2.3.3. Выступления с представлением, презентацией опыта своей профессиональной деятельности: - на педагогических советах, семинарах, «круглых столах» - внутри ДОУ, на уровне МО, на уровне муниципалитета

Адъютантова Светлана Алексеевна

2.3.3. Выступления с представлением, презентаций опыта своей профессиональной деятельности: - на педагогических советах, семинарах, "круглых столах" - внутри ДОУ, на уровне МО, на уровне муниципалитета

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации деятельности педагогов ДОО

по формированию основ эколого-краеведческой культуры

детей дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является задача формирования первичных представлений о своей малой родине, традициях, культуре и природных особенностях родного края. (ФГОС ДО: Раздел II, пункт 2.6.).

Начинать работу по данному направлению рекомендуется именно с дошкольного возраста. Как Вы знаете, в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, развиваются познавательные действия и познавательная активность. Особенно ярко проявляется любознательность ребенка и желание узнать что-то новое о том, что тебя окружает.

И вот тут, конечно, необходима помощь и педагогическая поддержка воспитателя.

Формирование основ эколого-краеведческой культуры у детей подразумевает:

-  ознакомление детей с особенностями родной природы;

- ознакомление с культурным наследием: памятниками архитектуры, искусства, декоративно-прикладным искусством, художественно-ремесленными традициями, обрядами, фольклором, народными играми.

Цель деятельности педагога: формирование у дошкольников основ эколого-краеведческой культуры посредством ознакомления с природой, историей и культурой родного края.  

Данная цель реализуется через следующие задачи:

1. Создать условия для формирования основ эколого-краеведческой культуры.

2. Сформировать первичные представления об объектах окружающего природного мира, их свойствах и отношениях.

3. Приобщить к традициям и культуре народов своего края через различные виды детской деятельности.

4. Воспитывать любовь и уважение к своему поселку и малой Родине.

5. Вовлечь родителей в образовательный процесс по ознакомлению детей с окружающим природным и социальным миром.

Для реализации задач, прежде всего, необходимо ознакомиться с литературой и выбрать методическое обеспечение по теме.

Например, подойдут такие пособия:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  3. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
  4. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. – Волгоград, Учитель, 2016.
  5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  6. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2014.
  7. Лаврова Р.Л., Чеботарева И.В. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: Русское слово, 2019.
  8. Краеведческое воспитание дошкольников. Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004.
  9. Гришина И.И., Давыденко О.И., Свинина Е.В.  Краеведение в детском саду // Образование и воспитание. – 2017.- № 5 (15). – С. 32-32.

Также необходимо подобрать региональные книги, журналы и фотоальбомы.

Далее: на основании выбранных методических пособий разработать учебно-методический комплект:

  1. Комплексно-тематическое планирование.
  2. Картотеки, например, такие:

- «Опыты по ознакомлению с окружающим природным миром»;

- «Дидактические игры экологического содержания»;

- «Опорные схемы по ознакомлению с природой родного края и своим городом»;

- цифровые информационно-дидактические материалы для детей.

В течение учебного года разрабатываются конспекты НОД, сценарии развлечений, экологических и региональных праздников и другие мероприятия. А также собирается видеотека: видеосюжеты, отрывки из мультфильмов, научно-популярных фильмов, виртуальные экскурсии в музей и улицам поселка.

Конечно, по мере необходимости разрабатываются и другие методические материалы по этой теме.

Так, в качестве средств обучающей направленности рекомендуется изготовить следующие пособия:

- игровые макеты: «Животные нашего края», «Ферма», «Достопримечательности нашего поселка»;

- лэпбуки «Улицы моего поселка», «Стихотворения о нашем поселке».

- экомобили «Птицы», «Овощи на огороде».

При взаимодействии с воспитанниками необходимо создать комфортные психолого-педагогические условия.

Для этого важно создать позитивный эмоциональный климат в группе, поддерживать доброжелательные отношения детей друг к другу, применять такие педагогические приемы как поощрение, похвала, которые позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности.

