Методические материалы

donchenkotany

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Кашарский район

Выступление на районном МО учителей искусства на тему:

«Патриотическое воспитание обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

                                              Подготовила:

                                                                  педагог дополнительного

                                                                        образования МБОУ ДО ЦВР

                                                        Кашарского района

                                                                        Зайцева Оксана Анатольевна

                                                       (высшая категория)

сл.Кашары

2023г.

Патриотическое воспитание обучающихся

на занятиях декоративно-прикладным творчеством.

     События, происходящие в последние годы в нашей стране заставили правительство пересмотреть свою политику в отношении патриотического воспитания подрастающего поколения. Необходимость пристального внимания к проблеме гражданско-патриотического воспитания вызвана также процессами, происходящими в молодежной среде. Отсутствие четких нравственных ориентиров привел к тому, что в массовом сознании молодежи прочно обосновался идеал дельца, борющегося за личное благополучие любыми средствами. Провозглашённый еще в период перестройки тезис « самоценности личности» в отрыве от гражданской ответственности привёл у значительной части молодежи к ослаблению чувства долга перед Родиной.

     Сейчас, в соответствии с Концепцией национальной доктрины образования в РФ до 2025 года, главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Невозможно достижение этой цели без решения задачи патриотического воспитания подрастающего поколения, т. е. воспитания личности, как убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

     Одним из эффективных средств патриотического воспитания личности обучающихся является народное декоративно-прикладное искусство. Испокон веков в народном обучении декоративно-прикладному искусству (от старшего к младшему) существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями. В настоящее время очень важно учитывать их в педагогической практике патриотического воспитания обучающихся. Произведения декоративно-прикладного искусства привлекают особое внимание детей, поскольку они в силу своего прикладного характера окружают ребенка с первых дней его жизни, являются естественным компонентом быта, раскрывают эстетический и патриотический идеал своего времени и способствуют развитию традиционной художественной культуры народа. Каждый народ имеет свою древнюю историю, культуру и богатое декоративно-прикладное искусство, которое создавалось на протяжении столетий. Многие поколения мастеров, передававших свое искусство непосредственно из рук в руки, вырабатывали своеобразные национальные черты, эстетические и патриотические традиции. И сегодня они не должны быть утеряны и стерты массовой культурой.

     В своей работе я ориентируюсь на то, что патриотические качества личности формируются всем укладом жизни и деятельности, как в учебное, так и во внеурочное время. В процессе обучения я стараюсь утвердить в сознании и чувствах детей духовно-нравственные ценности, уважение к культурному и историческому прошлому многонациональной России, к отечественным традициям, стремление к созидательно-творческой деятельности на благо не только себя, своих родных и близких, но и окружающих людей.

     Обучая детей декоративно-прикладному творчеству, одновременно решаю и задачи патриотического воспитания: - приобщая детей к народной культуре и традиционным ремеслам; - формируя их представления о красоте и гармонии; - развивая трудолюбие, формируя уважение к людям труда и старшему поколению; - формируя потребность бережного, заботливого отношения к родной природе.

     Основной формой патриотического воспитания в объединении являются беседы. Они – неотъемлемая часть нашего занятия. Например: в начале года, на вводном занятии, помимо ознакомления с тем, чему ребята смогут научиться у нас в объединении, мы обязательно говорим и о тех видах ремёсел, которые распространены в нашем районе. Я рассказываю им о достопримечательностях нашего района и посёлка, дети вспоминают о тех местах в районе, где они побывали, и о своих впечатлениях. Так постепенно у детей формируется чувство гордости за свою малую Родину, желание больше узнать об истории родного края. На протяжении многих лет мы традиционно готовили поделки к 9 мая. При подготовке этих поделок я проводида несколько бесед о Великой отечественной и о том, как досталась нам эта победа. Дети делились воспоминаниями о родственниках, прошедших войну. Такие беседы способствовали формированию у детей чувства причастности к истории своей страны, гордости за предков, внесших свой вклад в Великую Победу. К сожалению, в последние годы поколение людей, переживших войну, уходит, а нынешние школьники знают о ней всё меньше и меньше. Теряется связь поколений, что не может не тревожить. И я считаю своим долгом способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, её традициям.

