Дополнительное образование "Мастер шашек"
Программа дополнительного образования "Мастер шашек"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.05 КБ | |
| 672.62 КБ | |
| 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Берёзовский детский сад № 4»
»
662520, Красноярский край, Березовский район, п. Берёзовка, ул. Мичурина 10,
т. 8(39175) 2-15-52, mail: «xitr79@mail.ru»
__________________________________________________________________
Рассмотрено Педагогическим советом МБДОУ «Березовский детский сад № 4» Протокол № | Утверждаю Заведующий МБДОУ «Березовский детский сад» __________ Е. В. Хитаришвили |
Дополнительная программа
«Мастер шашек»
Познавательной направленности
Уровень программы- стартовый
Возраст обучающихся 6-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор
Александрова Ольга Юрьевна
инструктор по ФК
Березовка
2022 г
Содержание Программы:
1. | Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Цели и задачи программы | 6 |
1.1.2. | Содержание программы | 6 |
1.1.3. | Планируемые результаты освоения Программы | 8 |
2. | Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | 9 |
2.1. | Календарный ученый график | 9 |
2.2. | Условия реализации программы | 9 |
2.3. | Формы аттестации и оценочные материалы | 10 |
2.4. | Методические материалы | 12 |
Приложение1 | 16 |
1. | Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» |
1.1. | Пояснительная записка |
Настоящая программа ее содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность программы – физкультурно-спортивной направленности - ориентированы на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. Программы ориентированы на приобщение детей к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва страны. Сфера возможной будущей профессиональной деятельности «Человек - Человек»;
Новизна и актуальность
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Мастер шашек» заключается в создании условий для усвоения основ знаний по практике и теории игры в шашки.
Актуальность предлагаемой программы определяется дефицитом занятий взрослыми с детьми в настольные игры, в частности, в шашки. И как следствие дети не умеют играть в настольные и интеллектуальные игры.
Отличительные особенности программы
Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно занимательным и сложным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения творческих логических и способностей играющих. Разбор вариантов, поиски комбинаций, составление плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.
Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей совершенствование умений, упорядоченное формирование и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
Программа поможет педагогу повысить уровень подготовленности к этой игре, полностью раскрыть творческие способности детей. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его наклонности и интересы и. Нужно особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
Адресат программы.
Программа отвечает Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), предназначена для обучения и воспитания детей 6 - 7 лет (старший дошкольный возраст), зачисляются все желающие, независимо от способностей и уровня подготовки, а также исходя из запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Набор в группу начинается с сентября.
Наполняемость группы – 6 детей. Занятия проводятся со всем составом группы.
Состав групп – одновозрастной:
- 1 группа - 6 – 7 лет.
Срок реализации программы и объем учебных часов
Программа рассчитана на один год.
Объем часов составляет:
Подготовительная группа к школе группа (с 6 до 7 лет)
В подготовительной к школе группе для детей проводится в неделю 1 групповое занятия продолжительностью 30 минут, с обязательными перерывами во время занятия (динамическими паузами).
Групповое занятия – 1 в нед./ 36 в год.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Примерная структура занятия
- Повторение и закрепление пройденного материала;
- основная тема (теория и практика);
- обсуждения и отработка новых тактик;
- игры в парах;
- обсуждение занятия и его итоги.
Формы обучения
Обучение с учетом особенностей обучающихся осуществляется в очной форме. В эпидемиологический период допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Программа нацеливает детей на обучение начинающего шашиста умению анализировать, мысленно рассуждать, предвидеть замыслы партнера, строить на шашечной доске остроумные комбинации. Результаты этой деятельности представляются на уровне детского сада, муниципальных и мероприятиях, публикуются на интернет-ресурсах.
Образовательный процесс предусматривает следующие формы проведения занятий:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры
- турниры.
Режим занятий
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет)
В подготовительной к школе группе для детей проводится в неделю 1 групповое занятия продолжительностью 30 минут, с обязательными перерывами во время занятия (динамическими паузами).
- Цели и задачи Программы
Цель программы: Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки.
Задачи:
Обучающие:
- обучение технике игры в шашки;
- ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Воспитательные:
- воспитание уверенности, целеустремленности, внимательности, настойчивости, трудолюбия, находчивости,
- воли, коллективизма;
- воспитание отношение к шашкам как к полезным, нужным серьезным занятиям, имеющим творческую и спортивную направленность;
- выработка у детей на практике применять полученные знания и умения.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей детей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, логического мышления, образное и аналитическое мышление;
- научить оценивать чужие и свои поступки.
