План перспективного развития профессиональных компетенций

План перспективного развития профессиональных компетенций 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН

перспективного развития профессиональных компетенций

воспитателя МАДОУ Детский сад №61 «Соловушка»

г. Нижневартовска ХМАО-Югры

Ампилоговой Натальи Николаевны

 

Актуальность темы:

  Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

  На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

  Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

  Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Дата начала работы над темой: 01. 09. 2018 г.

Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы  

 по средствам дидактических игр».

Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
  2. Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
  3. Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
  4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
  5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.
  6. Изготовить папки – передвижки.
  7. Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.
  8. Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).
  9. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.

Методы работы:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Игровые

Принципы работы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
  • Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи

Предполагаемый результат: 

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• изучение литературы по теме

• посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и города;

• посещение педсоветов, семинаров, конференций;

• самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

• Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении.

Методологический раздел:

  Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Обучающие задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры:

  • обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; 
  • помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
  • позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
  • улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
  • помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
  •  некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
  •  стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; 
  • развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
  •  способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

  Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

  Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

  Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

  Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

  Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

  Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

  Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Практический раздел:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной теме

Список литературы

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений.

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

Сентябрь

Работа с детьми

Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания и усиление звука. Выявление у детей уровней развития речи. Развитие артикуляционного голосового аппарата, мимики, жестов, мелкой моторики  пальцев рук.

- Пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;
- длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;
- произнесение слогов на одном выдохе;
- произнесение слов на одном выдохе;
- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
- чтение стихотворений;
- пение песенок;
- выразительный рассказ, пересказ текстов.

Подготовка дидактического материала

Октябрь

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания.

 «Живое слово». «Узнай что звучит». «Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др.

Подготовка дидактического материала

Ноябрь

Оформление папок передвижек на тему: “Дидактические игры для развития речи» Консультация «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет». Пропаганда знаний по развитию речи.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Уголок для родителей

Декабрь

Приемы обогащения словаря

Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики.

Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия.

Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?», «Хлоп – хлоп», «Играем со словом».

 Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.

Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения в домашних условиях»

Январь

Работа с детьми 

Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических Обучение описательного рассказывания игр.

 Речевые игры «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Обучение описательного рассказывания

Родительское собрание «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи.

Февраль

Работа с детьми

Говорим правильно

Развивающие упражнения. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)

«Назови, какой звук первый / последний в слове»

 «Путаница»

«Длиннее - короче»

«Слова в предложении перепутались»

Консультация для родителей

Конкурс с родителями «Книга любимых сказок, песенок или потешек своими руками». Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг»

Март

Работа с детьми

Самореализация

Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения.

«Ящерица», «Юлька – Юленька – юла», «Эльфы и эхо в прятки играли», «На верхушке каланчи»

Буклет для родителей.

Распространение педагогического опыта работы по развитию речи.

Апрель

Игры и упражнения для развития речи детей.

Самореализация

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений

Изготовление Лэпбука по развитию речи

Май

 Мониторинг с детьми по развитию речи

Результаты проведенной работы по самообразованию

Отчет

Отчет


Список использованной  литературы:

  1. Светлова И. Е.  Развитие речи. Издательство "Эксмо" ООО, 2006г.
  2. Ушакова О. С. Развитие речи для детей 6 - 7 лет. Москва издательский центр «Вентана – Граф», 2009г.
  3. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
  4. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
  5. Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.
  6. Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.
  7. Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.
  8. Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.
  9. Нищева Н. В. «Стстема коррекционной работы» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО  –ПРЕСС», 2003г.
  10.  Смирнов М. В. « 2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.
  11. Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.
  12.  Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.
  13. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Росисской Федерации Москва БАЛАСС, 2011г.


Предварительный просмотр:

Самодиагностика профессиональных компетенций педагога.

  1. Лист самооценки педагога
  2. Диагностическая анкета успешности учителя
  3. Тест «Мотивация к успеху»
  4. Диагностика уровня парциальной готовности к саморазвитию
  5. Карта профессиональных качеств учителя
  6. Свойства личности учителя (Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова)
  7. Опросник «Личностный рост» (П.В.  Степанов, И.В.  Степанова)
  8. Анкета «Изучение готовности педагога к самоконтролю своей деятельности»

  1. Лист самооценки педагога

(Оценивается по 10-балльной шкале)

Отнесите себя по степени овладения тем или иным педагогическим умением к той или иной категории:

1.Молодой учитель

  1. Начинающий учитель
  2. Подающий надежды учитель
  3. Успешный учитель
  4. Маститый учитель

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

САМООЦЕНКА

1. Я знаю предметное содержание

9

2. Я умею, хочу и организую внеклассную работу по предмету, причём ученики приходят на эти занятия

