Теория по сольфеджио

ТЕОРИЯ и ПОСТРОЕНИЯ

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bilety._teoriya_voprosy_i_otvety.docx29.83 КБ
PDF icon postroeniya.pdf481.07 КБ
PDF icon diktanty_o.yu_._lezhneva.pdf711.93 КБ

Предварительный просмотр:

Билет № 1. Вопросы по теории и ответы.

1) Что такое тетрахорд? Расскажите о тетрахордах в гамме.

1.1. Что такое тетрахорд?

Тетрахорд – это мелодическая последовательность из четырёх звуков, расположенных по секундам (2) в объёме кварты (4).

1.2. Сколько в гамме тетрахордов? Как они называются?

В гамме два тетрахорда: первый или нижний, второй или верхний.

1.3. Какие ступени гаммы образуют первый или нижний тетрахорд?

Первый или нижний тетрахорд образуют I, II, III, IV ступени гаммы.

1.4. Какие ступени гаммы образуют второй или верхний тетрахорд?

Второй или верхний тетрахорд образуют V, VI, VII, I ступени гаммы.  

2) Что такое хроматическая гамма?

2.1. Хроматическая гамма – гамма, состоящая из полутонов.

2.2. Хроматическая гамма образуется посредством заполнения больших секунд (б.2) промежуточными полутонами.

3) Сколько малых секунд (м.2) можно построить в натуральном мажорном ладу и от каких ступеней?

В натуральном мажорном ладу можно построить две малые секунды (м.2), на III и VII ступенях (III ступень в сочетании с IV, VII ступень в сочетании с I).

4) Что такое субдоминантовое трезвучие (S53, S53)?

Какие ступени лада входят в состав субдоминантового трезвучия (S53, S53)?

Субдоминантовое трезвучие (S53, S53) - трезвучие, построенное на IV (четвёртой) ступени лада.

В состав субдоминантового трезвучия (S53, S53) входят IV, VI, I (четвёртая, шестая, первая) ступени лада.

5) Назовите устойчивые ступени лада.

Устойчивые ступени лада - I, III, V (первая, третья, пятая).

Билет № 2. Вопросы и ответы по теории.

1) Какой аккорд называется трезвучием?

Как называются и обозначаются звуки в трезвучии?

1.1. Какой аккорд называется трезвучием?

Трезвучием называется аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям.

1.2. Как называются и обозначаются звуки в трезвучии?

Нижний звук трезвучия называется примой или основным тоном, обозначается цифрой 1.

Средний звук (второй по расстоянию от примы) называется терцовым тоном, обозначается цифрой 3.

Верхний звук (третий по расстоянию от примы) называется квинтовым тоном, обозначается цифрой 5.

2) Назовите порядок строения натуральной мажорной гаммы вверх.

Порядок строения (расстояние между ступенями) натуральной мажорной гаммы вверх: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (или интервалы б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2).

!!! Большая секунда – б.2, малая секунда – м.2.

3) Сколько и на каких ступенях в натуральном мажоре можно построить больших терций (б.3)?

В натуральном мажоре можно построить три больших терции (б.3) на I, IV, V ступенях.

На I ступени в сочетании с III,

на IV ступени в сочетании с VI,

на V ступени  в сочетании с VII.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

4) Что такое доминантсептаккорд? Расскажите о доминантсептаккорде.

4.1. Что такое доминантсептаккорд?

Доминантсептаккорд – септаккорд, построенный на доминанте (D), на V ступени лада (натурального мажора и гармонического минора), состоит из мажорного трезвучия (Б53) и малой септимы (м.7).

4.2. Как обозначается доминантсептаккорд?

Доминантсептаккорд обозначается – D7 или V7.   

4.3. Какие ступени лада входят в состав доминантсептаккорда (D7)?

В состав доминантсептаккорда (D7) входят:

V – VII – II – IV ступени в натуральном мажоре,

V – VII повышенная – II – IV в гармоническом миноре.

4.4. Из каких интервалов состоит доминантсептаккорд (D7)?

Интервальный состав доминантсептаккорда (D7) – большая терция (б.3), малая терция (м.3), малая терция (м.3), крайние звуки составляют малую септиму (м.7), поэтому он «малый».

4.5. Какое трезвучие находится в основании доминантсептаккорда (D7)?

В основании доминантсептаккорда (D7) находится мажорное трезвучие.

