Материалы для использования в работе педагога-психолога
1. Рабочая тетерадь для старших дошкольников по лексичеким темам.
https://docs.google.com/document/d/17aBEWoRtS7BlX4...
2. Проективная методика внутрисемейных отношений "Три дерева"
3. Диагностика детско-родительских отношений "Почта" и "Цветик семицветик"
4. Цикл занятий педагога психолога по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
5. Примерная индивидуальная программа для работы с ребенком с СДВГ
6. Проективные методики: рисуночные тесты (описание методик и интерпретация тестов)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики три дерева
Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика "три дерева". В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz[8; 9; 10]. Немецкий психотерапевт Эдда Клессманн [16, с. 48] разработала тест "три дерева" в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы). В последние годы нами ведется работа по адаптации и развитию в России методики "три дерева" в диагностической и психокоррекционной работе с детьми и подростками [5].
Важно, что в тесте "три дерева" изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то животным. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти "цензуру", препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. По наблюдениям Э. Клессманн, при непосредственной просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто "приукрашивают" выбираемый образ из-за определенной "лояльности". Иногда они даже блокируют появление соответствующей ассоциации [11].
Почему в методике предлагается нарисовать именно три дерева? R.J. Corboz пишет, что это скорее не теоретические вывод, а наблюдение из практического опыта. Для праздника День матери дети должны были нарисовать деревья. Большинство детей рисовало три дерева, которые ярко характеризовали отношения ребенка с родителями. Тем самым дети интуитивно отражали особенности внутрисемейных взаимоотношений. Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед (рис. 2). В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих "членов семьи", а других вытеснил.
рис. 2
Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его (рис. 3).
рис. 3
Встречаются случаи, когда ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, что говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом - отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений. Например, 8-летний А., с которым проводилась диагностическая и психокоррекционная работа в связи с отказом работать в школе из-за насмешек одноклассников, хорошо понял инструкцию теста "три дерева", однако нарисовал только два дерева (рис. 4). Из анамнеза известно, что ребенок живет вдвоем с матерью. Отец ушел из семьи через неделю после родов. С полутора до трех лет ребенок воспитывался у бабушки в деревне. Мать работает маляром, забирает в обеденный перерыв ребенка из школы и опять до вечера уходит на работу. Все это время ребенок находится дома один, смотрит телевизор, рисует. Общий депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке "замороженность" символизирует снег под деревьями. Отсутствие опыта нормальной триангуляции "ребенок-мать-отец" проявляется в том, что А. вместо трех нарисовал только два дерева, так как в семье для него привычны только отношения в диаде "ребенок-мать". Большие деревья ребенок сравнил с собой и с ...двоюродным братом (!), которого он видел только один раз в жизни на проводах в армию в другом городе. То, что второе дерево ребенок сравнил не с мамой, а со взрослым мужчиной, двоюродным братом, свидетельствует, как сильно ему недостает общение с отцом, и как важен для него сейчас мужской объект для идентификации.
Два маленьких деревца внизу справа - это два его школьных товарища. Общее количество деревьев на рисунке получается четыре. Это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу четыре придавал К. Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом три и троичной структурой, для числа четыре с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. Четыре образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: огонь - вода - земля - воздух и т. д.). [5, с. 85]
рис. 4
Инструкция по проведению теста "три дерева" предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, "любые три дерева". Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.
Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Эмпатическая поддержка - один из важнейших принципов Кататимно-имагинативной психотерапии [2; 5]. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.
Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.
Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы [5].
+ | цвет | - |
любовь, страсть | красный | агрессия |
разум | синий | безумие |
открытость | желтый | ревность, зависть |
Зрелость личности | оранжевый | вытесняет другие цвета |
витальное начало | зеленый | яд |
равновесие | фиолетовый | внутреннее беспокойство |
материнство | коричневый | грязь |
достоинство | черный | смерть |
чистота | белый | привидение |
| серый | неясность |
После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему "больше всего нравится". Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела. [1; 6; 13; 14]
Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:
- Какое дерево самое большое?
- Какое дерево самое маленькое?
- Какое дерево самое молодое?
- Какое дерево самое старое?
- Какое дерево самое красивое?
Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. Например, обращение вначале внимания на "высокое дерево" отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к "более маленькому дереву" воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о "более молодом дереве", а лишь затем о "более старом".
Вопросы "Какое дерево тебе больше всего нравится" и "Какое дерево самое красивое?" специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. В то же время, "больше всего нравится" не обязательно "самое красивое" дерево.
Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.
В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: "Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?" В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: "А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо." Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.
Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. Например, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы - от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.
В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символ драмы и установить с ними какие-то отношения.
В качестве метафоры можно охарактеризовать символ драму как психоанализ при помощи образов [2; 5; 15]. Метод разработан известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) [2; 15]. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов - картин на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.
Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. После этого ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом специальную тему - стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы сопровождает пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.
Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле образного пространства и может самостоятельно найти какую-то возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации, как это показывает приводимый далее пример кататимной семейной психотерапии психотерапевта Э. Клессманн [16, с. 4849].
Пример
12-летняя девочка, страдающая неврозом навязчивых состояний, изобразила на своем рисунке яблоню (мой брат), сосну (мой папа) и ель (я). Сочетание деревьев характеризует эдипальный конфликт девочки. Она стремится быть вместе с папой как жена с мужем (ель и сосна), а с братом конкурирует в борьбе за любовь родителей.
Представив эти деревья в ходе сеанса символ драмы, она попыталась сначала вскарабкаться на яблоню, которая воплощала для нее ее младшего брата, и попробовала сорвать себе яблоко. Но дерево сказало ей, что ему это больно. Тогда она соскользнула вниз и обратилась за советом к сосне-дереву-отцу. От него она, среди прочего, узнала, что он и ель (она сама) уже всегда здесь стояли, в то время как яблоня появилась позже. Пациентка последовала совету сосны попросить у яблони одно яблоко. Теперь она получила желаемое добровольно. В последующем также и в реальной жизни она стала находить лучшие возможности разрешения конфликтных ситуаций соперничества в отношениях с братом.
В заключении необходимо еще раз отметить, что учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного только конкретного рисунка. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем либо будет повышаться, либо понижаться - в ходе интерпретации других рисунков, сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации человека. Как правило, проблема или внутренний конфликт личности отражаются в разных формах почти в каждом его рисунке. Это позволяет специалисту-психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании совокупности всех имеющихся материалов.
Я. Л. Обухов
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «КАПЕЛЬКА»
Юридический адрес: Россия, 623340, Свердловская область, Артинский район, р.п. Арти,
ул. Розы Люксембург, 5 А, телефон: 89002101097
Фактический адрес: Россия, 623340, Свердловская область, Артинский район, р.п. Арти,ул. Розы Люксембург, 5 А, телефон: 89002101097
- номинация: методическая разработка открытого урока, внеклассного/внеурочного мероприятия с использованием современных технологий, в том числе цифровых методов, средств и форм обучения, воспитания и социализации в дошкольном, начальном общем и профессиональном образовании.
Методическая разработка
Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Автор-составитель:
Николаева Татьяна Тимофеевна,
педагог-психолог, 1 КК
Артинский муниципальный округ
2025
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта детей старшей группы на тему «Радость».
Цель: развивать эмоциональную сферу детей.
Задачи:
Обучающие:
* учить передавать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимика, жесты);
* научить детей в игровой форме правильно управлять своими эмоциями;
* закреплять знания детей об эмоциях.
Развивающие:
* развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
Воспитательные:
* воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Материалы и оборудование: презентация к занятию, массажный мяч в виде сердца, этот же мяч используется, когда дети отвечают на вопросы упражнений «Мой мир прекрасен, потому что в нем есть…», «Когда и чему я радуюсь…», листы с заданиями «Где живут эмоции», «Портрет радости» на каждого ребенка.