     Готовя тематические сувениры к праздникам, мы с детьми говорим об истории этих праздников. Так, например, при подготовке ко Дню матери мы беседуем с детьми о роли матери в жизни каждого человека, о необходимости беречь женщину-мать, Родину-мать.

    Перед днём защитников Отечества я провожу беседу на тему «Герои моего Отечества», в которой знакомлю ребят с именами знаменитых полководцев от Древней Руси и до Великой Отечественной войны. С большим удовольствием дети отвечают на вопросы викторины на армейскую тему. К таким праздникам мы обязательно готовим поделки.

     Ежегодно обучающиеся МБОУ ДО ЦВР курса «Домовенок» который  преподаю я,  принимают участие в детской Шолоховской весне в станице Каргинской. Прежде чем принять участие и начать изготовление поделок на Шолоховскую тематику, мне необходимо познакомить детей (особенно младшего школьного возраста) с творчеством нашего земляка, а так же с произведениями М.Шолохова.

     В целях поддержания Всероссийской патриотической акции «Фронтовая открытка», в рамках Урока Мужества объявленной Министерством обороны Российской Федерации совместно с Министерством народного просвещения России с 17 октября 2022 года.

     В преддверии Нового года, мы с обучающимися приняли участие во Всероссийской акции «Фронтовая открытка», детские послания были переданы военнослужащим, участвующим в специальной военной операции, находящимся на лечении в госпиталях, а также мобилизованным, проходящим подготовку и боевое слаживание.

     Разнообразные изделия декоративно-прикладного творчества, с которыми знакомятся дети на занятиях, помогают развивать у них эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. При выполнении любого изделия мы обязательно знакомимся с техникой его изготовления, используемыми материалами, многообразием способов оформления, с возможностью применения полученных знаний и умений в повседневной жизни. При этом особое внимание детей обязательно обращаю на широкое использование местного казачьего колорита, мотивов родной природы, растительного и животного мира в произведениях декоративно-прикладного искусства.

     Таким образом, исходя из своего опыта работы с детьми, я считаю, что патриотическое воспитание необходимо вести постоянно, последовательно, используя для этого все имеющиеся возможности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Патриотическое воспитание обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

Слайд 2

Одним из эффективных средств патриотического воспитания личности обучающихся является народное декоративно-прикладное искусство.

Слайд 3

Обучая детей декоративно-прикладному творчеству, одновременно решаю и задачи патриротического воспитания: - приобщая детей к народной культуре и традиционным ремеслам; - формируя их представление о красоте и гармонии; - развивая трудолюбие, формируя уважение к людям труда и старшему поколению; - Формируя потребность бережного, заботливого отношения к родной природе.

Слайд 5

Поделки ко дню матери

Слайд 6

Поделки к 9 мая

Слайд 7

Поделки ко дню защитников Отечества

Слайд 8

Поделки на детскую Шолоховскую весну

Слайд 9

Участие в конкурсах школьных библиотек

Слайд 10

Участие в акции «Фронтовая открытка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ и ИЗО Авторы презентации: Борисова Г.А. и Подгорнова С.Н. МБОУ Первомайская СОШ

Слайд 2

«Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества». В.А.Сухомлинский

Слайд 3

События последних десятилетий показали, что социальная дифференциация общества, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие русской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Усилились проявления национализма.

Слайд 4

Основные противоречия. между отсутствием системной работы по гражданскому и патриотическому воспитанию и необходимостью формирования патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей между массированной интервенцией чужеродных ценностей пропагандирующих насилие. между традиционными методами обучения и большим объемом информации, получаемой извне

Слайд 5

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ. И всё это воспето в русских народных песнях и в музыке русских композиторов , в художественных произведениях и полотнах художников. Стремимся формировать у своих воспитанников патриотическое сознание, через знакомство с героическим наследием нашей страны средствами музыки и ИЗО.

