Проект по образовательной области – познавательное развитие "Береги родную природу!" и "Всемирный день животных"

Коваль Наталия Владимировна

Управление образованием Администрации городской округ Истра.

Проект

По образовательной области – познавательное развитие.

 

Береги родную природу!

 

 

МДОУ ЦРР детский сад №47 «Колокольчик»

Воспитатель Коваль Н.В.

2020 г.

 

 

 

 

Содержание

1. Паспорт проекта.

2. Актуальность проблемы.

3. План реализации проекта.

4. Методическое обеспечение.

5. Демонстрация продуктивной деятельности.

6. Приложения.

 

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ.

 

Задачи:

  • дать детям понятие о сороке, месте ее обитания, пище, строении ее тела, повадках;
  • расширять и активизировать словарь детей по теме «птицы»;
  • развивать связную речь, умение составлять предложения по опорным картинкам и без них;
  • развивать внимание, память, целостное восприятие,
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • формировать произвольность поведения на занятии.

 

Оборудование:

Демонстрационный материал

Перышко, предметные картинки (сорока, жук, гусеница, птичьи яйца); плакат с изображением птиц (воробьи, голуби, сорока, ворона, синица); фланелеграф; большой конверт, карточка с парой предметных картинок; схематичные детали частей тела сороки из бумаги для выкладывания на фланелеграфе.  Силуэты птиц для штриховки, аудиокассета с голосами птиц леса и спокойной музыкой, магнитофон; блестящие предметы (ключик, фольга, заколка и т.д.), бумажки, спичечный коробок; сюрприз.

Раздаточный материал

Карточки с предметными картинками, схематичные детали частей тела птиц. Силуэтные картинки птиц для штриховки.

 

Ход занятия:

Организационный момент. Ребята, посмотрите, какой секрет я вам принесла. Что это? Правильно, перышко. Кто его потерял?  

Сегодня мы будем говорить о птицах. Я расскажу вам об удивительной птице – сороке (показываю картинку)

Сорока живет в лесу. Гнездо вьет высоко на дереве из веток. Летает сорока по лесу – стрекочет, а к гнезду подлетает - замолкает, никому его не хочет показывать.

Сорока находит для себя разную пищу: ест она жуков, личинок, гусениц (показываю картинку), очень любит птичьи яйца, крадет их из гнезд других птиц. За это и прозвали ее сорокой-воровкой. Ловит сорока мышей, лягушек, может утащить и цыпленка.

Сорока находит корм в любое время года, не страшна ей зима. Сорока – зимующая птица. Зимой жуки и личинки не показываются, прячутся от холода под корой деревьев, нет зимой в птичьих гнездах яиц. Вот и летит сорока из леса поближе к людям, к нам в  Самару.

Кто из вас видел сороку? Что она делала? Сорока, где корочку хлеба найдет, где косточку мясную съест – и теплее ей становится, ведь сытой птице мороз не страшен.      Сороки – птицы очень любопытные. Всюду они поспевают, все новости в лесу первыми узнают, и друг другу рассказывают – быстро-быстро трещат, стрекочут: стрр, стрр.

Сороки - птицы хищные, настоящие разбойники. Однажды иду я по лесной тропинке и вижу: скачет заяц по полянке, а около него две сороки: то взлетят, то на землю сядут и громко стрекочут. Заяц на них так и наскакивает. Только подлетит близко какая-нибудь сорока, он – прыг!  Прямо к ней, хочет ее лапами ударить, (показываю иллюстрацию) А. Келейникова,   к  рассказу  Г. Скребицкого («Длиннохвостые разбойники».) Зашумела я. Заяц в лес поскакал. А за ним маленький зайчонок. Это его, оказывается, сороки схватить хотели. Вот ведь какие разбойники эти сороки!

Любят сороки всякие яркие вещи собирать: обертки от конфет, бусинки, бумажки, блестящие игрушки и даже спичечные коробки. Все это они несут в гнездо. Как-то раз мне удалось заглянуть в сорочье гнездо. Что же я там увидела? (показываю детям коробочку) в ней лежат разные предметы.  Вместе с  детьми называем все эти предметы.