Ссылки на презентацию и практические задания –
Организационный момент.
Приветствие. Дети передают из рук в руки сердечко и произносят слова, здравствуй, (имя… ребенка-соседа), я рад тебя видеть!
Психолог: сегодня в гости к нам пришел слоник, его зовут Элон. Слайд 2
Слоненок Элон родился на планете Эмоций.
Слайд 3. На его планете живут такие же элоны-слоники, как и он. Элоны кроме обычных предметов могут видеть эмоции и чувства. Они их не только видят, но и дружат с ними!
Мотивационный этап.
Для элонов все эмоции разного цвета, ведь радость совсем не похожа на интерес, а грусть не такая, как страх, гнев отличается от удивления. Поэтому мир элонов играет разными красками. Каждый вечер элоны отправляются на Землю, чтобы познакомиться с ребятами и подружить их со своими чувствами, то есть раскрыть их мир!
Слайд 4.
Каждый день Малыш Элон приходил на холмик, с которого было хорошо видно Землю, и провожал в путь родных и друзей. Он смотрел им вслед и грустил, потому что не мог полететь вместе с ними. А когда друзья возвращались, Малыш Элон слушал их вдохновленные рассказы о мальчиках и девочках и мечтал, что когда-нибудь и сам будет помогать им подружиться с эмоциями. Однажды, когда Малыш Элон сидел на своем любимом холмике, мимо пролетала сверкающая звездочка. Слайд 5
- Куда ты летишь? - спросил крылатый слоник.
- Я лечу на Землю, чтобы, увидев меня ребята смогли загадать желание.
Тогда Малыш Элон подпрыгнул. Схватился за звездочку хоботом и… полетел.
-Что ты делаешь? – испугалась звездочка.
- Ты же не сможешь вернуться.
- Я что-нибудь придумаю! - зажмурился Малыш Элон.
- А сейчас отнеси меня, пожалуйста на Землю! Я чувствую, что меня там ждут!
Слайд 5. Спустившись на Землю, Малыш Элон заметил, что многим ребятам бывает грустно, а иногда они не знают, как поступить. Бывает, что над ними смеются или обзывают, или обижают, а бывает, что ребятам снятся страшные сны…
Малыш Элон путешествовал по Земле и всегда спешил туда, где ребятам нужна была помощь. Везде, где бы не побывал Малыш Элон, он учил ребят находить друзей, мечтать, делать свои эмоции верными помощниками и раскрашивать мир вокруг.
Сегодня Малыш Элон долетел до вашей группы. Он хочет познакомиться с вами поближе и научить вас понимать свои эмоции, показать вам как нужно искренне дружить и общаться с другими ребятами. Вы хотите этому научиться? Тогда вперед!
Слайд 7
Основной этап.
Для начала Малыш Элон хочет узнать ваши имена, но не просто, как вас зовут, а как вас называют ласково ваши родители, например, Таня-Танечка.
Упражнение «Ласковое имя»
Цель упражнения: развитие эмоциональной сферы детей, создание положительного эмоционального настроя.
Говорить будем так: тот, у кого мяч в руках называет свое имя, а все остальные ребята будут хором произносить его имя ласково.
Психолог: Малыш Элон хочет сказать, что у вы отличаетесь друг от друга своим поведением. Это называют характером. Малыш Элон представляет вам «Азбуку человеческих качеств» Слайд 8.
В этой Азбуке на первую букву вашего имени есть слово, которое описывает черту вашего характера.
Цель упражнения «Азбука человеческих качеств»: показать детям, что у них есть разные стороны личности, характера, что каждый ребенок уникален, что все дети разные.
Давайте посмотрим, кто из вас с каким характером.
(педагог-психолог произносит имена детей группы и вместе с этим характеристику имени)
Малыш Элон говорит нам, что его мир прекрасен, потому что в нем есть
- розовые облака,
- родители,
- друзья,
- молоко на ночь.
- звездное небо,
- мамины блинчики,
- игрушки.
Расскажите Малышу Элону, почему прекрасен Ваш мир.
Упражнение «Мой мир прекрасен, потому что в нем есть…»
Цель упражнения: развитие самосознания детей; обратить внимание детей на то, что окружающий его мир, близкие люди являются частью его жизни, что все, что есть у ребенка это- на самом деле прекрасно.
(ответы детей по очереди).
На планете Эмоций растут деревья любви. Каждый раз, когда элоны говорят, что им нравится в себе, на деревьях появляются сердечки. Элон говорит, что ему нравится в себе, что он:
- помогает родителям,
- умеет держать свое слово,
- умеет дружить, а не драться,
- не обижает других ребят,
- занимается на занятиях,
- ведет себя очень хорошо и слушается взрослых.
Давайте спросим ЕИ (воспитателя), что же ей нравится в вас?
(воспитатель по очереди говорит о детях и подчеркивает только хорошие качества ребенка)
Упражнение «Мне нравится в ребенке то, что…»
Цель упражнения: укрепить эмоциональный контакт воспитателя и детей группы, создать атмосферу доброжелательности.
Слайд 9. Посмотрите, у нас тоже на дереве появились сердечки.
Слайд 10. На планете, где живет Малыш Элон эмоции живут в домиках.
На Земле эмоции живут в теле человека. Слайд 11.
Сегодня мы подружимся с эмоцией радость.
- Ребята, скажите, как вы думаете, что такое радость?
(Ответы детей)
Психолог: радость — это чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Ощущение, что все получается и готовность делать приятные вещи для других.
Чтобы пригласить эмоцию радость в гости, вы должны вспомнить, когда и чему вы радовались.
Упражнение «Когда и чему я радуюсь» (или «Я радуюсь, когда…»)
Цель упражнения: развитие самосознания детей; обращение к внутреннему миру детей.
Слайд 12. Радость Малыша Элона похожа на розовую зефирку, она кружится и вокруг раздается звон колокольчиков и раздается клубничный аромат.
Давайте нарисуем портрет вашей радости. Слайд 13.
Упражнение «Портрет радости».
Цель: отделение эмоции от себя, взгляд на эмоцию со стороны
(раскрашивают радостную зефирку).
Ребята, мы сегодня говорим об эмоции радость, и Малыш Элон сказал нам, что эмоция радость розового цвета.
- А кто помнит, где живут наши эмоции?
- Эмоции живут в нашем теле.
Давайте подумаем и назовем, в какой части нашего тела может жить эмоция радость? Слайд 14.
Упражнение «Где живут эмоции».
Цель упражнения: подвести к осознанию связи эмоций с телом человека. Если эмоции живут внутри нас, значит мы можем ими управлять.
(Берут листочки с изображением тела человека и закрашивают ту часть тела, которую определили сами, выбирают цвет по желанию)
Психолог: ребята, как выглядит человек, когда радуется?
(ответы детей)
Психолог: вы все правильно сказали, когда люди радуются, то они улыбаются, давайте разместим в свои ладошки улыбку и поделимся ею со своими друзьями. (Дети стоят в кругу, каждый ребенок по очереди выходит в центр круга, а все остальные посылают ему свою радость).
Дети продолжают стоять в кругу, психолог подводит итог.
Итог занятия.
- Ребята, с кем мы сегодня с вами познакомились?
- С какой эмоцией мы сегодня подружились?
- Где живет эмоции?
- Какого цвета эмоция радость? (у каждого ребенка получатся разные цвета, выслушать каждого ребенка)
Рефлексия.
- Что вам понравилось на занятии?
- Что было трудным?