Слайд 7

Уроки героического прошлого

Слайд 8

Уроки героического прошлого

Слайд 9

Память о войне. Уроки героического прошлого

Слайд 10

Уроки героического прошлого

Слайд 11

Уроки изучения символики Российского государства

Слайд 12

Уроки, посвященные родной природе

Слайд 13

Уроки формирования любви к малой Родине. , .

Слайд 14

Уроки формирования у учащихся готовности трудиться на благо Родины

Слайд 15

Уроки формирования экологической культуры

Слайд 16

Одним из важнейших средств патриотического воспитания являются фольклорные праздники.

Слайд 18

Нравственное воспитание ребенка– это прежде всего воспитание любви и уважения к матери . Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке.

Слайд 19

Россия! Россия! Твой праздник сегодня: И взрослый, и детский, - праздник народный!

Слайд 20

Говоря о культурном наследии России, мы знакомим детей с Российскими композиторами и их произведениями, являющимися шедеврами классической музыки и передающими красоту родной природы. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам родной природы .

Слайд 21

Уроки декоративно-прикладного искусства

Слайд 22

Выводы: Данная тема является актуальной и важной на сегодняшний день. Уроки изобразительного искусства и музыки являются замечательной площадкой для развития патриотизма и любви к Родине. На уроках надо чаще обращаться к подвигам наших соотечественников, воспетых в огромном количестве художественных произведений и музыкальных произведениях. Нет ничего лучше, чем развивать у ребенка видение красоты русской природы, русского человека, его быта и традиций. Данные уроки способствуют воспитанию гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям, проблемам. Проблема патриотического воспитания сохраняет свою актуальность и для нашей школы в переменчивом мире, ведь в школу приходят новые поколения учащихся, родившихся во время смены идеологий, мы должны им помочь полюбить Родину, несмотря на то, что это очень сложно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Патриотическое воспитание обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства Подготовила педагог дополнительного образования Филева Л. А.

Слайд 2

Поделки к Дню Матери

Слайд 5

Поделки к Дню защитника Отечества

Слайд 7

Акция «Помним! Гордимся!»

Слайд 9

Акция «Письмо солдату»

Слайд 12

Акция «Фронтовая открытка»



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № 3

заседания районного методического объединения учителей

предметов художественно-эстетического цикла

по теме:

«Развитие творческих способностей обучающихся средствами музыкального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства ».

Форма проведения: круглый стол

Дата проведения: .2024 г.

Место проведения : МБОУ Кашарская СОШ

Присутствовали:

Школа

ФИО учителей

Кашарская

Донченко Т.М.,

Бабцова Е.В.

В-Макеевская

Патюкова С.В.,

Саламатина Т.В.

Первомайская

Подгорнова С.Н.

Борисова Г.А.

Индустриальная

Федорова С.П.

В-Свечниковская

Гречкина В.И.

Поповская

В-Грековская

Золотых Л.Г.

Киевская

Россошанская

Васильева О.И. , Ерошко Л.Н.

Н-Калиновская

Стегленко М.Н.

Вяжинская

Кузнецова Н.Н.

Красноколоссовская

Лопатина Г.Г.

Воронина М.Н.

Талловеровская

Юрченко Р.И.

Дьяченко В.Б.

Кривошлыковская

Подтёлковская №11

Пошвин В.Н.

Пономарёвская

Каменская

Кладиева И.И.

Сариновская

Григорьева Т.Н.

Ново-Павловская

Кравцова О.П.

Усть-Мечётинская

Ф-Свечниковская

Дмитриченко Т.И.

МБОУ ДОД ЦВР Кашарского района

Филева Л.А., Зайцева О.А.