4.6. К какому виду септаккордов относится доминантсептаккорд по своему строению (D7)? По своему строению доминантсептаккорд (D7) - это малый мажорный септаккорд (МБ7).

4.7. В какое трезвучие и как разрешается доминантсептаккорд (D7)?

Доминантсептаккорд (D7) относится к неустойчивым аккордам и требует разрешения. Разрешение неустойчивых ступеней выполняется по основному ладовому тяготению. Доминантсептаккорд (D7) разрешается в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенным основным тоном: V идёт скачком на чистую кварту (ч.4) вверх в I ступень, VII – I, II – I, IV- III.                        

5) Какие ступени лада называются вводными звуками.

Вторая (II) и седьмая (VII) ступени лада, вводящие непосредственно в тонику, называются водными звуками.

Билет № 3. Вопросы по теории и ответы.

1) Что такое секвенция? Расскажите о секвенции.

1.1. Что такое секвенция?

Секвенцией называется многократное повторение небольшого мелодического или гармонического оборота от разных ступеней лада или на определённый интервал.

Секвенция – повторение на другой высоте.

1.2. Что такое звено секвенции?

Каждое проведение повторяющегося по секвенции оборота называется звеном секвенции.

1.3. Как называется первое звено секвенции?

Первое звено секвенции называется мотивом секвенции. В зависимости от того, в каком направлении перемещается мотив, секвенция бывает восходящая и нисходящая.

1.4. Какие бывают секвенции?

Секвенции бывают тональные и модулирующие.

Если звено перемещается по разным ступеням одной тональности – это секвенция тональная. Если звено перемещается по одним и тем же ступеням в разных тональностях – это секвенция модулирующая.

2) Какое установлено правило правописания хроматической гаммы в мажоре в восходящем движении? 

2.1. Правило правописания хроматической гаммы в мажоре в восходящем движении – хроматически не изменяются III и VI ступени.

2.2. Повышаются I, II, IV, V ступени.

2.3. Понижается VII ступень.

3) Что такое тритон? Какие интервалы относятся к тритонам? Как разрешаются тритоны в ладу?

3.1. Что такое тритон?  

Тритон – название интервалов, содержащих три тона.

3.2. Какие интервалы относятся к тритонам?

К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшённая квинта (ум.5).

3.3. Как разрешаются тритоны в ладу?

Тритоны состоят из неустойчивых ступеней лада и разрешаются в устойчивые ступени. В тритоне увеличенная кварта (ув.4) звуки при разрешении расходятся, в тритоне уменьшённая квинта (ум.5) - звуки при разрешении сходятся.

4) Что такое малый вводный септаккорд? Расскажите о малом вводном септаккорде.

4.1. Что такое малый вводный септаккорд?

Малый вводный септаккорд - септаккорд, построенный на VII (вводной) ступени натурального мажора. Крайние звуки малого вводного септаккорда образуют интервал малую септиму (м.7), отсюда название – «малый».

4.2. Как обозначается малый вводный септаккорд?

Малый вводный септаккорд обозначается - МVII7.  

4.3. Какие ступени входят в состав малого вводного септаккорда?

В состав малого вводного септаккорда входят VII – II – IV – VI ступени.

4.4. Из каких интервалов состоит малый вводный септаккорд (МVII7)?

Интервальный состав малого вводного септаккорда (МVII7) - малая терция (м.3), малая терция (м.3), большая терция (б.3) или уменьшённое трезвучие (Ум.53) и большая терция (б.3).

4.5. Как разрешается малый вводный септаккорд?

Малый вводный септаккорд разрешается:

в тоническое трезвучие (T53) с удвоенным терцовым тоном (первый способ),

через доминантовый квинтсекстаккорд (D65) в тоническое трезвучие (T53) с удвоенным основным тоном (второй способ).

5) Назовите неустойчивые ступени лада.

Неустойчивые ступени лада - II, IV, VI, VII (или VII, II, IV, VI).

Билет № 4. Вопросы по теории и ответы.

1) Что такое лад?

Лад - организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой (I ступень).    

2) Назовите порядок строения натуральной мажорной гаммы вниз.

Порядок строения (расстояние между ступенями) натуральной мажорной гаммы вниз: полутон-тон-тон-тон-полутон- тон-тон (или интервалы м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2).

!!! Большая секунда – б.2, малая секунда – м.2.

