Социальное партнерство

Сотрудничество с учреждениями города и округа

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                Выполнила:

Ампилогова Наталья Николаевна

воспитатель

МАУДО ДС №61 «Соловушка» г. Нижневартовска

Проект программы совместной деятельности педагога и учреждений города и округа «Сотрудничество»

Пояснительная записка

       Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными партнерами.

       Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовно- нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

           Наше дошкольное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одно из обязательных условий развития ДОО – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. В коллективе отработана система взаимодействия с ближайшим социальным окружением. Эффективным механизмом такого взаимодействия стала система социального партнёрства. Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях. 

Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях. 

Социальное партнёрство позволяет не только формировать внешнюю среду для деятельности ДОО, создавать определённый имидж учреждения, но и наращивать, развивать внутренний потенциал педагогов, детей и родителей.

Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

  • учета запросов общественности;
  • установление интересов каждого из партнера;
  • осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
  • выработка четких правил в процессе сотрудничества;
  • значимость социального партнерства для каждого из сторон;
  •  установления коммуникаций между детским садом и социумом.

Условиями эффективного взаимодействия ДОО с социальными партнерами выступают:

  • открытость ДОО;
  • установление доверительных и деловых контактов;
  • использование образовательного и творческого потенциала социума;
  • использование активных форм и методов общения.

Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности.

Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу ДОО с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере. Мы считаем, что взаимодействие с различными социальными партнёрами способствует созданию условий для всестороннего, полноценного развития ребенка, взаимопроникновения в мир других людей, природы, культуры, повышению педагогического мастерства воспитателей и специалистов, сохранению и укреплению здоровья дошкольников, улучшению материально-технической базы ДОО.

Технологии анализа возможностей социального партнерства в городе:

Технологии анализа возможностей социального партнерства на конкретной территории предполагают изучение различных аспектов, нами была проанализированы мероприятия для анализа возможностей развития социального партнерства в г. Нижневартовске, представленная в Таблице 1.

Общие технологии социального партнерства

Применяются / не применяются

Пример мероприятия, проводимого на территории

г. Нижневартовска

Формирование информационного пространства в городе и организация мероприятий по насущным проблемам эффективного взаимодействия учреждений дополнительного образования и детского сада для духовно-нравственного воспитания воспитанников

Применяется

Соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья».

Экскурсия в музей. Интерактивная экскурсия в музей, интерактивные уроки.

МАУДО г. Нижневартовска «Центр детского творчества»

Участие в конкурсах

Обследование, диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных структур и детского сада конкретной территории

Применяется

Встречи с интересными людьми

Общественная организация «Совет ветеранов».

«Совет ветеранов афганской войны».

Организация и проведение конкурсов общественно-значимых проектов и программ, направленных на социальное развитие территории

Применяется

Проекты:

«Малая Родина»

«Моя малая родина - моя Югра»

Конкурс творческих работ

«Моя Югра»

В Нижневартовске на сегодняшний день есть возможности содействия различных субъектов социального партнерств, что позволяет выстроить целостную модель партнерских взаимодействий в системе воспитанник – родитель – учитель – школа – вуз – социум – государство. Необходимо активно развивать социальном партнерстве в сфере образования по всему Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, что позволит устранить множество проблем, возникающих в сфере образования города.

Правовые основы социального партнерства:

Нормативно-правовое обеспечение целевой программы

  • Конституция РФ, ст.43;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Приказ МО РФ от 05.05. 2000 г. № 1304 «О федеральных компонентах Государственных стандартов дошкольного образования».
  • Методическое письмо Министерства образования России от 25.03.94№35-М. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
  • Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 № 237/23-16. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.
  • Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65\23-16. О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.

Цель взаимодействия с социальными партнерами по решению конкретных задач:

Цель программы: использовать возможность социума города для создания единой воспитательной системы в дошкольном образовательном пространстве.

Задачи:

  • Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
  • Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
  • Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
  • Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины.
  • Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

Содержание деятельности педагога во взаимодействии с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач:

Учреждения

Задачи, решаемые в совместной деятельности

Формы работы

МАУДО г. Нижневартовска

«Центр детского творчества»

Приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре.

Знакомство с произведениями классической музыки.

Знакомство с различными музыкальными произведениями и инструментами, развитие представлений о различных жанрах музыкального искусства.

Конкурсы: «Мой папа-самый лучший», «Для тебя, мама».

Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»

 

МБОУ «СШ№19»

МБОУ «Гимназия №2»

Создание преемственности в организации образовательной системы ДОУ с учреждениями образования. Выработка общих подходов к оценке готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста.

Родительские собрания. Консультации. Беседы. Открытые занятия. Семинары. Экскурсии в школу. Посещение уроков первоклассников. Посещение учителем воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

ДШИ №2.

Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

Экскурсии. Тематические занятия. Совместные выставки. Участие в конкурсах и выставках. Тематические встречи, вечера.

МБУ «Библиотечно-информационная сеть»

Приобщение детей к культуре чтения детской литературы, знакомство с творчеством детских писателей.

Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми, воспитателями, родителями. Организация выставок детской художественной и методической литературы. Проведение викторин, праздников сотрудниками библиотеки. Организация сюжетно-ролевой игры.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОО. Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:

  • в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
  • в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
  • в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
  • в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
  • в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире. 

Механизмы (алгоритм) взаимодействия с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач:

Блок I    Взаимодействие с медицинскими и спортивными учреждениями. Цель блока: создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинскими и спортивными учреждениями города.