Примечание: физминутку проводить по мере утомляемости детей в ходе занятия. Предлагаю следующую: (можно взять музыкальную, можно взять упражнения на развитие межполушарных связей, на усмотрение педагога)
Психологическая физминутка «На всей большой планете»
Педагог-психолог:
На всей большой планете, (Чертим руками невидимый круг)
Куда не посмотри, (Голова: влево – прямо – вправо)
И взрослые, (Руки на пояс – вытянуться)
И дети (Присесть – руки на коленки)
Мечтают о любви. (Обе ладони к сердцу)
И птички, (Руками: полет крыльями)
И котята, (Ладошками: показать ушки)
И волк, (Оскал, «лапки-царапки»)
И лягушата, (Прыжки на месте вприсядку)
Все люди ищут пару, (Обнять друг друга)
Чтобы ее любить, (Начертить в воздухе сердце двумя руками)
Чтобы гулять с ней вместе: (Ходьба на месте)
Вдвоем ведь интересней. (Подскоки на месте)
Дарить друг другу радость, (Поднять руки вверх и покружиться)
Тепло (Ладонь влево)
И доброту. (Ладонь вправо)
Приду домой и сразу (Ходьба на месте)
Я маму обниму, (Обнять себя руками)
И бабушку, (Вяжет на спицах)
И папу… (Читает газету)
Люблю я всю семью! (Начертить в воздухе сердце двумя руками).
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта детей старшей группы на тему «Грусть».
Цель: развивать эмоциональную сферу детей.
Задачи:
Обучающие:
* учить передавать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимика, жесты);
* научить детей в игровой форме правильно управлять своими эмоциями;
* закреплять знания детей об эмоциях.
Развивающие:
* развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
Воспитательные:
* воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Материалы и оборудование: презентация к занятию, массажный мяч в виде сердца, этот же мяч используется, когда дети отвечают на вопросы упражнений «Мне бывает грустно, когда…», «Когда мне грустно, я могу…», листы с заданиями «Где живут эмоции»,
Ссылки на презентацию и практические задания –
Организационный момент.
Приветствие. Дети передают из рук в руки сердечко и произносят слова, здравствуй, (имя ребенка-соседа), я рад тебя видеть!
Повторение материала с прошлого занятия.
Психолог: с кем мы с вами познакомились на прошлом занятии?
Дети: со слоником Элоном.
Слайд 2.
Психолог: как выглядит слоник Элон?
Слайд 2.
Дети: у него есть крылышки?
Психолог: на какой планете родился Элон?
Слайд 3.
Дети: на планете эмоций
Психолог: как Элон попал на Землю?
Дети: ухватился за звездочку.
Слайд 4.
Психолог: зачем малыш Элон прилетел на Землю?
Дети: малыш Элон прилетел на Землю для того, чтобы помочь детям сделать эмоции верными помощниками.
Слайд 5.
Психолог: с какой эмоцией мы с вами познакомились на предыдущем занятии?
Дети: мы познакомились с эмоцией радость.
Психолог: на что похожа радость малыша Элона?
Дети: радость малыша Элона похожа на розовую зефирку.
Слайд 6.
Психолог: мы с вами тоже рисовали портрет эмоции радость. Посмотрите на портреты, которые вы нарисовали. (раздает рисунки детей с прошлого занятия)
Психолог: скажите, где живут эмоции?
Дети: эмоции живут в теле человека.
Слайд 6.
Психолог: посмотрите на свои рисунки с прошлого занятия, вы закрашивали части тела у человечка, это обозначает, что эмоция радость живет…
- Где живет эмоция радость у тебя, Дарина? Милена, Матвей? (спросить детей по очереди).
Психолог: как мы можем понять, что человек радостный?
- Каким будет его лицо?
- Что будет у человека на лице, когда он радуется?
- Что происходит с телом человека, когда он радуется?
Дети: когда человек радуется, то он улыбается, на его лице будет улыбка, человек хочет прыгать, подпрыгивать, танцевать и т. п.
Психолог: улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева, а теперь мне.
- Какая эмоция была сейчас на нашем лице?
Дети: на нашем лице была эмоция радость.
Психолог: как мы поняли, что мы изображали радость?
Дети: на наших лицах были улыбки.
Психолог: Когда Малыш Элон радуется, он делится своей радостью с тем, кто ему дорог: с мамой, с папой, с друзьями. Малыш обнимает их и говорит им приятные, нежные слова. Малыш Элон хочет поиграть с вами в игру «Подари радость».
Игра «Подари радость»
(дети выбирают себе друга или воспитателя, подходят к нему улыбаются и обнимают, при желании можно сказать приятные, нежные слова.
Следить за тем, чтобы каждый ребенок был обнят и каждому были сказаны приятные слова, при необходимости обнять ребенка, который остался без объятий и приятных слов)
Цель игры: создание благоприятного микроклимата в группе, сплочение детей группы.
Психолог: с этого момента эмоция радость наш друг и помощник.
Основной этап. Изучение нового. Эмоция грусть.
Психолог: ребята, сегодня будем говорить о другой эмоции, она называется грусть. Скажите, как вы думаете, что такое грусть?
(ответы детей)
Психолог подводит итог, определение что такое грусть: Грусть возникает, когда человек что-то потерял или у него что-то не получается. Грусть помогает понять, чему еще можно научиться.
Психолог: Ребята, а бывают моменты, когда вам грустно?
Дети: да
Психолог: Слайд 8.
Малышу Элону тоже бывает грустно, и в такие моменты Малыш старается быть один, чтобы ему никто не мешал. Когда Малышу Элону грустно, он раскрашивает мир в краски грусти. Это означает, что Малышу нужна помощь и поддержка.
Психолог: А как выглядит ваша грусть? Изобразите грусть на своих лицах. Посмотрите друг на друга, у кого какая грусть на лице.
- что происходит с телом человека, когда человек грустит?
Дети: голова и плечи опущены, слабость в теле, хочется плакать.
Малышу Элону бывает грустно, когда идет дождь, когда кто-то мусорит, когда дети бывают непослушными. Слайд 9.
А что расстраивает вас?
Упражнение «Мне бывает грустно, когда…» (дети стоят в кругу передают мяч и по очереди говорят, когда им бывает грустно.)
Цель: научить детей осознавать свои переживания, развитие самосознания детей; обращение к внутреннему миру детей.
Психолог: Слайд 10. когда слонику Элону бывает грустно, он:
- занимается спортом,
- читает книги,
- обнимается с близкими людьми,
- пьет какао,
- разговаривает с друзьями,
- слушает музыку,
- рисует.
Ребята, а вы, что можете сделать, когда вам грустно?
Упражнение «Когда мне грустно, я могу…» (дети стоят в кругу передают мяч и по очереди говорят, когда им бывает грустно.)
Цель: учить принимать отрицательные эмоции, а не отвергать их, не подавлять; показать, что на самом деле отрицательные эмоции могут быть полезны.
Если дети затрудняются психолог помогает:
Когда мне грустно, я могу:
- погулять,
- обнять маму или папу,
- попить чай с вкусняшками или съесть что-то вкусненькое,
- послушать музыку,
- порисовать,
- посмотреть любимый м\ф.
Грусть Элона похожа на облачко.
Слайд 11.
Упражнение «Портрет грусти» (облачко).
Цель: отделение эмоции от себя, взгляд на эмоцию со стороны.
Психолог: давайте нарисуем портрет грусти. (раздает заготовки с изображением облачка)
- какого цвета будет облачко, если оно грустит? (спросить несколько детей). Можете нарисовать ему грустные глазки и грустный ротик.
Слайд 11.
Упражнение «Где живут эмоции».
Цель упражнения: подвести к осознанию связи эмоций с телом человека. Если эмоции живут внутри нас, значит мы можем ими управлять.
