Диагностика музыкального развития

Гриник Елена Александровна
Диагностика музыкального развития дошкольников - это процесс оценки уровня музыкальных способностей и навыков детей в возрасте от 3 до 7 лет. Она проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в музыкальном развитии каждого ребенка, а также для определения эффективности используемых методов музыкального воспитания. 
 
Основные задачи диагностики:
  • Изучение музыкальных интересов и предпочтений детей.
  • Оценка уровня восприятия музыки (узнавание знакомых мелодий, понимание характера музыки).
  • Оценка певческих навыков (чистота интонации, ритм, артикуляция).
  • Оценка музыкально-ритмических движений (умение двигаться в соответствии с музыкой, координация движений).
  • Оценка умения играть на детских музыкальных инструментах.
  • Оценка творческого самовыражения в музыке.
  • Определение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному развитию. 
     
Методы диагностики:
  • Наблюдение за детьми во время музыкальных занятий и режимных моментов.
  • Использование дидактических игр и упражнений.
  • Проведение специальных музыкальных тестов и заданий.
  • Беседы с детьми об их музыкальных впечатлениях.
  • Анализ продуктов детской музыкальной деятельности (рисунки на музыкальную тему, поделки, импровизации). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №95 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  Г.УЛАН-УДЭ (2КОРПУС)

МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

на основе методики Радыновой О.П.

Музыкальный руководитель Гриник Е.А.

2022г.

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

 Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Цель:

  Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма, организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Метод:

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Оценка уровня музыкальных способностей:

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1   – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

№1 Критерии диагностики «Ладовое чувство»

3 балла

2 балла

1балл

Внимание

Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.

Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

Просьба повторить

Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.

Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

Любимые произведения

Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.

Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

Эмоциональность

умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания.

не ярко проявляет свою эмоциональность

не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении

Высказывания о характере музыки двухчастная форма

Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.

Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

Не различает форму музыкального произведения.

Узнавание знакомой мелодии по    фрагменту

Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям

Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.

Затрудняется с выполнением задания.

Определение окончания мелодии

Точно определяет окончание мелодии с первого раза.

Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

Определение правильности интонации в пении у себя и у других.

Очень чувствителен к точности интонации.

Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.

Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других

Сводная таблица №1 «Определение уровня развития ладового чувства»

Ф. И.

Ребёнка

                         

     

                    Параметры

Вова.В

Лера С

Глеб В

Оля М.

Никита Г

Полина А

Дарима Ц

Федя С

Максим Т

Надя Ф

София К

Матвей У

Никита Д

Марина Т

Внимание

Просьба повторить

Любимые произведения

Эмоциональность

Высказывания о характере музыки двухчастная форма

Узнавание знакомой мелодии по    фрагменту

Определение окончания мелодии

Определение правильности интонации в пении у себя и у других.

Итог:

Вывод: Высокий ___________Средний ______________Низкий____________________

Критерии диагностики №2 Музыкально – слуховые представления

3 балла

2 балла

1 балл

Пение знакомой мелодии с сопровождением

 Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

Поёт, не всегда чисто интонируя.

 Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

Пение малознакомой попевки (после

нескольких её прослушиваний)

 Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

 Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

 Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне

Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

Сводная таблица №2 «Определение уровня развития музыкально – слуховых представлений»

 

 Параметры

 

Ф. И. ребёнка

Вова.В

Лера С

Глеб В

Оля М.

Никита Г

Полина А

Дарима Ц

Федя С

Максим Т

Надя Ф

София К

Матвей У

Никита Д

Марина Т

Пение знакомой мелодии с сопровождением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пение малознакомой попевки (после

нескольких её прослушиваний)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне

Итог:

 

Вывод: Высокий ___________Средний ______________Низкий____________________

 

Критерии диагностики №3 «Чувство ритма»

  1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
  2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
  3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Сводная таблица №3 «Определение уровня развития чувства ритма»

 Ф. И. ребёнка

Вова.В

Лера С

Глеб В

Оля М.

Никита Г

Полина А

Дарима Ц

Федя С

Максим Т

Надя Ф

София К

Матвей У

Воспроизведение в хлопках простейшего ритм. рисунка

мелодии из 3-4 звуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соответствие ритма движений ритму музыки

Итог

 Вывод: Высокий _________ Средний___________ Низкий____________

 

Сводная таблица №4 по уровням музыкальных способностей детей

 

Ф. И. ребёнка

Ладовое чувство

Музыкально – слуховые представления

Чувство ритма

 

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Вова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глеб

Оля

Никита

Итог:

 

Вывод: Высокий ___________Средний___________ Низкий____________

 



Предварительный просмотр:

                                                                         

На основе методики К.В.Тарасовой.  

Диагностика музыкальных способностей детей.