- Содержание программы
Учебный план
Наименование ДОП | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
«Мастер шашек» | 1 | 4 | 36 |
№ | Наименование раздела | Количество часов | |||
1 год | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля | ||
1. | Сказка начинается «Королевство шашек». | 2 | 2 | 0 | Пед. наблюдение |
2. | Путешествуем по сказочному королевству» | 1 | 1 | 0 | Пед. наблюдение |
3. | Путешествуем по сказочному королевству» | 2 | 1 | 1 | Пед. наб-ие, выступление |
4. | «Волшебные ниточки сказочного королевства» | 2 | 1 | 1 | Пед. наб-ие, выступление |
5. | «Задания умной совы» | 3 | 1 | 2 | Пед. наблюдение |
6 | «В гостях у знатока шашек – Зайки» | 3 | 1 | 2 | Пед. наб-ие, выступление |
7 | «Лесная школа умного зайца» | 4 | 1 | 3 | Пед. наблюдение |
8. | «В гости к друзьям» | 1 | 1 | 0 | Пед. наб-ие, выступление |
9. | «Правила хорошие, знать каждому положено» | 1 | 1 | 0 | Пед. наблюдение |
10 | Игра «уголки» | 2 | 0 | 2 | Пед. наблюдение |
11 | «Лесная школа умного зайца» | 2 | 1 | 1 | Пед. наб-ие, выступление |
12 | Тактика окружения. | 2 | 1 | 1 | Пед. наблюдение |
13 | Использование отсталых и изолированных шашек. | 2 | 1 | 1 | Пед. наблюдение |
14 | «Лесная школа умного зайца» Практическое закрепление материала | 2 | 0 | 2 | Пед. наблюдение |
15 | «Лесная школа умного зайца» | 4 | 1 | 3 | Пед. наб-ие, выступление |
16 | Практическое закрепление материала | 3 | 1 | 2 | Пед. наблюдение |
Всего часов | 36 | 15 21 | |||
Содержание учебного плана программы (Приложение 1)
1.1.3 Планируемые результаты освоения Программы
Личностные результаты:
- - развитие фантазии, логического и аналитического мышления, памяти, внимательности, усидчивости;
- развитие интереса к истории происхождения шашек и творчества шахматных мастеров; - развитие способности анализировать и делать выводы;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
- овладение способностью ставить перед собой цель, находить способы ее осуществления; - умение определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
- умение понимать причины успеха/неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построение рассуждений.
Предметные результаты:
- правила игры в шашки;
- правила проведения соревнований; - названия фигур, ценность фигур;
- выступать в роли игрока и судьи;
- определять и называть фигуры;
- ориентироваться на доске;
- решать шашечные задачи; - записывать шашечные парии;
- решать ребусы, связанные с шашками.
По окончании обучения дети должны знать:
- шашечные термины – черное поле, белое поле, вертикаль, горизонталь, блокировка, дамка, дамочные поля, диагональ, простая шашка, рубить и т.д.. Это выявляется демонстрацией на шашечной доске и путем опроса.
- правила игры – выявляется путем игры и опроса с педагогом.
- основные тактические приемы: оппозиция, блокировка шашки, – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
- стадии игры - выявляется путем игры и опроса с педагогам.
- Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Возраст | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | К-во учебных недель | К-во учебных дней | К-во учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения итоговой и промежуточной аттестации |
6-7 лет | 2022-2023 | 1 сентября 2022 | 31 мая 2023 | 36 | 36 | 36 | очный | Первичная диагностика (сентябрь) Выступления на мероприятиях, конкурсах. Итоговая диагностика (май) |
Основной формой подведения итогов реализации программы является выступление на шашечных турнирах разного уровня, где присутствуют родители, педагоги, администрация. Во время турниров каждый обучающийся демонстрирует свой интеллектуальный потенциал, уровень подготовки, спортивный азарт.
Обучающиеся, успешно освоившие программу умеют сочетать в себе элементы тактических приемов при игре в шашки, изученных в течение года.
Могут принять участие в районных и краевых турнирах.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Помещение, в котором осуществляется реализация дополнительной общеобразовательной программы (далее учебное помещение), соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Помещение оборудовано столами и стульями, согласно возрасту детей, соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.
