Конспекты занятий по сенсорному воспитанию и развитию

Быкова Марина Ивановна

 

Развитие сенсомоторики

«Белка учится считать»

Цель:развивать внимание, моторику пальцев рук, зрительную память, закрепить понятия «один», «много», совершенствовать двигательную активность детей, формировать умение находить в окружающей обстановке один предмет и много предметов.

Ход занятия

1. Знакомство с сюжетной игрушкой.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

2. Упражнение «Приветствие».

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и здороваются друг с другом:

«Ручки здороваются» — крепко пожимают руки друг другу;

«Ножки здороваются» — топают ногами;

«Глазки здороваются» — каждый ребёнок улыбаются соседу справа, слева, а затем всем остальным

«Пальчики здороваются» — поочерёдно соединяются пальцы обеих рук: большой с большим и т.д.

3. Пальчиковая игра «Белка».

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки — ритмично сгибание пальцев обеих рук

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке ушастому — поочерёдно сгибание пальцев, начиная с большого.

4. Игра «Один — много».

Белка в гости к нам пришла

И картинки принесла.

На подносе лежат карточки с изображением одного предмета, перевёрнутые рисунком вниз. На ковре разложены карточки с изображением тех же предметов, но во множественном числе, повёрнутых рисунком вверх. Каждый ребёнок выбирает себе карточку с изображением одного предмета, показывает и называет её, а затем ищет карточку с изображением множества этих же предметов.

5. Подвижная игра «Паровоз».

Дети выстраиваются паровозиком и топающим шагом перемещаются по группе.

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чух-чух, чух-чух,

Далеко я укачу.

Воспитатель. Сколько у нас паровозов? (Один.) Сколько у паровоза вагончиков? (Много.)

6. Игра «Путешествие».

Воспитатель. Белка совсем не умеет считать и очень просит вас, ребята, чтобы вы её этому научили. Дети вместе с белкой отправляются в путешествие по группе.

1-я остановка «Игрушки».

Сколько больших пирамид? (Одна.)

Сколько мишек на полочке? (Много.)

Сколько неваляшек? (Одна.)

Сколько машинок в гараже? (Много.)

2-я остановка «Кукольный домик».

Сколько кукол в доме? (Много.)

Сколько колясок? (Одна.)

Сколько тарелок на столе? (Много.)

Сколько кружек? (Одна.)

Воспитатель. Путешествие заканчивается, у нас конечная

 

 

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ

«В гостях у мишки»

Знакомство с сюжетной игрушкой.

Цель: вызвать заинтересованность к предстоящей деятельности, концентрация внимания.

Пальчиковая игра «Маша варит кашу».

Цель: развивать внимание, моторику кистей и пальцев рук.

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску — курицам, цыплятам

И в корытце — поросятам.

Игра «Пальчиковый бассейн».

Цель: учить искать в зерне предмет, показывать и называть его. Закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), развивать моторику пальцев рук, тактильное восприятие.

Кто-то в нашу дверь стучит,

Очень громко он рычит.

Неуклюжий, косолапый,

Всю зиму сосёт он лапу.

В группу на тележке ввозят медведя, рядом стоит ёмкость с зерном.

Дети по очереди достают из ёмкости с зерном любую геометрическую фигуру, показывают и назы­вают её и цвет.

Подвижная игра «Мишка косо­лапый».

Цель: совершенствовать двигательную активность детей, продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Мишка косолапый по лесу идёт (идут, переваливаясь с ноги на ногу),

Шишки собирает, песенку поёт (идут, имитируя поднятие шишек).

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (на слово «лоб» кулак поднести колбу)

Мишка рассердился, и ногою — топ (на слово «топ», сильно топнуть ногой)!

Игра «Чаепитие».

Цель: закреплять представление детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), раз­вивать зрительное внимание.

Мишка деток приглашает

В гости на чаёк

Только стол он не накрыл —

Ну и куманёк!

Мишке, детки, помогите,

Чашку к блюдцу подберите.

На одном столе лежат картинки с чашками, украшенными геометрическими фигурами, на другом — блюдца с соответствующим узором. Дети по очереди подходят к столам и подбирают чашку к блюдцу с изображёнными на них одинаковыми геометрическими фигурами (круг, треугольник, ква­драт).

 Игры по сенсорному воспитанию и развитию 

Программные задачи:

 

  • Формировать умение различать понятия “много-мало”, “много – один”,
  • Учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше);
  • Учить различать предметы по форме (кубик, шарик);
  • Образовывать группы однородных предметов;
  • Выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).

 

Задание № 1

Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Инструкция:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

Оценка:

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 2

Дидактическая игра “Занимательная коробочка”

Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)

Пособия:

  1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.
  2. Фигуры – кубик и шарик.

Инструкция:

Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)

Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Оценка:

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3

Дидактическая игра “Собери пирамидку”

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один – много”.

Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция:

  1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.
  2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”.
  3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Оценка:

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с задание