Проектные задачи

Надежда Владимировна Дементьева

В Федеральных государственных образовательных стандартах наибольшее внимание уделяется деятельностному подходу в обучении. Умения не только найти, отсортировать нужную информацию. но и применить их на практике, позволяет проектная деятельность.

Решение проектных задач позволяет сохранять личностный, социальный  интеллектуальный потенциал ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА. Байкал. Экологические проблемы озера Байкал.

Название проектной задачи

Байкал Экологические проблемы озера Байкал

Предмет

Окружающий мир, математика, экология, русский язык

Класс

3, 4

Тип задачи

Межпредметная проектная разновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  • Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения

Разновозрастное сотрудничество учащихся. 2. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Окружающий мир:

  • Знакомство с озером Байкал
  • Факты об озере Байкал
  • Процессы и следствия

.

Русский язык:

  • Знакомство с текстом телеграммы

Математика:

  • выполнение простейших вычислений,
  • составление ряда прочности

Общеучебные умения:

  • работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
  • умение работать с текстом;
  • выбор адекватных форм представления результатов работы

Планируемый педагогический  результат

Демонстрация учащимися:

  • усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

умения, работая в малой разновозрастной группе, создать конечный «продукт» -карту Байкала с достояниями и проблемами

Способ и формат оценивания результатов работы

В процессе решения задачи оценивается:

• владение   учащимися    необходимым предметным материалом;

• умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;

• умение  взаимодействовать  в  малой группе при решении общей задачи. Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе

Учитель: Добрый день!

А что это такое? Такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое? Такое золотое?

Блестящее,  как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое? Все время в непокое,

Быть может , это туча застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

Просматриваем фрагмент фильма о  красоте Байкала.

- Что интересного вы знаете об озере Байкал?

-Что удивительного можно увидеть на этом озере?

-Какие интересные факты вы узнали об озере Байкал?  (Дети на зеленых жетонах пишут интересные факты об озере Байкал. )

 1 ученик: Озеро Байкал – уникальный водоем. Оно вмещает пятую часть мировых запасов пресных вод.  Только байкальской воды хватило бы на 40 лет для жителей всей Земли. Работая вместе, все реки мира затратили бы целый год, чтобы заполнить Байкал.

(1 критерий)

2 ученик: Байкал – самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина составляет – 1637 метров. Само озеро лежит в Байкальской впадине – каменной чаше, со всех сторон окруженной горами. Слой осадков на дне озера около 7 километров. Если их убрать, то глубина Байкала станет как в океане.

(1 критерий)

3 ученик: Байкал – одно из древнейших озер планеты. Его возраст приблизительно равен 25-30 миллионам лет.  Другие озера живут только 10-15 миллионов лет. А потом заполняются осадками  и высыхают. Ученые считают, что Байкал является зарождающимся океаном. Его берега расходятся со скоростью 2 сантиметра в год.

(2 критерий)

4 ученик: Изумительная прозрачность и чистота байкальской воды давно уже стали легендой. Весной после освобождения озера ото льда, прозрачность воды достигает 40 метров, можно разглядеть отдельные камни и различные предметы. За свою чистоту и уникальные свойства байкальская питьевая вода ценится во всем мире.

(1 критерий)

5 ученик: Озеро Байкал является домом для более 2000 разновидностей растений и животных, большинство из которых не встретишь нигде в мире. Такое большое количество живых организмов объясняется большим содержанием кислорода в байкальской воде.

(4 критерий)

6 ученик: Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и другие. Икра байкальского омуля выпущена в Ладожское, Онежское озера и вывезена в Чехословакию, Монголию и Англию. Для увеличения численности омуля на реке Большая речка создан рыборазводный цех.

(3 критерий)

7 ученик: На Байкале, по данным орнитологов (ученых, изучающих птиц), водится 236 видов птиц, из них 29 водоплавающих. Например,  на скалистых островах Байкала селятся серебристые чайки, а белоголовый орел – один из самых красивых пернатых хищников.

(4 критерий)

8 ученик: Происхождение байкальской нерпы до настоящего времени не выяснено. Возможно, она проникла в озеро через крупные, связанные между собой озера и реки из Ледовитого океана. Особенно много нерпы на Ушканьих островах.

