Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Актуальность:  Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Т. И. Гризик отмечает: «В целом уровень речевого развития современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. 

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, задачи, критерии. 

По данным обследования речи дошкольников в первых классах насчитывается до 65–70 % детей с различными речевыми отставаниями…» Поэтому перед нами, педагогами, стоит главная задача — сформировать у детей к моменту поступления в школу умение выражать свои мысли, понимать других, реагировать на них адекватно. 

Если ребёнок — дошкольник научится объясняться просто и понятно, то это позволит ему легче освоиться в социуме, быть успешным в обществе сверстников. 

Секрет успешного обучения детей коммуникативной деятельности заложен в формировании самой личности ребёнка, его коммуникативной компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности, свободы речевого поведения. 

Необходимо направить усилия педагогов на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через разрешение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. От дошкольника пока не требуется многого. Уметь поприветствовать взрослого и сверстников, попрощаться, быть вежливым, уметь рассказать о себе, предмете, событии так, чтобы было интересно его слушать. Однако ребёнку порой бывает очень сложно справиться с этой задачей. Ребенку трудно построить развёрнутое высказывание: изложить свои мысли и соображения. «Мы гуляли. Я играл с Мишей», «Мы ходили в цирк» — это реальные примеры высказываний дошкольников. 

Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и наречиями, сложноподчиненными предложениями и деепричастными оборотами. При этом ребенок должен понимать, в каких ситуациях стоит строить развернутые высказывания, а в каких можно использовать простые предложения. Умение строить сложные предложения помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

 Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Опыт работы подсказывает основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников, в частности обучения рассказыванию: – Создание психолого-педагогических условий для речевой практики детей; – Организация психолого-педагогической работы с детьми в группе; – Создание грамотной предметно-развивающей среды в группе; – Совместная работа с родителями.

Следует отметить, что обучение рассказыванию начинается с младшего дошкольного возраста. Малышам всегда нужно предоставлять возможность самостоятельно высказаться. Воспитатель задает последовательность рассказа, дети наполняют её своим содержанием. В младшей группе дети могут рассказывать о красивой игрушке, кошке, которую видели на улице, птичке, которая прилетала на кормушку. Коллективное рассказывание — наиболее подходящий способ организации деятельности в младшем возрасте. Однако, наиболее эффективное обучение рассказам по памяти осуществляется в старшей группе. 

Легче детям дается составление рассказа из общего, коллективного опыта, т. е. о том, что было ранее воспринято всеми детьми группы совместно с воспитателем. Этот вид рассказа требует произвольной памяти. Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому предлагайте детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах. «Елка в детском саду», «Наша группа», «Как мы делаем игрушки малышам», «День смеха», «Моё лето», «Моё любимое время года», «Кто обедал в птичьей столовой» и др. Составлять рассказы из личного опыта рекомендуется не сразу после события. Впечатления детей закрепите в разговорах об увиденном, дидактических и сюжетно-ролевых играх, продуктивной деятельности. 

Дошкольников старшей группы учим рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы; правильно отражая в речи увиденное. 

Каждый день, проведенный в детском саду, должен помогать совершенствовать формы монологической речи детей, развивать желание рассказывать об играх, прогулках, случаях из своей маленькой жизни. Успех этого вида деятельности будет напрямую зависеть от компетентности педагога и разнообразия событий детской жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.             Березина Н. О., Бурлакова И. А. и др. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-М.:Просвещение, 2011. — С.3–5,16. 

2.             Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ.-М.:МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2012.-С.12–15. 

3.             Короткова Э. П. «Обучение рассказыванию в детском саду»,М.:Просвещение,1978.-С.128. 

4.             Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи — М.: Академия, 2004.-С.30–81. 

5.             Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. — М., 2001.-С.3–32. 

6.             Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», — 1997. /