Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности.

Надежда Владимировна Дементьева

Тема материала, представленного для публичной презентации педагогической общественности: Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Сегодня в стремительно меняющемся мире стало важным обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие школьника. Главной целью образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – развивать универсальные учебные действия (УУД).

Исходя из требований Стандарта образования к результатам обучения, ставятся следующие цели в педагогической деятельности:

 1.формировать у обучающихся ключевые образовательные компетенции;

 2. способствовать формированию личности ребѐнка, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским самосознанием средствами родного языка и культуры;

3. развивать интеллектуальные и творческие способности для дальнейшей успешной социализации и самореализации личности.

Задачами педагогической деятельности становится:

  1. развитие творческого, интеллектуального, нравственного потенциала каждого ученика;
  2.  формирование навыков самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;

     В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности к жизни в современном мире.   В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Именно в действии порождается знание.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено ещё в 1985 году.  Он основывается на теоретических  положениях концепции Л.С. Выготского,  А.Н.Леонтьева,  Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономер-ности  процесса обучения и воспитания.   Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно - познавательную  деятельность.

 

Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:

  • использование активных и интерактивных методик;
  • участие в проектной деятельности;
  •  владение приёмами  исследовательской деятельности ;
  • вовлечение обучающихся в игровую деятельность ;
  • вовлечение обучающихся в рефлексивную деятельность;
  • вовлечение обучающихся в оценочно-дискуссионную деятельность ;
  • работа с источниками  информации ;
  • решение познавательных и практических задач;
  • анализ современных общественных явлений и событий, жизненных ситуацийи т. д.

 

Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.

  • Мотивирование к учебной деятельности
  • Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
  • Постановка учебной задачи
  • Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) 
  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение нового знания в систему знаний и повторение
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке . Итог.

               

 Реализовать в полном объеме деятельностный подход можно, используя совокупность технологий:

  • технологии проблемного обучения;
  • технология  исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технологии организации проектной деятельности;
  • технология групповой работы;
  • технология проблемно-диалогического обучения.

 

Для дальнейшего совершенствования своей педагогической деятельности ключевыми целями и задачами выделяю следующие перспективы:

1. Совершенствование проектных и исследовательских умений учащихся с целью поддержания устойчивого интереса к предмету и раскрытия творческого потенциала детей.

2. Активное применение дистанционных и сетевых технологий в профессиональной деятельности

 Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.    Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии системно - деятельностного метода обучения формирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мышлением.

                                                          Китайская пословица гласит:

                                                              «Расскажи  - и я забуду,

                                                               Покажи – и я запомню,

                                                                Дай попробовать – и я пойму»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sistemno-deyatelnostnyy_podhod.ppt689.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Слайд 2

Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС. В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности к жизни в современном мире. В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности . Именно в действии порождается знание.

Слайд 3

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно - деятельностным. Понятие системно-деятельностного подхода было введено ещё в 1985 году. Он основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономер-ности процесса обучения и воспитания. Ещё Сократ говорило том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно - познавательную деятельность.

Слайд 4

Дидактические принципы системно – деятельностного подхода : Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 5

Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через: - использование активных и интерактивных методик; участие в проектной деятельности ; владение приёмами исследовательской деятельности ; вовлечение обучающихся в игровую деятельность ; вовлечение обучающихся в рефлексивную деятельность; вовлечение обучающихся в оценочно-дискуссионную деятельность ; работа с источниками информации ; решение познавательных и практических задач; анализ современных общественных явлений и событий, жизненных ситуацийи т. д.

Слайд 6

Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. 1. Мотивирование к учебной деятельности 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Постановка учебной задачи 4 . Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7 . Включение нового знания в систему знаний и повторение 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке . Итог.

Слайд 7

Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. На этапе мотивирования к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. III . Постановка учебной задачи – 4-5 минут. Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”). На данном этапе организую выявление учащимися места и причины затруднения. IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д.

Слайд 8

Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. V. Первичное закрепление – 4-5 минут Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала) фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут. При проведении самостоятельной работы с самопроверкой по образцу (эталону) (4 – 5 минут) использую индивидуальную форму работы. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут. Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с ранее изученным материалом и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты. Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Фиксируем изученное новое знание и его значимость

Слайд 9

Реализовать в полном объеме деятельностный подход можно, используя совокупность технологий: - технологии проблемного обучения; - технология исследовательской деятельности; - информационно-коммуникационные технологии; - технологии организации проектной деятельности; - технология групповой работы; - технология проблемно-диалогического обучения.

Слайд 10

Где транслировался опыт применения педагогической технологии - проводила открытый урок в рамках районного семинара на тему «Что вокруг нас может быть опасным?» (ноябрь 2017г.); - Выступила в РМО учителей начальных классов с докладом на тему: «Структура уроков введения нового знания в логике системно- деятельностного подхода » (март 2018г.); -30.11.16г участвовала в районном семинаре учителей начальных классов в Черемишевской ООШ и выступила на тему «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях» ; - 25.11. 2016г. Принимала участие в работе республиканского обучающего семинара «Проблемы и перспективы использования деятельностной модели организации учебной деятельности младшего школьника» и выступила на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС НОО» и т.д.

Слайд 11

Заключение Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно . Применение технологии системно - деятельностного метода обучения формирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мышлением. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражённого в положениях Закона РФ « Об образовании» и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму»

Слайд 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / - М: Просвещение, 2010.- 145с. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения. - 2003. - № 6. - с. 30 Деятельностно-ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября». 2011. № 9.- С.14-15. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С.В. Дмитриев // Школьные технологии. 2003. № 6. С. 30-39. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011. № 4. С. 13-27. Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцев // Педагогика. 2002. № 6. С. 44-66. Курлыгина О.Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения ... Начальная школа № 8 2010, стр 50. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьев //Начальная школа плюс. 2001.№1. с. 3-6 Попова Н. П. «Деятельностный способ обучения», ОАОУ НИРО,2011. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010. Хуторской А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторской //Народное образование. 2003. № 8. С. 107-114.

Слайд 13

СПАСИБО! Желаю всем творческих успехов!