(3 критерий)

9 ученик: В год нерпа съедает около тонны рыбы. В поисках пищи она ныряет на глубину до двухсот метров и остается под водой на 20-25 минут. Максимальная скорость плавания 20 – 25 километров в час.  Продолжительность жизни байкальского тюленя – 56 лет.

(3 критерий)

Физ минутка


10 ученик: В озеро Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна – Ангара. Название свое Ангара получила из-за расщелины, дающей выход водному потоку из озера (по-бурятски  и  по-эвенкийски слово «анга»  означает «пасть», «рот»). Исток реки Ангары – самый широкий и крупный в мире. Ширина истока 863 метра.

(1критерий)

11 ученик: На середине истока виден Шаман-камень высотой до полутора метров над водой. Этот камень представляет собой  выступ подводной гранитной скалы. Напротив Шаман-камня находится смотровая площадка. Весной из-за низкого уровня воды он больше выступает и лучше виден с берега.

12 ученик: В  древности местные жители  наделяли Шаман-камень чудодейственной силой. Здесь проходили особо важные шаманские обряды, давались клятвы и произносились молитвы. Об этом свидетельствует усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

1 задание

Но вот пришла телеграмма с берегов озера Байкал.

Расшифруйте ,пожалуйста, текст телеграммы. И запишите его.

 «Сос!!! Сос!!!  ешаН  еонседуч  орезо  в итсонсапо.  тунбиГ  ыбыр.   тюазечиИ  еикдер   яинетсар и еынтовиж.  ястеянзяргаЗ  адов. етигомоП !   маН  тизорг  яаксечиголокэ   афортсатак.»

«СОС! СОС!  Наше чудесное озеро в опасности.   Гибнут рыбы. Исчезают  редкие  растения и животные. Загрязняется вода. Помогите! Нам грозит экологическая катастрофа.»

Давайте посмотрим, что можно увидеть в отдельных местах нашего Байкала.

-Что такое экологическая катастрофа?

(Экологическая катастрофа – необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов.)

-Кто виноват в том, что случится экологическая катастрофа? (человек)

2 задание

Перед вами  список  процессов, выберите те, которые приведут нас к  ЭК.

Заготовка древесины, , загрязнение рек, вырубка деревьев по берегам рек,, отсутствие очистных сооружений на фабриках,  посадка новых деревьев, сбор ягод и грибов,  прогулки на лодках, браконьерство, выброс выхлопных газов.

(Ответ: Заготовка древесины, , загрязнение рек, вырубка деревьев по берегам рек,, отсутствие очистных сооружений на фабриках, браконьерство, выброс выхлопных газов автомобиля.)

3 задание.

Мы выяснили самую малую часть  причин  ЭК. А сейчас определим,  к чему может привести процессы, которые мы отметили.

Процессы

Следствия

Заготовка древесины

Обмеление рек

загрязнение рек

Исчезновение  видов животных

вырубка деревьев по берегам рек

Загрязнение воздуха

отсутствие очистных сооружений на фабриках

Уменьшение  количества лесов

браконьерство

Загрязнение воздуха и водоемов химикатами

выброс выхлопных газов

 Исчезновение рыб

Ответ:.

Процессы

Следствия

Заготовка древесины

Обмеление рек

загрязнение рек

Исчезновение  видов животных

вырубка деревьев по берегам рек

Загрязнение воздуха

отсутствие очистных сооружений на фабриках

Уменьшение  количества лесов

браконьерство

Загрязнение воздуха и водоемов химикатами

выброс выхлопных газов

 Исчезновение рыб

4 задание

-Что мы можем сделать, чтобы не произошла ЭК?

Ответы детей:

5 Задание.

Мусор!!!  У нас остается так много отходов. Что иногда не знаем, что с ними делать.  А что вы делаете, с отходами?

- Куда  следует мусор потом?

- Что нужно сделать с мусором?

Решим задачу:  Группа ученых, опираясь на проведенные  эксперименты, определила, что жестяная консервная банка, брошенная на свалку летом 2004 года, полностью проржавеет и исчезнет только 2104 году. Стеклянная бутылка пролежит не менее 4000 лет. Банка из под пива из тонкого алюминия исчезнет к 2504 году. Мешочек из полиэтилена разложится полностью к 2204 году.

 Постройте ряд прочности из этих предметов.

