«Развитие связной речи в детском саду»

Актуальность: Умение правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Развитие речи дошкольников сегодня остается значимой проблемой. Уметь говорить, значит, уметь мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное от других. Сегодня необходимо формирование такой личности, которая могла бы сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с конкретной речевой ситуацией, со своим замыслом, коммуникативным намерением и т. д. Этим умениям необходимо целенаправленно учить детей на разных этапах обучения. Многолетний опыт работы словесников убеждает в том, что обучению полноценному общению нужно уделять особое внимание и время. 

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, формирование.

Следовательно, для формирования важнейших коммуникативных умений необходима целенаправленная и систематическая работа на ранних этапах обучения в детском саду. 

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных ϲпоϲобноϲтей. 

Развитие речи в игре и обучении — это единый процеϲϲ, протекающий в многообразии познавательной деятельности дошкольника ϲпецифичеϲкая структура занятий по развитию связной монологической речи, предполагает осмысление ϲредϲтв, которые могут быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения, замысла ребенка. 

Кроме этого, беседа ϲ малышами, ϲоϲтавление раϲϲказа по картинкам, пересказы историй и сказок, направлены на осознание лингвистических особенностей руϲϲкого языка, умению грамотно использовать возможности построения ϲобϲтвенной речи. соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи при работе ϲ монологической речью на занятиях в детском саду и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе. 

И хотя развитие речи воспитанников на занятиях и в игровой деятельности предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности, но говорению отводится особое место. Монологическая речь — это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий. Обучение монологической речи — чрезвычайно сложное дело. По утверждению психологов, в частности А. А. Леонтьева, она сложнее и труднее диалогической речи, т. к. требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. 

Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня: парного, группового, массового. 

Отвечая на вопросы воспитателя, ребенок может описать игрушку, предмет, картинку. Занятия проводятся в игровой форме. В средней, старшей и подготовительной группе на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать монологической речью. 

С ними нужно проводить специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы -по рассказыванию на тему из личного опыта. В подготовительной группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный сюжет. В начале учебного года при. обследовании детей выявили очень низкий словарный запас. Преобладали существительные, меньше глаголов и значительно меньше прилагательных. Дети с трудом подбирали определения, не понимали значения многозначных слов, переносного смысла, сравнения. С трудом подбирали антонимы и синонимы. Фразовая речь у детей была бедная, невыразительная, без использования сравнений, эпитетов. Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков. После диагностики детей стали проводить работу по обучения ответам на вопросы полными предложениями. Обучаем рассказыванию с помощью игрушек и предметов. 

Используем наборы и комплекты игрушек и предметов. Дети группировали игрушки и предметы по общим признакам, описывали их на основе сравнения. Задание рассказать об игрушке побуждало ребенка внимательно рассмотреть её детали, отметить цвет, величину и т. д. Для обучения детей рассказыванию брали растения. Использовали рассказывание по демонстрации действий. 

Составляли с детьми коллективные рассказы. Рассказывали по серии картин, а затем и по картине. Давали детям пересказ небольших текстов сначала по цепочке, а затем давали пересказ целого рассказа. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность детей. 

Они приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои рассказы — на тему из личного опыта, на предложенный сюжет. 

Показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий мы создаем такие ситуации, в которых дети проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом. 

Речевыми навыками и умениями. В обучении детей связной речи значительное место мы отводим рассказыванию из личного опыта. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения. 

В рассказывании из личного опыта мы упражняем детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними, (в сюжетно-ролевых играх, в играх драматизациях, в разных видах театрализованной деятельности) 

В младшей и средней группах мы только подготавливаем детей к самостоятельному речевому творчеству, — занятия по рассказыванию на тему из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах. Успех этого вида обучения рассказыванию зависит в значительной степени от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду. 

Много времени уделяем словарной работе. Составление разного вида рассказов — наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в тоже время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретенные детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их. Огромное влияние на развитие и обогащение речи детей оказывает художественная литература, поэтому мы часто читаем детям книги и на занятиях, и в повседневной жизни. Также большую роль играет эмоциональная речь воспитателя. 

На занятиях по развитию речи мы используем различные приемы: вопросы, объяснения, речевой образец, демонстрацию наглядного материала (материал должен быть ярким, крупным). Также используем упражнения, оценку речевой деятельности ребенка и т. д. Мы учим детей строить свою речь так, чтобы она была понятна слушателям. 

Использование разных форм и приемов обучения детей связному рассказыванию на занятиях и в повседневной жизни-беседы, работа в книжном уголке, речевые игры, различные виды театрализованной деятельности, по 2–3 игрушкам, по закрытой картинке, по серии картинок, где картинки открыты частично, где ребенку нужно додумывать сюжет- дали положительные результаты. 

На начальном этапе обучения этот вид представляет собой обычное и совсем короткое логически построенное высказывание, содержащее один либо несколько речевых образцов. Дети к окончанию детского сада должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в согласовании с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного либо прочитанного лингвистического текста. Вместо вывода, хочу предложить конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Урок России», который мы подготовили и провели к празднику «День России»12 июня.

 

 

Список использованной литературы

 

1.             Березина Н. О., Бурлакова И. А. и др. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-М.:Просвещение, 2011. — С.3–5,16. 

2.             Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ.-М.:МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2012.-С.12–15. 

3.             Короткова Э. П. «Обучение рассказыванию в детском саду»,М.:Просвещение,1978.-С.128. 

4.             Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи — М.: Академия, 2004.-С.30–81. 

5.             Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. — М., 2001.-С.3–32. 

6.             Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», — 1997. /