Для обеспечения реализации Программы имеются следующие методические материалы и средства обучения воспитанников:
- Детские столы 3 штуки.
- Стулья 6 штук.
- Комплект шашек и досок 4 комплекта.
- Магнитная доска.
- Магнитные шашки.
- Принтер «EPSON- L4160» -1 шт, ноутбук «ASUS» - 1 шт.
- Шкафы для пособий - 2 шт.
Информационное обеспечение
1. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998.
2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2007
3. М. Бодров, В.М. Высоцкий. Центральная партия. - М.: Владос, 1999.
4. И.М. Бодров, В.М. Высоцкий. Курс шашечных окончаний. Часть 1. Две на две.-
М.: Владос, 2001
5. А.А. Косенко. Избранные партии И. А. Тимковского и современная теория.-
М.: Владос, 2001,
6. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011
7. Интернет сайт для любителей шашек http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php
Кадровое обеспечение
Программу реализует Александрова Ольга Юрьевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Березовский детский сад № 4», образование – высшее, высшая квалификационная категория, стаж работы 12 лет.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Для отслеживания динамики освоения дополнительной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную, текущую и итоговую диагностику.
Первичная диагностика - проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки воспитанников.
Форма проведения – собеседование, педагогическое наблюдение.
Текущая диагностика - осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлена на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.
Формы проведения – наблюдение, шашечный турнир среди воспитанников детского сада.
Итоговая диагностика - проводится в конце учебного года для определения уровня освоения программы.
Формы проведения – опрос, беседа, наблюдение, шашечный турнир между воспитанниками детских садов Березовского района.
Способы определения результативности реализации программы
При текущем контроле: беседа, опрос, практическая работа.
При промежуточном контроле: знают тактические приемы, основы теории шашечной игры, принимают участие в тренировочных турнирах.
При итоговом контроле: применяют на практике полученные знания.
Механизм оценивания образовательных результатов
Минимальный уровень | Средний уровень | Максимальный уровень | |
Практическая подготовка | |||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) | Не может работать с шашками без помощи педагога. Требуются постоянные пояснения педагога при работе | Может делать анализ хода шашкой с частичной помощью педагога, нуждается в помощи педагога при работе над ходом. | Самостоятельно работает над ходом шашки, умеет самостоятельно и грамотно делать ход. |
Владение специальным оборудованием и оснащением | Требуется контроль педагога при выполнении задания | Требуется частичный контроль при выполнении задания. | Четко и самостоятельно работает с заданием. |
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы
- Выступление на турнирах среди воспитанников детского сада.
- Выступление на турнирах среди, воспитанниками детских садов Березовского района.
2.4. Методические материалы
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастер шашек» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной
деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Методы обучения
При реализации программы используются следующие методы:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.
Формы организации занятия
Форма обучения по программе: очная
Предусматриваются следующие методы обучения и формы проведения занятия:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Занятие – беседа. В форме беседы проводится и опрос, и объяснение нового материала на первой ступени обучения. Характерная особенность этой формы занятия состоит в том, что воспитанники принимают в нем активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы, объясняют явления. Все это корректирует педагог, он руководит такой беседой, уточняет и окончательно формулирует ответы. На первой ступени обучения часть занятия-беседы может занимать длительный связный рассказ педагога. Он неизбежен, потому что обучающиеся не располагают необходимыми теоретическими знаниями.
Практикум. Занятия-практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствуют прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические работы, на которых воспитанники самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие занятия-практикумы. Основным способом организации деятельности воспитанников на практикуме является групповая форма работы. При этом каждая группа из 2 человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую работу.
Комбинированное занятие: характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных занятий.
Педагогические технологии
При реализации программы применяются педагогические технологии личностно-ориентированного обучения:
Технология личностно-ориентированного обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Технология индивидуализации обучения – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальное обучение позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ребенка, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет воспитаннику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.
Технология коллективной деятельности, в которой достижение интеллектуального уровня является приоритетной целью. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Особенностью методического обеспечения программы является то, что значительная часть практической деятельности проходит в форме групповой работы. Для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между дошкольниками, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения системы знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Использование данных средств и пособий способствует уточнению и расширению представлений детей дошкольного возраста, развитию познавательной деятельности, создаёт эмоционально благоприятный фон для проведения индивидуальных занятий.
