Проект непосредственно-образовательной деятельности "Русская матрешка"

Коваль Наталия Владимировна

Управление образованием Администрации 

Истринского муниципального района

 

   Проект непосредственно-образовательной деятельности

 

 

ТЕМА:  «Русская  матрешка».

МОУ Лицей, д.с. 47

Автор проекта воспитатель Коваль Н.В.

 

 

 

    2022 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Актуальность проблемы.

2. Паспорт проекта.

3. Ожидаемый результат.

4. Методы и приемы.

5. Литература.

6. Презентация.

 

1.  Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем – либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.

Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.

 

2.Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели ( вторая половина  октября).

Цель: Формировать представление детей о народных игрушках - матрешках. Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки матрёшки. Дать родителям представление о развивающих играх с народными игрушками в условиях семьи.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

3.Ожидаемый результат:

1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).

2. Разучивание простейших элементов росписи.

3. Получить представление о цветовой гамме матрёшек.

4. Научить различать особенности разных матрёшек.

5. Расширение и активизация словарного запаса слов.

Задачи для детей:

- познакомить детей с историей матрёшки как видом народного промысла;

- дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;

- развивать сенсорные навыки;

- научить видеть необычное в обычном;

- учить получать радость от увиденного;

 - освоить некоторые художественные элементы;

- содействовать развитию творческих способностей детей.

Для родителей:

- вызвать интерес к русской народной игрушке;

- приобщать к истокам русской народной культуры;

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Для педагога:

- способствовать творческой активности детей;

- создать условия для формирования у детей познавательных умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Предметно – развивающая среда:

- игрушки матрёшки;

- иллюстрации матрёшек.

 

ПЛАН РАБОТЫ.

 Тема

Дети

Родители

 Беседы.

«Русская игрушка – матрёшка», «О цветовой гамме матрёшек», «Из чего сделана матрёшка».

 

Знакомство с матрешкой в домашних условиях.

 Чтение  художественной литературы.

1 Л. Некрасова «Мы веселые матрешки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», С. Маршак «О матрёшках», В. Берестов «Матрешкины потешки», В. Моисеев «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володин   «Танец матрешек»,  стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетяна, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Кулешовой, С. Иванова.

 

 

Заучивание с ребенком стихотворения на выбор.

 Лепка из пластилина.

По плану психолого-педагогической работы; свободная деятельность.

 

Выставка работ. Свободное творчество с детьми.

 Игровая деятельность.

Д/и «Собери наряд матрешке», «Собери матрешку из частей», «Посчитай матрешки», «Нарядимся как матрешки»

 

Ширма для родителей с фотографиями работ.

 Аппликация.

По плану психолого-педагогической работы. «Русская матрешка».

Выставка работ.

 Рисование, раскрашивание.

По плану психолого-педагогической работы, рисование через трафареты, свободная деятельность.

Выставка рисунков.

  Презентация,  лепбук.

 

Подготовка лепбука.

Подбор материалов, фотографии детей. Показ лепбука, презентации.

 

Используемая литература

  1. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008.
  3. Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1998.
  4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: учебно – методическое пособие. -  М.: «Цветной мир», 2012.
  5. Скоролупова О. А.  Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2003.

 

 

 

 

 

Управление образованием Администрации

 

Истринского муниципального района

 

 

 Конспект непосредственной образовательной    деятельности в средней группе.(ФЦКМ)

 

ТЕМА:  «Знакомство с русской матрешкой».

 

                    

 

 

МОУ Лицей, д.с. 47

  воспитатель Коваль Н.В.

 

    2022 г.

 

 

Цели: Знакомство детей с историей матрёшки, как народного промысла

Задачи: Обучающие: продолжать знакомить с русской культурой на примере русской матрёшки; обучать называть свойства и качество предметов; обучать детей составлять описательный рассказ. 

2. Развивающие: развивать эстетический вкус; грамматически правильную речь;  обогащать словарь детей.

3. Воспитывать патриотические чувства; уважение к труду мастера.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов; книжки-раскраски с матрешками; чтение художественной литературы Материал: игрушки-матрешки, иллюстрации, альбомы о матрешке.