с удовольствием

9

3. Ученики с удовольствием идут ко мне за советом

7

4. Дети и родители считают меня очень хорошим классным руководителем

9

5. Я владею современными методиками преподавания и могу успешно применять их на практике

8

6. Я умею работать с одарёнными детьми и неуспевающими учениками

9

7. Ученики считают, что на моих уроках интересно

7

8. Многие мои выпускники, окончив школу, благодарят меня за полученные знания и за моё отношение к ним

9

9. Независимые срезы показывают высокий уровень знаний моих учеников

7

10. Мои ученики любят школу и любят принимать участие в школьных делах

7

11. Я с удовольствием помогаю другим педагогам

9

12. На моих уроках дети серьёзно и увлечённо работают

8

13. Я ежегодно провожу тест:

  1. Поставьте мне оценку как педагогу
  2. Укажите на мои недостатки
  3. Посоветуйте мне что сделать, чтобы я могла ещё лучше работать

Самооценка

Какую оценку вы получили по результатам теста

14. Я люблю ходить с детьми в походы, готовить вместе с ними концерты

7

15. У меня есть педагогический опыт,

который представляет интерес для моих коллег

9

16. Мои объяснения нового материала вызывают искренний интерес у учащихся

7

17. Я никогда не срываюсь на детях

8

18. Дети любят меня за доброту

8

19. Я влияю на установление хорошего психологического климата в классах, в которых работаю

9

20. У меня сложились отличные отношения с родителями учеников

8

Всего баллов

154

Если вы наберете 200 баллов, значит вы лучший педагог в мире и с таким понятием, как самокритика, не знакомы вообще.

Если вы набрали 175 баллов, то вам следует установить памятник в стенах школы. Если вы набрали 150 баллов – значит вы прекрасный педагог.

Если вы набрали 120 баллов – значит вы хороший учитель.

Ели вы набрали менее половины от максимальной суммы, то вам следует либо обновить свой багаж, либо серьезно заняться повышением своего профессионального уровня.

Если же у вас провальная ситуация по одному или нескольким пунктам, то, поскольку все пункты прочно связаны между собой, вам стоит более критично отнестись к самоанализу.

Ответы в третьей графе позволяют определить, каков ваш профессиональный возраст, а не стаж. При этом каждому уровню дали «стажные» границы:

1.Молодой учитель

  1. Начинающий учитель
  2. Подающий надежды учитель
  3. Успешный учитель
  4. Маститый учитель

  1. Диагностическая анкета успешности учителя

Параметры

Успешно решаю

Решаю

Затрудняюсь, но могу решить

Могу поделиться опытом

Необходима помощь

1. Планирование работы

Тематическое планирование

Поурочное планирование

Планирование

самообразования, дальнейшего повышения педагогического мастерства

Планирование воспитательной работы

2. Организация деятельности

Овладение содержанием новых программ и учебников

Использование разнообразных форм работы на уроках

Обеспечение внимательной и активной работы учащихся на протяжении всего урока

Формирование навыков учебного труда

Использование межпредметных связей, разработка интегрированных уроков

Нестандартные методы обучения

Дифференцированный подход к учащимся

Обратная связь на уроке

Новые способы и методы преподавания на уроке

Психолого- педагогическое изучение личности школьников

Демократический стиль общения

3. Контроль за деятельностью учащихся

Учет и оценивание ЗУН

Организация и проведение зачетов

4. Работа с родителями

Выявление типичных причин неуспешности

учащегося

Обеспечение единства действий учителей и родителей

5. Обобщение и использование передового педагогического опыта

Диагностика профессиональных затруднений

Использование педагогических технологий (указать каких)

/здоровьесберегающие/

  1. Тест «Мотивация к успеху»

1.Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

  1. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.
  2. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
  3. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
  4. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
  5. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
  6. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
  7. Я более доброжелателен, чем другие.
  8. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
  9. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
  10. Усердие - это не основная моя черта.
  11. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
  12. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
  13. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
  14. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
  15. Препятствия делают мои решения более твердыми.
  16. У меня легко вызвать честолюбие.
  17. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
  18. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
  19. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
  20. Нужно полагаться только на самого себя.
  21. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
  22. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
  23. Я менее честолюбив, чем многие другие.
  24. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
  25. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
  26. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
  27. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
  28. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
  29. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
  30. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
  31. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
  32. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
  33. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
  34. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
  35. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
  36. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
  37. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
  38. Я завидую людям, которые не загружены работой.
  39. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
  40. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

