Проект непосредственно-образовательной деятельности "Влияние развития мелкой моторики на развитие речи дошкольников"

Коваль Наталия Владимировна

Управление образованием Администрации                         

Истринского муниципального района

 

Проект непосредственно-образовательной деятельности

 

ТЕМА: ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ                          

 

МДОУ «ЦРР детский сад № 47 «Колокольчик»

Автор проекта воспитатель Коваль Н.В.

 

2019 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Актуальность проблемы.

2. Паспорт проекта.

3. Вводная часть.

4. Методы и приемы.

5. Литература.

6. Презентация.

 

1.В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольников – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в раннем дошкольном возрасте имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям. А вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удержать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

 

Целью работы является формирование и развитие двигательных и психологических механизмов, влияющих на речь детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

 

Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:

  1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  3. Улучшить общую двигательную активность;
  4. Содействовать нормализации речевой функции;
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
  6. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  7. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

 

2. Паспорт проекта:

Тип проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети четвертого года жизни, воспитатели Коваль Н.В., Павлова Н.В., родители.

Сроки проекта: долгосрочный 9 месяцев (2016 – 2017гг)

Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук дошкольников.

Предметом – комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики.

 

3.Что же такое «Мелкая моторика»? Физиологи под этим подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, -  запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

 

Какие задачи решает педагог при развитии мелкой моторики рук ребенка?
Стимулирует развитие речи у детей раннего возраста.
Стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями.
Подготавливает руку к письму.
Способствует развитию внимания, пространственного мышления дошкольников.
Способствует развитию эмоциональной выразительности.

 

4. Методы и приемы:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Игры с крупой, камешками.
  3. Аппликация.
  4. Игровая деятельность. (сложить из частей целое, лото и др.)
  5. Лепка из пластилина.
  6. Шнуровка.
  7. Рисование, раскрашивание.
  8. Штриховка.

 

ПЛАН РАБОТЫ.

тема

дети

родители

Пальчиковая гимнастика.

1. «Пальчик-пальчик, где твой домик?»

2. «Сорока-Ворона»

3. «Пальчики-непоседы»

4. «Считалочка про пальчики» и т.д.

Рекомендации о выборе пальчиковых гимнастик.

Игры с крупой, камешками.

1.Д/и «Золушка»

2.Д/и «Разложи по форме, по цвету»

Ширма для родителей с фотографиями работы детей группы.

Аппликация.

По плану психолого-педагогической работы.

Выставка работ.

Игровая деятельность.

Д/и «Сложи узор по образцу».

Д/и «Сложи герб Москвы».

Д/и «Сложи флаг России»

Ширма для родителей с фотографиями работ.

Лепка из пластилина.

По плану психолого-педагогической работы; свободная деятельность.

Выставка работ.

Шнуровка

1.Д/и «Пришей пуговицу», «Зашнуруй ботинок», «Бусы для куклы»

 

Рисование, раскрашивание.

По плану психолого-педагогической работы, рисование через трафареты, свободная деятельность.

Выставка рисунков.

Штриховка.

По плану психолого-педагогической работы.

Выставка работ.

 

1. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.
2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3) Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4) Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.
5) Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6) У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7) Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
8) Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков. 
9) В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.
10) Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

2. Игры с крупой, камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоровительное действие. Детям предлагается сортировать, угадывать закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем небольшой камень, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно сортировать камешки по величине, по цвету, искать одинаковые.  С помощью крупы или фасоли можно так же придумать много игр и вовлекать таким образом работу пальчиков ребенка. Можно перекатывать, сортировать по величине, по цвету, пересыпать из одной емкости в другую. Все игры с мелкими предметами должны проводиться строго под наблюдением взрослого.

3. Аппликация. Занимаясь аппликацией, педагог решает много задач: это и формирование интереса к искусству и творчеству; воспитание аккуратности, усидчивости; умение работать клеем, кистью; обучение создавать на бумаге разной формы предметы и декоративные ансамбли; и конечно – развитие мелкой моторики руки. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигуры из цветных журналов, и клеящим карандашом закреплять их на листе. Можно рвать картинки пальчиками и наклеивать их на бумагу, придавая им какую-либо форму. Затем можно предлагать работу посложнее, создавать композиции. В младшем возрасте дети выполняют аппликацию по образцу, показанному педагогом.

4.Еще один вид деятельности, связанной с развитием мелкой моторики, является выкладывание геометрических узоров, вырезанных из цветного картона. Подбирая нужную фигуру, ребенок размышляет, оценивает свои действия. В этом возрасте дети работают по образцу, предложенному взрослым. Здесь так же задействована тонкая работа пальцев.

5.Лепка из пластилина.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Взрослый может лепить мелкие детали, а малыш может собирать готовую композицию.

Из пластилина дети любят катать колбаски, колечки, шарики; резать пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слеплять кусочки снова. Из каждого маленького кусочка можно слепить лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеивать полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывать из пластилина заданный рисунок шариками, колбасками на листе картона; лепить геометрические фигуры, цифры, буквы

 

6.Шнуровки - зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно прошнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

 

7. Рисование и раскрашивание.  Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Также в младших группах можно использовать различные нетрадиционные техники, например, тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок (тычков).

 

8.Штриховка.

Штриховка, как разновидность изобразительной деятельности, так же способствует развитию мелкой моторики. Ребенок, выполняя несложные движения карандашом или другим пишущим предметом, должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:

Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)

 

5. Литература:

1) Светлова И.Д. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

2) Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

3) Ушакова О.С. Занятия  по развитию речи в детском саду.

4) Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

5) Лиштван З.В. Конструирование.

6) Янушко Е.В. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

7) Веракса Н.Е. Программа «От рождения до школы»