Слушали:

#1060;илеву Л.А. ,педагога дополнительного образования ЦВР Кашарского района , поделилась опытом работы по использованию нетрадиционных технических приемов и материалов в обучении младших школьников. Лариса Александровна отметила, что использование в обучении детей нетрадиционных технических приемов позволяет проектировать широкий диапазон работ с материалами как в чистом виде (рисование, лепка, аппликация, конструирование), так и в их сочетании ,а так же позволяют успешнее развивать у обучающихся творческие способности и воображение, воспитать особое цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки, помогают формировать мелкую моторику рук, учат детей работать с разнообразными художественными и природными материалами.

2. Зайцеву О.А., педагога дополнительного образования ЦВР Кашарского района. Оксана Анатольевна провела мастер – класс «Необычные техники рисования для детей и их родителей» и отметила, что нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное-самовыражаться. Сущность художественного воспитания состоит в формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям опыта и является центральным, связующим понятием в системе знаний.

#1051;опатину Г.Г., учителя музыки Красноколосовской ООШ, по теме «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации обновленных ФГОС». В своем выступлении Галина Григорьевна отметила, что главной задачей в контексте требований ФГОС является рассмотрение в комплексе личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов обучения школьников музыке. Систематическое, методически правильное использование различных приёмов воздействия (наглядного, словесного и т.д.), не только способствует развитию внимания, памяти, речи, но и активизирует познавательную деятельность детей в целом. Урок музыки или внеклассное мероприятие, прошедшие с хорошим эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала других предметов.

4. ДонченкоТ.М., руководителя РМО учителей предметов художественно-эстетического цикла, по вопросу активизации работы в подготовке обучающихся к участию в районных и региональных конкурсах по предметам. Так же, Татьяна Михайловна представила свой педагогический опыт по формированию творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС .

Решили:

  • Принять к сведению опыт коллег предметов художественно-эстетического цикла и применять их в своей педагогической деятельности.
  • Повышать качество знаний обучающихся по предметам художественно-эстетического цикла через использование рациональных методов, приёмов и технологий обучения и воспитания.
  • Принимать участие в мероприятиях образовательных учреждений по повышению квалификации педагогических работников.
  • Продолжить работу с одаренными детьми, содействовать развитию их интересов и способностей по предметам художественно-эстетического цикла.

Руководитель РМО Кашарского района Донченко Т.М.



Предварительный просмотр:

МБОУ Кашарская СОШ

Обобщение опыта по теме: «Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС»

Выполнила:

Донченко Т.М.

учитель изобразительного искусства

первой квалификационной категории

МБОУ Кашарской СОШ

с.Кашары

2024 г.

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе он бы не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть…

А.Н.Толстой

Я учитель изобразительного искусства и верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

За время работы в школе я сформулировала тему своей методической работы: «Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности на уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС».

Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. А значит, она применима и в современной школе, для школьников, переходящих на современные стандарты обучения.

Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес обучающихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Для развития творческих способностей обучающихся на современных уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС можно использовать следующие методы обучения:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность обучающихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.

Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ обучающихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.

Уроки-познания: обучающиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

Уроки-тесты: обучающимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов. Урок – прогулка-путешествие. Урок – панорама. Урок – репортаж с выставки. Урок – викторина. Урока - игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения обучающихся.

На уроках ИЗО, для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер.

Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО, создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс

При проведении уроков изобразительного искусства необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

  • От знаний к творчеству – основной метод обучения.
  • Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.
  • Обеспечение последовательности творческого процесса.
  • Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.
  • Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.
  • Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.
  • Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.
  • Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.
  • Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.
  • Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.
  • Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.
  • Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.
  • Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать обучающихся к самостоятельной и активной учебной работе.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

  • сотворчество учителя и ученика;
  • диалогичность;
  • четкость поставленных задач и вариативность их решения;
  • освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой. Поэтому мой профессиональный опыт сформировался при взаимодействии с учителями – музыки, информатики, истории, технологии, педагогом-психологом и учителями начальных классов. Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д.