  1. Стеклянная бутылка – 4000 лет
  2. Банка из под пива – 500 лет
  3. Полиэтиленовый пакет – 200 лет
  4.  Жестяная банка -  100 лет.

6 Задание

Теперь представьте, сколько мусора может скопиться за 100 лет. К этому времени вся наша земля превратиться в огромную кучу мусора. Попробуем найти выход.

Самый простой выход это переработка мусора.  Сейчас  запускаются много проектов по переработке мусора.  Но фабрики, заводы, цеха могут перерабатывать только однотипный мусор. Разный мусор они перерабатывать не могут. Сейчас в больших городах стоят  разноцветные баки для мусора.

Распределите мусор в разные баки.

Картинки распределили в  3 бака

Итог:

- На красных жетонах напишите, какие  экологические проблемы есть у нашего Байкала.

-Оцените.

Какое задание вам больше всего понравилось решать.

-Что нового вы узнали?



Предварительный просмотр:

Проектная задача «День рождения ослика ИА»

Тема: решение проектной задачи.

Цель: Обучить младших школьников совместной решению задачи.

Задачи:  1) Умение применять приобретенные знания в нестандартной ситуации

               2)Развивать коммуникативные умения, умения работать в группах

             

Ход занятия.

1.Орг момент. (мотивация)

-Здравствуйте ребята. Сегодня наше занятие я предлагаю начать с просмотра всем вам знакомого мультфильма «Винни-Пух» (Дети просматривают отрывок из мультфильма «Винни-Пух» «День рождения ослика Иа»)

- Вам  понравился отрывок из этого мультфильма?  (Мнение детей)

- А что такое день Рождения?

- А это веселый праздник?  

- Тогда почему ослик Иа грустит?

 -А сможем ли мы помочь нашему ослику в его горе? Как устроить День рождения ослику Иа?

2. Составление плана действий.

Что бы получился самый замечательный веселый День рождения нужно к нему подготовиться. Что нужно подготовить ко дню рождения? (Высказывание детей, предполагаемые ответы: угощение, подарки, игры, поздравления, приглашения, песни, танцы)

(На доске появляется план действий:

  1. Составить приглашение для гостей
  2. Приготовить угощение
  3. Придумать игры для гостей
  4. Написать поздравление
  5. Купить подарок

Но прежде чем начать выполнять задания, нужно вспомнить правила работы в группе.

3. Решение задачи

1 Задание «Приглашение для гостей»

Винни-Пух обратился к самому умному жителю леса Сове. Она написала приглашение, но  очень сомневалась в написании некоторых слов. Помогите Сове   вставить орфограммы.

« Д_рогие друз_я!  Приглашаю вас всех на мой День р_ждения в су_оту Он будет проходить на б_льшой п_ляне, под старым дубом в 3 ч_са дня. Очень буду ждать вам. Ваш  дру_ ослик Иа»

( Работа в группах.  Дети проверяют и вставляют орфограммы в словах )

Проверяем и сравниваем с текстом на доске.)

2 Задание.

 Приглашение готово! Нужно для гостей приготовить угощение. Самым лучшим угощение считается торт.  Испечь торт доверили Кролику. Кролик достал свой любимый рецепт и прочитал. « Для приготовления торта нужно взять 3 яйца, 1 стакан сахара, полстакана сгущенки, 200 г майонеза перемешать. Добавить половину чайной ложки соды, 2 стакана муки, разделить на 3 части, испечь коржи. Для крема: 1 стакан сметаны взбить с полстакана сахара и смазать готовые коржи.»

Кролик внимательно  прочитал рецепт и вспомнил, что  у него в буфете еще с его дня рождения остались кое-какие продукты: 1 кг муки, 3 стакана сахара, сода, 2 стакана мёда, варенье малиновое полбанки.

Подсчитав свои сбережения, Кролик отправился в  Лесной магазин, в котором продавались самые необходимые товары.  См. приложение.

Сколько денег затратит Кролик  на покупку самых необходимых продуктов для торта?

(Дети высчитывают какую сумму денег затратил Кролик).

