РМО

donchenkotany

МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc49 КБ
Файл protokol_no3.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Кашарская СОШ

Обобщение опыта по теме: «Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС»

Выполнила:

Донченко Т.М.

учитель изобразительного искусства

первой квалификационной категории

МБОУ Кашарской СОШ

с.Кашары

2024 г.

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе он бы не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть…

А.Н.Толстой

Я учитель изобразительного искусства и верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

За время работы в школе я сформулировала тему своей методической работы: «Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности на уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС».

Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. А значит, она применима и в современной школе, для школьников, переходящих на современные стандарты обучения.

Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес обучающихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Для развития творческих способностей обучающихся на современных уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС можно использовать следующие методы обучения:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность обучающихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.

Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ обучающихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.

Уроки-познания: обучающиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

Уроки-тесты: обучающимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов. Урок – прогулка-путешествие. Урок – панорама. Урок – репортаж с выставки. Урок – викторина. Урока - игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения обучающихся.

На уроках ИЗО, для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер.

Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО, создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс

При проведении уроков изобразительного искусства необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

  • От знаний к творчеству – основной метод обучения.
  • Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.
  • Обеспечение последовательности творческого процесса.
  • Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.
  • Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.
  • Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.
  • Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.
  • Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.
  • Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.
  • Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.
  • Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.
  • Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.
  • Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать обучающихся к самостоятельной и активной учебной работе.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

  • сотворчество учителя и ученика;
  • диалогичность;
  • четкость поставленных задач и вариативность их решения;
  • освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой. Поэтому мой профессиональный опыт сформировался при взаимодействии с учителями – музыки, информатики, истории, технологии, педагогом-психологом и учителями начальных классов. Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д.

Одна из форм поощрения, которую я использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо” .



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № 3

заседания районного методического объединения учителей

предметов художественно-эстетического цикла

по теме:

«Развитие творческих способностей обучающихся средствами музыкального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства ».

Форма проведения: круглый стол

Дата проведения: .2024 г.

Место проведения : МБОУ Кашарская СОШ

Присутствовали:

Школа

ФИО учителей

Кашарская

Донченко Т.М.,

Бабцова Е.В.

В-Макеевская

Патюкова С.В.,

Саламатина Т.В.

Первомайская

Подгорнова С.Н.

Борисова Г.А.

Индустриальная

Федорова С.П.

В-Свечниковская

Гречкина В.И.

Поповская

В-Грековская

Золотых Л.Г.

Киевская

Россошанская

Васильева О.И. , Ерошко Л.Н.

Н-Калиновская

Стегленко М.Н.

Вяжинская

Кузнецова Н.Н.

Красноколоссовская

Лопатина Г.Г.

Воронина М.Н.

Талловеровская

Юрченко Р.И.

Дьяченко В.Б.

Кривошлыковская

Подтёлковская №11

Пошвин В.Н.

Пономарёвская

Каменская

Кладиева И.И.

Сариновская

Григорьева Т.Н.

Ново-Павловская

Кравцова О.П.

Усть-Мечётинская

Ф-Свечниковская

Дмитриченко Т.И.

МБОУ ДОД ЦВР Кашарского района

Филева Л.А., Зайцева О.А.

Слушали:

#1060;илеву Л.А. ,педагога дополнительного образования ЦВР Кашарского района , поделилась опытом работы по использованию нетрадиционных технических приемов и материалов в обучении младших школьников. Лариса Александровна отметила, что использование в обучении детей нетрадиционных технических приемов позволяет проектировать широкий диапазон работ с материалами как в чистом виде (рисование, лепка, аппликация, конструирование), так и в их сочетании ,а так же позволяют успешнее развивать у обучающихся творческие способности и воображение, воспитать особое цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки, помогают формировать мелкую моторику рук, учат детей работать с разнообразными художественными и природными материалами.

2. Зайцеву О.А., педагога дополнительного образования ЦВР Кашарского района. Оксана Анатольевна провела мастер – класс «Необычные техники рисования для детей и их родителей» и отметила, что нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное-самовыражаться. Сущность художественного воспитания состоит в формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям опыта и является центральным, связующим понятием в системе знаний.

#1051;опатину Г.Г., учителя музыки Красноколосовской ООШ, по теме «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации обновленных ФГОС». В своем выступлении Галина Григорьевна отметила, что главной задачей в контексте требований ФГОС является рассмотрение в комплексе личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов обучения школьников музыке. Систематическое, методически правильное использование различных приёмов воздействия (наглядного, словесного и т.д.), не только способствует развитию внимания, памяти, речи, но и активизирует познавательную деятельность детей в целом. Урок музыки или внеклассное мероприятие, прошедшие с хорошим эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала других предметов.

4. ДонченкоТ.М., руководителя РМО учителей предметов художественно-эстетического цикла, по вопросу активизации работы в подготовке обучающихся к участию в районных и региональных конкурсах по предметам. Так же, Татьяна Михайловна представила свой педагогический опыт по формированию творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС .

Решили:

  • Принять к сведению опыт коллег предметов художественно-эстетического цикла и применять их в своей педагогической деятельности.
  • Повышать качество знаний обучающихся по предметам художественно-эстетического цикла через использование рациональных методов, приёмов и технологий обучения и воспитания.
  • Принимать участие в мероприятиях образовательных учреждений по повышению квалификации педагогических работников.
  • Продолжить работу с одаренными детьми, содействовать развитию их интересов и способностей по предметам художественно-эстетического цикла.

Руководитель РМО Кашарского района Донченко Т.М.