Всё это позволяет испытать ребенку положительные эмоции в образовательной деятельности, стимулировать раскрепощенность, речевую и познавательную инициативу.

Кроме психолого-педагогических условий важно обратить внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке детского сада.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Актуальным будет создание в группе мини-музея региональной истории «Мой край». Собрать в мини-музее предметы, отражающие народную культуру и быт народов малой родины:

- реальные предметы быта, объёмные изображения (муляжи, макеты и др.);

- картины, предметные картинки, фотографии;

- предметы декоративно-прикладного искусства народов родного края;

- детскую художественную литературу (в том числе справочную, познавательную по ознакомлению с родным краем), произведения национальной культуры (народные песни, сказки и др.);

- региональные игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушки-забавы).

А «Экологический центр» в группе дополнить региональным природным материалом. Например, коллекциями минералов, шишек, разных семян. Оформить календарь погоды, мини-огород. Внести различные дидактические и настольные игры, пособия для наблюдений и экспериментирования: лупы, мерные стаканчики, различные ёмкости, схемы и таблицы для наблюдения за природой.

Таким образом, оснастить пространство группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм и мероприятиям, способствующим формированию у детей эколого-краеведческих знаний.

На территории ДОУ организовать «экологическую тропу», которая будет выполнять познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Дошкольники смогут проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

 На тропе выделить наиболее интересные и актуальные объекты: огород с различными культурами; аптекарский огород с лекарственными растениями, а также цветники.

«Экологическая тропа» позволит в течение всего учебного года проводить опытническую деятельность, организовывать различные экскурсии и прогулки по разработанным маршрутам, а также игры и развлечения.

Эколого-краеведческое содержание реализуется:

- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми;

- в процессе самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

- в процессе взаимодействия с семьями детей.

Задачи конкретизируются по образовательным областям развития воспитанников и интегрируются во все виды детской деятельности

В основе - тематический подход. Практический и методический материал можно систематизировать по разделам: «Мой поселок», «Растительный и животный мир региона», «Традиции и промыслы народов моего края».

При реализации задач содержания данного направления учитываются особенности региона: географические, погодно-климатические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.

Также учитываются возрастные возможности и особенности детей.

Например, младших дошкольников (3-4 года) нужно познакомить с детским садом, его структурой, сотрудниками. Познакомить с улицей, на которой расположено дошкольное учреждение, с близлежащей школой, магазином. Сформировать элементарные знания о животном мире, условиях обитания животных и птиц. Активно включать фольклор (сказки, пословицы, загадки), народные игры, знакомить с изделиями народных промыслов.

С детьми 4-5 лет продолжается работа по знакомству с родным городом, его достопримечательностями, названием улиц, объектами социальной сферы. Обогащаются знания о декоративно-прикладном искусстве региона. Начинается знакомство со знаменитыми людьми края.

  С детьми 5-6 лет содержание эколого-краеведческой работы усложняется. Старших дошкольников знакомят с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями своего города, его гербом, флагом.

Много внимания уделяется знакомству с фольклором, праздниками, народными играми, историческими традициями.

Расширяются задачи по ознакомлению с растительным и животным миром, разнообразием растений, условиями обитания животных. Происходит ознакомление с «Красной книгой родного края». Продолжается знакомство с особенностями сельскохозяйственной и поселковой деятельности в крае.

В подготовительной группе развивается и совершенствуется работа по всем разделам, с усложнением содержания. Расширяются знания о регионе, формируются представления о погодно-климатических особенностях малой родины, сезонных изменениях в природе. Дети более широко знакомятся с историей возникновения, развития и особенностями города, людьми, которые живут здесь.  

Углубляется работа по ознакомлению с культурно-национальными особенностями, обычаями, бытом, традиционными занятиями, фольклором народов, живущих здесь.

Много внимания уделяется природному миру региона: разнообразие растительного мира, особенности животного мира.

При организации образовательной деятельности важно ориентироваться на выбор тех развивающих технологий, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей дошкольного возраста.