3. Задание

Пока Кролик готовил торт. Винни-Пух решил заняться играми. Он  придумывал различные конкурсы. Старался, чтобы  никто не скучал в сторонке. Для этого он придумывал  различные конкурсы

1 конкурс для домашних животных

2 конкурс для длинноухих

3 конкурс для травоядных

4 конкурс для животных теплых стран

Но он понимал, что кто-то останется без конкурса, только никак не мог догадаться, кто это? Помогите ему определить, кто останется сидеть в углу. А чтобы этому загадочному другу не скучалось придумайте  свой конкурс, где будут принимать участие …..КТО?

Придумайте свою группу и дайте ей название.

(Дети распределяют животных: Кенгуру, Ослика, Винни-Пуха , Пятачок,  Тигра, Сова, Кролик в группы и выясняют, какое животное не встретилось ни в одной группе. Находят ему животных по какому либо признаку и объединяют их. Придумывают название группы.)

4 задание.

Винни-Пух очень любил сочинять стихи. Вспомните его стих «Если я чешу затылки –НЕБЕДА, в голове моей опилка ДА-ДА-ДА».

И все решили сразу поручить ему,  сочинить стихи  на День рождения ослика Иа.

Но времени оставалось так мало, что ему принесли  несколько подсказок. Вот они (см приложение)

.............................................. рождения

............................................... стихотворение

............................................. угощение

.............................................. поздравление

.................................................. мечта

.................................................доброта

................................................. справиться

............................................... не стариться

............................................ лет

........................................... свет

...........................................пожелать

...........................................не унывать

Такой текст называется БУРИМЕ.   В каждой строке есть последнее слово, но нет слов впереди. Нужно придумать текст, чтобы получилось стихотворение.

(Дети придумывают текст поздравления)

5.Задание

Все подготовительные работы закончились. Осталось самое приятное, купить подарок для своего друга. Винни-Пух, Пятачок, Сова и Тигра отправились в тот самый ЛЕСНОЙ МАГАЗИН. Там они увидели  очень много интересного. И решили купить подарки. Что купят друзья ослику, если у Кролика и Совы  по  15 купилок, у Винни-Пуха  26 купилок, а у Тигры 20 купилок.

(Дети выбирают, что купить в подарок Ослику.)

4. Итог проектной задачи

  Вернемся к нашему списку дел, который мы наметили. Все ли мы выполнили. Как вы думаете, будет ли доволен наш ослик?

Давайте у него спросим. (Просмотр фрагмента из мультфильма.)

А мы можем только порадоваться за него все вместе. А понравилось ли вам готовить праздник? Какое задание вам больше всего понравилось?  Какое задание оказалось для вас самым трудным?  Что бы вы еще могли предложить для того чтобы получился праздник веселым и запоминающимся?

Оцените, работу в группе.

Экспертные листы по  наблюдению за работой в группе.

Наличие целеполагания

Отметка в карте ставится в начале занятия (в первые 5-10 минут)

Планирование

Отметка в карте ставится в начале занятия (в первые 5-10 минут)

Распределение заданий и обязанностей

Отметка в карте ставится в середине занятия (по истечению 25-30 минут)

Контроль продвижения по заданию

Отметка в карте ставится ближе  к концу занятия (по истечению 30-40 минут)

Представление результатов

Отметка в карте ставится в конце  занятия (в последние  5-10 минут)

Конфликты и их разрешение

Отметка в карте ставится в конце  занятия (в последние 5 минут)

Особенности поведения  и коммуникации ученика

Отметка в карте ставится в конце занятия (в последние 5-10 минут)

Результаты голосования

Отметка в карте ставится в конце после подведения итогов голосования.

Наблюдение ведется за группой _________________ человек

  1. Наличие целеполагания
  1. Целеполагание отсутствует

А) уточнение задания и выбор формы представления в группе не обсуждается

Б) результат обсуждения не зафиксирован на листе планирования

  1. Целеполагание единоличное

Уточнение заданий и выбор формы представления осуществляется лидером группы единолично,  без обсуждения с членами группы

  1. Целеполагание в узком кругу участников

Уточнение заданий и формы представления осуществляется  лидером группы и двумя- тремя членами группы

  1. Целеполагание  совместное

Задание и форма представления обсуждается  более  чем  с половиной группы, дети  вместе составляют уточняют тему и выбирают форму работы

Ученики:

Поставьте  в каждой  ячейке от 0 до 3

  1. Не участвовал в  форме работы
  2. Участвовал в форме работы, но не активно
  3. Активно участвовал в  выборе формы работы
  4.  Был лидером группы