Одна из форм поощрения, которую я использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо” .



Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)».

На уроках я использую многие из перечисленных в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

Для постоянного текущего контроля я использую карту оценивания, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной.

Карту оценивания применяю следующим образом:

- пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Я засчитываю любую форму работы: готовность к уроку, домашнее задание (поисковая работа), смысловое чтение, высказывание мнений, самостоятельная творческая деятельность, а не копирование чужой и т. д. В зависимости от качества ответов и работы ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, и если он будет на уроке активен, то к концу урока заработает максимальное количество баллов;

- на каждом уроке я использую раздаточный материал: карточки задания по теме урока, задания в рабочей тетради (поисковая работа к следующему уроку), индивидуальные задания в учебнике и т. д.;

- почти каждый урок я выборочно просматриваю рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы;

-часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль). Для этого на доске расписана карта оценки достижений;

Оценка достижений учащихся при решении учебных и художественно-практических задач

Задания

1 балл

0,5 балла

0 баллов

Изобразительное искусство

  1. Готовность к уроку (наличие альбома, красок, кисти, политры).

1 балл – полностью готов к уроку;

0,5 балла – нет альбома или красок;

0 баллов – не готов к уроку.

  1. Поисковая работа, обсуждение:

1 балл – представление поисковой работы;

0 баллов – не участвовал в поисковой работе.

  1. Оригинальность работы

1 балл – работа выполнена самостоятельно, не скопирована;

0 баллов – работа скопирована.

  1. Построение композиции,

1 балл - изображение на листе и пространство выполнено грамотно, все элементы взаимосвязаны.

0,5 балла - есть неточности в расположении изображения на листе и передаче пространства, элементы взаимосвязаны частично;

0 баллов - грубые ошибки в расположении изображения на листе и передаче пространства, нет связи между элементами.

  1. Завершенность работы

1 балл – работа выполнена полностью;

0,5 балла – работа выполнена на половину;

0 баллов – работа не выполнена.

Итого:

4,5- 5 баллов –оценка 5

3,5 - 4 баллов – оценка 4

2,5 – 3 баллов – оценка 3

0 – 2 баллов – оценка 2

Данная таблица на каждом уроке изменяется, т. к. критерии дополняются или убираются.

Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося.

Я очень часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ:

- объективность (отсутствует субъективнее мнение педагога);

- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;

- экономит время учителя;

- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;

- развивает интерес, стимулирует учащихся.

При выполнении проектов ученики по алгоритму оценивают себя.

Алгоритм самооценки проекта.

1. В начале этого проекта у меня была цель: ….
2. Особенно хорошо мне удалось: …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше: …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор):
-Цель достигнута, и результат я оцениваю как очень высокий
для меня. Я удивил сам себя. -Повышенный уровень.-«Отлично»
Цель достигнута, и этот результат похож на то, как я делаю обычно-Необходимый уровень-«Хорошо»
Цель достигнута не полностью, в следующий раз нужно сделать лучше-«Удовлетворительно».


Критерии оценки работы в группе.
1. Планирование (обсуждение цели и задач проекта: обсуждал, вносил свои предложения- 0,5 балла; не обсуждал – 0 баллов);
2. Распределение обязанностей (определение своего задания для выполнения общего проекта: выбрал задание – 0,5 балла, отказался от выполнения задания – 0 баллов);
3. Работа по алгоритму (поисковая и творческая работа: выполил свою часть работы – 1балл, не выполнил – 0 баллов);
4. Соблюдение временного режима ( работа выполнена вовремя – 0,5 балла, не успели выполнить – 0 баллов);
5. Креативное отношение к работе (творческий подход, оригинальность выполнения задания – 1 балл, работа по шаблону – 0 баллов);
6. Самостоятельность выполнения работы ( самостоятельное выполнение задания – 1 балл);
7. Активность участия в презентации работы (защита, представление проекта – 0,5 балла).

