Технология игровой деятельности (подвижные игры)

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                    Театрально - игровые технологии в детском саду

                                     Воспитатель первой квалификационной категории

                                                                            Нахалова Т.Н.

                                                            МДОУ  детский сад № 26 «Незабудка»

 Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.

 Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Одним из направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является использование театрально-игровой технологии в детском саду.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия: между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования; потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности. Используя театрально – игровые технологии, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, инициативы и самостоятельности.

 Новизна нашего опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий: создание системы занятий с включением интерактивности в театрализации, внедрение театрально-игровых технологий в разные виды деятельности.

 Педагогический коллектив нашего детского сада столкнулся с вопросом,  что такое театрально-игровые технологии. Прежде чем продолжить, нам необходимо было разобраться в вопросе:

Что такое технология?

 Как и любая технология, это процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Основные требования (критерии), предъявляемые к педагогической технологии:

• Концептуальность

• Системность

• Управляемость

 • Эффективность

 • Воспроизводимость

Структура образовательной технологии. Структура любой образовательной технологии состоит из трех частей:

 1. Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психологопедагогические  идеи, которые заложены в ее фундамент.

 2. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

 3. Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям. Если рассматривать театрально-игровые технологии, то в ней соблюдены все требования.

  1. Концептуальные основы театрально - игровой технологии:

Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи Натальи Ильиничны Сац, которая является одной из основателей театрального искусства. Ею был создан самый известные в России детский театр, где детям предлагались спектакли, поставленные таким образом, чтобы детям было не скучно и понятно о чем идет речь. Ключевой проблемой ее педагогической теории является идея воспитывающего обучения. Еще одним фундаментом являются психологические идеи выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Который отмечал то, что не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

  1.  Содержательная часть

 Главная цель использования театрально - игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

 Задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счѐт собственной инициативности ребѐнка.

2. Подобрать средства, активизирующие самостоятельную деятельность детей и повышающие еѐ результативность.

3. Создать благоприятные условия для раскрытия личности ребенка, индивидуальности, творческого потенциала через приобщение к театрализованной деятельности.

 В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально- коммуникативной компетентности. Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры. Театрально - игровая технология охватывает определѐнную часть образовательного процесса, объединѐнную общим содержанием, сюжетом, персонажами. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаѐтся при помощи игровых приѐмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребѐнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве еѐ средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 На современном этапе театрально-игровые технологии могут быть использованы:

 для освоения темы или содержания изучаемого материала;

 в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

 как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации театрально - игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей;

 - предложение игры - создаѐтся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи;

 - объяснение игры - кратко, чѐтко, только после возникновения интереса детей к игре;

 - игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

 - организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребѐнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

 - развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики;

поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

 Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чѐтко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

 Основой театральных занятий являются программы Губановой Т.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» и Маханевой М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», а также методические пособия: Т.С. Григорьевой «Маленький принц», Е.А. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду», Е.В. Мигуновой «Театральная педагогика в детском саду».

  1. Процессуальная часть

 Система работы всего коллектива строится на концентрации и консолидации усилий участников образовательного процесса, направленных на реализацию этого направления. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка стала неотъемлемой частью всего педагогического процесса в ДОУ.

Основные принципы используемой технологии «Обучаемся, играя и подражая». Театрализованная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике очень давно.

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:

  просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  игры-драматизации;

  разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

 упражнения по формированию выразительности исполнения;

 упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, где он становится соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. На каждый учебный год музыкальным руководителей для всех возрастных групп составлено перспективное планирование по театрализованной деятельности.

 С нового учебного года планируем использование новой формы организации развлечений - театральные пятницы «без репетиций». Раз в месяц в старшей разновозрастной группе в эту пятницу с порога детского сада детей будут встречать сказочные герои и вовлекать детей в театрализованные игры.

Роль и методы театрально-игровых технологий

Выстраивая систему работы по театрализованной деятельности, мы старались включить те методы и приемы, которые бы стимулировали детей на творчество, носили бы инновационный характер.