Виды дидактических материалов
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с планом работы, возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Для обеспечения реализации Программы «Мастер шашек» в МБДОУ имеются методические материалы и средства обучения:
- комплекты развивающих пособий для детей по направлениям образования.
- Комплекты дидактических и демонстрационных материалов.
- Литература.
- Игры и игрушки
- Картинный и видео материал.
- Фото – материалы.
- Видеозаписи, презентации, видеосюжеты.
Список литературы для педагога
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
- Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
- Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
- Пожарский В.А. Шахматный учебник. – М., 1996.
- Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., - М.:Просвещение, 1989.
- Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
- Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969.
- Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985.
- Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004.
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992.
- Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
- Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
- Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
- Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
- Internet ресурсы, сайты.
Список литературы для детей:
- Максим Мосин «Как обыграть папу в шашки»
- Погрибной В.К., Юзюк В.Я. «Шашки для детей»
- Лангин В., Герцензон Б.
- Герцензон Б.М., Напреенков А.А.
- Барский Ю. П., Городецкий В. Б
Приложение 1
№ | Наименование раздела | Количество часов | |||
1 год | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля | ||
1. | Сказка начинается «Королевство шашек». | 2 | 2 | 0 | Пед. наблюдение |
2. | Путешествуем по сказочному королевству» | 1 | 1 | 0 | Пед. наблюдение |
3. | Путешествуем по сказочному королевству» | 2 | 1 | 1 | Пед. наб-ие, выступление |
4. | «Волшебные ниточки сказочного королевства» | 2 | 1 | 1 | Пед. наб-ие, выступление |
5. | «Задания умной совы» | 3 | 1 | 2 | Пед. наблюдение |
6 | «В гостях у знатока шашек – Зайки» | 3 | 1 | 2 | Пед. наб-ие, выступление |
7 | «Лесная школа умного зайца» | 4 | 1 | 3 | Пед. наблюдение |
8. | «В гости к друзьям» | 1 | 1 | 0 | Пед. наб-ие, выступление |
9. | «Правила хорошие, знать каждому положено» | 1 | 1 | 0 | Пед. наблюдение |
10 | Игра «уголки» | 2 | 0 | 2 | Пед. наблюдение |
11 | «Лесная школа умного зайца» | 2 | 1 | 1 | Пед. наб-ие, выступление |
12 | Тактика окружения. | 2 | 1 | 1 | Пед. наблюдение |
13 | Использование отсталых и изолированных шашек. | 2 | 1 | 1 | Пед. наблюдение |
14 | «Лесная школа умного зайца» Практическое закрепление материала | 2 | 0 | 2 | Пед. наблюдение |
15 | «Лесная школа умного зайца» | 4 | 1 | 3 | Пед. наб-ие, выступление |
16 | Практическое закрепление материала | 3 | 1 | 2 | Пед. наблюдение |
Всего часов | 36 | 15 21 | |||
1 год обучения
№ | Наименование раздела | Количество часов | |||
1 год | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля | ||
1. | Сказка начинается «Королевство шашек». Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шахматная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. Расстановка шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек». | 2 | 2 | 0 | Пед. наблюдение |
2. | Путешествуем по сказочному королевству» Основа успешной партии – правильное поведение во время игры. Основные правила. Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске. Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». | 1 | 1 | 0 | Пед. наблюдение |
3. | Путешествуем по сказочному королевству» Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту, ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 | 1 | 1 | Пед. наб-ие, выступление |
4. | «Волшебные ниточки сказочного королевства» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. | 2 | 1 | 1 | Пед. наб-ие, выступление |
5. | «Задания умной совы» Анализ учебных партий, игровая практика. Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. | 3 | 1 | 2 | Пед. наблюдение |
6 | «В гостях у знатока шашек – Зайки» Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске. Шашечные турниры, цель, правила проведения | 3 | 1 | 2 | Пед. наб-ие, выступление |
7 | «Лесная школа умного зайца» Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашака, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле. Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. | 4 | 1 | 3 | Пед. наблюдение |
8. | «В гости к друзьям» Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Тактические удары, применение в игровой практике | 1 | 1 | 0 | Пед. наб-ие, выступление |
9. | «Правила хорошие, знать каждому положено» Знакомство, отличия от игры в шашки, правила игры. | 1 | 1 | 0 | Пед. наблюдение |
10 | Игра «уголки» Тактика окружения (охвата) неприятельских сил. Принципы правильного и последовательного окружения центральной позиции. Окружение как защитительная тактика. | 2 | 0 | 2 | Пед. наблюдение |
11 | «Лесная школа умного зайца» Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Игровая практика | 2 | 1 | 1 | Пед. наб-ие, выступление |
12 | Тактика окружения. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. | 2 | 1 | 1 | Пед. наблюдение |
13 | Использование отсталых и изолированных шашек. Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят». Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» Игровая практика | 2 | 1 | 1 | Пед. наблюдение |
14 | «Лесная школа умного зайца» Практическое закрепление материала Правила поведения при игре в шашки. Общие принципы разыгрывания партии. Познакомить с правилами поведения во время игры Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. Правило 2: Взялся – ходи! Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку. Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями. | 2 | 0 | 2 | Пед. наблюдение |
15 | Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры». | 4 | 1 | 3 | Пед. наб-ие, выступление |
16 | Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шахматная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. Расстановка шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек». | 3 | 1 | 2 | Пед. наблюдение |
Всего часов | 36 | 15 21 | |||
Предварительный просмотр:
Направленность программы
Программа ориентирована на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни, и здоровья.