(Берут листочки с изображением тела человека (с прошлого занятия) и закрашивают ту часть тела, которую определили сами, выбирают цвет по желанию)
Психолог: Слайд 12. мы с вами на прошлом занятии выяснили, что эмоции живут в теле человека. Сейчас я снова приглашаю вас за ваши столы, чтобы вы отметили часть тела, где может жить эмоция грусть (перед работой спросить у нескольких детей, каким цветом они воспользуются, и в какой части тела живет эмоция грусть).
Итог занятия.
- Какая эмоция стала нашим другом?
- С какой эмоцией мы сегодня подружились?
- Где живут эмоции?
- Какого цвета эмоция грусть?
Рефлексия.
- Что вам понравилось на занятии?
- Что было трудным?
Примечание: физминутку проводить по мере утомляемости детей в ходе занятия. Предлагаю следующую: (можно взять музыкальную, можно взять упражнения на развитие межполушарных связей, на усмотрение педагога)
Психологическая физминутка «На всей большой планете»
Педагог-психолог:
На всей большой планете, (Чертим руками невидимый круг)
Куда не посмотри, (Голова: влево – прямо – вправо)
И взрослые, (Руки на пояс – вытянуться)
И дети (Присесть – руки на коленки)
Мечтают о любви. (Обе ладони к сердцу)
И птички, (Руками: полет крыльями)
И котята, (Ладошками: показать ушки)
И волк, (Оскал, «лапки-царапки»)
И лягушата, (Прыжки на месте вприсядку)
Все люди ищут пару, (Обнять друг друга)
Чтобы ее любить, (Начертить в воздухе сердце двумя руками)
Чтобы гулять с ней вместе: (Ходьба на месте)
Вдвоем ведь интересней. (Подскоки на месте)
Дарить друг другу радость, (Поднять руки вверх и покружиться)
Тепло (Ладонь влево)
И доброту. (Ладонь вправо)
Приду домой и сразу (Ходьба на месте)
Я маму обниму, (Обнять себя руками)
И бабушку, (Вяжет на спицах)
И папу… (Читает газету)
Люблю я всю семью! (Начертить в воздухе сердце двумя руками).
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта детей старшей группы на тему «Гнев».
Цель: развивать эмоциональную сферу детей.
Задачи:
Обучающие:
* учить передавать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимика, жесты);
* научить детей в игровой форме правильно управлять своими эмоциями;
* закреплять знания детей об эмоциях.
Развивающие:
* развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
Воспитательные:
* воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Материалы и оборудование: презентация к занятию, массажный мяч (колючий), этот же мяч используется, когда дети отвечают на вопросы упражнений «Я злюсь, когда…», листы с упражнениями «Портрет гнева», «Лабиринт гнева», «Звездное дыхание», «Где живут эмоции», листы бумаги для упражнения «Мнем бумагу», сшитый мешочек гнева, подушка-колотушка, листы для поделки «ловушка для гнева»,
Ссылки на презентацию и практические задания –
Презентация –
Упражнение «Ловец гнева» -
Упражнение «Портрет гнева» –
Лабиринт гнева –
Упражнение «Звездное дыхание» -
Организационный момент.
Приветствие. Дети передают из рук в руки сердечко и произносят слова, здравствуй, (имя ребенка-соседа), я рад тебя видеть!
Повторение материала с прошлого занятия.
Психолог: с кем мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?
Дети: со слоником Элоном.
Слайд 2.
Психолог: как выглядит слоник Элон?
Слайд 2.
Дети: у него есть крылышки?
Психолог: на какой планете родился Элон?
Слайд 3.
Дети: на планете эмоций
Психолог: как Элон попал на Землю?
Дети: ухватился за звездочку.
Слайд 4.
Психолог: зачем малыш Элон прилетел на Землю?
Дети: малыш Элон прилетел на Землю для того, чтобы помочь детям сделать эмоции верными помощниками.
Слайд 5.
Психолог: с какой эмоцией мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?
Дети: мы познакомились с эмоциями радость, грусть.
Психолог: на что похожа радость малыша Элона?
Дети: радость малыша Элона похожа на розовую зефирку.
Слайд 6.
Психолог: на что похожа грусть Малыша Элона?
Дети: грусть Малыща Элона похожа на грустное облачко.
Слайд 7.
Психолог: мы с вами тоже рисовали портреты эмоций радость и грусть. Посмотрите на портреты, которые вы нарисовали. (раздает рисунки детей с прошлого занятия)
Психолог: скажите, где живут эмоции?
Дети: эмоции живут в теле человека.
Слайд 8.
Психолог: посмотрите на свои рисунки с прошлых занятий, вы закрашивали части тела у человечка, это обозначает, что эмоция радость живет…
- Где живет эмоция радость у тебя, Дарина? Милена, Матвей? (спросить детей по очереди).
- Где живет эмоция грусть? (спросить детей)
Психолог: как мы можем понять, что человек радостный?
- Каким будет его лицо?
- Что будет у человека на лице, когда он радуется?
- Что происходит с телом человека, когда он радуется?
Дети: когда человек радуется, то он улыбается, на его лице будет улыбка, человек хочет прыгать, подпрыгивать, танцевать и т. п.
Психолог: улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева, а теперь мне.
- Какая эмоция была сейчас на нашем лице?
Дети: на нашем лице была эмоция радость.
Психолог: как мы поняли, что мы изображали радость?
Дети: на наших лицах были улыбки.
Психолог: как мы можем понять, что человек грустит?
Дети: у него будет грустное лицо, глаза, уголки рта опущены вниз, на глазках могут быть слезы.
(если дети затрудняются, педагог-психолог им помогает с помощью вопросов, мимики, жестов).
Психолог: что будет с телом человека, когда он грустит?
Дети: голова и плечи опущены вниз, слабость в теле, хочется плакать.
Психолог: изобразите грустного человека и посмотрите друг на друга, как вы выглядите, когда вы грустите.
Психолог: какую эмоцию мы сейчас с вами изображали?
Дети: грусть.
Психолог: Когда Малыш Элон радуется, он делится своей радостью с тем, кто ему дорог: с мамой, с папой, с друзьями. Малыш обнимает их и говорит им приятные, нежные слова.
Психолог: Ребята, когда мы радуемся. Нам хорошо. А вот когда у нас бывают не совсем хорошие эмоции, такие, как грусть. Что мы можем сделать? Мы с вами на прошлом занятии говорили о том, что можно сделать, когда тебе грустно. Давайте вспомним, что мы можем сделать, чтобы справиться с эмоцией грусть?
(Ответы детей. Если дети затрудняются, то педагог-психолог обращает их внимание на слайд, и они вместе вспоминают как можно помочь себе, если ты грустишь)
Слайд 9.
- заняться спортом,
- почитать книги,
- обнять близкого человека,
- выпить какао,
- поговорить с друзьями,
- послушать музыку,
- порисовать.
Психолог: вот такими способами можно помочь себе, если ты грустишь.
Психолог: с этого момента эмоции радость и грусть наши друзья и помощники. Мы знаем, как и чему мы радуемся, и знаем способы, как можно помочь себе, когда ты грустишь.
Основной этап. Изучение нового. Эмоция гнев.
Психолог: ребята, сегодня будем говорить о другой эмоции, она называется гнев, злость. Скажите, как вы думаете, что такое гнев?
(ответы детей)
Психолог подводит итог (определение что такое гнев): гнев возникает тогда, когда мы чувствуем несправедливость и желаем ее устранить. Иногда гнев несет разрушения. Вот почему важно с ним подружиться и сделать его своим помощником.
Психолог: Ребята, а бывают моменты, когда вы злитесь?
Дети: да.
Психолог: Слайд 10.
Когда Малыш Элон злится, то мир вокруг окрашивается в краски гнева. Его гнев похож на рыбу-ежа, потому что Малыш становится колючим, раздражается, его гнев раздувается внутри, как шарик. Вот так… (психолог надувает воздушный шар, а потом отпускает его, шарик летит в неопределенном направлении, при этом сдувается, издает звук и др.)