                    Задачи:

  • Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения     для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы.
  • Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.  
  • Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.

Основные направления

  • Оздоровительное;
  • Валеологическое, санитарно-просветительское;
  • Физическое;
  • Психоэмоциональное благополучие.

Реализация основных направлений сотрудничества.

Направления

Мероприятия

Дата

Ответственные

  1. Оздоровительное:

Пропаганда здорового          образа жизни;

 Проведение профилактических мероприятий;

Пропаганда передового опыта по оздоровлению детей.

Выпуск газет, поведение лекций, семинаров по вопросам оздоровления детей.

Выполнение плана оздоровительных мероприятий.

Поведение родительских собраний, презентаций, выпуск сан. листков семейного и общественного опыта эффективных подходов в оздоровлении детей.

сентябрь – май

в течение года

в течение года

Заведующая, зам. зав. по ВМР, воспитатели,

медперсонал д/с и поликлиники.

Заведующая, медперсонал д/с и поликлиники

Зам. зав. по ВМР, медперсонал д/с и поликлиники.

Валеологическое, санитарно - просветительское:

- Формирование валеологической культуры участников образовательного процесса

Поведение групповых и общих родительских собраний, лекций, консультаций, открытых занятий, круглых столов

В течение года

Заведующая, медперсонал д/с и поликлиники

Физическое;

- Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- Повышение резистентности организма при использовании закаливающих процедур и природных факторов.

Проведение совместных физкультурных занятий, праздников, досугов, олимпиад.

Изготовление физкультурного оборудования.

Составление плана закаливающих мероприятий.

Выступления на родительских собраниях

В течение года

сентябрь – ноябрь

сентябрь

октябрь

январь

апрель

Физ. руководитель, воспитатели, родители.

Физ. руководитель, воспитатели, родители.

Зам. зав. по ВМР, медперсонал д/с и поликлиники.

Зам. зав. по ВМР, воспитатели, медперсонал д/с и поликлиники

Психоэмоциональное благополучие:

- создание условий  для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста;

- формирование навыков положительного общения  со сверстниками, взрослыми;

 - осуществление психологической адаптации  и интеграции в социокультурное пространство микрорайона.

Патронаж детей раннего возраста перед поступлением в д/с, родительские собрания, анкетирование, консультации.

Проведение лекций, семинаров, тренингов, проведение Дней  здоровья

Экскурсии, игровые занятия, спектакли.

 

апрель -

май,

июнь - август

в течение

года

в течение года

Зам.  зав. по ВМР, воспитатели 1 мл. гр.  медперсонал д/с и поликлиники.

Психолог д/с и поликлиники,

Зам. зав. по ВМР, воспитатели, персонал поликлиники.

Предполагаемые результаты:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • овладение участниками образовательного процесса навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
  • достижение непрерывного процесса оздоровления ребенка в семье и ДОУ.

Взаимодействие с учреждениями спорта:

Задачи:

1.Объединить усилия педагогов дошкольного образования,

родителей и педагогов дополнительного образования для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе «ребенок-педагог-родитель».

2.Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей  и самостоятельности.

3. Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и  спортом, развивать  представления об  особенностях теннисного спорта  и других видах спорта.

4.Повышение квалификации  педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.

Основные направления:

  • Физкультурно – оздоровительные;
  • Личностно – ориентированные;
  • Мотивационное;
  • Физкультурно – просветительское.

Предполагаемые результаты:

  • положительная мотивация к здоровому образу жизни и культуре  здоровья  всех участников образовательного процесса: активный совместный отдых, посещение кружков, секций оздоровительного направления, присутствие на спортивных соревнованиях;
  • рост профессионального уровня воспитателя, педагогической компетенции родителей, использование полученных знаний в физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
  • повышения уровня физической подготовленности детей к обучению в школе.

Блок II.  Взаимодействие с учреждениями культуры.

Цель блока: Формирование целостной социокультурной системы   взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры (МБУ «Дворец искусств», МБУ «Центр национальных культур», МБУ «ДК «Октябрь»).

Задачи блока:

  • Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
  • Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
  • Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Основные направления:

  • эстетическое;
  • духовно-нравственное;
  • художественно-творческое;
  • культурно-просветительское

Взаимодействие с родителями

Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется   в условиях открытости обеих сторон,  

Реализовать открытость ДОУ - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Для этого нужно создать следующие условия:         

 личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.  Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

Основа социального партнерства    «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: 

  • повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении,
  • консультирование родителей по вопросам воспитания психологами,
  • согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей,
  • организация социально-педагогической помощи семье,
  • совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Основными условиями её реализации может быть: родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.  

Перспективы взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации для реализации задач социально-образовательной практики дошкольников:

Способ осуществления социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес. Социальный диалог необходим системе образования для повышения качества и эффективности образования. Именно социальный диалог способен содействовать организации новой внешней среды ДОУ.

Под организацией социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования она понимает процесс специально организованной совместной деятельности ДОУ с представителями различных

Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

                                                                                                         

  1. Позволяет  выявлять возможности потенциальных социальных партнеров для реализации задач образовательной программы  

2

0

  1. Позволяет использовать ресурсы социальных партнеров для решения задач в рамках образовательной программы

2

0

  1. Предусматривает разработку инструментария включения социальных партнеров для решения задач в рамках образовательной программы

2

0

  1. Предусматривает

2

0