Дополнительная программа
«Мастер шашек»
пгт. Берёзовка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Берёзовский детский сад № 4»
Дополнительная программа
«Мастер шашек»
Познавательная направленность
Уровень программы - стартовый
Возраст обучающихся
6-7 лет
Срок реализации 1 год
Цель – раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки.
Задачи:
Обучающие:
- обучение технике игры в шашки;
- ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Воспитательные:
- воспитание уверенности, целеустремленности, внимательности, настойчивости, трудолюбия, находчивости, воли, коллективизма.
- воспитание отношение к шашкам как к полезным, нужным серьезным занятиям, имеющим творческую и спортивную направленность.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей детей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, логического мышления, образное и аналитическое мышление;
- научить оценивать чужие и свои поступки.
Используемые методы
- Словесный: рассказ, беседа, объяснения.
- Наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске.
- Практический: упражнения, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.
Планируемые результаты
Личностные:
- развитие фантазии, логического и аналитического мышления, памяти, внимательности, усидчивости;
- развитие интереса к истории происхождения шашек и творчества шашечных мастеров;
- развитие способности анализировать и делать выводы;
- умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
- овладение способностью ставить перед собой цель, находить
способы ее осуществления;
- умение определять наиболее эффективные способы достижения
результатов;
- умение понимать причины успеха/неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза.
Предметные:
- правила игры в шашки;
- правила проведения соревнований;
- выступать в роли игрока и судьи;
- ориентироваться на доске.
Подробнее с программой можно ознакомиться по ссылке:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направленность программы П рограмма ориентирована на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
Новизна и актуальность Новизна заключается в создании условий для усвоения основ знаний по практике и теории игры в шашки. Участие детей дошкольного возраста в исследовании и решении выявленных проблем на своем уровне; Актуальность определяется дефицитом занятий взрослыми с детьми в настольные игры, в частности, в шашки .
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки.
ЗАДАЧИ Обучающие : обучение технике игры в шашки; ознакомление детей с теорией шашечной игры. Воспитательные : воспитание уверенности, целеустремленности, внимательности, настойчивости, трудолюбия, находчивости, воли , коллективизма; воспитание отношение к шашкам как к полезным, нужным серьезным занятиям, имеющим творческую и спортивную направленность. Развивающие: развитие стремления детей к самостоятельности; развитие умственных способностей детей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, логического мышления, образное и аналитическое мышление; научить оценивать чужие и свои поступки.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ словесный : рассказ , беседа, объяснение; наглядный : иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; практический : упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные: развитие фантазии, логического и аналитического мышления, памяти , внимательности, усидчивости; развитие интереса к истории происхождения шашек и творчества шашечных мастеров; - развитие способности анализировать и делать выводы; умение не создавать конфликтов и находить в ыходы из спорных ситуаций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Метапредметные : овладение способностью ставить перед собой цель, находить способы ее осуществления; умение определять наиболее эффективные способы достижения результатов ; умение понимать причины успеха/неуспеха; овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, построение рассуждений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Предметные: правила игры в шашки; правила проведения соревнований; выступать в роли игрока и судьи; ориентироваться на доске.
Спасибо за внимание!