 Театрализованная деятельность в детском саду пронизывает все режимные моменты: включается в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. В основе нашего подхода к построению занятий с использованием методов театральной педагогики лежит социоигровая методика (автор А. П. Ершова), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Педагоги ДОУ используют в своей работе нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

 Для развития самостоятельности детей используются разнообразные приемы:

  Выбор детьми роли по желанию.

  Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей.

  Распределение ролей по карточкам.

  Проигрывание ролей в парах (благодаря этому приему, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменять друг друга).

В своей работе воспитатели стали использовать полифункциональное игровое оборудование (театрализованная многофункциональная ширма, неоформленный игровой материал и др.). Это даѐт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов: включить музыку, уединится, организовать театральную деятельность и т. д., а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки.

 Для того чтобы дети проявили творчество, необходимо было обогатить их жизненный опыт. В связи с этим в каждой группе были организованы занимательные дела с использованием различных видов театров, организации мастерских по изготовлению театрализованных игрушек. Также был включен в образовательный процесс интерактивный театр. В педагогике под интерактивным обучением понимают такую организацию, которое направлено на всемерную активизацию познавательной деятельности детей посредством широкого, желательно комплексного, использования педагогических (дидактических) средств. Мы заинтересовались данным средством поскольку дети всегда стремятся активно поучаствовать в театрализованных мероприятиях.

 Интерактивный театр - это небольшие спектакли, активно экспериментирующие методы работы со зрителями и предлагающие спектакли, в которых главная роль, отдаѐтся зрителю. Это яркое, весѐлое, музыкальное представление с реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и привлекают в своѐ действо зрителей, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще сказочных событий.

 Можно сказать, что в интерактивном театре главный – зритель. Проигрывая с детьми роли, мы не раз убеждались, насколько важно в наше время, чтобы Театр оставался живым и подлинным. Живым – значит, лѐгким на подъѐм и развивающимся. Подлинным – то есть, соответствующим высоким эстетическим канонам. В особенности, если это детский театр, а наша аудитория – дети.

 Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям.

 С родителями также было проведено анкетирование. Результаты показали, что, 100% родителей считают, что развитие творческой самостоятельности развивать необходимо, и они согласны оказывать помощь педагогом в проведении театрализованных представлений, 70% родителей могут быть активными участниками работы. Таким образом, родители заинтересованы в проведении такой работы в ДОУ, но при этом мы для себя отметили, что необходимо искать новые формы включения родителей в эту работу.

 Большое и  разностороннее влияние театрализованной  деятельности на личность ребенка, позволяет педагогам  ДОУ, использовать еѐ как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать   многие  актуальные проблемы педагогического и психологического плана,  ведь ребенок,  во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире,  законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.

 Подводя итоги, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе ролей. Накопленный практический материал помогает в увлекательной форме проводить утренники, досуги, развлечения. Целенаправленная организация восприятия интерактивных методов театра детьми дошкольного возраста и их собственная театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на психическое развитие детей этого возраста, и прежде всего – на развитие творческих способностей.

 Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а так же к дальнейшему развитию.



Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного центр развития ребенка - детский сад № 26 «Незабудка»

            ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5-6 л

                                           

                                                                 

                                                                                              Подготовила воспитатель:

                                                                                                      Нахалова Т.Н.

                                                             

                                                      «Мышеловка».

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг  - мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

«Ах, как мыши надоели,                 Берегитесь же, плутовки,

Развелось  их   просто   страсть.     Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели,                Вот поставим мышеловки,

Всюду   лезут—вот   напасть.         Переловим всех за раз!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя: «Хлоп!» — дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают—мышеловка  захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается).     Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.

Игра малой подвижности «У кого мяч?».

Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется 2—3 раза.

         «Ловишки» (с ленточками).

 Дети строятся в круг; у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три—лови!» - дети  разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три—в  круг скорей беги!»- все  строятся в круг. Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, т. е. проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям, и игра повторяется, с новым водящим.

«Сделай фигуру».

По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу (площадке). На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры ему понравились (оказались наиболее удачными). Игра повторяется 2—3 раза (можно назначить, выбрать водящего, который будет определять, чья фигура лучше).

 «Мы, веселые ребята».

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят:

«Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три - лови!»

После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается второй ловишка. Игра повторяется 3—4 раза.

 «Удочка».

