосмысливание своей работы в свете инновационных технологий педагогического обучения; | в течение года | -тематические мероприятия с родителями; -создание комфортной, благоприятной РППС по речевому развитию и игровой деятельности для детей; -обобщение опыта работы по данной проблеме; -праздник; -мастер-класс; -презентация; -фотоотчет; -выставка; -проект; | - представление опыта на педагогическом совете, семинаре, мастер-классе; - консультации для родителей; -распространение опыта работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность; -организация кружка, клуба; -методическая разработка; |
Методическое | -совершенствование знаний современного содержания образования в ДОУ; -знакомство с новыми формами, методами, приемами обучения в ДОУ; -изучение опыта лучших педагогов; -посещение открытых мероприятий; -обобщение педагогического опыта; -участие в конкурсах; - создание базы собственных методических разработок, сценариев; -совершенствование структуры занятий; -внедрение новых форм работы с детьми; -проведение открытых мероприятий; -обсуждение проблем по самообразованию с педагогом-наставником и в педагогическом сообществе (педсовет, консультация, школа молодого педагога, др.); -посещение теоретических семинаров по проблеме повышения качества образования); -рефлексия своего опыта; | в течение года | -проведение занятий; -выставка детских работ; -проведение праздника; -проектная деятельность; -оснащение центра РППС по речевому развитию; -проведение открытых мероприятий; -организация кружка; -обобщение опыта работы; | -конспект; -презентация; -открытое мероприятие; -профессиональный конкурс; -подготовка к аттестации; |
ИКТ-технологии | -совершенствование навыков работы на компьютере; освоение новых компьютерных программ; -создание собственного сайта; -создание презентаций о работе; -сбор и анализ информации по проблеме: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»; -разработка конспектов занятий применением ИКТ; -разработка комплекта тематических занятий; -размещение своих разработок на мини-сайте воспитателя, в интернете; -изучение ИКТ, внедрение их в образовательный процесс; | в течение года | -конспекты занятий; -методические разработки; -проектная деятельность; -создание банка методических разработок; -создание презентаций; | -консультации, презентации на педагогическом совете; -семинары; -открытые мероприятия; -профессиональный конкурс; -подготовка к аттестации; |
Здоровьесберегающие технологии | -внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий; | в течение года | -создание РППС; -конспекты; -методические разработки; -обобщение опыта работы; | -консультации, презентации на педагогическом совете; -семинары; -открытые мероприятия; -профессиональный конкурс; -подготовка к аттестации; |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующим МКДОУ
«Детский сад № 19» ст-цы Зольской
________________ Гнитько Л.П.
Персонализированная программа наставничества
на 2025/2026 учебный год
Сведения о педагоге – наставнике
Аксёнова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Образование
- Высшее. Г. Ростов-на-Дону ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», 26.06.2008г.»учитель начальных классов».
- Профессиональная переподготовка: ЧПОУ «ПТЭИТ» г. Пятигорск, 18.11.2016 г. «Дошкольное образование»
Квалификационная категория: высшая
Педагогический стаж: 20 лет
Стаж в данной должности: 20 лет
Сведения о молодом педагоге
Гончаренко Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Образование
- Высшее. ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт, 15.02.2022г. Бакалавр «Педагогическое образование», «Дошкольное образование».
Квалификационная категория: не имеет
Педагогический стаж: 11 мес
Стаж в данной должности: 11 мес.
1. Актуальность программы
Актуальность персонализированной программы наставничества обусловлена реализацией образовательного процесса с учётом требований ФГОС ДО; организации адаптацией вновь принятого педагога; организацией молодого педагога; необходимостью повышения уровня профессиональных компетентностей вновь принятых педагогов.
2. Цель программы: реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в МКДОУ, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Задачи:
1. привитие молодым и вновь принятых педагогам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в образовательном учреждении;
2. организация психолого – педагогической поддержки и помощи начинающим педагогам:
2.1. в проектировании и моделировании воспитательно – образовательного процесса;
2.2. в проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;
2.3. в формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно – образовательной работы;
2.4. в формировании умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия для их решения;
2.5. в формировании уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции;
2.6. способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ.
3. Краткое описание видов и форм наставничества, которые применяются в персонализированной программе наставничества
Достижение поставленной цели персонализированной программы наставничества планируется посредством применения персонального вида наставничества.