  1. Диагностика уровня парциальной готовности к саморазвитию

От 1 до 9 баллов

Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности

Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии

Чувство долга и ответственности

Любознательность

Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности

Потребность в психолого-педагогическом самообразовании (ППСО)

Потребность в самопознании

Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для вас видов деятельности

Уверенность в своих силах

Уровень общеобразовательных знаний

Уровень общеобразовательных умений

Уровень педагогических знаний и умений

Уровень психологических знаний и умений

Уровень методических знаний и умений

Уровень специальных знаний

Положительное отношение к процессу учения

Критичность

Самостоятельность

Целеустремленность

Воля

Трудоспособность

Умение доводить начатое до конца

Смелость

Самокритичность

Умение ставить и разрешать познавательные задачи

Гибкость и оперативность мышления

Наблюдательность

Способность к анализу педагогической деятельности

Способность к синтезу и обобщению

Креативность и ее проявления в педагогической деятельности

Память и ее оперативность

Удовлетворение от познания

Умение слушать

Умение владеть разными типами чтения

Умение выделять и усваивать определенное содержание

Умение доказывать, обосновывать суждения

Умение систематизировать, классифицировать

Умение видеть противоречия и проблемы

Умение переносить знания и умения в новые ситуации

Способность отказаться от устоявшихся идей

Независимость суждений

Умение планировать время

Умение планировать свою работу

Умение перестраивать систему деятельности

Умение работать в библиотеках

Умение ориентироваться в классификации источников

Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации

Умение владеть различными приемами

Самооценка самостоятельности собственной деятельности

Способность к самоанализу и рефлексии

Способность к самоорганизации и мобилизации

Самоконтроль

Трудолюбие и прилежание

Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег

Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании

Способность организовать самообразовательную деятельность других (прежде всего обучаемых)

Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий

Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности

  1. Карта профессиональных качеств учителя

Компоненты педагогической деятельности

Баллы

1

2

3

4

5

1. Результаты деятельности учителя

Сформированность у учащихся устойчивого интереса к предмету

Самостоятельность суждений и действия учащихся в процессе учения

Творческие способности учащихся

Волевые качества, способность к научению и самовоспитанию

2. Уровень профессиональных знаний учителя

Знание основ преподаваемого предмета

Общая эрудиция учителя

Знание методики внеклассной работы

Знание индивидуально – психических особенностей учеников

Знание психологии коллектива

3. Гностические умения учителя

Умение изучать самого себя и перестраивать свою деятельность

Умение оценивать, отбирать учебный материал

4. Проектировочные умения учителя

Умение планировать уроки

Определение рациональных видов учебной деятельности

Умение планировать внеклассную работу с учащимися

Умение планировать творческую работу и домашние задания учащихся

5. Конструктивные умения учителя

Умение дозировать учебный материал

Умение распределять по степени трудности

Умение ранжировать задачи и упражнения по степени трудности

Умение контролировать усвоение и понимание материала учеником

6. Организационные умения учителя

Умение руководить различными видами деятельности учеников

Умение организовать индивидуальную и групповую деятельность учеников

Умение руководить кружковой и факультативной деятельностью учеников

Умение организовать детей для создания средств наглядности

7. Коммуникативное умение учителя

Умение устанавливать положительные контакты

Нахождение положительных сторон ученика

Умение предъявлять разумные требования

Умение вызывать к себе уважение

Умение предотвращать конфликтные ситуации

  1. Свойства личности учителя (Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова)

Диагностируемые качества

Уровни

оптимальный

достаточный

критический

кол-во

%

кол-во

%

кол- во

%

1. Аффилиативные потребности

Стремление к принятию

Страх отвержения

Желание самосовершенствоваться

Ориентация в деятельности на цели и задачи школы

Стремление обеспечить успех каждого школьника

2. Эмоциональные свойства

Переживание педагогических преобразований

Устойчивость и глубина эмоций

3. Волевые свойства

Волевой контроль за своим поведением

Устойчивость в достижении своих целей

Толерантность при возбуждении учащихся

Уверенность в своих педагогических действиях

4. Интересы

Наличие интереса к педагогической профессии

Разнообразие профессиональных интересов

Устойчивость и глубина интересов

5. Перцептивные свойства

Скорость реакции на действия и поступки учащихся

Восприятие времени как адекватность этапам  урока

6. Память

Быстрота запоминания

Точность и объём воспроизведения

7. Мышление

Логичность

Креативность

Критичность и глубина. Широта и самостоятельность

8. Речь

Выразительность и образность

Связность и убедительность

9. Характер

Отношение к коллективу

Общительность

  1. Опросник «Личностный рост» (П.В.  Степанов, И.В.  Степанова)

Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»):

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» - ни да, ни нет;

«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);

«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);

«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайтесь   быть   искренними.   Здесь  не   может   быть   «правильных»   и

«неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои

оценки   вы   можете   занести в специальный бланк рядом с  порядковым  номером утверждения анкеты. Спасибо!