Играющие стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей (полом), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывается количество задевших за мешочек, и даются необходимые указания по выполнению прыжков.

 «Быстро возьми».

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки и т. д.), которых должно быть на один или два меньше. На следующий сигнал: «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2—3 раза.

 «Перелет птиц».

На одном конце зала находятся дети - они птицы. На другом конце зала-пособия,  на которые можно «залететь» (гимнастические скамейки, кубы и т.д.),— это деревья.

По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» — дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на следующий сигнал: «Буря!» - бегут  к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесет: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске. 

«Не попадись».

Играющие располагаются вокруг шнура, положенного в форме круга. В центре — двое  водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и выпрыгивают по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, получает штрафное очко. Через 40—50 с игра останавливается, подсчитываются проигравшие, и игра повторяется с новыми водящими.

«Не оставайся на полу».

Выбирается ловишка, который вместе с детьми бегает по всему залу (площадке). Как только воспитатель произнесет: «Лови!» - все  убегают от ловишки и взбираются на предметы (скамейки, кубы, и т. д.). Ловишка старается осалить убегающих. Дети, до которых ловишка дотронулся, отходят в сторону. По окончании подсчитывают количество пойманных и выбирают ловишку. Игра возобновляется.

 «Гуси-лебеди».

На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором живет волк, остальное место  - луг. Выбираются дети, исполняющие роль волка и пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси.      Да, да, да!

Пастух. Так летите!

Гуси.      Нам нельзя:

               Серый волк под горой

               Не пускает нас домой.

Пастух. Так летите, как хотите,

               Только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья (расставив в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (запятнать). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбираются новые волк и пастух. Игра повторяется 2—3 раза.

  «Ровным кругом».

Выбирается водящий — затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так...»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим (3—4 раза).

«Пожарные на учении».

Дети строятся в три-четыре колонны лицом к гимнастической стенке—это  пожарные.

Первые в колоннах стоят перед чертой (исходная линия) на расстоянии 4—5 м от гимнастической стенки. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте (на рейке) подвешиваются колокольчики. По сигналу воспитателя (удар в бубен или на слово «Марш!») дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец. Воспитатель отмечает того, кто быстрее всех выполнил задание.

Потом снова дается сигнал и бежит следующая группа детей и т. д. В конце игры воспитатель отмечает ту колонну, дети которой быстрее справились с заданием, т. е. ловко забрались и позвонили в колокольчик. При лазанье по гимнастической стенке обращается внимание на то, чтобы дети не пропускали реек и не спрыгивали, а сходили с последней рейки гимнастической стенки. При проведении данной игры воспитатель осуществляет страховку детей.

 «Ловишки-перебежки».

Дети стоят за чертой на одной стороне площадки. На второй стороне площадки также проведена черта. Сбоку стоит ловишка. На слова воспитателя: «Раз, два, три-беги!» - дети  перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит (осаливает рукой), прежде чем они успеют пересечь черту. Проводится подсчет пойманных, и перебежка повторяется. После двух-трех перебежек выбирается другой ловишка из числа наиболее ловких и быстрых ребят, которые не были пойманы.

 «Кто скорее до флажка».

Дети распределяются на три колонны с равным количеством играющих в каждой. На расстоянии 2 м от исходной черты ставятся дуги (обручи), можно натянуть шнур (высота 50 см от уровня пола), и затем на расстоянии 3 м ставятся флажки на подставке. Дается задание: по сигналу воспитателя выполнить подлезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом возвратиться в конец своей колонны. Воспитатель отмечает тех детей в каждой колонне, которые быстро и правильно справились с заданием, а по окончании игры отмечает команду, набравшую большее количество очков.

 «Сделай фигуру».

Ходьба в колонне по одному (или врассыпную), по сигналу воспитателя: «Стоп!» - дети  останавливаются и выполняют какую-либо «фигуру»  - позу. Отмечаются «фигуры», выполненные четко, быстро и интересно.

 «Бездомный заяц».

Выбирается охотник и бездомный заяц, остальные играющие — зайцы; они чертят себе кружочки, и каждый встает в свой домик.