3) Сколько и на каких ступенях в натуральном мажоре можно построить уменьшённых квинт (ум.5)?

В натуральном мажоре можно построить одну уменьшённую квинту (ум.5) на VII ступени. VII ступень в сочетании с IV.

4) Что такое вводные септаккорды? Расскажите о вводных септаккордах.

4.1. Что такое вводные септаккорды?

Вводные септаккорды – септаккорды, построенные на VII (вводной) ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают малые (если септима малая и уменьшённые (если септима уменьшённая).  

4.2. Как звучат вводные септаккорды?

Два вводных септаккорда (VII7) – малый вводный (МVII7) и уменьшённый вводный (УмVII7), звучат неустойчиво, остро и напряжённо.

4.3.  Какие ступени входят в состав этих аккордов?

В состав этих аккордов входят все неустойчивые ступени лада: VII – II – IV – VI, которые разрешаются в устойчивые ступени.

Следует помнить о том, что по законам музыкальной гармонии недопустимо движение голосов параллельными квинтами.

4.4. Как разрешаются вводные септаккорды (два способа разрешения)?

Есть два способа разрешения вводных септаккордов.

Разрешение в тонику (первый способ).

При разрешении вводного септаккорда (VII7) в тоническое трезвучие (T53) VII ступень разрешается в I, II в III (ступени идут на секунду вверх); IV в III, VI в V (ступени идут на секунду вниз). В результате такого разрешения образуется тоническое трезвучие (T53) с удвоенным терцовым тоном.

Внутрифункциональное разрешение (второй способ).

Если VI ступень вводного септаккорда разрешить в V, а остальные ступени оставить на месте, то вводный септаккорд (VII7) преобразуется в доминантовый квинтсекстаккорд (D65). При этом происходит внутрифункциональное, но незавершённое разрешение аккорда. Чтобы получить устойчивое разрешение, необходимо завершить эту цепочку тоническим аккордом – согласно правилу разрешения D65 в T53 с удвоенным основным тоном.

5) Назовите порядок появления ключевых знаков в тональностях с бемолями.

Порядок появления ключевых знаков в тональностях с бемолями: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Билет № 5. Вопросы по теории и ответы.

1) Что такое тональность?

Тональность – это высотное положение лада. Тоника (I ступень) и лад (мажор или минор) составляют ладотональность, сокращённо – тональность. Каждая тональность отличается своими ключевыми знаками альтерации.

2) Что такое минорный лад? Назовите виды минора и укажите особенности каждого вида.

2.1. Минорный лад – лад, в котором устойчивые ступени, взятые вместе, образуют минорное трезвучие.

2.2. Виды минора: натуральный, гармонический и мелодический.

2.3. Натуральный минор – минор, в котором ступени не изменены. Порядок строения (расстояние между ступенями) натуральной минорной гаммы вверх: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (или интервалы б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2).

Натуральный минор имеет одинаковый звуковой состав (значит и ключевые знаки) с параллельным натуральным мажором. Натуральный минор встречается преимущественно в народной музыке.

2.4. Гармонический минор – минор с повышенной седьмой (VII) ступенью. Повышение седьмой (VII) ступени объясняется усилением её тяготения в тонику (T), первую (I) ступень лада. Именно поэтому особенностью гармонического минора является то, что доминантовое трезвучие (D53) в нём мажорное, тогда как тоника (t53) и субдоминанта (s53) - минорные.

2.5. Мелодический минор – минор, в котором повышаются шестая (VI) и седьмая (VII) ступени. Повышение шестой (VI) и седьмой (VII) ступеней возможно, как в восходящем, так и в нисходящем направлении, но чаще всего, в нисходящем направлении повышение отменяется, ступени становятся натуральными.

3) Сколько больших секунд (б.2) можно построить в натуральном мажорном ладу и от каких ступеней?

В натуральном мажорном ладу можно построить пять больших секунд - на I, II, IV, V и VI ступенях.

На I ступени в сочетании со II ступенью,

на II ступени в сочетании с III,

на IV ступени в сочетании с V,

на V ступени в сочетании с VI,

на VI ступени в сочетании с VII ступенью.

4) Что такое доминантовое трезвучие (D53)? Какие ступени лада входят в состав доминантового трезвучия (D53)?

Доминантовое трезвучие (D53)   - трезвучие, построенное на V ступени лада.