В МКДОУ применяется форма наставничества «педагог – педагог» по отношению к наставнику или к группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющиеся профессиональных затруднений.
4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества
В результате работы педагогов в рамках наставничества ожидается:
4.1. улучшение психологического климата в образовательной организации, как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнёрства;
4.2. построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных педагогов.
4.3. адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
4.4. измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников ДОУ, связанное с развитием гибких навыков и мета – компетенций;
4.5. рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях;
4.6. снижение проблем адаптации в новом коллективе: психологические, организационные и социальные.
5. Мониторинг работы педагогов в рамках наставничества
Мониторинг в рамках наставничества осуществляется педагогом – наставником и куратором на начало работы наставнической пары/группы, на конец отчётного периода персонализированной программы наставничества (май).
Индивидуальный план
работы наставника с молодым педагогом
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат | Отметка наставника |
Раздел 1. Изучение нормативно-правовой базы | ||||
| Изучение методов диагностики, виды планирования, структуры рабочей программы; помощь в составлении календарного и перспективного планирования; | сентябрь |
|
|
| Изучение локальных актов ДОУ, регламентирующих инновационную деятельность | октябрь |
|
|
Раздел 2. Изучение уровня профессионализма и деловых качеств педагога, выявление профессиональных затруднений | ||||
| Анкета изучения затруднений педагога ДОО | сентябрь |
|
|
Анкетирование «Мотивационная готовность педагога к участию в инновационной деятельности» | ноябрь | |||
| «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» | май |
|
|
Раздел 3. Оказание помощи в процессе адаптации к профессиональной деятельности и работе в коллективе, в преодолении профессиональных затруднений | ||||
3.1. Оказание помощи в разработке учебно-планирующей документации | ||||
| Практическое занятие «Новые требования к нормативно-правовой документации педагога дошкольного образования» | октябрь |
|
|
3.2. Оказание консультативной помощи по вопросам мониторинга, разработки оценочного инструментария в освоении ООП дошкольниками. | ||||
| Изучение методов диагностики, виды планирования, структуры рабочей программы; помощь в составлении календарного и перспективного планирования | сентябрь-октябрь |
|
|
3.3. Оказание консультативной помощи по внедрению инновационных технологий в педагогический процесс. | ||||
| Консультация «Инновационные технологии в ДОУ». | сентябрь |
|
|
| Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ». Задание «Создание картотеки физминуток для детей старшего дошкольного возраста» | октябрь |
|
|
Консультация «Общие подходы в организации исследовательской деятельности старших дошкольников» Задание. Разработать конспект занятия с использованием опытно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы» | декабрь | |||
Консультация «ИКТ как инструмент современного педагога ДОУ» | январь | |||
Консультация «Метод кейса, как личностно-ориентированная технология в работе с детьми дошкольного возраста» | февраль | |||
Консультация «Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС» | март | |||
Консультация "Технология проблемного обучения в ДОУ" | апрель | |||
3.4. Оказание методической и практической помощи. | ||||
| Практическое занятие «Проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Задание «Разработать творческо-познавательный проект для детей средней группы» | ноябрь |
|
|
| Мастер-класс на тему «Создание мультимедийных презентаций» | январь |
|
|
Практическое занятие «Создание леп-бука» | февраль | |||
3.5. Оказание помощи в разработке и реализации плана профессионального становления, самообразования. | ||||
| Выбор темы самообразования. Составление плана работы на год. | сентябрь |
|
|
| Помощь в составлении отчёта по теме самообразования | апрель |
|
|
Раздел 4. Взаимодействие наставника и педагога | ||||
4.1. Посещение и анализ занятий | ||||
| Посещение наставляемым ООД и режимных моментов у наставника. ( проведение опытов/экспериментов) | декабрь |
|
|
| Посещение наставляемым ООД и режимных моментов у наставника. ( использование кейс-технологии) | февраль |
|
|
Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности наставляемого | октябрь | |||
Просмотр организации режимных моментов с использованием здоровьесберегающих технологий наставляемым | октябрь | |||
Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности наставляемого (в рамках реализуемого проекта) | ноябрь | |||
Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности наставляемого (с использованием игровых технологий) | март | |||
4.2. Совместная подготовка и участие наставника и наставляемого досуговых мероприятий, НОД, развлечений, праздников, семинарах, конференциях и др. | ||||
| Помощь в разработке конспектов ООД | сентябрь- май |
|
|
| Помощи в подготовке материала для участия в семинаре практикуме : «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» | ноябрь |
|
|
4.3. Совместные публикации наставника и педагога | ||||
| Публикации в печатном издании МКДОУ «Детский сад № 19 «Звездочка» и профессиональных сообщества сети интернет | сентябрь- май |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5. Оценка качества подготовки работников и результатов их деятельности. | ||||
| Оценка навыков педагога ( промежуточная диагностика) | январь |
|
|
| Оценка навыков педагога ( итоговая диагностика) | май |
|
|
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДОУ
Подготовила воспитатель
Аксёнова Н.Б.