  1. Те, кто  критикует  происходящее  в  стране,  не  могут  считаться  настоящими патриотами.
  2. Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.
  3. Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.
  4. Я способен с радостью выполнять разную работу.
  5. То,  что  многие  называют  культурными  ценностями  прошлого,  на  деле  часто оказывается примитивной старой рухлядью.
  6. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.
  7. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.
  8. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
  9. Занятия физкультурой  или  спортом  –  жизненная  необходимость  для  каждого человека.
  10. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.
  11. Я многим обязан своей стране.
  12. Человек – царь природы, а потому он вправе усовершенствовать ее на свой лад и манер.
  13. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.
  14. Физический труд – удел неудачников.
  15. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
  16. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.
  17. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
  18. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
  19. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение.
  20. Я часто чувствую разочарование от жизни.
  21. Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.
  22. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
  23. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.
  24. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.
  25. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.
  26. Учеба – занятие только для зануд и зубрил.
  27. Убийство  человека  может  быть  оправдано,  если  совершено  ради  торжества справедливости.
  28. Что бы ни говорили, я уверен: большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают приезжие.
  29. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.
  30. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.
  31. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов и пожилых людей.
  32. Ввоз редких экзотических животных из-за рубежа – нормальный способ заработать деньги.
  33. На военнопленных не должны распространяться права человека.
  34. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
  35. Какое общение без бутылочки пива!
  36. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.
  37. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.
  38. Судейство   в   отношении         «наших» на   международных        соревнованиях        часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
  39. Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.
  40. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.
  41. Оказавшись   за   границей,   я   постараюсь,   чтобы   меня   не   воспринимали   как россиянина.
  42. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
  43. Идти на уступки – значит проявлять слабость.
  44. Хорошая учеба тоже серьезный труд.
  45. Вандализм – допустимая форма молодежного протеста против «взрослого» мира.
  46. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
  47. Я не  могу  хорошо  себя  чувствовать,  когда  окружающие  меня  люди  чем-то подавлены.
  48. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
  49. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.
  50. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
  51. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
  52. Если  учесть  все  «за» и  «против»,  то  хранение в России иностранных  ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.
  53. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.
  54. Субботник по очистке территории дома или школы – пережиток прошлого.
  55. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.
  56. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.
  57. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
  58. Власти  должны  запретить  доступ  в  нашу  страну  беженцам  из  экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
  59. Я думаю, что здоровье сегодня – не самое главное в жизни.
  60. Меня не угнетает временное одиночество.
  61. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.
  62. Я считаю, что носить шубы из натурального меха (если конечно это не связано с суровыми условиями жизни на севере или в Сибири) безнравственно.
  63. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.
  64. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.
  65. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.
  66. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую – источником информации о событиях в стране и мире.
  67. Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.
  68. Различия в религиозных взглядах людей мешают объединению общества.
  69. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.
  70. В глубине души я знаю, что недооцениваю себя.

8.        Анкета «Изучение готовности педагога к самоконтролю своей деятельности»

Цель: выявление готовности педагога к переходу в работе на самоконтроль.

№ п\п

Вопросы

Ответы

1.

Интересна ли Вам ваша работа?

2.

Знаете ли Вы цели работы учреждения. Назовите их. Заинтересованы ли Вы в них лично? Что делаете для их реализации?

3.

Какие нерешённые проблемы в своей педагогической деятельности Вы видите?

4.

Считаете ли Вы, что Вам нужно добиваться лучших результатов, чем те, которых Вы достигли. Что Вы для этого делаете?

5.

Считаете ли Вы справедливым, если руководство Центра не будет вмешиваться в Вашу работу, но при этом будет снижать или повышать надбавки в зависимости от результатов Вашей работы и освоения новых, эффективных  способов их достижения?

6.

У Вас сложился следующий стиль работы (укажите один): Вы в основном используете готовые методические рекомендации; Вы опираетесь на методические рекомендации, но корректируете их с учётом своего опыта и условий работы; Вы критически анализируете методические рекомендации, педагогический опыт коллег и опираетесь на анализ своей деятельности, делая окончательный выбор; Вы постоянно вносите коррективы в свою работу, стремясь к её совершенству.

7.

Имеются ли у Вас общепризнанные положительные результаты вашей педагогической деятельности?

8.

Считаете ли Вы контроль за вашей работой излишним?