Прежде всего, это игровые технологии. Они позволяют в игровой форме обогатить представления детей о природе, о родном городе, а также развить социально-личностные качества, необходимые для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и окружающему социуму.

Применяются разнообразные виды игр экологического содержания:

-  дидактические: «Какое это животное?», «Что за птица?», «Назови овощ?», «Где это растет?» и другие;

- творческие игры: «Это правда или нет?», «Хорошо – плохо», «Придумай животное» и другие;

- сюжетно-ролевые: «Теремок для зверей», «У бабушки в деревне»,  «На огороде» и другие;

- игры-эксперименты: «Волшебный песочек», «Водичка-водичка», «Магнитики» и другие;

- подвижные: «Расскажи и покажи», «Солнышко и дождик», «Лиса и зайцы», «Не зевай!», «Гуси-гуси» и другие.

В рамках развивающего обучения и деятельностного подхода используются:

-  игровые обучающие ситуации «Как мы кормим птичек», «Как можно помочь бездомной кошечке», «Что мы видели на экскурсии»;

- игровые проблемные ситуации «Почему это произошло?», «Чем похожи …», «Чем отличаются …» и другие.

Активно применяются игры-инсценировки и игры-квесты.

С игровыми технологиями удачно интегрируют проектные технологии. Не обязательно разрабатывать долгосрочные проекты. Можно реализовать игровые мини-проекты: «Птичья кормушка», «Улица, на которой я живу», «Лук-защитник».

Продуктами проектов могут быть:

- различные картотеки «Игры по ознакомлению с окружающим природным миром», «Достопримечательности моего поселка», «Игры народов родного края»;

- выставки детских поделок и рисунков по теме каждого проекта;

- фотоальбомы и мультимедийные презентации по теме каждого проекта.

Как вы знаете, особенность проектов в том, что их можно реализовать через игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную. Интеграция разнообразных видов детской деятельности способствует более глубокому представлению детей об окружающем природном и социальном мире родного края.

Использование информационно-коммуникационных технологий также способствует повышению результативности образовательного процесса по данному направлению.

Поэтому нужно разработать цифровое обеспечение, включающее комплект дидактических игр, иллюстративные и ознакомительные материалы, видеоролики, тематические презентации. ИКТ позволяют воссоздать реальные предметы и явления в цвете, движении и звуке, а также в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал.

Также должна быть сформирована электронная библиотека для детей и родителей.

Таким образом, внедрение и реализация развивающих технологий расширит образовательное пространство и даст возможность в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу сформировать основы эколого-краеведческой культуры дошкольников.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного «контакта» с природой и родным поселком. В этом случае у детей формируются не только эколого-краеведческие знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Чтобы усилить эстетическое впечатление от красоты окружающего мира, применяются стихи. Например, Есенина С., Тютчева Ф., Бунина И. Педагог помогает детям заучивать пословицы, отгадывать загадки, проверять народные приметы. После прогулок и экскурсий целесообразно рассматривать репродукции картин И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова.

Полученные знания закрепляются посредством дидактических игр: «Кто как кричит?», «Узнай растение по описанию», «Что за памятник?» и др.

Одним из способов познания окружающего природного мира является организация трудовой деятельности дошкольников. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний о живой и неживой природе.

В летний период самое доступное для дошкольников практическое занятие - это выращивание цветов на участке.  Можно организовать трудовую деятельность на экспериментальном огороде или в теплице. Пусть дети сами сажают семена в землю, ухаживают за растениями, собирают урожай, то есть участвуют в трудовом процессе от начала и до конца.

В зимний период – это посильная уборка снега на участке, изготовление кормушек для птиц.  

Полноценно реализовать задачи по данному направлению невозможно без взаимодействия с родителями.

Родителям необходимо показать значимость эколого-краеведческих знаний для общего развития ребёнка, вооружить методическими рекомендациями, заинтересовать в развитии у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к родному краю.