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает
весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день.
Музыкальное сопровождение вызывает у детей положительные эмоции, усиливает
физиологические процессы в организме, а также содействует развитию ритмичности,
пластичности, плавности, выразительности и грациозности движений.
Виды утренней гимнастики:
1. Традиционный комплекс утренней гимнастики.
- Выполняется в следующей последовательности:
- непродолжительная ходьба разного вида в чередовании с бегом;
- разные построения и перестроения;
- общеразвивающие упражнения;
- бег;
- непродолжительная ходьба с выполнением упражнения на восстановление
- дыхания.
2. Утренняя гимнастика игрового характера.
В неё могут быть включены 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности («Парный бег», «Удочка», «Сделай фигуру») или упражнения имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают», «цапля стоит на одной ноге и достаёт лягушку», «птичка машет крылышками» и т.д. Можно создать целый сюжет из имитационных упражнений. В конце предлагаются упражнения на восстановление дыхания.
3. Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий.
Использование полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды упражнений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, собираются и разбираются быстро. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий.
Например, легко составить такую полосу препятствий: пройти по кирпичикам, перешагивая и перепрыгивая через них, вбежать на наклонный мостик и спрыгнуть с него, подлезть под дуги разных размеров, прокатить цилиндр, попрыгать на батуте и т.д. В конце предлагаются упражнения на восстановление дыхания.
4. Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек.
Этот вид утренней гимнастики проводится обязательно на воздухе, во время приёма детей (небольшими группами по 5-7 человек). Сначала детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего действия. Затем даётся пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300 м (один-два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются упражнения на восстановление дыхания.
5. Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажёров.
Использование простейших тренажёров помогает существенно оптимизировать и разнообразить физкультурно-оздоровительные занятия с детьми. Можно использовать гантели, детские экспандеры, резинки. В конце предлагаются упражнения на восстановление дыхания.
6. Утренняя гимнастика с использованием музыкально-ритмических движений.
Подбор упражнений
Подбор конкретных упражнений в комплексы определяется Программой для каждой возрастной группы с учётом возможностей и состояния здоровья детей данной группы, а также индивидуальных особенностей.
Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснение и показ упражнения.
Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в
определённом порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц. При этом устанавливается такая последовательность упражнений:
- для развития и укрепления мышц плечевого пояса, содействующих развитию
- подвижности плечевых суставов, грудной клетки и выпрямлению позвоночника;
- для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника, содействующих развитию этих мышц, оказывающих массирующее действие на внутренние органы, развивающие суставы ног. способствующих формированию правильной осанки;
- для развития мышц брюшного пресса и ног, направленных на укрепление этих мышц и оказывающих массирующее действие на внутренние органы.
Комплекс утренней гимнастики планируется:
- в группе раннего и младшего возраста – 1 комплекс в месяц;
- в группах среднего и старшего дошкольного возраста – 2 комплекса в месяц с
- усложнением на 2-ую и 4-ую неделю (усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторений, замена образов, которым дети подражают и т.д.).
Структура традиционного комплекса утренней гимнастики и методика
проведения
Утренняя гимнастика проводится с дошкольниками ежедневно в утренний отрезок времени.
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время.
Физическая нагрузка возрастает за счёт увеличения количества повторений каждого упражнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики:
- в группе раннего возраста – 5 минут;
- в младшей группе – 5 минут;
- в средней группе - 6 минут;
- в старшей группе – 8 минут;
- в подготовительной группе – 10 минут.
Физические упражнения вызывают жизнерадостное настроение, положительные
эмоции. Воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создаёт у обучающихся интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приёмы, музыкальное сопровождение.
Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции создаёт бодрое настроение. Обучающиеся учатся согласовывать движения с характером музыки, выполнять упражнения чётко, выразительно, плавно.
Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать
обучающихся, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.
Структура традиционного комплекса утренней гимнастики
- вводная часть;
- основная часть;
- заключительная часть.
Вводная часть - это небольшая разминка.
Включает в себя разные:
1. Виды ходьбы:
Младший возраст - обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба с
высоким подниманием колен, ходьба приставным шагом, ходьба в колонне по одному и по два, ходьба парами, ходьба по кругу, ходьба врассыпную, ходьба змейкой.
Средний возраст - обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба с
высоким подниманием колен, ходьба на наружных сторонах стоп, ходьба широким шагом, ходьба приставным шагом, ходьба с различными исходными положениями и движениями рук, ходьба парами, ходьба в колонне по одному и по два, ходьба по кругу, ходьба врассыпную, ходьба змейкой.
Старший возраст (5-6 лет) - обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба на пятках,
ходьба на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колен, ходьба широким шагом, ходьба приставным шагом, ходьба в полуприседе (5-6 лет), ходьба с различными исходными положениями и движениями рук, ходьба в колонне по три, по четыре, шеренгой, ходьба в разных направлениях, ходьба по кругу, ходьба змейкой, ходьба врассыпную.
В подготовительной группе + ходьба в приседе, ходьба с выпадами вперёд.
2. Виды бега:
Младший возраст – обычный бег, бег на носках, бег с высоким подниманием колен,
бег в колонне по одному, бег змейкой, бег по кругу, бег врассыпную.
Средний возраст - обычный бег, бег на носках, бег с высоким подниманием колен, бег широким шагом, бег в колонне по одному, бег змейкой, бег по кругу, бег врассыпную.
Старший возраст - обычный бег, бег на носках, бег с высоким подниманием колен,
бег широким шагом, бег в колонне по одному, бег спиной вперёд, боком, бег змейкой, бег по кругу, бег врассыпную, бег в разном темпе.
3. Построения:
- построение в колонну по одному;
- построение в пары (парами);
- построение в одну шеренгу;
- построение в круг;
- построение врассыпную.
4. Перестроения:
- из колонны по одному в колонну по два на месте;
- из колонны по одному в колонну по три, по четыре.
- из колонны по одному в колонну по три, по четыре поворотом в движении;
- из одной шеренги в две на месте.
5. Повороты:
- переступанием;
- прыжком;
- кругом на месте.
6. Смыкания и размыкания.
В начале утренней гимнастики часто даётся ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен). Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание.
Целесообразно включить для предупреждения плоскостопия разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, на пятках. Такое сочетание повторяется 6-8 раз. Полезно менять скорость ходьбы – от медленной до быстрой, от быстрой до медленной. Нужно следить, чтобы обучающиеся не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.
При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу»). Бег в младшей группе сначала проводится стайкой, врассыпную. А потом в колонне по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях. Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и
чередуется с ходьбой.
Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается:
- для младшего возраста – 10-20с.;
- для среднего возраста – 20-25с.;
- для старшего (5-6 лет) возраста – 25-30с.;
- для старшего (6-7 лет) возраста- 30-40с.
Эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоровья, физического
развития и физической подготовленности. Воспитатель следит, чтобы обучающиеся бегали на носках, поднимая выше колени.
Основная часть включает общеразвивающие упражнения, которые могут быть выполнены с предметами и без предметов.
В старшем дошкольном возрасте больший объём занимают общеразвивающие упражнения без предметов.
Для выполнения общеразвивающих упражнений обучающихся младшего возраста
строят в круг, врассыпную.
Со средней группы перестраивают в колонну по три, по четыре. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.
Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с
возрастом обучающихся по мере улучшения физического развития и физической
подготовленности:
- для раннего возраста - 3-4 упражнений (повторяются 4-5 раз);
- для младшего возраста – 4 упражнения (повторяются 4-5 раз);
- для среднего возраста – 4-5 упражнений (повторяются 5-6 раз);
- для старшего (5-6 лет) – 5-6 упражнений (повторяются 6-8 раз);
- для старшего возраста (6-7 лет) – 6-8 упражнений (повторяются 8-10 раз).
Упражнения могут выполняться и в разном темпе, например, сначала 2-3 раза в
среднем темпе, потом 3-4 раза в быстром, потом 2-3 раза в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, интерес к утренней гимнастике.
Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа (на спине, животе).
Упражнения для рук и плечевого пояса:
- младший возраст – из исходного положения узкая стойка ноги врозь (ноги расставлены на ширину ступни, носки слегка разведены в стороны)
- старший возраст – основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (ступни сомкнуты – пятки и носки вместе).
Упражнения для мышц туловища
- младший возраст – из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь (ноги расставлены на ширину плеч, носки слегка разведены в стороны)
- старший возраст - стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь (ноги разведены шире плеч).
Упражнения для ног:
- младший возраст – из исходного положения узкая стойка ноги врозь
- старший возраст – основная стойка.
Младший возраст.
Воспитатель делает упражнения вместе с детьми, но уже в меньшей степени (2-3 раза), затем только наблюдает за качеством выполнения упражнения и делает необходимые указания.
Средний возраст.
Новое упражнение воспитатель сначала называет, кратко объясняет его (если нужно показывает), а затем подаёт команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание обучающихся фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если же ошибки всё же возникают, то указания по их исправлению даются в ходе выполнения упражнений. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счёта со словами, обозначающими элементы техники или даже замена счёта конкретными словами. Например, вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая». Целесообразнее чередование счёта, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз – «присели», вверх – «выпрямились») В средней группе повышаются требования к чёткости исходного положения, правильного выполнения не только основных, но и второстепенных элементов упражнения (не гнуть ноги в коленях).
Старший возраст.
Знакомые упражнения дети выполняют по одному названию. В случае необходимости используется показ всего упражнения или отдельных его элементов. К показу и объяснению упражнений привлекаются дети. В этом возрасте доступна и интересна соревновательная форма проведения общеразвивающих упражнений («Кто лучше выполнит упражнение?»).
Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребёнком, и если возникает необходимость оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания подбадривает.
При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах. В младшем возрасте обучающиеся подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей группе – для выполнения отдельных элементов.
В процессе выполнения общеразвивающих упражнений нужно учить обучающихся дышать через нос, не задерживать дыхания, согласовывать ритм его с характером выполняемого упражнения. Детям младшего возраста воспитатель подсказывает, что выдох нужно делать при наклонах вперёд, приседании, сгибании ног и др. (он должен совпадать с моментом, когда грудная клетка сдавливается). Уточнению момента выдоха помогают звукосочетания и слова, произносимые детьми. При медленном темпе выдох делается со звуками («тсс», «шш», «пф») или сопровождается словом «вниз». При быстром темпе дети на выдохе произносят слова «вперёд», «вправо», «ух». Можно также считать «раз», «два».
В средней и группах старшего возраста обучающихся надо учить полному выдоху.
Удлинению выдоха помогают слова и звуки, в какой-то степени соответствующие характеру упражнения. Например, при наклонах вперёд в три приёма дети, коснувшись пальцами колен, произносят «тук», ниже колен – «тук», коснувшись носков – ещё раз «тук». Но произнесением слов и звуков не следует злоупотреблять, потому что выдох при этом производится не через нос, а через рот.
В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.
Заключительная часть.
Целесообразно включить:
- для предупреждения плоскостопия разные виды ходьбы в следующем сочетании:
- обычная ходьба, на носках, на пятках;
- бег в быстром темпе;
- чередование бег с ходьбой, повторяя 2-3 раза;
- упражнения на восстановление дыхания.
В конце обучающиеся могут прочитать стихи, речёвки, в которых подчёркивается значение утренней гимнастики или исполнить песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Подготовила воспитатель
Аксёнова Н.Б.
1. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
Большое значение для физического развития дошкольников имеет пребывание их на свежем воздухе. Прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играя, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
2. Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа.
1. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня
предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
2. В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до
-20°С.
3. Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.
3. Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада
для проведения прогулок.
Для осуществления задач полноценного развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
На участке должно быть оборудование для развития движений: лесенки для лазанья, бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах.
Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
4. Подготовка к прогулке.
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение
гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом стульчиков или скамеечек, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем куртку, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать помощник воспитателя, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу.
Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.
Требования к одежде детей: в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;
Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.
Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
5. Структура прогулки:
- наблюдение;
- подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней
- подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры;
- индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств;
- труд детей на участке;
- самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в
зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть
яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
- живая природа: растения и животные;
- неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
- труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдений:
1. Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о
свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.).
2. Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии
растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают
наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную
последовательность:
1) устанавливаются факты;
2) формируются связи между частями объекта;
3) идет накопление представлений у детей;
4) проводятся сопоставления;
5) делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Подвижные игры
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами: бабки, кольцеброс, кегли. В старших группах используются элементы
спортивных игр (волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей) В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке:
- в младших группах — 6 — 10 минут;
- в средних — 10-15 минут;
- в старших и подготовительных — 20-25 минут.
На вечерней прогулке:
- в младших и средних группах — 10-15 минут,
- в старших и подготовительных — 12 -15 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 подвижных игр (повтор в течение месяца и
закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям
воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего
выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Особенности организации двигательной активности в зимний период:
- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети
дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.
Дидактические игры и упражнения являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут. Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.
При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:
- опираться на уже имеющиеся у детей знания;
- задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
- постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
- конкретно и четко объяснять правила;
Виды дидактических игр:
- Игры с предметами (игрушками или природным материалом),
- Словесные игры.
Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические
упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т.п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления,
полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он
помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Интерес к творческим играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не
скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Трудовая деятельность детей на участке
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
- Индивидуальные трудовые поручения;
- Работа в группах;
- Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах
детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные
трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую
задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Целевые прогулки
Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки. В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.
Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов. Средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
ФГОС дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов, таких как прогулка.
В ходе прогулки возможна интеграция пяти образовательных областей.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.
Задачи образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» решаются на прогулке через подвижные игры с детьми, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление — познавательно-речевое развитие.
Задачи «Художественно-эстетического развития» решаются посредством наблюдений за красотой природы, конструктивной деятельности, игр с природными материалами и песком.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности.
Интегративный подход к проведению прогулок дает возможность развивать в
единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада
Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей
должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.
При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, полицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.
В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;
- Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.
Рекомендации при подготовке к проведению прогулок в ДОУ.
1. Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи
должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в
программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
2. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей.
Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию
прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.
3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит
планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение
прогулки.
4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют
радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
5. Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых
или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.
6. При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности
дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.
7. Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь ребят в расчистке участка от снега, осенью — листьев и т.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила воспитатель
Аксёнова Н.Б.
«Проект» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая
завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Применительно к детскому саду проект–это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий,
направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием
творческого продукта.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания
применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка
Целью технологии проектной деятельности является: развитие и обогащение
социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного
взаимодействия.
Классификация учебных проектов:
- «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры,
- народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные» проекты, при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина) и музыкальной (игра на рояле) формах;
- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время
используют следующие виды проектов:
1. Исследовательские (дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде
презентаций, рисунков, детских поделок, газет, драматизаций, детского дизайна).
2. Ролевые (с элементами творческих игр: дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
3. Практико-ориентированные:
- дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.
- оформление группы и ее дизайн, витражи, презентации, выставки детско-родительских работ и др.
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детских
дизайнерских решений).
Типы проектов:
1. по продолжительности:
- краткосрочный;
- средней продолжительности;
- долгосрочный.
2. по доминирующему методу:
- исследовательские;
- практико-ориентированные;
- информационные;
- творческие;
- игровые;
- приключенческие.
3. по количеству и составу участников:
- групповой;
- фронтальный;
- индивидуальный;
- парный.
4. по характеру содержания:
- ребенка и природу;
- ребенка и рукотворный мир;
- включают ребенка и его семью;
- ребенка, общество и его культурные ценности.
5. по характеру участия ребенка в проекте:
- заказчик;
- исполнитель;
- участник от зарождения идеи до получения результата;
- эксперт.
6. по характеру контактов:
- внутри ДОУ;
- в контакте с семьей;
- осуществляется внутри одной возрастной группы;
- в контакте с другой возрастной группой;
- учреждениями культуры;
- общественными организациями (открытый проект).
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель.
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
При правильно организованной работе воспитанники старших групп достаточно быстро учатся определять проблему, которую необходимо разрешить, выдвигать гипотезу, ставить задачи, предполагать возможные решения, осуществлять эксперимент, формулировать выводы, делать обобщения, радоваться полученному результату.