                                                                         

Цель мониторинга:

  • индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников;
  • выявление детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними дальнейшей коррекционной работы;
  • выявление детей со средним уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними работы, способствующей дальнейшему их музыкальному развитию;
  • выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны   в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции
  • индивидуализация образования

Дата проведения: сентябрь – октябрь / декабрь-январь / апрель - май

Категория оценивания: Низкий уровень-1, Средний уровень-2, Высокий уровень-3

 

1

2

3

Эмоциональная отзывчивость

Ребенок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается, без настроения участвует в музыкальном движении и игре на детских музыкальных инструментах.

Ребенок достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку. Не ярко проявляет себя в музыкальном движении и игре на инструментах.

Ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Об этом свидетельствуют выражения его глаз, мимика, положение тела. Ребенок хочет слушать музыку, просит ее повторить. Очень эмоционален в музыкальном движении, ярко проявляет себя в игре на детских музыкальных инструментах.

Чувство ритма

Ребенок решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически, вне музыки.

Этот тип решения задачи характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня, поэтому если ребенок этого возраста решает задачу по беспорядочному типу, мы относим его к среднему уровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто-либо из малышей исполняет задание более ритмично, то относим его к высокому уровню.

В то же время, если по беспорядочному типу решает эту задачу кто-либо из детей трех последующих возрастов, мы говорим, что это показатель низкого уровня развития этой способности.

Ребенок решает ритмическую задачу, воспроизводя только метрическую пульсацию (дети хлопают в ладоши равномерными четвертями, реже равномерными восьмыми или половинными). Этот тип решения характерен для большинства детей средней группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок этого возраста решает задачи по беспорядочному или адекватному типу, его относят к низкому и высокому уровню.

Ребенок решает предложенную задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз) без ошибок или 1-2 ошибки.

Звуковысотный слух

Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме. Или интонирование появилось, но ребенок поет всю песню на одном – двух звуках.

Такое интонирование характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития интонирования мелодии голосом. Детей, оказавшихся на этом этапе, мы относим к среднему уровню. Другие дети этого возраста, которые не интонируют вообще или интонируют на более высоком уровне, относятся к низкому и высокому уровням.

Ребенок интонирует общее направление движения мелодии. На этом уровне находятся большинство детей средней группы.

Если дети этого возраста интонируют только один – два звука, мы относим их к низкому уровню, если ребенок на фоне общего направления чисто поет, он будет отнесен к высокому уровню.

Ребенок интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поет отдельные ее отрывки или всю мелодию.

Музыкальное восприятие - мышление.

Репродуктивный компонент

ребенок не определяет вообще или не верно определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находятся часть детей младшей группы, а дети младшей группы, которые эмоционально реагировали на музыку, внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее общий характер, мы отнесен к среднему и высокому уровню.

Ребенок правильно определяет настроение достаточно простой по содержанию пьесы, ориентируясь на комплекс средств музыкальной выразительности, более тонко анализируя музыку. Благодаря этому, восприятие музыкального художественного образа становится более адекватным, ребенок может почти точно определить программу – название незнакомой пьесы.

При восприятии музыкального художественного образа у детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря этому, возможность ошибки при определении настроения несложной музыки становится минимальной, ребенок легко определяет название пьесы, может уловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы, между собой.

Музыкальное восприятие - мышление.

Продуктивный компонент (творческое мышление)

На самой ранней ступени развития процесса импровизации имеет опробующий характер. Если это музыкальный инструмент то дети его просто изучают, прислушиваются к его звучанию. Чаще они «гуляют» по клавишам снизу вверх и сверху в низ. Ритмическая структура проб беспорядочна. Дети этого уровня не могут придумать простейшую мелодию к знакомым стишкам, или исполнить танцевальные движения под музыку.

Для детей младшей группы эти показатели являются средним уровнем.

В импровизациях ребенка превалирует ритм и чаще всего отсутствует знакомая мелодия. В песенном творчестве ребенок проявляет себя более активно, он может сочинить простую мелодию на знакомое стихотворение, придумать небольшой танец (2-3 повторяющихся движений) на знакомую мелодию. Дети младшей группы, справляющиеся с таким родом заданий, могут считаться средним или высоким уровнем музыкальных способностей.

В импровизациях на музыкальных инструментах и в песенном творчестве ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия, изложенная чаще всего в форме периода, состоящих из двух предложений. Импровизации детей отличаются большей оригинальностью по сравнению со средним уровнем, и содержит наряду с плавными течениями мелодии, широкие интересные скачки. В танцевальном творчестве ребенок тоже проявляет оригинальность и может сочинить танец из 3- и более повторяющихся движений, исполняя ритмично и выразительно.

Индивидуальная карта музыкального развития ребенка

Фамилия имя ребенка__________________________________ группа   __________________________________

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальный руководитель _______________________________

1-низкий уровень, 2-средний уровень, 3-высокий уровень.

Диагностируемые параметры

Категория оценивания.