Группа в целом:

  1. Были споры из-за лидерства в  выборе формы работы
  2. Споров  за лидерства в выборе формы работы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

  1. Планирование

Ученики:

Поставьте  в каждой  ячейке от 0 до 3

  1. -Не участвовал в  планировании
  2. Участвовал в  планировании, но не активно
  3. Активно участвовал в   планировании работы
  4.  Был лидером группы

Группа в целом:

0-Были споры из-за лидерства в  планировании

  1. Споров  за лидерства в планировании не было

№1

№2

№3

№4

№5

№6

  1. Распределение функции и их выполнение

                Ученики:

Поставьте  в каждой  ячейке от 0 до 2

0 – в работе не участвовал ( независимо  от того, были или не были распределены  функции)

1 ставится в следующих случаях  распределение  функции не было, делал что считал нужным;  распределение было , имела свое задание, но выполняла  иное задание.

2 распределение было и выполнял свое задание.

№1

№2

№3

№4

№5

№6

  1. Участие  и активность в контроле

                Ученики:

Поставьте  в каждой  ячейке от 0 до 3

0 не участвовал в контроле

1контролировал только свои действия

Контролировал свои действия и действия партнеров

№1

№2

№3

№4

№5

№6



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В 1-4 классах основная педагогическая цель проектных задач – это способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают нам возможность наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

К работе можно привлекать других учителей, родителей или старшеклассников.

     Проектная задача по литературному чтению  позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют понятием «сказка о животных», умеют ставить и удерживать авторскую задачу, анализировать и преобразовывать тексты, а так же работать в малой группе.

Проектная задача по литературному чтению

Название проектной задачи

Устное народное творчество

Предмет

Литературное чтение

Класс

2-3

Тип задачи

Предметная рефлексивная одновозрастная

Цели и педагогические задачи

1. Использование детьми предметных знаний о народных сказках.

2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

  • Владение понятием «сказка о животных».
  • Умение анализировать текст
  • Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.

Общеучебные умения

  • Работа в малой группе, организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
  • Работа с текстами сказок умение выделять существенную информацию от несущественной.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях.
  • Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт»  вариант народной сказки «Теремок».

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся, при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.

Оборудование и материалы

Набор текстов сказок «Теремок», «Горшок», «Рукавичка»

Замысел проектной задачи.

Детям предлагается написать вариант  русской народной сказки «Теремок».

Создавая свое произведение , Дети самостоятельно анализируют уже готовые тексты народных сказок «Теремок», «Горшок», «Рукавичка». Находят сходство и различия сказок. Определяют героев сказок, определенные слова.

У данной проектной задачи нет единственного правильного варианта решения. Каждая группа или индивидуально каждый  создает свой «продукт», и во всех группах он разный.

Результат, который должны получить дети: вариант сказки «Теремок».

Формирование  групп: в младших классах детей распределяет сам учитель (на основе диагностических данных, наблюдений). Вспомнить правила работы в группах.

Описание проектной задачи.

  1. Вступительное слово учителя.

Русская народная сказка – это произведение русского фольклора и русских писателей. Русские народные сказки не имеют определённого автора и передаются из уст в уста,  из поколения в поколения, причём, каждый рассказчик вносит – свои поправки в сказку. Русская народная сказка - это произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы.  

          Сказки появились в глубокой древности, точно определить время их рождения сложно. В России собирателем русских народных сказок явился русский этнограф Александр Николаевич Афанасьев.

Каждая эпоха создала свои сказки. Известные русские поэты и писатели восхищались народными сказками А.С. Пушкина.

      Русские народные сказки бывают:

А) Волшебными « Кощей бессмертный»,» Баба-Яга», «Скатерть самобранка» и т. д.

Б)О животных – например: «Лиса и волк», «Медведь»

В)Бытовые – например: «Каша из топора», «Мужик и медведь»

 Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Ее отличает глубина идей, богатства содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность (« Сказка ложь, да в ней намек»). Русская народная сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора.

- А хотели бы вы написать свою сказку?  (Ответы детей.)

-  А как вы думаете, трудно ли  написать интересную сказку?

- Что нужно знать, что бы написать сказку?