Работа предполагает совместные мероприятия, организацию консультаций, мастер-классов, встреч в «родительском клубе», информационную деятельность. Необходимо регулярно привлекать родителей к подготовке и проведению различных мероприятий, семейных проектов, участию в природоохранных акциях, оснащению развивающей среды, изготовлению костюмов и атрибутов к эколого-краеведческим развлечениям. Кроме того, приглашать их на открытые занятия.

Другими словами, нужно постараться включить каждого родителя в единый совместный процесс по ознакомлению ребенка со своим краем, что позволит значительно повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников и полностью реализовать все поставленные задачи.

Взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ является неотъемлемым звеном успешного эколого-краеведческого образования детей.

На музыкальных занятиях должны быть включены музыкальные игры и песни о природе, о родном крае. Обязательно проведение экологических и социальных праздников и развлечений: «Осень в гости просим», «Праздник берёзки», «День поселка», «День защиты детей», «9 Мая» и др.

На физкультурных занятиях проводится, например, «зарядка для зверят», подвижные народные игры, соревнования и эстафеты, приуроченные к знаменательным датам регионального характера.

Для координации работы по краеведению нужно использовать различные формы взаимодействия с социокультурными учреждениями города: музеем, детской библиотекой, СОШ и др.

Успешная организация сотрудничества с социальными партнерами позволит выстроить взаимоотношения по пути взаимного влияния и активности всех участников образовательного процесса. А детям будут созданы необходимые условия для ознакомления с окружающим природным миром и социумом, что обеспечит их эффективное познавательное развитие.

В заключении хочу сказать, что, как и любой опыт работы, деятельность по формированию у детей основ эколого-краеведческой культуры необходимо обобщить и педагогически грамотно оформить.

Это может быть методическая папка (портфолио), куда войдут все разработанные методические и дидактические материалы, конспекты занятий, сценарии развлечений, а также фотографии РППС и проведенных мероприятий с детьми.

Можно разработать методические рекомендации для других педагогов, в которых поделиться эффективной практикой своей деятельности по созданию условий, применению форм и методов работы, взаимодействию с другими участниками образовательных отношений

Также опыт работы представляется в виде:

- аналитического отчета;

- мультимедийной презентации;

- выступления на различных методических мероприятиях;

- публикации в СМИ и педагогических сайтах.  



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДДО ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Работа воспитателя: Адъютантовой Светланы Алексеевны

Слайд 2

Цель деятельности педагога: формирование у дошкольников основ эколого-краеведческой культуры посредством ознакомления с природой, историей и культурой родного края. Данная цель реализуется через следующие задачи: 1. Создать условия для формирования основ эколого-краеведческой культуры. 2. Сформировать первичные представления об объектах окружающего природного мира, их свойствах и отношениях. 3.Приобщить к традициям и культуре народов своего края через различные виды детской деятельности. 4.Воспитывать любовь и уважение к своему поселку и малой Родине. 5.Вовлечь родителей в образовательный процесс по ознакомлению детей с окружающим природным и социальным миром.

Слайд 3

На основании выбранных методических пособий разработать учебно-методический комплект: 1. Комплексно-тематическое планирование. 2. Картотеки, например, такие: - «Опыты по ознакомлению с окружающим природным миром; - «Дидактические игры экологического содержания»; - «Опорные схемы по ознакомлению с природой родного края и своим городом; - цифровые информационно-дидактические материалы для детей. В качестве средств обучающей направленности рекомендуется изготовить следующие пособия: - игровые макеты: «Животные нашего края2, «Ферма», «Достопримечательности нашего поселка»; - лепбуки «Улицы моего поселка», «Стихотворения о нашем поселке». - экомобили «Птицы», «Овощи на огороде».

Слайд 4

При взаимодействии с воспитанниками необходимо создать комфортные психолого-педагогические условия. Для этого важно создать позитивный эмоциональный климат в группе, поддерживать доброжелательные отношения детей друг к другу, применять такие педагогические приемы как поощрение, похвала, которые позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности. Все это позволяет и спытать ребенку положительные эмоции в образовательной деятельности, стимулировать раскрепощенность , речевую и познавательную инициативу.

Слайд 5

Кроме