Конспект занятия в разновозрастной группе

Быкова Марина Ивановна

 

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в разновозрастной группе

Тема:    Закрепление пройденного материала.

 Цель:  1.упражнять в счете, называть числа в прямом и обратном порядке; закрепить практический метод, выяснения в какой из двух групп большее (меньшее) количество  предметов или их поровну; формировать действия по составлению числового ряда; закрепить знания о геометрических фигурах; учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентироваться по образцу; закрепить умение находить закономерность и находить лишний предмет; закрепить умения разгадывать ребусы; закрепить понятие «противоположное значение»;  закрепить пространственные представления (вверх, вниз, раньше, позже), отношения ( шире, уже, толще, тоньше, легче, тяжелее, выше, ниже, ит.д.);

2.развивать логическое мышление, внимание, память, речь, фантазию, творческие способности, умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, выражая их в речи;

3. воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. 

  Оборудование и материалы: карта, на которой будет изображен маршрут движения; набор цифр от 1 до 5, буква «А», карточки с заданиям,   2 набора для игры «Танграм», карточки для игры «Четвертое лишнее», карточки с ребусами, бумажный ковер и набор геометрических фигур разного цвета для его украшения, мяч, клубок ниток;

ХОД:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Испекла бабушка Колобок красивый, румяный. Скучно Колобку одному дома лежать. И предложили тогда бабушка и дедушка Колобку в гости в детский сад сходить.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Покатился Колобок по дорожке и оказался  в нашем детском саду.

(Под музыку в зал "вкатывается" Колобок. Заплакал)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Колобок, почему ты плачешь?

КОЛОБОК: Предложили мне бабушка и дедушка в гости к вам сходить, я пришел, а как обратно идти забыл!?

ДЕТИ: Не печалься. Колобок, мы тебе поможем. Пойдем все вместе

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы пойдем по этой дорожке и выйдем на полянку, где живет Заяц.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, заяц хочет   Колобка съесть!

ДЕТИ: Не ешь его. Зайчик, нас бабушка с дедушкой в гости ждут.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, зайчик отпустит колобка, если мы выполним его задания! А вот и задание 1: Что здесь лишнее и почему?

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Молодцы, с этим заданием мы справились.

 Теперь задание потруднее: Какое число нужно поставить на место вопроса?

Дети выполняют задание.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Молодцы вы правильно выполнили. Нам осталось выполнить еще одно задание, ответить на  вопросы? Слушайте внимательно:

• Назовите число, которое больше трех на единицу.

• Назовите число, которое на единицу меньше четырех.

• Назовите число меньше двух на единицу.

• Назовите число, которое больше четырех на единицу.

• Назовите числа от1 до 5 в прямом и обратном порядке.

(Ответы детей.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Итак, ребята, так как все задания мы выполнили правильно, мы можем идти дальше.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  На нашем пути – молодой сад. Волшебные деревья перегородили нам путь и обещали пропустить, если мы  ответим на их вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Как эти предметы можно назвать, одним словом?

Какие фрукты вы еще знаете?

Сколько фруктов нарисовано на картинке?

Сколько яблок?

Сколько груш?

Чего меньше — яблок или груш?

Как сделать, чтобы яблок и груш стало поровну?

Сколько маленьких яблок? Сколько больших?

Чего больше (меньше) — больших, маленьких или

самых маленьких яблок (груш)?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, волшебные деревья освободили нам дорогу, так как мы правильно ответили на их вопросы. Давайте порадуем молодой сад и расскажем ему стихотворение, «Угадайте, где мы были», руками.

 

 ФИЗМИНУТКА «УГАДАЙТЕ, ГДЕ МЫ БЫЛИ»

 

Были мы сегодня                             ( маршируем)

В молодом саду.                               (показываем руками крону деревьев)

Урожай хороший                             (показываем кулак с поднятым

В нынешнем году.                             вверх большим пальцем)

Яблоки — как сахар,                       (поворот кистями рук)

Груши — чистый мед.                     (имитация руками  движение весов)

На лиловых сливах                          (хлопки в ладоши)                   

Голубой налет.

Нас на славу угостили...                  (поглаживание живота рукой)

Вот сегодня где мы были!..             (маршируем)

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы и выбрались из молодого сада, но кто это там на тропинке стоит? (а там нас ждет Волк).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуй Волк!  

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, волк говорит, чтобы мы шли своей дорогой, он нас не тронет, а вот Колобка – съест! Ребята ,что будем делать? Разве мы бросим друга в беде?

ДЕТИ:  Не ешь его. Волк. Мы все вместе идем в гости к бабушке и дедушке.   ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, волк отпустит Колобка, если мы сумеем выполнить его задание.

ЗАДАНИЕ : Выложите из геометрических фигур красивый узор на моем ковре.

(Коллективная работа по украшению бумажного ковра геометрическими фигурами.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Здорово мы Волку ковер украсили. Волк отпустит теперь с нами Колобка. ( Волк отпускает Колобка)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте продолжим наш путь поскорее пока Волк не передумал.

(дети четырех лет идут играть)

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Ребята, мы, кажется, вышли на полянку умных задачек.

(На поляне на пеньке сидит Медведь)

 ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, медведь говорит, что съест Колобка.

ДЕТИ: Не ешь его. Медведь, мы в гости к бабушке и дедушке торопимся.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Ребята, если мы выполните задания, то пойдем дальше, а нет - медведь съест Колобка. У него есть волшебные фигурки, из которых можно сложить собачку.  Если сможем ее собрать, мы свободны! Сможем?

ДЕТИ: Сможем!

Игра «Танграм»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы,  справились. А вот второе задание от медведя: Найдите из четырех картинок одну лишнюю и объясните, почему вы сделали такой выбор. Давайте попробуем  отгадать!

Игра «Четвертое лишнее»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы мы правильно ответили на задания медведя и можем идти дальше.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Итак, подошли мы ребята к болоту ребусов.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Колобок. Как же быть? Пропадем мы, увязнем в болоте!

(Дети предлагают перебраться через болото, перескакивая с "ночки" на "кочку" Каждая «кочка» - это ребус, правильный ответ – переход на другую «кочку» )

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Перебравшись через болото, мы попадаем на поляну. Посреди поляны под деревом сидит Лиса.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Ребята, хочет Лиса Колобка съесть.

ДЕТИ: Не ешь его. Лиса. Мы все вместе в гости к бабушке и дедушке идем.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Ребята, Лиса отпустит Колобка, если мы поиграете в ее любимую игру «Наоборот». Итак, в круг вставайте, игру затевайте.

Играть мы будем вот с этим мячом.  Я буду называть слово и кидать мяч одному из вас, а тот, кто мяч поймает, должен сказать слово, противоположное по значению, и вернуть мяч обратно мне. Знакома нам эта игра?

ДЕТИ: Знакома! 

(Дети играют)

ВОСПИТАТЕЛЬ:   Молодцы, замечательно играли! Ребята, мы выполнили условия Лисы и можем идти дальше!

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Пошли дальше по дорожке и вот, наконец – то подошли к домику бабушки и дедушки.

ВОСПИТАТЕЛЬ:   Вот, Колобок, ты и дома! Да и нам с ребятами нужно идти обратно! Но, как же нам пройти обратно?

БАБУШКА: Возьмите волшебный клубок, который вам покажет безопасную  дорогу домой.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо! До свидания!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Итак, ребята, мы благополучно добрались в детский сад. На этом наше занятие подошло к концу, понравилось вам занятие? Спасибо за  работу, вы сегодня работали дружно, очень быстро и правильно справлялись с заданиями, которые вам были предложены, были внимательными, активными.