Бездомный заяц убегает, а охотник догоняет его. Спасаясь от охотника, заяц может забежать в любой кружок; стоявший в нем ребенок должен убегать, потому что теперь он становится бездомным, и охотник будет ловить его. Как только охотнику удается поймать (запятнать) зайца, они меняются ролями. Для увеличения двигательной активности детей в одном домике может находиться два-три зайца.

 «Мороз-Красный нос».

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, играющие располагаются в одном из них. Водящий - «Мороз-Красный нос»  становится посредине площадки лицом к играющим и произносит:

«Я - Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?»

Играющие хором отвечают:

«Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз».

После произнесения слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой - «заморозить».  «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь.

Воспитатель вместе с «Морозом» подсчитывает количество «замороженных». После каждой перебежки выбирают нового «Мороза». В конце игры сравнивают, какой водящий — «Мороз» — заморозил больше играющих.

 «Охотники и зайцы».

 Из числа играющих выбирается охотник, остальные зайцы. На одной стороне зала (площадки) отводится место для охотника, на другой — дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают из кустов и прыгают на двух ногах (или на правой и левой поочередно) в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» — зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч (в руках у него два-три мяча). Те, в кого он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.

После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но не из числа пойманных. Для проведения данной игры (во избежание травм) лучше использовать самодельные мячи, сшитые из кусочков ткани.

 «Хитрая лиса».

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим — хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, а потом громче): «Хитрая лиса, где ты?» После третьего раза играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). После того как лиса поймает и отведет к себе в дом 2—3 детей, воспитатель произносит: «В круг!» — и игра возобновляется.

Если лиса долго не может никого поймать, то выбирают другого водящего.

 «Медведи и пчелы».

Играющие делятся на две равные команды: одна — пчелы, другая — медведи. На одной стороне зала находится улей, а на противоположной - луг. В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу воспитателя пчелы вылетают из улья (слезают с возвышений — гимнастической стенки, гимнастических скамеек и т. д.), жужжат и летят на луг за медом. Как только пчелу улетят, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей (влезают на возвышения) и лакомятся медом. Воспитатель подает сигнал: «Медведи!», пчелы летят к ульям, стараясь ужалить (дотронуться рукой) медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают одну игру. Игра возобновляется, и после повторения дети меняются ролями. Перед игрой воспитатель напоминает детям, что с возвышений нужно слезать, а не спрыгивать, на лестницу залезать не выше 4—5-й рейки. Воспитатель обязательно осуществляет страховку детей; если возникает необходимость, оказывает помощь.

«Совушка».

На одной стороне зала обозначается гнездо совушки. В гнезде помещается водящий — совушка. Остальные играющие изображают птиц, бабочек, жуков и т. д.; они разлетаются по всему залу. Через некоторое время воспитатель произносит: «Ночь!» Играющие останавливаются на месте в той позе, в какой их застала ночь. Совушка вылетает из своего гнезда, машет крыльями и смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился, уводит в свое гнездо, а воспитатель произносит: «День!» Бабочки, жуки, птицы оживают и опять начинают кружиться, летать. После двух вылетов на охоту подсчитывается количество пойманных. Выбирается другая совушка.

 «Горелки».

 Играющие встают в две колонны, взявшись за руки, впереди — водящий. Дети хором произносят:«Гори, гори ясно,      

Чтобы не погасло.    

Глянь на небо:          

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги!»

С последним словом стоящие в последней паре опускают руки и бегут в начало колонны — один справа, другой слева от нее. Водящий пытается поймать одного из детей, прежде чем он успеет опять взяться за руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, то он берется за руки с пойманным и они становятся впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим. Для увеличения двигательной активности детей можно построить парами в две-три колонны.

«Карусель».

Дети образуют круг, держась за шнур правой рукой, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух:

«Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом».

После того как дети пробегут 2—3 круга, воспитатель останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег. Затем воспитатель вместе с детьми произносит:

«Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра!»

Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра!» дети останавливаются, кладут шнур на землю и расходятся по всей площадке. Игра проводится 2 раза.

 «С кочки на кочку».

Воспитатель выкладывает в шахматном порядке плоские обручи (6—8 шт. в две линии). Играющие выстраиваются в две колонны. По сигналу воспитателя первые игроки начинают перепрыгивать на двух ногах из обруча в обруч. Как только первый игрок прыгнет из последнего обруча, прыжки начинает второй игрок колонны и т. д. Побеждает команда, быстро и правильно (не оступившись ни разу) перебравшаяся на другой берег. Игра повторяется 2—3 раза.