Оценка достижений учащихся при выполнении коллективной работы (проекта)

критерии

Планирование

Распределение обязанностей

Работа по алгоритму

Соблюдение временного режима

Креативное отношение к работе

Самостоятельность выполнения работы

Активность участия в презентации работы

Итого

баллы

оценка

Ф.И.

Иванов Ваня

0,5

0,5

1

0,5

1

1

0,5

5

5

Петров Петя

0

0,5

1

0,5

0

0

0,5

2,5

3

Сидоров Егор

0,5

0,5

1

0,5

1

1

0,5

5

5

4,5- 5 баллов –оценка 5

3,5 - 4 баллов – оценка 4

2,5 – 3 баллов – оценка 3

0 – 2 баллов – оценка 2

В оценивании результатов учебной работы участвуют учитель и ученик, которые по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка и самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную оценку.

Оценки выставляются на основе планируемых результатов и с учетом индивидуального роста каждого ученика по отметочной шкале:

Оценка "5"

учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока.
При невыполнении заданий необходимого уровня в течение семи дней ученик имеет возможность воспользоваться правом пересдачи.

Самое главное учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению.



Предварительный просмотр:

Основные подходы к оценке метапредметных результатов

в условиях реализации ФГОС на уроках ИЗО

Оценивание личностных результатов не может и не должно завершаться выставлением отметки. Оценивание метапредметных результатов должно осуществляться в единой логике с результатами предметными.

В основе нового подхода к оцениванию должны лежать следующие критерии:

- оценивание является постоянным процессом, интегрированным в учебный процесс;

- оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты обучения;

- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки должны быть заранее известны и учителю, и детям и даже вырабатываться совместно с детьми;

- оценивание выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки.

На сегодняшний день в современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков обучающихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.

ФГОС предлагает внедрить в практику новую систему оценивания, используя формирующее оценивание - это оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей.

Формирующее оценивание дает возможность педагогу отслеживать процесс продвижения обучающихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс. Это должно подтолкнуть учеников и педагога к самоанализу и стремлению улучшить результат. Ученику – осознать степень ответственности за свое образование. Такое оценивание является чаще всего безотметочным оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Результатами применения формирующего оценивание является:

- обеспечение освоения образовательной программы всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях;

- максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки Стандарта по уровню освоения содержания;

- формирование оценочной самостоятельности учащихся;

- формирование адекватной самооценки.

Можно обозначить пять принципов формирующего оценивания:

  1. Педагог регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  2. Обучающиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  3. Педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
  4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку детей.
  5. Педагог осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Конечной целью формирующего оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Таким образом, заявленные в Стандарте принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии формирующего оценивания или, как его часто называют, оценивание для обучения.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. Соответственно, уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа или как средство решения, и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

В-третьих, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных работ, например, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Это такие учебные действия, как умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия.

В этом случае внутренняя оценка, фиксируется в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога. Оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения, сформировать готовность к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности обучающихся.

Оценка метапредметных результатов на уроках изобразительного искусства.

На уроках изобразительного искусства уровень сформированности УУД рассматриваю как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач, оцениваю и измеряю при выполнении комплексных заданий на межпредметной основе.

При этом соблюдаю обязательные условия оценки образовательных достижений обучающихся:

- критериальное оценивание, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты обучения;

- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и учителю, и детям иногда вырабатываться совместно с детьми;

- оценивание выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки.

Оценивание метапредметных результатов осуществляю в единой логике с результатами предметными. Составляю комплексно-ориентированные задания, где оценка метапредметных результатов фиксируется отдельно по бальной системе, затем суммируется с баллами за предметные результаты.

Пример комплексно-ориентированного задания:

Инструкция для учеников.

Характеристика задания

  1. Предмет ИЗО, 5 класс
  2. Обобщающий урок по теме: "Связь времен в народном искусстве ".

