Консультация для родителей "Значение сочинения сказок в развитии речи детей"

Елена Владимировна Густа

консультация (старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

Консультация для родителей

Тема:

«Значение сочинения сказок в развитии речи детей»

        Подготовила:  

                                                                         воспитатель            

                                                                         Густа Елена Владимировна

г.о. Красногорск

                                                       2020 г.

Сказка – это то золото, что блестит

огоньком в детских глазках.

Ганс К. Андерсен

В настоящее время существует проблема: у детей, поступающих в детский сад, недостаточно развиты навыки речевой деятельности. Вызывает тревогу и тот факт, что большинство детей среднего и старшего дошкольного возраста имеют ограниченный словарный запас, малоразвитые и однотипные эмоции. Поэтому возросла необходимость, заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.

Общеизвестный факт, что в процессе взаимодействия с внешним миром ребенок узнает его, вместе с тем познает и себя. А через самопознание ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире. Кроме этого развивается речевая функция ребенка - одна из важнейших психических функций человека.

Существуют различные методы исправления речевых нарушений у детей, одним из них является использование сказки. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь.

Сказка помогает ребенку справиться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые порой ребенку кажутся очень сложными и неразрешимыми.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов.

Сказка для ребёнка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.

Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал или наглядное моделирование, коллективное сочинение сказки.

В своей работе, по обучению детей сочинению сказок, я решила использовать метод наглядного моделирования. Так как на сегодняшний день мнемотехника является действенным инструментом в речевом и интеллектуальном развитии детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений. Кроме того, актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы наглядного моделирования в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Работу с наглядным моделированием можно разделить на несколько этапов. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целую сказку (или любое иное произведение).

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например, лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Например, при знакомстве детей со сказкой «Репка», героев сказки можно выставлять последовательно друг за другом, а под ними выкладывать модели их заменяющие. То есть, дед – самая длинная полоска, бабка – покороче, внучка – еще короче, жучка, кошка, мышка – по убывающей. Репку можно обозначить большим желтым кругом.

Когда дети освоят заместители, они сами располагают полоски в нужном порядке и рассказывают сказку. Важно, чтобы ребенок понимал принципы замещения и мог использовать его самостоятельно.

Постепенно дети учатся выделять основную сюжетную линию сказки, развивается умение составлять временно-пространственную модель, как наглядный план для рассказывания.

Таком образом, использование наглядного моделирования способствует формированию умения у детей составлять сказки практически на любую тему, используя разнообразную лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета; быстрыми темпами развивается диалогическая и монологическая речь. Кроме того, в этих сказках отражается собственные переживания ребенка, а значит они помогают нам лучше узнать и понять малыша.