Тему проекта можно выбрать из определенного раздела образовательной программы. Но в практике работы бывает, что тема возникает по инициативе детей. Это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
Структура проекта:
- тема;
- сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный);
- возраст детей;
- актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы);
- методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая
- использовалась при составлении проекта);
- Цель проекта;
- Задачи проекта;
- Выдвижение гипотезы;
- Этапы реализации.
В практике выделяют следующие этапы работы над проектами:
I. Подготовительный этап.
II. Организация проектирования.
III. Проектирование.
IV. Презентация результатов деятельности.
Первый этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Проектная деятельность тесно взаимосвязана с исследовательской деятельностью.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ - технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- выдвижение гипотезы;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты; эксперименты
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой
- деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- использование художественного слова;
- трудовые поручения, действия;
- подражание голосам и звукам природы.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование):
- состояние и превращение вещества;
- движение воздуха, воды;
- свойства почвы и минералов;
- условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа):
- виды растений;
- виды животных;
- виды строительных сооружений;
- виды транспорта;
- виды профессий.
3. Путешествие по карте:
- стороны света;
- рельефы местности;
- природные ландшафты и их обитатели;
- части света, их природные и культурные «метки» - символы.
4. Путешествие по «реке времени»:
прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной
цивилизации. История жилища и благоустройства.
Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста при реализации
метода проектов
Дошкольники непосредственно основы наук не изучают. В процессе обучения в детском саду они лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться: слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, т. е. учатся понимать учебную задачу. При этом у детей постепенно формируются не только знания и умения осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.
Дошкольники, особенно малыши, имея небольшой объем внимания, недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания. Поэтому часто затрудняются в выполнении поставленной педагогом задачи. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и его выполнение. А затем, постепенно, следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения.
У дошкольников, в силу слабости нервных процессов, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог.
Во избежание этого следует:
- тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко,
- сообщая лишь самое основное;
- часть указаний и дополнений можно делать по ходу занятия;
- объяснение не должно быть многословным.
При объяснении учебного материала, дети, в силу отсутствия опыта, часто не в
состоянии отделить главное от второстепенного, поэтому следует помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может остаться не услышанным основное. Специфика дошкольного обучения состоит в том, что обучение тесно связано с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Поэтому воспитателю следует продумать мотив обучения.
Так, мотив обучения будет для ребенка более действенным, если в процессе обучения предлагается сделать что-то для игры.
Средний дошкольный возраст
Дети способны и должны научиться целенаправленно организовывать собственную деятельность: внимательно слушать указания педагога и действовать в соответствии с ними, старательно выполнять задания до конца, преодолевать трудности. Также дети должны уметь осуществлять элементарные действия контроля и оценки собственной деятельности: сравнивать конечный результат деятельности с образцом, указаниями и объяснениями воспитателя, замечать несоответствия и устранять их самостоятельно или с помощью взрослого, проявляя активность.
Старший дошкольный возраст
У детей формируются такие компоненты учебной деятельности, как: умение
определить цель предстоящей деятельности и способы ее достижения: что делать и как делать, самостоятельно добиваться результата. На основе указаний воспитателя, определять наиболее оптимальные способы выполнения задания, активно участвовать в обсуждении, добиваться конечного результата, в случае затруднения проявлять настойчивость и целеустремленность.
Старшие дошкольники должны уметь контролировать свою деятельность: в процессе выполнения задания уметь поэтапно устанавливать соответствие получаемых результатов образцу или условиям, определяемым взрослым, а в случае несоответствия самостоятельно устранять ошибки.
Также у детей формируется умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов. Ориентируясь на промежуточный результат, ребенок учится правильно планировать свои дальнейшие действия. В процессе учения дети должны уметь осуществлять совместную деятельность со сверстниками.
Проявлять внимание к затруднениям товарищей, предлагать помощь, проявлять сдержанность в случае оплошности другого, давать справедливую и доброжелательную оценку работы сверстника, уметь выполнять задания вдвоем, втроем, распределять работу между собой, согласовывать действия.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Дети должны успешно владеть всеми учебными умениями и навыками,
приобретенными в детском саду. Дошкольники должны быстро уметь входить в общий темп и ритм работы и держать его в течение занятия, планировать свою деятельность, заранее предвидеть результат, доводить замысел до конца, поддерживать совместные усилия, находить партнера по работе, уметь до конца сохранять рабочую позу и рабочее состояние.