Иногда гнев Малыша Элона похож на молнию, которая сверкает.
Слайд 11.
Психолог: вот так ребята выглядит гнев, когда он выходит из нашего тела, он может принести разрушения, как молния, или улететь куда-нибудь, как шарик и навредить кому-то из наших близких, потому что, когда мы злимся, мы можем наговорить плохих слов другому человеку. В этот момент гнев управляет нами.
Сегодня мы с вами будем знакомиться с эмоцией гнев, чтобы научиться дружить с ней. Вспомните момент из вашей жизни, когда вы очень сильно разозлились…, вспомнили? А теперь покажите, как будут выглядеть ваши лица. Когда вы злитесь.
(Дети с помощью мимики и жестов изображают злость).
Психолог: как будет выглядеть лицо, когда человек злится?
Дети: рот искривлен, даже видно зубы, глаза злые. Лицо тоже красное, если сильно разозлиться.
Психолог: что будет с телом человека, когда человек злится?
Дети: тело очень сильно напряжено, руки сжаты в кулаки, хочется топать, кричать.
(если дети затрудняются, то помочь им с помощью вопросов)
Психолог: ребята, скажите, когда вы злитесь?
Упражнение «Я, злюсь, когда…» (дети стоят в кругу передают мяч и по очереди говорят, когда они злятся.)
Цель: научить детей осознавать свои переживания, развитие самосознания детей; обращение к внутреннему миру детей.
Психолог: ребята, у эмоции радость и грусть есть свои портреты. Давайте вспомним, какие?
Дети: эмоция радость, похожа на зефирку, эмоция грусть похожа на грустное облако.
Психолог: у злости тоже есть портрет. Только вам нужно придумать, какой же будет ваш портрет злости\гнева (раздает листы с заготовками портретов).
- каким цветом изобразите злость? (спросить нескольких детей)
- на что похож будет твой гнев…. (спросить нескольких детей).
Упражнение «Портрет гнева». Слайд 12.
Цель: отделение эмоции от себя, взгляд на эмоцию со стороны.
Психолог: давайте нарисуем портрет гнева. (раздает заготовки портретов)
(Дети выполняют упражнение)
Психолог: эмоция гнев очень сильная эмоция, поэтому у нас с вами должны быть помощники. Нашими помощниками могут стать наши ноги. Если почувствуете, что злитесь, то потопайте ногами очень-очень сильно. Топайте до тех пор, пока не почувствуете тепло в своих ногах. Давайте попробуем.
Упражнение «Выгоняем из себя гнев» (топаем ногами).
Цель упражнения: учить отреагировать эмоцию гнев, учить принимать отрицательные эмоции, а не отвергать их, не подавлять.
Психолог: еще одним помощником в понимании эмоции гнев может стать бумага. Нужно взять листок бумаги и смять его, а затем выбросить в мусорку. Если гнев не исчезает, то можно использовать много листочков, и смять их много раз.
(выполняют упражнение)
Упражнение «Мнем бумагу».
Цель упражнения: учить отреагировать эмоцию гнев, учить принимать отрицательные эмоции, а не отвергать их, не подавлять.
(выполняют упражнение)
Психолог: еще одним помощником в понимании эмоции гнев может стать «Мешочек гнева». Нужно взять это мешочек и сильно-сильно покричать в него, не стесняйтесь, покричите.
Упражнение «Мешочек гнева» (Психолог подходит к каждому ребенку с мешочком, тот кричит в него)
Цель упражнения: учить отреагировать эмоцию гнев, учить принимать отрицательные эмоции, а не отвергать их, не подавлять.
(Выполняют упражнение)
Психолог: еще одним помощником в понимании эмоции гнев может стать «Подушка-колотушка». Нужно бить кулаками эту подушку, пока ваша злость не исчезнет.
Упражнение «Подушка-колотушка».
Цель упражнения: учить отреагировать эмоцию гнев, учить принимать отрицательные эмоции, а не отвергать их, не подавлять.
(Выполняют упражнение).
Психолог: гнев может перерасти в агрессию, тогда мы сжимаем кулаки и идем в драку, или начинаем что-нибудь ломать. При таком поведении мы можем сделать плохо кому-нибудь, или сделать плохо самому себе. Чтобы этого не случилось, давайте потренируемся останавливать гнев, когда нам хочется драться и ломать все вокруг.
Малыш Элон предлагает нам сделать ловушку для гнева.
Слайд 13.
Упражнение «Ловушка для гнева»
Цель упражнения: учить отреагировать эмоцию гнев, учить принимать отрицательные эмоции, а не отвергать их, не подавлять.
(Выполняют упражнение).
Слайд 14.
Психолог: гнев — это сильная эмоция. В нем много энергии огня. Иногда этот огонь охватывает нас, и мы начинаем странно себя вести, потому что попадаем в лабиринт гнева. Малыш Элон хочет научить вас выбираться из лабиринта гнева. Вспомните ситуацию, когда вы злились, когда гнев овладел вами. Представьте, что ты смотрите фильм про самих себя. Поставьте пальчик в начало лабиринта и двигайтесь вперед. Остановитесь на первом пеньке и расскажите, что происходило с вами сначала. Двигайтесь дальше. Остановитесь на следующем пеньке, расскажите, что происходило потом. Пройдите лабиринт до конца. Перед каждым рассказом глубоко вдыхайте и выдыхайте. Выйдя из лабиринта, обратите внимание, уменьшился ли ваш гнев?
(выполняют упражнение. Раздаются каждому ребенку листы с лабиринтом)
Упражнение «Лабиринт гнева»
Цель упражнения: развивает умение говорить о своих переживаниях, не скрывая их, и не затаивая, не проявляя слишком бурно. Понимать причины эмоций и действий, основанных на них.
Психолог: Слайд 15. малыш Элон хочет научить нас упражнению «Звездное дыхание». Он использует его, когда его гнев похож на рыбу-ежа. Давайте попробуем.
(выполняют упражнение «Звездное дыхание»)
Упражнение «Звездное дыхание»
Цель упражнения: тренировка навыка самоконтроля, учить влиять на эмоцию с помощью дыхания, учить переключать внимание с внешних раздражителей на себя.
Психолог: Слайд 16. мы с вами на прошлом занятии выяснили, что эмоции живут в теле человека. Сейчас я снова приглашаю вас за ваши столы, чтобы вы отметили часть тела, где может жить эмоция гнев (перед работой спросить у нескольких детей, каким цветом они воспользуются, и в какой части тела может жить эмоция гнев).
Упражнение «Где живут эмоции».
Цель упражнения: подвести к осознанию связи эмоций с телом человека. Если эмоции живут внутри нас, значит мы можем ими управлять.
(Берут листочки с изображением тела человека (с прошлого занятия) и закрашивают ту часть тела, которую определили сами, выбирают цвет по желанию)
Итог занятия.
- С какой эмоцией мы сегодня подружились?
- Что нам может помочь, когда мы злимся?
- Где живут эмоции?
- Какого цвета эмоция гнев?
Рефлексия.
- Что вам понравилось на занятии?
- Что было трудным?