 «Караси и щука».

Один ребенок выбирается щукой, остальные играющие делятся на две группы. Одна из них образует круг — это камешки, другая — караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга.

По сигналу воспитателя: «Щука!» — она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть, спрятаться за камешки. Пойманные щукой караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой.

По окончании игры, которая повторяется 3—4 раза, воспитатель отмечает водящего, поймавшего больше всего карасей.

 «Пятнашки».

Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала: «Лови!» — все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо из играющих и осалить. Тот, кого коснулся водящий, отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель подает команду: «Стой!» — и игра останавливается, подсчитывают количество пойманных и выбирается новый водящий.

КУРЫ В ОГОРОДЕ

Дети-куры располагаются за бревном. По другую сторону бревна на площадке нарисован большой прямоугольник — это огород. Воспитатель-сторож ходит по огороду, смотрит, нет ли где кур, затем уходит и садится на скамейку. Куры тут же взлетают на забор (бревно), затем спрыгивают с него в огород и начинают бегать, клевать посаженные овощи. Сторож замечает кур, прогоняет их из огорода, хлопая в ладоши и приговаривая: «Кыш, кыш!». После нескольких повторений игры сторожем может быть ребенок.

КЕГЛИ

В игре используются пластмассовые кегли. Их устанавливают на расстоянии 10—15 см друг от друга. Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1 —1,5 м. Воспитатель поощряет тех, кто попадет в кегли, помогает другим выполнить задание, не фиксируя внимания на проигрыше.

ДОКАТИ МЯЧ

Детям дают разноцветные мячи или шары небольшого размера (диаметр 6—8 см) и предлагают катить их до флажка (линии), находящегося от детей на расстоянии 1,5—2 м. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо справился с заданием, предлагает прокатить еще раз. Когда дети прокатят мячи 2—3 раза, они собирают их в корзину.

ПРОКАТИ ОБРУЧ

Трое-четверо детей становятся лицом к воспитателю на расстоянии 1,5—2 м. Воспитатель катит обруч поочередно к каждому ребенку, тот ловит его и катит обратно к воспитателю. Когда дети научатся хорошо катить и ловить обруч, они могут играть друг с другом.

БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ

Играющие образуют круг. Они стоят, несколько расставив ноги и  держа руки за спиной. У ног каждого лежит кубик (или другой предмет). Водящий (ребенок) находится в середине круга. Он старается взять кубик. Играющий, к которому направляется водящий, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, ребенок встает. Тот, кто не успел защитить свой кубик, (водящий дотронулся до кубика) выходит из круга. Он временно не участвует в игре.

Если водящий сможет взять 2—3 кубика, назначается новый водящий. Игра повторяется со всеми детьми.

ПЕРЕДАЧА ШАРОВ

Дети сидят на стульях по кругу (или на траве). Воспитатель дает двоим, рядом сидящим, по шару и предлагает передавать их (один вправо, другой влево). Когда шары встретятся, дети ударяют их друг о друга, говоря: «Стукнулись». Затем встают и бегут по кругу в противоположные стороны, остальные играющие приговаривают: «Побежали, побежали...» Вернувшись на свои места, дети говорят: «Встретились»— и отдают шары воспитателю. Он передает их другим участникам. Игра повторяется.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

            Консультация для родителей на тему:

     «Подвижные игры залог здоровья малышей»

99746202_1.jpeg

Игра – самая естественная деятельность ребенка. С раннего возраста игра становится и самой любимой его деятельностью.

 Уже в раннем возрасте ребенок включается в разнообразные виды игровой деятельности: творческие сюжетные игры с игрушками, подвижные игры.

 Дети младшего возраста очень подвижны. Их движения быстры, разнообразны, и эту особенность надо использовать. Детей нужно приучать к ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанью, тренировать у них чувство равновесия.

 В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.

 Взрослым следует руководить играми детей младшего возраста. Желательно, чтобы и родители сами принимали участие и игре детей в домашних условиях. Для поддержания интереса у ребенка следует, со временем, усложнять игру, менять игрушки.