Словарная работа: семёновская, полхово-майданская, веселая, нарядная, красивая.

 

Ход занятия

 

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица

Для маленькой - темница.

(Матрешка.)

Воспитатель: Верно. Сегодня я расскажу вам историю о матрешке.

Эта веселая игрушка - расписная матрешка - родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Прообраз ее - деревянную пустотелую куклу - художник увидел в Японии. Эта была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла, только поменьше. И художник выдумал для детей похожую куклу.

Кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще... С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда (выставка матрешек).

Воспитатель: Какие сарафаны у матрешек?

Дети: У одной - красный, у другой - синий с цветочками, у третьей - малиновый с белым платочком в горошек, у четвертой - яблоки на переднике.

Воспитатель: Как же назвали красавицу? Назвали ее Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрешка - разъемная деревянная кукла.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (Из дерева)

Воспитатель: Начали точить матрешек по русским селам, где издавна работали умельцы с деревом: в Сергиевом Посаде, в селе Полховский  Майдан, Семёново и других (выставка иллюстраций, альбомов).

Воспитатель: эта матрёшка из Полховского Майдана (рассматривание полхово-майданской матрёшки).

Воспитатель: По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы. Чем украшен сарафан матрёшки? Какими красками расписывали матрёшку? (рассматривание Семеновской матрёшки)

А я из тихого зеленого городка Семёново.

Я в гости к вам пришла

Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла.

Воспитатель: У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.

- Чем расписан сарафан этой матрёшки?

- Какими красками пользовались художники?

 

Физкультурная минутка «Матрешки».

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой).

На ногах сапожки,

Топают матрешки  (руки на пояс, поочередно правую ногу выставить вперед на пятку, затем левую).

Влево, вправо наклонились (наклоны влево – вправо),

Всем знакомым поклонились (наклоны головы влево – вправо).

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры (повороты туловища направо – налево, руки к плечам).

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки (хлопки в ладоши перед собой).

Выставляя матрешек, воспитатель предлагает дидактическую игру «Выбираем сувенир».

Воспитатель: Какую матрешку вы бы выбрали в подарок другу? Расскажите, почему она вам понравилась?

Дети:

- Я бы подарил эту матрешку, потому что она с петухом - это самая первая русская матрешка

- Эта матрешка украшена яркими цветами и зелеными листьями, у нее красивый сарафан, поразительные черты лица. Она выполнена семеновскими мастерами.

- У этой матрешки цветы, ягоды, листья сказочные обведены черным контуром. Ее выполнили полхово-майданские мастера.

Воспитатель: Матрешки - изделия, которыми гордятся россияне, откуда бы ни приезжали люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на родину и русскую матрешку.

 

 

 

 

 

Управление образованием Администрации 

Истринского муниципального района

 

Конспект непосредственной образовательной

деятельности ( рисование) в средней группе.

 

             ТЕМА:  «Русская  матрешка».

 

                    

 

 

 

 

МОУ Лицей, д.с. 47

  воспитатель Коваль Н.В.

 

    2022 г.

 

 

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Продолжать знакомить с народной игрушкой.

Задачи: Обогащать представления детей о народном искусстве. Учить составлять узор из отдельных элементов. Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и ее концом, а также ватной палочкой.

Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Воспитывать самостоятельность, активность, художественный вкус.

Материал:

Выставка кукол, матрёшка расписная, матрёшка не расписанная, корзинка, силуэты матрёшек, вырезанные из бумаги для акварели; гуашь, кисти, ватные палочки или тычки.

Предварительная работа:

Беседа о матрешках, рассматривание картинок, дидактические игры.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята.

Я на ярмарке была,

Корзиночку вам принесла.

Корзиночка не простая

И товар в ней расписной.

Что же в этой корзиночке?

Открою секрет.

Это - народная игрушка, а какая, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская .....

Дети: - Матрёшка!

- Да, ребята, вы угадали. Это – матрёшка. Посмотрите, какая она?

Дети: - яркая, красивая, весёлая, разъёмная, интересная, румяная, деревянная и т. д.

 -Как она одета? На голове у неё что?