Примечание: физминутку проводить по мере утомляемости детей в ходе занятия. Предлагаю следующую: (можно взять музыкальную, можно взять упражнения на развитие межполушарных связей, на усмотрение педагога)
Психологическая физминутка «На всей большой планете»
Педагог-психолог:
На всей большой планете, (Чертим руками невидимый круг)
Куда не посмотри, (Голова: влево – прямо – вправо)
И взрослые, (Руки на пояс – вытянуться)
И дети (Присесть – руки на коленки)
Мечтают о любви. (Обе ладони к сердцу)
И птички, (Руками: полет крыльями)
И котята, (Ладошками: показать ушки)
И волк, (Оскал, «лапки-царапки»)
И лягушата, (Прыжки на месте вприсядку)
Все люди ищут пару, (Обнять друг друга)
Чтобы ее любить, (Начертить в воздухе сердце двумя руками)
Чтобы гулять с ней вместе: (Ходьба на месте)
Вдвоем ведь интересней. (Подскоки на месте)
Дарить друг другу радость, (Поднять руки вверх и покружиться)
Тепло (Ладонь влево)
И доброту. (Ладонь вправо)
Приду домой и сразу (Ходьба на месте)
Я маму обниму, (Обнять себя руками)
И бабушку, (Вяжет на спицах)
И папу… (Читает газету)
Люблю я всю семью! (Начертить в воздухе сердце двумя руками).
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта детей старшей группы на тему «Страх».
Цель: развивать эмоциональную сферу детей.
Задачи:
Обучающие:
* учить передавать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимика, жесты);
* научить детей в игровой форме правильно управлять своими эмоциями;
* закреплять знания детей об эмоциях.
Развивающие:
* развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
Воспитательные:
* воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Материалы и оборудование: презентация к занятию, массажный колючий мяч, этот же мяч используется, когда дети отвечают на вопросы упражнений «Мне страшно, когда…», листы с заданиями «Портрет страха», «Светофор страха», «Уменьшитель страха», «Где живут эмоции» (с предыдущих занятий).
Ссылки на презентацию и практические задания –
Презентация –
Практические задания для занятия, для распечатки-
https://drive.google.com/drive/folders/1KCq3TO1TtHwLCkTEyYYk82hqZnju-Him?usp=drive_link
Организационный момент.
Слайд 1.
Приветствие. Дети передают из рук в руки колючий мяч и произносят слова, здравствуй, (имя ребенка-соседа), я рад тебя видеть!
Повторение материала с прошлого занятия.
Психолог: с какими эмоциями мы подружились с вами на прошлых занятиях?
Дети: мы подружились с эмоцией радость, грусть, гнев.
Психолог: как мы можем понять, что человек радостный?
- Каким будет его лицо?
- Что будет у человека на лице, когда он радуется?
- Что происходит с телом человека, когда он радуется?
Дети: когда человек радуется, то он улыбается, на его лице будет улыбка, человек хочет прыгать, подпрыгивать, танцевать и т. п.
Психолог: улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева, а теперь мне.
- Какая эмоция была сейчас на нашем лице?
Дети: на нашем лице была эмоция радость.
Психолог: как мы поняли, что мы изображали радость?
Дети: на наших лицах были улыбки.
Психолог: как выглядит лицо человека, когда он грустит? Изобразите грусть на своих лицах. Посмотрите друг на друга, у кого какая грусть на лице.
- что происходит с телом человека, когда человек грустит?
Дети: голова и плечи опущены, слабость в теле, хочется плакать.
Психолог: что нам помогает избавиться от грусти?
Слайд 2.
Дети:
- занятия спортом,
- чтение книги,
- выпить какао,
- поговорить с друзьями,
- послушать музыку,
- порисовать,
- погулять,
- обнять маму или папу,
- попить чай с вкусняшками или съесть что-то вкусненькое,
- посмотреть любимый м\ф.
Психолог: изобразите грустного человека и посмотрите друг на друга, как вы выглядите, когда грустите.
Психолог: каким будет лицо человека, когда он злится?
Ответы детей: рот искривлен, даже видно зубы, или зубы очень сильно сжаты, глаза злые, лицо красное, если очень сильно разозлиться.
Психолог: что происходит с телом человека, когда он злится?
Дети: тело очень сильно сжато, похоже на крепкий клубок, на воздушный шарик, хочется топать ногами и кричать.
(Если дети затрудняются, то психолог помогает им, с помощью наводящих вопросов, мимики, жестов).
Психолог: изобразите человека, который злится. Посмотрите друг на друга, как вы выглядите, когда злитесь.
Психолог: какие помощники помогают нам справиться с эмоцией злость?
Дети: можно помять бумагу, покричать в мешочек гнева, побить подушку-колотушку, воспользоваться ловушкой для гнева, которую сделали на прошлом занятии, походить по лабиринту и рассказать о своей злости, сделать упражнение «Звездное дыхание».
(Если дети затрудняются, то психолог помогает им, напоминает с помощью слайдов презентации, какие помощники избавления от гнева были изучены на прошлом занятии)
Слайды 3, 4, 5.
Основной этап. Изучение нового. Эмоция страх.
Психолог: ребята, сегодня будем говорить о другой эмоции, она называется страх. Скажите, как вы думаете, что такое страх?
(ответы детей)
Психолог подводит итог, определение что такое страх: страх возникает перед наступающим бедствием. Страх оберегает от опасности, но если он вызывает тревогу, то нужно научиться его побеждать.
Психолог: Ребята, а бывают моменты, когда вам было страшно?
Дети: да
Психолог: давайте скажем, когда вам бывает страшно.
(дети стоят в кругу передают мяч и по очереди говорят, когда им бывает страшно.)
Упражнение «Мне страшно, когда…»
Цель упражнения: научить детей осознавать свои переживания, развитие самосознания детей; обращение к внутреннему миру детей.
Психолог: как выглядит лицо человека, когда ему страшно?
Дети: рот открыт, как бы говорит звук «а-аа-а-а», глаза широко открыты, некоторые даже берутся за лицо и голову, когда им страшно.
(Если дети затрудняются, психолог помогает им с помощью вопросов, мимики, жестов, можно продемонстрировать картинки из картотеки «Эмоции»)
Психолог: что происходит с телом человека, когда человек испытывает страх, боится?
Дети: тело человека очень сильно сжато, человек берется за лицо или голову, хочет куда-то спрятаться, убежать.
(помочь детям, если они затрудняются).
Психолог: изобразите человека, который боится, испытывает страх. Посмотрите друг на друга, как вы выглядите, когда боитесь.
Слайд 6.
Психолог: малыш Элон говорит, что все чего-то боятся. Даже взрослые. Я тоже иногда вижу мир сквозь краску страха. Например, когда мне нужно сделать что-то в первый раз, или я оказываюсь там, где нет знакомых, но я знаком с этой эмоцией и умею с ней справляться! А ты знаешь свой страх в лицо? Нарисуй свой страх.
Упражнение «Портрет страха».
Цель: отделение эмоции от себя, взгляд на эмоцию со стороны.
Психолог: давайте нарисуем портрет страха. (раздает листы с заготовками портретов)
Слайд 7.
- каким цветом будете изображать свой страх?
(обратить внимание на скрытые страхи детей, важно вовремя научить ребенка справляться с ним, избавляться от него).
Слайд 8.
Психолог: страх малыша Элона бывает трех цветов.
Слайд 9.
Красный страх защищает его. Малыш Элон говорит: «Когда я убегаю слишком далеко, он говорит: «Будь осторожен!» Если это дорога, по которой едут машины или край обрыва. Красный страх подсказывает, что нужно сделать шаг назад! Как можно быстрее!»
Слайд 10.
«Желтый страх дает мне право выбора: прислушаться к нему или отодвинуть в сторону. В разных ситуациях он может быть полезным или вредным. Например, иногда бывает страшно заговорить с незнакомым человеком. Если это такой же ребенок, как и ты, а родители рядом, то такой страх можно преодолеть. Но если это неизвестный тебе мужчина, важно прислушаться к страху и сразу подойти к родителям или к знакомому взрослому. А вредным бывает желтый страх тогда, когда он может превратиться в тревогу. Ты начинаешь тревожится очень сильно, и из-за этого не можешь взять себя в руки, сосредоточиться. Например, когда ты идешь на прививку или к врачу-стоматологу. Это тогда, когда твое тело начинает дрожать. Ты начинаешь кричать и плакать. В этом случае нужно учиться преодолевать свой страх Мы с тобой научимся сегодня этому».