 Мы предлагаем вам несколько вариантов подвижных игр для детей в домашних условиях:

«Попляши!».

В игре участвуют две мягкие игрушки. Одна у Вас, другая у малыша. Зайчик знает, как плясать веселый танец, он хочет научить и мишку. Мишка, в руках у малыша, повторяет движения зайца. Более сложные движения выполняют две куклы (движущимися частями тела).

«Поезд».

Вместе с ребенком вы сидите на стульях, делайте круговые движения руками перед собой, подражаете гудку «ту! ту!», топайте ногами. По сигналу «Остановка» или «Приехали» бегаете по комнате или собираете «ягоды» или «грибы».

«Где звенит».

Ребенку необходимо угадать по звуку предмет, который находиться в другом углу комнаты. Затем попросите его подражать звукам, которые он услышал «динь-динь», «тук-тук» и др. Не забывайте менять игрушки (бубен, звонок, будильник, колокольчик).

«Прячемся и лепим».

У вас и у малыша два одинаковых кусочка пластилина и две игрушки – зверушки, от имени которых ведется игра. Между вами экран из небольшой картонки или книги. Игрушечный котенок, спрятавшись за экран, разорвал свой кусочек пластилина на множество маленьких (сделал лепешку, скатал шарик и т.п.) и спрашивает у щенка: «А ты как можешь?»

«Домики».

Простой конструктор (лучше деревянный), поделите пополам так, чтобы у Вас и у малыша было равное количество одинаковых деталей. На столе, кроме конструктора несколько игрушек (разных размеров). Нужно срочно (скоро ночь и холодно) построить для каждой игрушки домик. Вы строите дом для большой игрушки, потом для маленькой. Малыш строит своим друзьям такие же домики. Можно строить домик, спрятавшись от малыша и его игрушек за картонку или книгу.

Игра «Цыплята и курочки»

 Натяните верёвку между деревьями или столбами на высоте примерно в половину роста малыша. Дома можно использовать для игры стулья. Цыплята –маленькие. Курочки – большие. Встаньте по разные стороны верёвки с ребёнком. Если вы позовёте ребёнка тонким голосом-«цып, цып, цып», малыш должен стать «маленьким»-присесть на корточки и пройти или проползти под верёвочкой. А если вы позовёте его «взрослым» голосом, он должен перешагнуть или перелезть через верёвку. Персонажей игры можно менять. Пусть это будут котята и кошки

Подвижные игры просто необходимы нашим малышам – они благотворно влияют на вестибулярный аппарат, развивают координацию, укрепляют сердечно – сосудистую систему, развивают у ребенка концентрацию и внимание.… Это только основные плюсы, лежащие на поверхности, не говоря уж о той радости, которую вы доставите малышу. Не забывайте – «ДВИЖЕНИЕ ЭТО ЖИЗНЬ».

Мини-анкета для родителей

                     Играете ли Вы с ребенком в подвижные игры?

                     Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые вы играете все вместе.

                     Помните ли вы считалочки, напишите их?

                     Знает ли Ваш ребенок считалочки?

                     Кто его научил (родители дома, детский сад, бабушки-дедушки).

Интервью с детьми.

Воспитатель: А вот что говорят наши дети. Сравните свои ответы с ответами детей.

(Прослушивание аудиозаписи интервьюирования детей группы).

1.     Любишь ли ты играть (да, очень, люблю играть на прогулке вместе со всеми)? Мне нравятся подвижные игры и т.д.

2.     Играют ли дома с тобой родители? (Только брат Саша, нет в игры подвижные не играют)

         со мной играет только бабушка

         маме некогда, папа смотрит телевизор

3.     В какие игры ты любишь играть?

4.     В детском саду в подвижные игры, где мы все бегаем и играем вместе

5.     Дома играю только в компьютерные игры.

6.     Мне нравится игра – «Лягушки» и т.д.

7.     В какие подвижные игры вы играете дома или на прогулке с родителями?

         мы дома не играем в подвижные игры

         иногда в настольные.

8.     Какие считалочки ты знаешь? Расскажи.

9.     Учишь ли ты дома с родителями считалочки:

         нет только в детском саду;

         на занятии;

         интересные, которые знают дети.