Дети: - Платочек.

- На туловище сарафан и фартук. Фартук украшен чем?

Дети: - цветами, узором и т. д.

- Ребята, а как же получается такая красивая матрешка? Сначала один мастер вытачивает из дерева вот такую матрешку (показываю не расписанную матрешку). Он делает сначала самую маленькую, неразъемную матрёшку. А затем следующую, побольше, уже выпиливая ее изнутри. Затем ее расписывает красками уже другой мастер.

- А теперь, ребята, давайте отдохнём.

Физкультминутка:

- Мы, матрёшки,

Вот такие крошки.

(Руки на поясе, повороты с приседанием)

Посмотрите, вот у нас

Красные сапожки.

(Руки на поясе, движения ногами « Ковырялочка»)

Мы матрёшки,

Вот такие крошки

(Руки на поясе, повороты с приседанием)

Посмотрите, вот у нас

Розовые щечки

(Показываем указательными пальчиками на щечки)

- Молодцы, ребята, садитесь. Но у меня в корзиночке ещё что- то есть. (Показываю силуэты матрешек) Что не так с этими матрёшками?

Дети: - Они не расписанные.

- Давайте поможем этим матрёшкам превратиться в красавиц? Сначала сделаем цветным платочек и завяжем его. (нарисуем узелки «примакиванием») Затем украсим цветами и листьями фартук при помощи кисточки («примакиванием») и ватных палочек ( «тычком»). А теперь украсим горошком платочек при помощи ватных палочек. А на рукавах можно нарисовать полоски кончиком кисти. Теперь она стана нарядная, но матрёшка же ещё и румяная. Румянец мы ей нарисуем розовой краской пальчиками

.- Ну что, готовы? Тогда встаньте около стульчиков.

- Кручу, верчу, превратить вас хочу.

Хочу превратить вас в мастеров.

Пойдемте в ваши мастерские и там каждый украсит свою матрёшку.

Дети садятся за столы и под народную музыку украшают матрёшек.

Итог:

Ребята, посмотрите какие красивые у нас с вами матрёшки получились. Как у настоящих мастеров.

 

 

 

 

Стихотворения о матрешках.

А я из тихого зеленого городка Семёново.

Я в гости к вам пришла

Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла.

 

Эх, матрешечка-матрешка,
Красота, на загляденье.
Только стоит разобрать,
Красоты уже штук пять.

***
У мамы на комоде –
Стоят матрешки вроде.
Все яркие, нарядные –
Но что-то не по моде.

*** Среди моих игрушек
И кукол современных
Матрешки все ж в почете
Скажу вам без сомненья.
Матрешки тоже куклы
У них свои наряды.
Вот только их не снимешь
Не поменять ей платье.
На голове платочки
Есть красные и синие.
Ей не расчешешь волосы
Хотя видны косички.


На столе стоит матрешка –
Глазки расписные.
В ней живет еще немножко –
Чудо, как красивые.

                      ******

Сидела в матрешке
Другая матрешка
И очень скучала
Матрешка в матрешке.

А в этой матрешке —
«Матрешке в матрешке» —
Сидела скучала
Другая матрешка.
Сидела скучала
Другая матрешка
Размером, конечно,
Поменьше немножко.

В матрешке «размером
Поменьше немножко»
Сидела матрешка
Не больше горошка.
Сидела матрешка
Не больше горошка
И тоже скучала
Несчастная крошка.

И что интересно
В «несчастной той крошке»
Еще разместились
Четыре матрешки.
Еще разместились
Четыре матрешки,
Примерно такие,
Как мушки и мошки.

Любому понятно,
Что каждой матрешке
Хотелось побегать
В саду по дорожке,
Хотелось в траве
Поваляться немножко,
Размять свои ручки,
Размять свои ножки.
Но что они
Могут поделать, матрешки?
У них деревянные
Ручки и ножки.
У них деревянные
Ручки и ножки.
Скучают матрешки
И то понарошку.  (Эдуард Успенский.)

 

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.

Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Эту куколку открой -
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притертую, -
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой -
Седьмая,
А в седьмой -
Восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!  (Самуил Маршак)