Участие в РМО среди инструкторов по физической культуре по теме" Методика проведения физкультурных занятий на улице, её особенности, плюсы и минусы"

Мышлянов Сергей Михайлович

Методика проведения занятий по физической культуре на улице во всех возрастных группах, в которых она положена. Её плюсы и минусы. Одна из положительной особенностей занятий на прогулке заключается в том, что ОРУ проводятся не подряд, а в различных частях занятия: в вводно-подготовительной - во время ходьбы дети выполняют различные движения рук, медленный бег чередуется с прыжками; в основной части - даются упражнения для развития ног и туловища. Такое выполнение общеразвивающих упражнений экономит время, делает занятие более динамичным.  Так же существуют и другие положительные особенности. Но есть и отрицательные - температурный режим как летом, так и зимой   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_konsultatsiya_novaya.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения физкультурных занятий на улице, её особенности, плюсы и минусы

Занятия по физической культуре в детском саду в соответствии с СанПином проводятся три раза в неделю. Два в спортивном зале и третье на улице, на свежем воздухе. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет в старшей группе - 25 мин., а в подготовительной группе - 30 мин. Рассмотрим методику проведения физкультуры на улице для старшего и подготовительного к школе возраста.

Структура занятий соответствует традиционной и состоит из трёх частей:

  1. Вводная часть, продолжительностью в старшей группе составляет от 4 до 6 минут, в подготовительной от 5 до 6 минут и содержит игры малой подвижности, направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их внимания, постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений и интенсивной работе в основной части занятия. Вводная часть может состоять из различных построений, разных видов ходьбы. 
  2. Основная часть, самая большая по объему и значимости, продолжительностью в старшей группе от 18 до 20 минут, в подготовительной 20 - 25 минут, решает комплекс программных задач: совершенствует двигательные навыки и физические качества, тренирует функциональные возможности организма. В её содержание включены народные игры, игры – хороводы, игры – эстафеты, игры – соревнования, игры в парах, воспитывающие у детей чувство взаимопомощи.  
  3. Заключительная часть в старшей группе 3-4 минуты, в подготовительной 4-5 минут, выравнивает функциональное состояние организма детей и направлена на обеспечение постепенного перехода от повышенной двигательной активности к её снижению, на снятие общей возбуждённости и приведению частоты сердечных сокращений ребёнка в норму, при этом сохраняя бодрое, жизнерадостное настроение. В эту часть занятия входят игры малой подвижности: «Молчанка», «Узнай по голосу», «Потянемся к солнышку», «Лови – не лови» и др.

Выделение частей занятия обусловлено физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями. Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из задач физического воспитания – совершенствования функциональных систем и закаливания организма ребенка.

  • Одна из положительной особенностей занятий на прогулке заключается в том, что ОРУ проводятся не подряд, а в различных частях занятия: в вводно-подготовительной - во время ходьбы дети выполняют различные движения рук, медленный бег чередуется с прыжками; в основной части - даются упражнения для развития ног и туловища. Такое выполнение общеразвивающих упражнений экономит время, делает занятие более динамичным.    
  • Другой особенностью является обучение детей спортивным играм и упражнениям: прыжкам через скакалку, ходьбе на лыжах. Кроме того, во время занятий на прогулках, дети закрепляют основные движения, которые они разучивали на предшествующих физкультурных занятиях.
  • Так же одним из положительных моментов проведения на улице, является то, что можно разнообразить содержание занятия, чтобы сохранять интерес детей. Например: в форме игрового занятия – на основе знакомых подвижных и народных игр или игр – эстафет. В сюжетно – игровой форме (На одном сюжете из сказки), в виде занятия – тренировки – обучение спортивным играми и элементам лёгкой атлетики. Круговая тренировка – закрепление основных видов движений по кругу., можно использовать с любым инвентарём.                                                                                                                            
  • При выполнении упражнений на улице не требуется чёткость выполнения, используются лёгкие либо знакомые упражнения.
  • Минимизируются речедвигательные игры и упражнения в холодное время года.
  • Максимально используется естественный и природный материал (шишки, листья, деревья, бордюры и т.п.) как ориентир и раздаточный материал. Выносной инвентарь используется как дополнительный, если нечем заменить.

Так же положительным моментом является то, что при проведении занятий на воздухе может использоваться как асфальтированная площадка, так и прогулочный участок и конечно стадион.

Минусом при проведении занятий на улице может является не правильный подбор одежды и обуви детей. Если гигиенические требования не соблюдены в соответствии, а это: рост, размер ребенка, обеспечение свободы движений и соответствие с температурой наружного воздуха – это, как правило, переохлаждение или перегревание.

В очень сырые, дождливые и морозные дни физкультурные занятия проводить нужно в зале при открытых окнах, а в зимний период года з на открытом воздухе при температуре воздуха —15—18°С. При температуре воздуха ниже —18°С время проведения занятий должно быть сокращено до 15—20 мин.

Вывод:                                                                                                                                             Систематические наблюдения показали, что дети легко осваиваются с новой обстановкой проведения занятий на воздухе, хорошо чувствуют себя в холодное время года, всегда эмоционально положительно настроены, с радостью ждут предстоящего занятия. К концу года у них отмечаются улучшенные результаты по ряду показателей, характеризующих состояние здоровья, физическую подготовленность и работоспособность. Особо следует подчеркнуть закаливающий эффект таких занятий снижению физиологической нагрузки для перехода к спокойной деятельности.