Сегодня мы попробуем  сравнить три сказки, и определить, чем схожи и чем различаются эти три сказки. А мне се6годня на занятии поможет домовенок Кузя. В древности считали домового хранителем сказок. Он многое знает про сказки, если что-то у нас не будет получаться он нам обязательно поможет.

Домовой:

1 Задание: Прочитайте все три  сказки и определите, что общего у этих сказок.  (Приложение 1)

2 Задание. Рассмотрите таблицу, которую мы будем сегодня заполнять. Она нам поможет создать свою сказку. По каким  критериям мы будем исследовать сказки.

Учитель: Стоит в поле теремок, он не низок , не высок…….

3 Задание

В каждой сказке свой домик для животных. Заполните  1 строчку нашей таблицы. Что заменяет домик для животных ,и каким образом он оказался на полянке. В последнем столбике запишите,  какой еще предмет может заменять домик животного. (Работа в малых группах).

Учитель:

4 Задание.

Ну, какая сказка без героев. Выпишите героев сказок.

Домовой: Каждому герою  сказатели давали клички. Не просто  были лягушка, комар, лисичка, волчок. А Лягушка-квакушка или волчок- серый бочок. Как вы думаете, почему им давали именно такие клички? (Ответ: клички им давали по поведению животных, по их окраске,  как животное издает звуки и т.д )

Учитель:  Для своей сказки придумайте своих героев, и запишите их в последний столбик.

Домовой:  У вас на столах лежат геометрические фигуры. Соотнесите их с героями и расположите в порядке поселения в домике.  (Приложение 3) Сделайте вывод.  (Предполагаемый ответ: Все герои приходили в порядке возрастания. Сначала  приходил самый маленький герой,  а  в конце сказки самый большой герой.)

Учитель: В конце сказки  к домику приходит самый большой  герой. Определите, какой героя приходил к домику самым последним и как он себя вел.( Предполагаемые  ответы: Самый большой герой медведь.

Домовой:

Образ медведя в русских народных сказках  зачастую отличается от медведя живущего в  природе. В сказка медведь предстает как могучий, сильный и умный хищник, хозяин тайги, царь русских лесов, неуклюжий с виду., но это только с виду. Встретившись с человеком один на один, медведь никогда не нападает первым, ели ему или его потомству не угрожает опасность.

 В сказках зачастую, наоборот, медведь  предстает по- разному и называется тоже по –разному. Миша, Мишутка, Мишка, Мишенька,

Михайло Потапыч, Михайло Иванович, Медведюшка-батюшка, Топтыгин, Косолапый.

Он может  быть представлен в сказке как положительный герой (смелый, добрый, отзывчивый).

 Может быть и глупым, ленивым, злым,  и трусливым неуклюжий.

Вы, ребята, подумайте, какой  медведь будет в вашей сказке.

Учитель:

Чем заканчиваются сказки? Одинаково или нет? Как  будет заканчиваться ваша сказка? Запишите в следующей строке.

Учитель:

Что бы написать сказку нужно подобрать слова. Какие слова  часто встречаются в этих сказках?

Они повторяются каждый раз, когда приходят новые герои.

Домовой:

А  сейчас пришла пора поделиться вашими находками. И  придумать свою сказку. Попробуем рассказать ее устно.

Дети рассказывают свои варианты сказки.

Домовой:  Русские народные сказки помогли многим сказочникам написать свои  авторские сказки. Так С.Я. Маршак используя эту сказку, написал свою  пьесу-сказку «Теремок». Послушайте ее. Может и вы когда вырастите, сочините свои сказки для детей.

Учитель: Наше занятие подходит к концу. Оцените, пожалуйста. Можно оценивать вашу работу на уроке,   проектную задачу,  и само занятие.



Предварительный просмотр:

В ГОСТЯХ У ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Прочитай стихотворение «Части речи» и заполни таблицу. Ответь на вопрос.

                Существительные  в речи

                Мы находим без труда.

Прилагательных,  наречий

Очень много. Не беда!

Вот глаголы. Нет сомнении,

Что без них мы никуда.

Но и без местоимений

Будет трудно нам всегда.

Видим мы предлог, союзы

И частицы иногда…..

Хоть они и карапузы,

Но нужны нам как вода.

А числительное часто

Нам нужны? – Да  как когда.

Но они живут прекрасно

 В нашей речи. Это да!