Слайд 11.
«Зеленый страх. Это тот, который я придумал сам. Обычно такие страхи только мешают. Раньше я боялся пауков, а потом понял, что эти животные крошечные, и скорее всего, они должны боятся меня, чем я их.
Психолог: малыш Элон спрашивает: А чего или кого боитесь вы? Нарисуй свои страхи в пустых окошках, а потом раскрась их разными цветами. Красный – окошки со стразами, которые тебя оберегают. Желтым, с теми, которыми ты можешь управлять, а зеленым раскрась окошки со страхами, которые мешают. Но их можно преодолеть.
(Здесь нужно провести беседу с детьми, чтобы они назвали несколько своих страхов и помочь им распределить страхи по цветам)
Слайд 12.
(раздать детям листы с заданиями «Светофор страхов»).
Упражнение «Светофор страхов».
Цель упражнения: помочь детям понять, что боятся это нормально, что со страхом можно справиться. Показать возможность выбора из нескольких вариантов страха. Это понижает интенсивность эмоции и повышает ответственность ребенка.
Психолог: иногда мы боимся только потому, что на кажется, что мы маленькие, а предмет нашего страха большой. Если ты боишься огромных лохматых собак, то можно представить, как эта собака уменьшается и превращается в щенка, который помещается на ладони. Какой же он милый и пушистый! Силой мысли можно уменьшить и превратить во что-то приятное свой страх. Вспомните, кого или чего вы боитесь. Нарисуйте свой страх сначала большим и пугающим, а потом маленьким и симпатичным.
Слайд 13.
Вы превратились в волшебников, теперь вы умеете силой своих мыслей уменьшать свои страхи.
Слайд 14.
Упражнение «Уменьшитель страха»
Цель упражнения: помочь детям понять, что боятся это нормально, что со страхом можно справиться.
Психолог: подружиться со страхами малышу Элону помогает заклинание. Сегодня малыш Элон поделиться с нами своим заклинанием от страха.
Слайд 15.
(Психолог читает заклинание дети повторяют за ним хором).
Психолог: малыш Элон научил нас справляться со страхами. Давайте вспомним, какие помощники нам помогают преодолеть свой страх:
- нужно не боятся говорить о своем страхе взрослым, родителям;
- нужно уметь различать свои страхи. Есть страхи красные, которые говорят стоп! И нужно сделать шаг назад. Есть желтый страх, который дает нам право выбора- прислушаться к нему, или отодвинуть в сторону, потому что нет опасности и бояться нечего. Зеленый страх. Это тот, который мы придумали сами. И его точно не следует боятся.
- можно представить свой страх огромным, а потом силой мысли взять его и уменьшить, чтоб он стал маленькими помещался на твою ладошку, тогда он точно будет не страшным.
- можно придумать заклинание от страха. Мы его с вами сегодня проговаривали.
Упражнение «Где живут эмоции».
Цель упражнения: подвести к осознанию связи эмоций с телом человека. Если эмоции живут внутри нас, значит мы можем ими управлять.
(Берут листочки с изображением тела человека (с прошлых занятий) и закрашивают ту часть тела, которую определили сами, выбирают цвет по желанию)
Психолог: Слайд 16. мы с вами на прошлых занятиях выяснили, что эмоции живут в теле человека. Сейчас я снова приглашаю вас за ваши столы, чтобы вы отметили часть тела, где может жить эмоция страх (перед работой спросить у нескольких детей, каким цветом они воспользуются, и в какой части тела живет эмоция страх).
Итог занятия.
- С какой эмоцией мы сегодня подружились?
- Какими способами можно помочь себе и преодолеть страх?
- Где живут эмоции?
- Какого цвета эмоция страх?
Рефлексия.
- Что вам понравилось на занятии?
- Что было трудным?
Примечание: физминутку проводить по мере утомляемости детей в ходе занятия. Предлагаю следующую: (можно взять музыкальную, можно взять упражнения на развитие межполушарных связей, на усмотрение педагога)
Психологическая физминутка «На всей большой планете»
Педагог-психолог:
На всей большой планете, (Чертим руками невидимый круг)
Куда не посмотри, (Голова: влево – прямо – вправо)
И взрослые, (Руки на пояс – вытянуться)
И дети (Присесть – руки на коленки)
Мечтают о любви. (Обе ладони к сердцу)
И птички, (Руками: полет крыльями)
И котята, (Ладошками: показать ушки)
И волк, (Оскал, «лапки-царапки»)
И лягушата, (Прыжки на месте вприсядку)
Все люди ищут пару, (Обнять друг друга)
Чтобы ее любить, (Начертить в воздухе сердце двумя руками)
Чтобы гулять с ней вместе: (Ходьба на месте)
Вдвоем ведь интересней. (Подскоки на месте)
Дарить друг другу радость, (Поднять руки вверх и покружиться)
Тепло (Ладонь влево)
И доброту. (Ладонь вправо)
Приду домой и сразу (Ходьба на месте)
Я маму обниму, (Обнять себя руками)
И бабушку, (Вяжет на спицах)
И папу… (Читает газету)
Люблю я всю семью! (Начертить в воздухе сердце двумя руками).
Конспект итогового занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта детей старшей группы.
Цель: развивать эмоциональную сферу детей.
Задачи:
Обучающие:
* учить передавать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимика, жесты);
* научить детей в игровой форме правильно управлять своими эмоциями;
* закреплять знания детей об эмоциях.
Развивающие:
* развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
Воспитательные:
* воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Материалы и оборудование: презентация к занятию, массажный мяч виде сердца, этот же мяч используется, когда дети отвечают на вопросы упражнений, листы с заданиями «Радуга эмоций», «Градусник настроения», шаблоны для изготовления Эмокнижки.
Ссылки на презентацию и практические задания –
Презентация –
Практические задания для занятия, для распечатки-
https://drive.google.com/drive/folders/1Fdm87f1LyavNcdCbG1aron_dEUjtwTLy?usp=drive_link
Организационный момент.
Слайд 1.
Приветствие. Дети передают из рук в руки мяч в виде сердца и произносят слова, здравствуй, (имя ребенка-соседа), я рад тебя видеть!
Повторение материала с прошлых занятий.
Психолог: с какими эмоциями мы подружились с вами на прошлых занятиях?
Дети: мы подружились с эмоцией радость, грусть, гнев, страх.
Психолог: как мы можем понять, что человек радостный?
- Каким будет его лицо?
- Что будет у человека на лице, когда он радуется?
- Что происходит с телом человека, когда он радуется?
Дети: когда человек радуется, то он улыбается, на его лице будет улыбка, человек хочет прыгать, подпрыгивать, танцевать и т. п.
Психолог: улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева, а теперь мне.
- Какая эмоция была сейчас на нашем лице?
Дети: на нашем лице была эмоция радость.
Психолог: как мы поняли, что мы изображали радость?
Дети: на наших лицах были улыбки.
Психолог: как выглядит лицо человека, когда он грустит?
Дети: глаза грустные, уголки рта опущены вниз.
- что происходит с телом человека, когда человек грустит?
Дети: голова и плечи опущены, слабость в теле, хочется плакать.
Психолог: что нам помогает избавиться от грусти?
Слайд 2.
Дети:
- занятия спортом,
- чтение книги,
- выпить какао,
- поговорить с друзьями,
- послушать музыку,
- порисовать,
- погулять,
- обнять маму или папу,
- попить чай с вкусняшками или съесть что-то вкусненькое,
- посмотреть любимый м\ф.
Психолог: изобразите грустного человека и посмотрите друг на друга, как вы выглядите, когда грустите.
Психолог: каким будет лицо человека, когда он злится?
Ответы детей: рот искривлен, даже видно зубы, или зубы очень сильно сжаты, глаза злые, лицо красное, если очень сильно разозлиться.
Психолог: что происходит с телом человека, когда он злится?
Дети: тело очень сильно сжато, похоже на крепкий клубок, на воздушный шарик, хочется топать ногами и кричать.
(Если дети затрудняются, то психолог помогает им, с помощью наводящих вопросов, мимики, жестов).
Психолог: изобразите человека, который злится. Посмотрите друг на друга, как вы выглядите, когда злитесь.
Психолог: какие помощники помогают нам справиться с эмоцией злость?
Дети: можно помять бумагу, покричать в мешочек гнева, побить подушку-колотушку, воспользоваться ловушкой для гнева, которую сделали на прошлом занятии, походить по лабиринту и рассказать о своей злости, сделать упражнение «Звездное дыхание».
(Если дети затрудняются, то психолог помогает им, напоминает с помощью слайдов презентации, какие помощники избавления от гнева были изучены на прошлом занятии)
Слайды 3, 4, 5.
Психолог: каким будет лицо человека, когда он боится?
Дети: глаза широко открыты, рот тоже широко открыт, как будто говорит «а-а-а-а».
Психолог: что происходит с телом человека, когда он боится?
Дети: тело человека очень сжато, напряжено, некоторые берутся за лицо или голову, когда боятся, хочется закричать, спрятаться куда-нибудь, убежать.
Психолог: изобразите человека, который боится, испытывает страх. Посмотрите друг на друга, как вы выглядите, когда боитесь.
Каким способам избавления от страха нас научил малыш Элон? Слайд 6.
Дети: малыш Элон научил нас справляться со страхами. Давайте вспомним, какие помощники нам помогают преодолеть свой страх:
- нужно не боятся говорить о своем страхе взрослым, родителям;
- нужно уметь различать свои страхи. Есть страхи красные, которые говорят стоп! И нужно сделать шаг назад. Есть желтый страх, который дает нам право выбора- прислушаться к нему, или отодвинуть в сторону, потому что нет опасности и бояться нечего. Зеленый страх. Это тот, который мы придумали сами. И его точно не следует боятся.
- можно представить свой страх огромным, а потом силой мысли взять его и уменьшить, чтоб он стал маленькими помещался на твою ладошку, тогда он точно будет не страшным.
- можно придумать заклинание от страха. Мы его с вами сегодня проговаривали.
(Соответственно показывать слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12).
Основной этап. Повторение и закрепление изученных эмоций.
Психолог: ребята, сегодня мы будем играть со всеми эмоциями, с которыми подружились на занятиях.
Мы с вами обозначали цветом на теле человека эмоции и части тела, где живут эти эмоции. (раздать детям их рисунки).
А сейчас мы создадим радугу эмоций. Закрашивайте полоску радуги, таким цветом, каким вы представляете эмоцию.
Упражнение «Радуга эмоций»
Цель: отделение эмоций от себя, взгляд на эмоции со стороны.
Слайд 13.
Психолог: чтобы запомнить название эмоций, и точно сделать их своими помощниками, сделаем с вами книжку-подсказку и назовем ее «Эмокнижка». Вырежите из бумаги четыре одинаковых круга, согните их пополам, нарисуйте на каждой половине эмоции. О которых мы говорили на занятиях. Давайте вспомним, о каких?
Дети: радость, грусть, страх, гнев.
Дальше сложите фигуры стопкой в районе сгиба и скрепите клеем.
(выполняют задание по изготовлению Эмокнижки, психолог при необходимости помогает).
Слайд 14.
Психолог: получившуюся книжку можно носить с собой и показывать окружающим, что ты сейчас чувствуешь. А еще можно поиграть: если ты в друг окажешься в каком-то людном месте (в автобусе, в поликлинике, в детском саду), то открой Эмокнижку на случайной странице, и попробуй найти человека, который испытывает выпавшую эмоцию.
(После изготовления Эмокнижки, можно поиграть: психолог показывает мимикой и жестами эмоцию – ребята ищут ее в Эмокнижке и называют ее, можно вместо взрослого ведущим сделать ребенка).
Слайд 15.
Психолог: ребята, а знаете, что ваше настроение можно измерить? Для этого существует специальный градусник. С его помощью можно узнать самому и показать другим. Как ты себя чувствуешь. Ноль означает, что твое настроение на нуле, +5, что сейчас лучше посидеть спокойно, а когда градус настроения + 10, тебя не удержать: ты двигаешься, веселишься, с радостью учишься чему-то новому. Отметь на картинке уровень своего настроения в данный момент. Представь, что оно поднимается, потом опускается. Понаблюдай, как меняются при этом твои ощущения.
Упражнение «Градусник настроения»
Цель упражнения: научить самоконтролю, умению управлять своим эмоциональным состоянием и менять его в зависимости от ситуации.
Психолог: ну вот, теперь вы знаете, как поднять себе настроение, если хочется повеселиться, и как успокоиться. Берете градусник настроения и управляете им, своим настроением.
(дети выполняют упражнение)
Упражнение «Покажи эмоцию».
Цель упражнения: научить детей определять и выражать эмоции.
Психолог: давайте еще раз вспомним, с какими эмоциями мы с вами подружились на занятиях?
Дети: мы подружились с эмоциями радость, грусть, страх, гнев.
(Если дети затрудняются, то можно им показать картинки из картотеки «Эмоции»).
Психолог: давайте посмотрим, как вы сможете выразить ту или иную эмоцию?
Я буду бросать кубик, на котором нарисованы эмоции, а вам нужно будет изобразить ту эмоцию, которая выпала на кубике. Поиграем?
(можно взять другой вариант: психолог бросает кубик, а дети на шаблоне лица человека выкладывают\приклеивают ту эмоцию, которая выпала на кубике, либо рисуют лицо).
Слайды 16,17,18,19.
Итог занятия.
- С какими эмоциями мы подружились на занятиях?
- Где живут эмоции?
- Как можно помочь себе, когда грустишь?
- Злишься?
- боишься?
- С помощью чего можно управлять своими эмоциями?
- Как можно поиграть с эмоциями?
Рефлексия.
- Что вам понравилось на занятии?
- Что было трудным?
Примечание: физминутку проводить по мере утомляемости детей в ходе занятия. Предлагаю следующую: (можно взять музыкальную, можно взять упражнения на развитие межполушарных связей, на усмотрение педагога)
Психологическая физминутка «На всей большой планете»
Педагог-психолог:
На всей большой планете, (Чертим руками невидимый круг)
Куда не посмотри, (Голова: влево – прямо – вправо)
И взрослые, (Руки на пояс – вытянуться)
И дети (Присесть – руки на коленки)
Мечтают о любви. (Обе ладони к сердцу)
И птички, (Руками: полет крыльями)
И котята, (Ладошками: показать ушки)
И волк, (Оскал, «лапки-царапки»)
И лягушата, (Прыжки на месте вприсядку)
Все люди ищут пару, (Обнять друг друга)
Чтобы ее любить, (Начертить в воздухе сердце двумя руками)
Чтобы гулять с ней вместе: (Ходьба на месте)
Вдвоем ведь интересней. (Подскоки на месте)
Дарить друг другу радость, (Поднять руки вверх и покружиться)
Тепло (Ладонь влево)
И доброту. (Ладонь вправо)
Приду домой и сразу (Ходьба на месте)
Я маму обниму, (Обнять себя руками)
И бабушку, (Вяжет на спицах)
И папу… (Читает газету)
Люблю я всю семью! (Начертить в воздухе сердце двумя руками).