В состав доминантового трезвучия (D53) входят V, VII, II (пятая, седьмая, вторая) ступени лада.

5) Какие интервалы лада называются устойчивыми? Какие интервалы лада называются неустойчивыми?

Устойчивые интервалы в ладу – интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в тоническое трезвучие.

Неустойчивые интервалы в ладу – интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в тоническое трезвучие.

Билет № 6. Вопросы по теории и ответы.

1) Что такое гамма?

Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до её октавного повторения.

2) Какое установлено правило правописания хроматической гаммы в мажоре в нисходящем движении?

2.1. Правило правописания хроматической гаммы в мажоре в нисходящем движении -  хроматически не изменяются I и V ступени.

2.2. Понижаются VII, VI, III, II ступени.

2.3. Повышается IV ступень.

3) Какие характерные интервалы образуются в гармоническом миноре, в связи с повышением VII ступени (одна пара)?

В связи с повышением VII ступени в гармоническом миноре образуются следующие характерные интервалы (одна пара):

увеличенная секунда (ув.2) на VI ступени в сочетании с VII повышенной;

уменьшённая септима (ум.7) на VII повышенной ступени в сочетании с VI.

4) На каких ступенях в ладу находятся: субдоминантовое трезвучие (S53, S53)? субдоминантовый секстаккорд (S6)? субдоминантовый квартсекстаккорд (S64)?

Субдоминантовое трезвучие (S53, S53) находится на IV ступени,

субдоминантовый секстаккорд (S6, S6) на VI ступени,

субдоминантовый квартсекстаккорд (S64, S64) на I ступени.

5) Назовите порядок появления ключевых знаков в тональностях с диезами.

Порядок появления ключевых знаков в тональностях с диезами: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Билет № 7. Вопросы по теории и ответы.

1) Что такое интервал? Расскажите о интервалах (мелодические и гармонические, составные и простые).

1.1. Что такое интервал?

Интервал – это сочетание двух звуков, охватывающих от одной до пятнадцати ступеней. Нижний звук интервала называется – основанием, верхний – вершиной.

1.2. Какие интервалы называются гармоническими, а какие мелодическими? Что такое восходящий мелодический интервал? Что такое нисходящий мелодический интервал?

Гармонический интервал - интервал, звуки которого взяты одновременно.

Мелодический интервал – интервал, звуки которого взяты последовательно (один за другим). В зависимости от направления мелодический интервал может быть восходящим и нисходящим.

1.3. Какие бывают интервалы?

Интервалы бывают простые и составные.

1.4. Какие интервалы называются простыми, а какие составными?

Простые интервалы – это интервалы в пределах октавы (т.е. не превышающие по величине октавы). Например, прима (1), секунда (2), терция (3), кварта (4) и т.д. до октавы (8).

Составные интервалы - это интервалы шире октавы. Составные интервалы образуются от прибавления октавы к простым интервалам.

Например, нона (9) – девять ступеней - секунда (2) + октава (8),

децима (10) – десять ступеней – терция (3) + октава (8),

ундецима (11) – одиннадцать ступеней – один (1) + терция (3) + октава (8),  

дуодецима (12), терцдецима (13), квартдецима (14), квинтдецима (15).

2) Назовите порядок строения натуральной минорной гаммы вверх.

Порядок строения (расстояние между ступенями) натуральной минорной гаммы вверх: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (или интервалы б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2).

3) На каких ступенях в натуральном мажоре и гармоническом миноре можно построить тритон увеличенную кварту (ув.4)?

Тритон увеличенная кварта (ув.4) строится на IV ступени в сочетании с VII натуральной ступенью в мажоре и VII повышенной ступенью в гармоническом миноре.

4) Что такое уменьшённый вводный септаккорд?

Расскажите об уменьшённом вводном септаккорде.

4.1. Что такое уменьшённый вводный септаккорд (УмVII7)?

Уменьшённый вводный септаккорд – это септаккорд, крайние звуки которого образуют интервал уменьшённую септиму (ум.7), отсюда название – «уменьшённый».

4.2. Где строится уменьшённый вводный септаккорд (УмVII7)?

Уменьшённый вводный септаккорд строится в гармонических видах мажора и минора.

4.3. Какие ступени входят в состав уменьшённого вводного септаккорда (УмVII7)?