Стимул

Вы – команда предпринимателей. Соревнуетесь за тендер по созданию рекламной компании, по производству чехлов для смартфонов в стиле народного искусства. Доверят этот проект, той группе, которая быстрее всех представит самый оригинальный вариант рекламы.

Задачная формулировка

В нетбуках на рабочем столе есть папка с заданиями – «5кл. ДПИ», выполните их при помощи компьютера, пользуясь текстами и карточками с распечатанной информацией из кейса на школьном столе и презентацией (она есть в папке нетбука).

  • Подготовительный блок

1). В группе разбейтесь на 2 подгруппы (можно жеребьевкой, вытягивая цветные карточки разного цвета). Определите, кто будет выполнять практическое задание № 1 «Виды ДПИ» - ЦОР,

а кто практическое задание № 2 «Заполнение интеллект- карты». (Работа с понятием: вид ДПИ, в соответствии с выбранным промыслом).

2). Выполните задания при помощи ПК.

3). Переместитесь в группе и проверьте друг у друга выполненные задания.

4). Заполните цветной бланк распечатанной «интеллект-карты» и представьте результат в общую схему через 12 минут, выбрав представителя от группы.

  • Практический блок

Необходимо разработать линейку чехлов для смартфона в стиле выбранного вами промысла.

Разбейтесь в группе на подгруппы по 2 человека. Рассмотрите особенности выбранного промысла (материалы в кейсе и в папке рабочего стола в нетбуках). Разработайте эскизы для 2 чехлов в соответствии со спецификой промысла. Придумайте слоган и название предприятию. Презентация должна занять не более 2 минут.

1). Откройте на вашем компьютере документ (задание № 3) через Графический редактор Paint.

2). Выполните задание. С помощью инструментов «выделить», «копировать», «вставить» (наверху в панели инструментов) украсьте чехол в соответствии с указанным видом и промыслом декоративно-прикладного искусства. При необходимости дорисуйте нужные элементы. Представьте результат через 12 минут.

3). Проверьте в группе у другой пары выполненные задания, выбрав представителя от пары, обсудите результат.

  • Аналитический блок

«Перемена мест. Просмотр и демонстрация готовых работ».

1). Перейдите на место соседней группы и рассмотрите их работы

2). Используя свой план действий, оцените в «талантах» работу другой группы. («талант» - карточка яркого цвета с баллами)

5 талантов – «отлично»

4 таланта – «хорошо»

3 таланта – «надо еще постараться»

Источник информации (содержит необходимую инф, для успешной деятельности учащегося)

Учебник, кейсы на школьном столе с текстами и карточками с распечатанной информацией и образцами орнаментов;

ПК с заданиями, презентацией и доп информацией (в папке нетбука).

Инструмент проверки

Параметры шкалы

Содержание параметров

Балл

  • Подготовительный блок 7-14 баллов

Исп. источников

Использованы все представленные источники

1-2

Выполнены все задания при помощи ПК.

Правильно заполнены все графы «интеллект. карты»

Представили информацию в общую схему

1-2

3-5

1-2

Организация

деят-ти

Регламент (уложились во время)

1-3

  • Практический блок 14-29 баллов

Содержание

Умелое использование инструментов графического редактора.

Соответствие стилистики выбранного промысла.

Просматриваются особенности цветового решения данного промысла.

3-5

1-3

1-3

Соответствие слогана, заявленной тематике

1-3

Оригинальность названия

1-2

Организация выступления

Построение речи, логичность выступления

3-5

Презентабельность своего продукта

3-5

Регламент

1-3

ИТОГО: 21-43 баллов

Шкала оценивания:

«3» – 21-28 баллов. «4» – 29-36 баллов. «5» – 37 баллов и более

Список источников:

1. Асмолов А.Г. «Формирование УУД в основной школе».

2. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий//

3. Вагина С.Г, Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе.

4. «Знанио»