Методика проведения физкультурных занятий на улице, её особенности, плюсы и минусы

Движение – кладовая жизни. Плутарх

Физкультура на свежем воздухе увеличивает активность детей, улучшает их настроение.

Занятия на воздухе имеют максимально оздоровительный эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, соревнований.

Воспитанники детского сада с удовольствием занимаются физкультурой на свежем воздухе.

Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эстафет, спортивных упражнений, различных видов бега, упражнений в основных движениях. Во время физкультурных занятий на прогулке происходит постоянное чередование видов деятельности: более интенсивные упражнения чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую работоспособность детей на протяжении всего занятия, например, медленный бег сменяется игрой, игра – упражнением в основном движении и т. д.

            Одна из особенностей занятий на прогулке заключается в том, что ОРУ проводятся не подряд, а в различных частях занятия: в вводно-подготовительной - во время ходьбы дети выполняют различные движения руками, медленный бег чередуется с прыжками; в основной части даются упражнения для развития ног и туловища. Такое выполнение общеразвивающих упражнений экономит время, делает занятие более динамичным.

          Другой особенностью занятий на прогулке является обучение детей спортивным играм и упражнениям: прыжкам через скакалку, ходьбе на лыжах. Кроме того, во время  занятий на прогулках, дети закрепляют основные движения, которые они разучивали на предшествующих физкультурных занятиях.

 Физкультурное занятие на прогулке состоит из трех взаимосвязанных частей: 

  1. вводно-подготовительной;
  2. основной;
  3. заключительной.

           Вводно – подготовительная часть призвана способствовать организации детей, созданию у них настроенности к предстоящей физической нагрузке. Начинается вводно – подготовительная часть с построения и ходьбы. Во время ходьбы дети выполняют простейшие движения рук. Во время ходьбы инструктор следит за четким шагом, правильным движением рук, соблюдением дистанции. Ходьба без остановки переходит в медленный бег, который продолжается от 1 до 3 минут, в зависимости от возраста детей. На втором – третьем круге дети выполняют упражнения (3-4): бегут боком приставным шагом, высоко поднимая колени, прыгают на одной и двух ногах и др. Медленный бег заканчивается ходьбой. Подготовительная часть занимает от 3 до 5 минут. В холодный период года построение в начале занятия не проводится: по выходе из помещения дети идут к спортивной площадке, выполняя движения для рук.

            Основная часть занятия продолжается от 14 до 20 минут. В этой части решаются задачи повышения функциональных возможностей организма детей, развития силы, быстроты, общей выносливости. Кроме того, осуществляется закрепление основных движений и вырабатывается умение использовать их в игровой деятельности.

В старшей группе основная часть начинается с освоения спортивного упражнения или элементов спортивных игр. Затем – короткая пробежка в среднем темпе (от 1 до 1,5 минуты). По окончании ее дети упражняются в основном движении. После этого дается пробежка в среднем темпе, затем проводится подвижная игра.

            В подготовительной группе основная часть протекает так же, как и в старшей, но инструктор чаще использует групповой метод, который позволяет сочетать обучение детей педагогом и самостоятельное совершенствование детьми приобретенных навыков.

            При выполнении основных движений, спортивных упражнений или элементов спортивных игр нельзя допускать спешки – нужно требовать четкости и законченности движений.

           Основная часть занятия заканчивается подвижной игрой. В целях повышения двигательной активности детей, проигравшие выходят из игры не более чем на одно повторение. В игре не должно быть длительных остановок, перерывы между повторениями 15-20 сек.

             В заключительной части проводится медленный бег, переходящий в ходьбу. Продолжительность его регулируется воспитателем в зависимости от активности детей в предшествующей подвижной игре, погодных условий и подготовленности детей: после игры большой подвижности продолжительность медленного бега должна быть сокращена вдвое или он не проводится совсем, а дети спокойно ходят по площадке. После игры средней подвижности, особенно в холодный период года, медленный бег дается в том же объеме, что и в начале занятия.

             На протяжении всего занятия дети много бегают. По скорости у дошкольников условно можно выделить три вида бега: медленный, в среднем темпе и быстрый.

            Медленный бег является важным средством воспитания у детей выносливости. Чтобы научить детей медленному бегу, нужно постепенно ускорять ходьбу.

             Бег в среднем темпе предъявляет более высокие требования к деятельности важнейших систем организма. Как показали исследования, дети средней группы способны пробежать в среднем темпе без остановки от 500 до 600 метров, а подготовительной – от 7—до 900 метров.

            Быстрый бег является составной частью игр, игр-эстафет, у дошкольников он проводится на дистанции от 10 до 30 метров.

       Во время занятий на воздухе необходимо уделять внимание носовому дыханию. В то же время не стоит бояться, если в холодный период года во время бега, игры дети дышат ртом.

           Одежда и обувь детей во время занятий на воздухе должна обеспечивать свободу движений, надежно предохранять от охлаждения и вместе с тем от перегревания.