начало года

 середина

 года

конец

года

уровень

Вывод общий на середину года. В каких параметрах проявляет положительную динамику.

уровень

Вывод (подробный)

Эмоциональная отзывчивость

Почти не слушает музыку, отвлекается, без настроения участвует в муз.движении, игре на ДМИ.

1

1

Достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку, не ярко проявляет себя в муз.движении, игре на ДМИ.

2

2

С интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Очень эмоционален в муз. движении, ярко проявляет себя в игре на ДМИ.

3

3

Чувство музыкального ритма.

Решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу, не воспроизводится метрическая пульсация, хлопки следуют вне музыки.

1

1

Решает ритмическую задачу, воспроизводя только ритмическую пульсацию (равномерными четвертями, восьмыми, половинными)

2

2

Решает задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей  звуков и пауз) без ошибок, или 1-2 ошибки.

3

3

Музыкальный (звуковысотный) слух.

Интонирование мелодии голосом отсутствует, воспроизводит только слова песни в ее ритме, или интонирует на одном-двух звуках.

1

1

Интонирует общее направление движения мелодии.

2

2

Интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поет отдельные ее отрывки или всю мелодию.

3

3

Музыкальное восприятие-мышление (по показателю словесных характеристик).

Не определяет, или неверно определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании.

1

1

Ребенок правильно определяет настроение пьесы, ориентируясь на комплекс средств музыкальной выразительности.

2

2

При восприятии музыкального образа ориентируется на мелодию, интонации. Улавливает развитие муз.образа, сравнивает пьесы.

3

3

Музыкальное восприятие-мышление (творческое мышление)

Не принимает творческую задачу, ритмическая структура проб беспорядочна.

1

1

В импровизации превалирует ритм, может сочинить простую мелодию, и придумать небольшой танец (2-3 повторяющихся движения)

2

2

В импровизациях на ДМИ и в песенном творчестве отличается оригинальностью, появляется законченная мелодия. Может сочинить ритмичный и выразительный танец.

3

3

Рекомендации

                                           

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка.

Фамилия имя ребенка__________________________________ группа   __________________________________

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальный руководитель _______________________________

Основное направление развивающей образовательной деятельности

Основное содержание и методы образовательной деятельности с ребенком (выписать упражнения, с помощью которых вы планируете повысить уровень музыкальности ребенка в тех параметрах, где он проявляет низкий и средний уровень)

Основные направления психолого-педагогической поддержки семьи для вовлечения родителей в образовательный процесс по реализации ИОМ ребенка

Эмоциональная отзывчивость

Слушание и беседа: «Полька», Колыбельная Зайчонка», «Марш», «Два петуха» игры: «Дети и медведь», «Колпачок»,  «Барабанщик»

Пробовать  поиграть дома в театр, поощрять ребенка даже за малейшие признаки творчества.

Хвалите и хлопайте ребенку за любое, даже маленькое произведение, исполненное им.

Создайте дома соответствующую ауру - слушайте музыку, говорите о ней с ребенком. Приобретите диски с музыкальными произведениями Чайковского «Детский альбом».  Развивайте детское воображение, фантазию, творческие проявления. Ходите с ребенком на концерты и в театр, приобщайте детей к культуре.

Пойте вместе песни из мультфильмов, любимые семейные хиты.

Чувство ритма

Звуковысотный слух

«Кто проснулся рано?», «Лесенка», «Мышки и медведи», «Дождик, листопад», «Я иду с цветами», «Би-би-би», «Мама и папа разговаривают», «Солнышко»

Музыкальное восприятие-мышление.

Репродуктивный компонет.

Продуктивный компонент. Творческое мышление.

Творческие задания: «Нам весело», «Осенние Листочки», «Летчики на аэродром», «Воробушки и автомобиль»,  «Огородная-хороводная», «Ловишки»,

Логоритмика

«Андрейворобей»,«Петух»,«Мяч»,«Умывалочка»,«Снежок»,«Елочка»,

«Летчик», «Кормушка»

Ознакомлен(а)    __________________         _____________________________________                                                                                                                                              подпись                           ФИО родителя (законного представителя)

Результаты индивидуальной работы

Основное направление развивающей образовательной деятельности

Октяб

Нояб

Декаб

Динамика на середину года

Февр

Март

Апрель

Результативность на конец года

(достигнутый уровень)

Эмоциональная отзывчивость

2

2

2

Положительная динамика.

Чувство ритма

1

2

2

Звуковысотный слух

1

1

1

Музыкальное восприятие-мышление. Репродуктивный компонент

1

2

2

Продуктивный компонент. Творческое мышление.

1

1

2

  «-» -   1 - низкий уровень;  2 – средний уровень; 3 - высокий уровень

Ознакомлен(а)    ___________________                                           _____________________________________                  

                               подпись                                                                 ФИО родителя (законного представителя)