«Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников»

Актуальность: В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. С этой целью проведен анализ программ дошкольного образования в области патриотического воспитания, подобраны критерии и показатели для изучения уровней развития, проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста, описаны результаты исследования.

 Ключевые слова: дети дошкольного возраста, патриотическое воспитание, задачи, критерии, показатели, мониторинг, результаты, диагностик. 

Согласно Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с целью установления уровня развития знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ДОУ необходимо проводить мониторинг.

 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения данной программы и динамики развития детей. 

Исходя из этого, необходимым условием патриотического воспитания дошкольников является осуществление мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. Для его реализации необходимо отобрать критерии и показатели развития изучаемых знаний и отношений, исходя из задач дошкольного образования в данном виде деятельности, подобрать диагностические задания для организации мониторинга. Целью статьи является подбор критериев, показателей и диагностических заданий для изучения уровня развития патриотических чувств у старших дошкольников. Актуальность проблемы обусловлена тем, что на современном этапе практически отсутствуют методические разработки, в которых выделены критерии и показатели, а также представлены диагностические задания для определения уровней сформированности патриотических чувств стерших дошкольников, которые отвечали бы требованиям задач современных программ дошкольного образования в области патриотического воспитания дошкольников. Анализ исследований. 

Учитывая рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассмотрим некоторые программы дошкольного образования, в которых выделены вопросы, посвященные патриотическому воспитанию ребенка, попытаемся очертить цели и задачи, связанные с патриотическим воспитанием детей

Таким образом, несмотря на разнообразие программ, задачи по патриотическому воспитанию в них сводятся к: 

- развивать представления о родном городе и стране; 

- формировать первоначальные чувства патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим); 

- способствовать осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну). 

Для диагностики уровня патриотических чувств у старших дошкольников в группах нами были выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей, согласно требованиям программ ДОУ. 

1. Когнитивный критерий, с показателями: - наличие знаний названия своего города, района, домашнего адреса; - наличие знаний достопримечательностей города, площадей, скверов). 

2. Мировоззренческо-ценностный критерий, с показателями: - способность к аргументированному суждению, оценке; - умение выразить свое отношение к объектам. 

Таким образом, критериями и показателями уровней развития патриотических чувств старших дошкольников, исходя из анализа задач программ дошкольного образования в данной области, выступают: когнитивный критерий, с показателями: наличие знаний названия своего города, района, домашнего адреса; наличие знаний достопримечательностей города, площадей, скверов); мировоззренческо-ценностный критерий, с показателями: способность к аргументированному суждению, оценке; умение выразить свое отношение к объектам; мотивационно-потребностный критерий, с показателями: эмоционально-эстетическая отзывчивость; уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению. 

Проведенное нами исследование уровней развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста показало, что большинство детей в обеих группах имеют недостаточный уровень развития данных качеств, что говорит о необходимости организованного обучения и воспитания детей. 

Анализируя в целом понимание необходимости формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитателями и состояние современной практики ДОУ можно сделать следующие выводы: в ДОУ уделяется внимание решению задач формирования патриотических чувств детей, однако, работа осуществляется бессистемно и при этом используется однообразные методы и формы работы. 

 

 

Список использованной литературы

 

1.   Чудесный город: Петербургская тетрадь. Учебное пособие для начальной школы, Ермолаева Л. К., Лебедева И. М.: СМИО-пресс, 2010 г. 

2.Программа «Взрослеем вместе с городом» Г. С. Вежель (интернет) 

3.  Н. В. Алешина. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий — Изд. Творческий центр, 1999 г. 

4.Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга. «Воспитание петербуржца XXI века» (утверждена приказом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга № 1014 от 26.06.03 г.)