Части речи изучаем,

Чтобы грамотными быть.

Правила  мы повторяем,

Чтобы нам их не забыть.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Какие новые части речи узнали? Запишите. __________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Чем отличаются части речи друг от друга? ___________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Выбери из предложенных вариантов тему будущего проекта т составь его план.

  1. Паспорт имени существительного
  2. Паспорт имени прилагательного
  3. Паспорт глагола
  4. Фразеологизмы и поговорки с именами числительными.
  5. Сказки, стихотворения, песни о любимой части речи.

Тема: ____________________________________________________________ _________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________ __________________________________________________________________

Задачи:

  1. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
  3. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________

Прими участие в интеллектуальном тренинге. Выполни задания.

  1. Прочитай стихотворение  А.Л. Барто и ответь на вопросы к нему.

Идёт бычок, качается

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Сколько слов, обозначающих действие, в этом стихотворении? Укажи.

        Два                                  четыре                              шесть

        Три                                 пять                                   семь

  1. Прочитай текст и ответь на вопрос.

Посидев на уроке у брата, его младшая сестра Даша рассказывала маме: « Вышев к доске, Гриша тут же ошибился. А сел улыбающий такой. И чему радуется, ведь не умеет писать как следовает!»

Сколько слов неправильно произнесла сама Даша?

                      Одно                   три                            пять

                      Два                     четыре                            шесть

  1. Что означало слово «виктория» триста лет назад?

Чужбина           победа                удача                      разлука                   госпожа

ВСЁ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ

Собери информацию  к проекту «Паспорт имени существительного».

Паспорт _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где ты встречал слово «паспорт»? __________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предположи, почему имя существительное так называется. ______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомни и запиши определение имени существительного. ______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как часто употребляются имена существительные  в речи? ______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

В чём актуальность твоего проекта? _________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Распредели слова по смысловым группам.

        Гром, свист, темнота, праздник, жажда, голод, цветение, скука, желание, грусть, зависть, красота, выступление, вбрасывание, прыжок, концерт, гроза, снегопад.

явления

События

Чувства

Действия

Как называются имена существительные, отвечающие на вопросы:

Кто? ____________________________________________________________

Что?____________________________________________________________

Это постоянные или непостоянные грамматические значения имен существительных? _____________________________________________________

Прими участие в интеллектуальном тренинге. Выполни задания.

  1. Зачеркните лишнее слово в каждой строке.

А) линейка,  ручка,   карандаш,  резинка.

Б) облака,  книги,  лампы,  столик.

В) воробей, ручей, ночь, конь

Г) поле,  стекло,  мороз,  утро.

  1. Переставь буквы так, чтобы получились слова. Дай им общее наименование.

Уникчеб _______________________  каруч ______________________

Традеть ______________________ нейлика ______________________

Зинрека ______________________ фельторп ________________________

  1. Отгадай загадки и напиши, какими именами существительными являются слова-отгадки – одушевлёнными или неодушевлёнными.

 В этом домике жильцы-

Все отличные пловцы.

Что за дом у них такой?

До краёв налит водой.  ________________________________________

На ветке не птичка-

Зверёк-невеличка

Мех тёплый, как грелка ________________________________________

В руки ты его возьмёшь –

И тебе не страшен дождь!

Если ясен горизонт,

Что оставил дома? _____________________________________________

Есть , ребята, у меня

Два серебряных коня,

Езжу на обоих.

Что за кони у меня? ___________________________________________

Кто родился с усами,

Но с закрытыми глазами?  _______________________________________

  1. Вставь буквы в клеточки, чтобы получились имена существительные единственного числа в именительном падеже.

с

т

ь

с

т

ь

с

т

ь

с

т

ь

с

т

ь

с

т

ь

Нарисуй портрет имени существительного для его паспорта.

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Собери информацию к проекту « Паспорт имени прилагательного».

Какую информацию будет содержать паспорт имени прилагательного? ____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предположи, почему имя прилагательное так называется. _______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомни определение имени прилагательного. _________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напиши, какие имена прилагательные чаще всего употребляются _________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай морфологическую задачку «Приключения Буратино» об именах прилагательных. Реши её. Выполни задания.

                Дни стояли замечательные,

                Но пропали прилагательные.

                Не звучит ребячий смех,

                Не блестит лисицын мех.

                Три корочки стали невкусными,

                А глазки Мальвины –грустными.

                Отправляемся за прилагательными!

Дети, будьте внимательными!

Выпишите из стихотворения все имена прилагательные в алфавитном порядке. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _

Придумай и запиши 17 необычных, смешных имён прилагательных. C:\Users\2164\Desktop\мамина\материал для презентаций\Сказочные персонажи\буратино\x_c6104f55.jpg

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____

А  теперь вставьте по порядку  в тексте вместо пропусков. Чем чуднее и необычнее имена прилагательные, тем смешнее получится сказка.

        Давным-давно в городе на берегу ___________________________ моря жил столяр Джузеппе. Однажды ему попалось под руку _______________________ полено. Это полено Джузеппе подарил своему ___________________ другу Карло. Шарманщик Карло вырезал из полена __________________________ куклу и назвал её Буратино. Как-то раз Буратино услышал на улице _______________ музыку. Всех жителей приглашали на ____________________ представление. Спектакль получился _____________________ и всем очень понравился.

        Буратино попался в руки _____________________________ Карабасу-Барабасу. Буратино помог куклам сбежать из _______________ театра. Потом  наш ____________________ герой познакомился с ___________________________ лисой Алисой и ______________________________ котом Базилио. Он поверили им и закопал в землю ____________________________ монеты. Буратино ждал, когда вырастет _____________________ дерево на ______________________ поле чудес. В харчевне лиса и кот ели ____________________________ обед, а Буратино достались лишь три корочки ____________________________ хлеба.

        Прими участие в интеллектуальном тренинге. Выполни задание.

  1. Добавь к именам  прилагательным подходящие имена существительные.

Рыжая, хитрая, ловкая __________________________________

Полезная, умная, веселая __________________________________

Раннее, хмурое, весеннее ________________________________________

Верный, большой, лохматый _______________________________________

  1. Исправь словосочетания. Запиши.

Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подбери имена прилагательные для характеристики данных слов.

море ________________________________________________________________

музыка ______________________________________________________________

 

  1. Подбери к фразеологизмам близкие по значению имена прилагательные. Укажите стрелками.

В рубашке родился                                          мудрый

Мухи не обидит                                               удачливый

Семи пядей во лбу                                           добрый

Сухим из воды выйдет                                    изворотливый

Пляшет од чью-то дудку                                 бесхарактерный

Нарисуй портрет имени прилагательного для его паспорта.

     

        

ГЛАГОЛ

Собери информацию к проекту «Паспорт глагола»

Объясни, как понимаешь известное высказывание: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предположи, какие из слов:  « глагол», «глаголь», «глаголать» - являются родственными._______________________________________________________________________________________________________________________________________

Что нужно сделать для проверки твоей гипотезы? __________________________________________________________________________

Глаголь _______________________________________________________

Глагол _________________________________________________________

Глаголать _____________________________________________________

Сделай вывод. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дай определение глагола _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назови грамматические  признаки глагола. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите глаголы, которые чаще всего употребляются в речи. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Придумай сказку-загадку «Жизнь сказочного героя». Выберите сказочного героя, но не называй его имени. Используя интересные глаголы сочини про него загадку. Это может быть история о детстве персонажа, или о взрослой жизни, или о его будущих приключениях. В сказке  должно быть 5-7 предложений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прими участие в интеллектуальном тренинге. Выполни задание.

  1. Добавь подходящие глаголы, чтобы они сочетались с именами существительными в прямом и переносном значении.

Заяц, время________________________________________________________

Ученик, заря ____________________________________________________

Туча, малыш ___________________________________________________

Солнце, ребенок _________________________________________________

 

  1. Напиши над словами «печь» и «речь», к каким частям речи они относятся.

На то и печь, чтобы хлеба в ней печь.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

  1. Запиши рядом с каждым фразеологизмом подходящий по смыслу глагол.

Перемывать косточки ______________________________________________

Сбить с толку- ___________________________________________________

Возносить в небеса - _______________________________________________

Намять бока- _____________________________________________________

Чесать язык - _____________________________________________________

Лететь сломя голову - _____________________________________________

Держать язык за зубами - _____________________________________________

Ломать голову - _____________________________________________________

Нарисуй  портрет глагола для его паспорта.