Сороки - птицы запасливые. Все, все что найдут, все, что не съедят, - тщательно прячут, несут в гнездо.

Сороки – птицы, очень нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

Ребята, я принесла для вас письмо (показываю большой конверт). Оно от сороки.

- «Дорогие ребята, придумайте, пожалуйста, про меня   предложения по картинкам», - пишет сорока. Раздаю карточки с картинками и предлагаю составить предложения про сороку.

- Птицы из леса передают вам привет. Сорока просит их послушать и по голосам узнать, кто передает привет. Звучит аудиозапись голосов птиц. Ответы детей.

Выставляю таблицу с изображением птиц.  Каких здесь узнали птиц? Назовите их. (Дети называют ворону, воробья, синичку, сороку, галку, голубя, дятла).

Все эти птицы зимующие. Они никуда не улетают зимой, находят себе корм в морозы. Что же они едят?

Давайте вспомним. Ответы детей.

Ребята, а вы сразу узнали сороку среди других птиц. Какая она? Чем отличается от других птиц? (показываю на выставленные картинки).  Ответы детей.

Давайте, сравним сороку и синичку. В чем их отличие? (ответы детей).

Сорока приготовила нам еще один сюрприз. В этих пакетиках лежат крылья, хвосты, туловища разных птиц (раздаточный материал). Все они разного цвета и разной формы. Давайте мы с вами выберем нужные и выложим из них сороку.

Звучит спокойная музыка, дети отбирают нужные детали и выкладывают сороку.

Ребенок, быстрее других справившихся с заданием, выходит к фланелеграфу и выкладывает на нем сороку из деталей. Контролирую выполнение задания другими детьми. Сравниваем результаты работы с образцом на фланелеграфе. У всех получилась такая сорока? Молодцы.

 

Физкультминутка.

Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне.  Вы, сейчас, будете сороками  и полетите в лес. Встретите там…. Кого сороки могут встретить в лесу?

Дети отвечают.

Любопытные сороки по лесу летали,

белобокие сороки громко стрекотали.

(дети летают, стрекочут)

По лесу летали – громко стрекотали,

к гнезду подлетали – сразу замолкали.

(дети подлетают к гнезду)

Сороки, сороки, где же вы летали?

Кого там повстречали?

дети рассказывают, кого они видели.

 

Воспитатель: Сорока просит, вас ребята, обвести и заштриховать любую зимующую птицу.

Ребята, давайте подумаем, что имеется у всех птиц?

Дети отвечают (клюв, крылья, перья, лапы и т д.) Мы сейчас будем лепить птиц. (раздаю шарики из теста).

Звучит музыка. Дети лепят из соленого теста птиц.

Дети работают самостоятельно. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется, напоминает (индивидуально), с чего начать лепку.

 

Итог занятия:

Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, и многое успели сделать, а каких красивых птиц вы слепили. Пусть они у нас постоят на этой подставке и высохнут, а на следующем занятии мы их распишем. Они будут яркие и красивые, и вы подарите их своим друзьям.

 

 


Управление образованием администрации

городской округ Истра.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию.

 

 

 Всемирный день животных

 

 

 

МДОУ ЦРР детский сад №47 «Колокольчик»

Воспитатель Коваль Н.В.

2020 г.

 

 

 

 

 

Цель: Воспитание любви к природе.

 

Задачи:

Обучающие:  Познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены. Дать детям представление о разнообразии природы; перечислить основные причины вымирания некоторых животных; назвать охраняемых; объяснить, почему нужно охранять животный мир.

 

Развивающие: Развивать память, мышление, речь.

 

Воспитывающие: Воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экономической культуры личности.

 

Материал и оборудование: Иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты), материал для изобразительной деятельности детей (фломастеры, листы бумаги форматом А4), демонстрационные карточки.

Ход: Разыгрывается игровая ситуация, что принят сигнал SOS .

         Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что означает этот сигнал? SOS – это международный радиосигнал. Его подают с тонущих кораблей. Все, кто услышат его, на каком бы языке он не говорил сам, в какой бы стране не жил, знает: где-то гибнут люди, они просят о спасении. Но сегодня этот сигнал я услышала не по радио, передали его не люди. Этот сигнал мне передал ветер. Он передал его по всему миру, всем людям: SOS, SOS, SOS.

        Это зовет на помощь природа. Как вы думаете, почему природа зовет на помощь? ответы детей

        Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства: лес, воду, воздух, растительный и животный мир.

        Каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают? Динозавры, мамонты. Почему они вымерли?

Просмотр фрагмента мультфильма о Мамонтенке. (2-3мин.)

        Мамонты жили очень–очень давно. Когда пришел Ледниковый период – стало очень холодно. Многие животные не смогли себя обеспечивать едой, мерзли. А вскоре многие животные вымерли. И о их существовании нам известно совсем немного. Но и сейчас некоторые животные исчезают. - По какой причине, как вы считаете?

        А как бы вы поступили по отношению к этим животным, если бы жили много миллионов лет назад?

        Давайте, попробуем отправиться в волшебный лес. (закрыли глазки покрутились вокруг себя).

Звучит магическая музыка.

Это не простой лес, а заповедник.

А кто знает, что такое заповедник?

Ответы детей

        Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.

Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, охранять природу нужно в любом месте и всегда. Есть даже особый день в календаре - 4 октября. Это всемирный день защиты животных.

Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что нельзя делать?

Ответы детей

Чтение стихотворения: Лесные правила. (дети)

 

 

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки деревьев не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – сосна и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

 

       

Ну вот, мы с вами знаем где находимся и знаем, как себя вести, и теперь можно побродить по тропинкам заповедника.

Ой! Смотрите! Кто там?

Бобр - обитатель небольших лесных речек и ручьев, болот.  Этот полуводный зверь, в общем, ему только нужно, чтобы водоем не промерзал до дна зимой и не пересыхал летом. Бобры - животные растительноядные, и пищей им служит обилие растений.

Северный олень - житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть - густая, мягкая.

Копыта северного оленя широкие, да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь, по снегу или болоту. Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога.

Амурский тигр один из самых больших хищников нашей планеты. В отличие от других больших кошек мех у тигров полосатый. Полосатая окраска служит тигру маскировкой — она делает его менее заметным среди высокой травы.

Зубр - представитель группы диких быков. Может достигать веса до 1 т. Зубры, несмотря на большие размеры и кажущуюся громоздкость, очень подвижные животные. Они быстро бегают и способны преодолевать барьеры высотой до 2 м. Питается травой, а также листьями и ветками. В настоящее время существование этого вида невозможно без поддержки со стороны человека.

        Мы с вами увидели много интересных животных!

А давайте сейчас превратимся в мартышек!

 

Физкультминутка

 

Мы весёлые мартышки

Мы играем громко слишком

Мы ногами топаем

Мы руками хлопаем.

Дружно прыгнем к потолку

Пальцы поднесём к виску,

Друг другу носики покажем,

Руками в небо мы укажем.

Оттопырим ушки

Возьмёмся за макушки,

 

Шире рот откроем,

Мордочки состроим.

Как скажу я слово три

Все с мордашками замри

Раз, два, три.

 

 

 

 Сейчас нам пора возвращаться в детский сад. (закрыли глазки покрутились вокруг себя).

Ребята, очень многие животные, которых мы встретили сегодня в заповеднике, занесены в Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью? А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? Ответы детей.

Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду.

        Ребята, хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду.

        Сейчас каждый из вас нарисует любое животное, которое бы он хотел защищать, оберегать. Потом мы соберём все рисунки вместе и сделаем свою Красную книгу.

Дети рисуют.

Оформление красной книги.

        Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинками. Наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных.

        И помните. Беречь нужно и тех животных, которые не занесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.