 В состав уменьшённого вводного септаккорда входят ступени:

в гармоническом мажоре: VII – II – IV – VI пониженная,

уменьшённая септима образуется между VII и VI пониженной;

в гармоническом миноре: VII повышенная - II – IV – VI,

уменьшённая септима образуется между VII повышенной и VI.

4.4. Из каких интервалов состоит уменьшённый вводный септаккорд (УмVII7)?

Интервальный состав УмVII7 в гармонических видах мажора и минора: малая терция (м.3), малая терция (м.3), малая терция (м.3) или уменьшённое трезвучие (Ум.53) и малая терция (м.3).

4.5. Как обозначается уменьшённый вводный септаккорд?

Уменьшённый вводный септаккорд обозначается - УмVII7.

5) Что такое мажорное (большое) трезвучие? Что такое минорное (малое) трезвучие? Как они обозначаются?

5.1. Мажорное (большое) трезвучие (Б53) - трезвучие, которое состоит из интервалов большая терция (б.3) и малая терция (м.3) или большая терция (б.3) и чистая квинта (ч.5). Чистую квинту (ч.5) образуют крайние звуки мажорного (большого) трезвучия (Б53).

Мажорное (большое) трезвучие обозначается Б53 (Б – большое). Термин «мажорный» происходит от итальянского maggiore «больший» и относится к нижней большой терции (б.3) трезвучия.

5.2. Минорное (малое) трезвучие (М53) - трезвучие, которое состоит из интервалов малая терция (м.3) и большая терция (б.3) или малая терция (м.3) и чистая квинта (ч.5). Чистую квинту (ч.5) образуют крайние звуки минорного (малого) трезвучия (М53).

Минорное (малое) трезвучие обозначается М53 (М – малое). Термин «минорный» происходит от итальянского minore - «меньший» и относится к нижней малой терции (м.3) трезвучия.

Билет № 8. Вопросы по теории и ответы.

1) Что такое квартсекстаккорд?

Квартсекстаккорд – это второе обращение трезвучия, с квинтовым тоном внизу. Состоит он из интервалов кварта (4) и терция (3). Крайние звуки составляют сексту. Обозначается цифрами 64.

2) Какое установлено правило правописания хроматической гаммы в миноре в нисходящем движении?

2.1. Правило правописания хроматической гаммы в миноре в нисходящем движении – хроматически не изменяются I и V ступени.

2.2. В нисходящем движении хроматическая гамма в миноре строится, как в одноимённом мажоре, поэтому перед соответствующими нотами следует проставлять знаки одноимённой мажорной тональности.

3) На каких ступенях в натуральном мажоре и гармоническом миноре можно построить тритон уменьшённую квинту (ум.5)?

Тритон уменьшённая квинта (ум.5) строится на VII натуральной ступени в мажоре и VII повышенной ступени в гармоническом миноре в сочетании с IV ступенью.

4) Что такое мажорный лад? Назовите виды мажора и укажите особенности каждого вида.

4.1. Мажорный лад – лад, в котором устойчивые ступени, взятые вместе, образуют мажорное трезвучие.

4.2. Виды мажора: натуральный, гармонический и мелодический.

4.3. Натуральный мажор – мажор, в котором ступени не изменены. Порядок строения (расстояние между ступенями) натуральной мажорной гаммы вверх: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (или интервалы б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2).

Натуральный мажор имеет одинаковый звуковой состав (значит и ключевые знаки) с параллельным натуральным минором.

4.4. Гармонический мажор – мажор с пониженной шестой (VI) ступенью. Пониженная шестая (VI) ступень вносит элемент минора в мажорный лад, создавая особый колорит в музыке. Шестая (VI) ступень входит в состав субдоминантового трезвучия, поэтому оно в гармоническом мажоре становится минорным.

4.5. Мелодический мажор – мажор, в котором понижаются шестая (VI) и седьмая (VII) ступени, что делает второй тетрахорд похожим на одноимённый натуральный минор. Понижение шестой (VI) и седьмой (VII) ступеней чаще встречается в нисходящем движении, в восходящем же движении эти ступени натуральны. Мелодический мажор применяется несколько реже натурального и гармонического.

5) Из каких интервалов состоят мажорный (Б6) и минорный (М6) секстаккорды?

Интервальный состав аккордов:

мажорный (Б6) секстаккорд – м.3 + ч.4 (малая терция плюс чистая кварта),

минорный (М6) секстаккорд – б.3 + ч.4 (большая терция плюс чистая кварта).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: