Участие в работе методичесских объединений (РМО, ДМО)

Татьяна Тимофеевна Николаева

Семинар-практикум для педагогов "Играя, укрепляем психическое здоровье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Играя укрепляем психическое здоровье»

Составил педагог-психолог Николаева Т. Т.

МАДОУ «Детский сад «Капелька»

        Не только воспитанники, но и педагоги нуждаются в отдыхе и эмоциональной разгрузке. Подготовка к аттестации, участие в профессиональных конкурсах, конфликтные ситуации с родителями приводят к эмоциональной и физической усталости. Такой педагог не сможет вести детей за собой и заражать их интересом к жизни. Поэтому важно учить педагогов способам укрепления психического здоровья.

        Каждому человеку нужны ресурсы — источники запасов сил, благодаря которым можно противостоять неприятностям, сохранить свою жизнестойкость. Важное условие сохранения и укрепления психического здоровья педагога — развитое умение «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться.

        На сегодняшнем педагогическом часе «Играя укрепляем психическое здоровье» (приложение) мы с вами ослабим психическую напряженность, снимем некоторые невротические реакции, отдохнем и переключимся от повседневных проблем, связанных как с работой, так и с личной жизнью, поднимем себе настроение. Призываю Вас быть активными и отзывчивыми.

Приложение

Сценарий семинара-практикума «Играя укрепляем психическое здоровье»

Задачи: гармонизировать внутренний мир педагогов, научить способам снятия напряжения, прислушиваться к себе и осознавать собственные психологические и физические потребности.

Продолжительность тренинга: 1–1,5 ч.

Количество человек в группе: 15–20.

Место проведения: музыкальный или спортивный зал.

Ход занятия

1. Упражнение «Циферблат»

Цели: включение участников в процесс группового взаимодействия,

            Создание положительного эмоционального фона,

             Развитие спонтанности.

Инструкция. Участники стоят в кругу, образуя циферблат часов, каждый участник соответствует определенной цифре. Если участников больше 12, то сразу два человека могут изображать цифры. (или можно поделить участников на две команды). После этого ведущий загадывает время, а участники изображают его-хлопают в ладоши (показывают руками стрелки), на чью цифру падает часовая стрелка, потом минутная.

2. Игра «Калейдоскоп»

Цель: переключить внимание участников с внешнего мира на внутренний.

Материалы: ручки, листы бумаги.

Примечание. Игра состоит из трех заданий. На выполнение каждого задания отводится определенное время. После завершения игры предложите педагогам по желанию зачитать свои записи.

Инструкция участникам.

1. Выберите свое любимое животное и три прилагательных для его описания, запишите.

2. Выберите еще одно животное, которое вам нравится, подберите к нему три прилагательных, запишите.

3. Закройте глаза и представьте себя на пляже во время заката. Подберите три прилагательных для описания этой сцены. Откройте глаза и запишите все.

(Дать время.)

Послушайте значение определений:

  • первые три прилагательных описывают вашу личность в повседневной жизни;
  • вторые три прилагательных — идеального партнера;
  • третьи — вашу духовность, свойство вашей человеческой природы

3. Логическая разминка

Цели: переключить внимание с одного вида деятельности на другой, активизировать мыслительную деятельность.

Материал: набор карточек с «зашифрованными» словами.

Инструкция участникам. Вы получили карточки с зашифрованными словами. Ваша задача — расшифровать их.

Примечание. Упражнение можно провести на время — какая команда быстрее остальных соберет слова.

Содержание карточек

ник-школь-до

лак-са-ре-ция

ция-ин-струк

ня-за-тие

Внимание! На одной карточке — один слог.

4. Игра «Колпак мой треугольный»

Цели: развить концентрацию внимания, двигательный контроль, произвольность, самоконтроль, элиминировать (устранить) импульсивность.

Инструкция участникам. Встаньте в круг. По очереди произнесите фразу «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Каждый участник говорит одно слово…

Теперь замените слова жестами: колпак — руки над головой, мой — показываете рукой на себя, треугольный — изображаете треугольник руками. Произнесите фразу, заменяя жестом сначала слово «колпак»… затем «мой»… далее — «треугольный»… Теперь «произнесите» фразу только жестами.

5. Арт-терапевтическая игра-тест «Точка, точка, запятая»

Цель: дать возможность каждому участнику определить свои психосоматические проблемы.

Материалы: на каждого участника — семь листов бумаги (половина А4), семь разноцветных карандашей, ножницы, клей.

Инструкция участникам. Сейчас вы нарисуете семь рисунков. Рисунки должны быть объемные, для того, чтобы их можно было потом вырезать по контуру. Реалистичные. Для каждого рисунка – свой цвет карандаша. Закончив рисунок на одном листе бумаги, переворачиваете его и убираете до времени.

Первый лист. Изобразите те части вашего тела или орган, которые обеспечивают, по вашему мнению, внутреннюю и внешнюю безопасность.

Второй лист. Нарисуйте ту часть тела (органы), которая дает наибольшую жизненную силу.

Третий лист. Нарисуйте те части тела или органы, которые отвечают за сотрудничество с внешним миром, наши «дипломаты» и коммуникаторы.

Четвертый лист. Изобразите те части своего тела или органы, которые помогают сопротивляться окружающей действительности. Так называемая ваша братва, или что у вас по этому поводу возникнет в качестве метафоры…

Пятый лист. Нарисуйте те свои части, которые помогают общаться с самим собой, отвечают за благополучие внутреннего, интимного мира.

Шестой лист. Изобразите те части тела или органы, которые все это контролируют, возглавляют, собирают, другими словами — служат «генеральным директором».

Седьмой лист. Нарисуйте что-то из предлагаемых вариантов:

  • ту часть своего тела, которую просто хотите нарисовать еще раз (уж очень она вам нравится);
  • то, что не вошло ни в один рисунок, а вы считаете, что это должно быть — просто так, для комплекта.

Теперь вырежьте по контуру все, что нарисовали, и попробуйте составить из полученного целого человечка. Не беда, если у него будет много рук или голов.

Анализ результатов. В идеале человек должен быть нормальным и жизнеспособным — т. е. целым. Плохо, если чего-то важного у него не хватает.

Рассмотрим параметры оценки полученного коллажа.

Цельность и комплектность. Если у вашего человечка чего-то не хватает, значит, эта часть у вас  «не работает». И это главный ответ на частый вопрос: «Почему не работает моя жизнь?» — посмотрите на своего человечка.

Защищенность. Этот параметр имеет жесткое и простое требование — ВСЕ ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ ВНУТРИ!

В норме внутренние органы должны быть нарисованы «внутри тела», как бы защищены им. Они не должны быть больше корпуса тела, не должны располагаться отдельно. Все это выдает их незащищенность, уязвимость.

Соразмерность. Человечек должен быть реалистичным. Голова не может быть больше туловища, а одна нога не может быть короче другой в несколько раз.

Принцип разделения властей. Иногда на каждом рисунке бывают нарисованы чуть ли не все части тела. Получается, что все отвечают за все. Представьте аналогию. Вы всем коллективом бросаетесь к Иванову, чтобы помочь ему одеться, затем дружно бежите к телефону, чтобы позвонить родителям Сидорова, а затем все вместе садитесь писать заявление заведующему детским садом на проведение экскурсии. Что это означает в реальной жизни? Неумение дифференцировать функции. Это  приводит к следующему: Как говорят психологи, у такого человека «стоит заболеть левому мизинцу, как у него отказывает все тело». То есть малейшее недомогание лишает такого человека трудоспособности.

Недаром в подводных лодках существуют перегородки. Они делят лодку на отсеки и в случае аварии в одном отсеке блокируют его, чтобы не страдали остальные.

В идеале уши отвечают за слух, глаза — за зрение, а сердце — за любовь. Но когда на рисунке «все отвечает за все» — это точно говорит о хаосе в психике и, как следствие, в организме.

Реалистичность. Никто не говорит, что нужно рисовать, как художник. Но всякие фантазии в этом тесте говорят об удручающих вещах. Например, капустный кочан вместо головы или горшок с цветами, ножи вместо рук, гусеницы танка вместо ног, пламенный мотор вместо сердца. Это указывает на то, что человек с такими «частями тела» функционировать нормально не может.

Принцип кратности. Он сводится к следующему: шесть голов — это хорошо. Но тогда должно быть и по шесть рук-ног или хотя бы по две пары. А когда чего-то явно в избытке, а чего-то нет совсем — это нарушение принципа кратности.

А теперь самостоятельно проанализируйте свой коллаж в соответствии с основными параметрами. Посмотрите, какой орган отвечает у вас за коммуникацию с миром. У одних — уши, у других — руки. Это два совершенно разных способа жить. Не правда ли? Никто лучше вас не поймет корень ваших же собственных проблем.

6. Игра «Аплодисменты»

Цель: отметить каждого участника, позитивно завершить встречу.

Инструкция. Спросите каждого участника: за что он себя сегодня хвалит?

Все остальные, после проговаривания участником за что он хвалит себя, аплодируют ему. Игра продолжается до последнего участника и завершается общими аплодисментами всей группе.

7. Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

  • Какое упражнение, игра вам запомнились больше всего? Почему?
  • Какие чувства вы испытывали в ходе встречи?
  • Что нового узнали?
  • Чему научились?
  • Над чем вы задумались?
  • Что из того, что вы узнали на нашей встрече, может пригодиться вам в будущем?

 



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Если Вы хотите:

 * научиться быстро расслабляться;

 * снизить физическое и эмоциональное напряжение;

 * остановиться и задуматься;

 * сохранить и укрепить свое здоровье и с пользой для себя провести время, то приходите на практикум «Играем и укрепляем психическое здоровье».

        Попрошу Вас взять с собой:

* себя любимых 😊,

* шариковые ручки,

* лисы бумаги: 1 лист А4, половинок А4 – 8-9 штук,

* 7 разноцветных карандашей,

* ножницы,

* клей.

🙋🖐 До встречи!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИГРАЕМ И УКРЕПЛЯЕМ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» * ЦЕЛЬ: ослабить психическую напряженность, снять некоторые невротические реакции, отдохнуть и переключиться от повседневных проблем. * ЗАДАЧИ: гармонизировать внутренний мир педагогов, научить прислушиваться к себе, своему телу и осознавать собственные психологические и физические потребности.

Слайд 2

Упражнение «Циферблат» Цели: включение участников в процесс группового взаимодействия, создание положительного эмоционального фона мероприятия

Слайд 3

Игра «Калейдоскоп» Цель: переключить внимание участников с внешнего мира на внутренний

Слайд 4

«Логическая разминка» Цель: переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

Слайд 5

Игра «Колпак мой треугольный» Цель: устранить импульсивность. ФРАЗА: КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ, ТРЕУГОЛЬНЫЙ МОЙ КОЛПАК. А ЕСЛИ НЕ ТРЕУГОЛЬНЫЙ, ТО ЭТО НЕ МОЙ КОЛПАК.

Слайд 6

Арт-терапевтическая игра-тест «Точка, точка, запятая» Цель: дать возможность каждому участнику определить свои психосоматические проблемы.

Слайд 7

Игра «Аплодисменты» Цель: отметить каждого участника, позитивно завершить встречу.



Предварительный просмотр:

Педагогический час для педагогов на снятие эмоционального напряжения

«Сбрось усталость».

Цель: снятие психоэмоционального и мышечного напряжения для улучшения психологического здоровья.


Задачи:

- создать в группе атмосферу доверия, сотрудничества;

- повышение самооценки.

1. Приветствие в кругу.

        Описание упражнения: Участники тренинга должны встать в два круга. Внешний круг остается неподвижным. Внутренний круг двигается по часовой стрелке, участники, делая шаг в сторону, оказываются напротив участника из внешнего круга. Два участника смотрят друг на друга и говорят пожелание на день.

2. «Моечная машина».

«Рекомендации»: упражнение должно проходить динамично, чтобы его темп не снижался.

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и встают в шеренгу лицом друг к другу – это «моечная машина». Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги – это непосредственно та машина, которая много работала, устала – ее нужно помыть. А второй из этой пары. Он стоит в конце шеренги, ждет свою машину, чтобы высушить ее – это «сушилка». Уставшая машина начинает двигаться внутри шеренги, а все ее начинают гладить, трогать, говорить ласковые слова, то есть моют. «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «машину» и сушит ее, крепко-крепко обнимая. Затем «машина» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдет каждый участник игры.

3. Упражнение «Имя, как аббревиатура»

        Описание упражнения: психолог предлагает педагогам разделиться на пары. Раздаются листы бумаги в виде сердечек. Нужно соединить сердечки, но не просто так. Вы будете писать о своем соседе в паре. На левой стороне сердечка вы пишите имя соседа, так как вы к нему обращаетесь. На правой стороне нужно на каждую букву имени написать характеристики своего соседа, расшифровать ее имя. Например: с левой стороны пишем большими буквами: ЛЮДА, с правой стороны- Л-ласковая, Ю-юморная и т.д. Затем вы дарите сердца своему соседу, а он вам.

4. Упражнение «Психологическая зарядка»

        Описание упражнения:

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь! Я на многое гожусь! ».

2. Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!»,

     Вытянув руки над головой: «Не боюсь я ничего!»

     Повернуть голову вправо: «Чудо, как я хороша!»

      Повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 лет!»

3. Потирая ладонь о ладонь говорить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!»

4. Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи со мной всегда любовь и удача!»

5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево, повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, мне помогут, и я помогу!»

6. Вытянуть руки вперед, сжав в кулаки, делая вращение руками, повторять: «На пути у меня нет преграды, все получится как надо!».

5. Упражнение «Я в лучах солнца!»

        Описание упражнения: Нарисуйте на листе бумаги солнце, так, как его рисуют дети: кружок посередине и множество лучиков. В кружке нарисуйте свой автопортрет или напишите свое имя. Вспомните свои положительные качества или положительные черты характера и напишите каждое качество на отдельном лучике. (Дается 2-3 минуты на выполнение). Затем предложить кому-то из педагогов представить свою работу, по желанию.

    Обсуждение: Вот видите, сколько в Вас положительных качеств! Есть за что себя похвалить и любить! Делайте это чаще!

6. Картина «Профессиональное будущее»

        Сейчас Вы сами себе выберете профессиональное будущее, какое оно будет выбирать Вам.

        Ведущий просит каждого участника выбрать из всех предметов на картине тот, который понравился больше всего, после чего интерпретируется каждый выбор.

Интерпретация выборов:

- монета – повышение зарплаты;

- ключик – без труда найдете подход к родителям и детям;

- перо – обобщение опыта;

- бусинка – приобретение новых профессиональных качеств;

- радуга – энтузиазм в профессиональной деятельности;

- конфета – установка на профессиональные перспективы;

- краски – активная профессиональная позиция;

- кристальный цветок – стойкое психологическое здоровье.

7. Рефлексия.

В конце нашего педагогического часа, мне бы хотелось, чтобы Вы ответили на следующие вопросы:

- Что сегодня Вам понравилось на педагогическом часе?

- Что не понравилось?

- Какие бы Вы дали мне рекомендации?

Приложение 1.

Упражнение «Имя, как аббревиатура»

Приложение 2.

Карина «Профессиональное будущее»

D:\Николаева-психолог\Консультации для педагогов\13.02.2024\для рефлексии.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ «СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ»

Слайд 2

Упражнение «Психологическая зарядка» Стоя , свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: « Очень я собой горжусь! Я на многое гожусь! » 2. Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!», Вытянув руки над головой: «Не боюсь я ничего !» Повернуть голову вправо: «Чудо, как я хороша!» Повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 лет!» 3 . Потирая ладонь о ладонь говорить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!» 4. Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи со мной всегда любовь и удача!» 5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево, повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, мне помогут, и я помогу!» 6. Вытянуть руки вперед, сжав в кулаки, делая вращение руками, повторять: « На пути у меня нет преграды, все получится как надо !». 7. На слова «Как надо» сделать КЛАСС!