Методические разработки

Татьяна Тимофеевна Николаева

Конспект интегрированного занятия с логопедом на тему "Мальчики и девочки "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Мальчики и девочки – похожие, но разные»

Учитель-логопед: Цивилёва В.В.

Педагог-психолог: Николаева Т.Т.

Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Социально-коммуникативное»,        

     «Художественно-эстетическое», «Физическое», «Познавательное» и коррекционно-развивающей деятельности.

Цель: расширить представления детей о мужественности и женственности, о понимании особенностей и своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и в игровой деятельности.

Задачи:
Образовательные:

- Формировать представление о своем «я», позитивное к нему отношение.

- Расширить представление о сходстве и различии детей, о психологических и физических характеристиках мальчиков и девочек.

- Учить определять и принимать особенности игровых интересов мальчиков и девочек.

- Способствовать формированию навыков и привычек «хорошего тона», культурного поведения в разных видах деятельности, используя при этом вербальные и невербальные средства общения.

- Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы в паре.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, мышление, воображение.

- Развивать мелкую, общую моторику, координацию речи с движениями.

- Расширять и активизировать словарный запас детей по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда».

- Развивать устную речь воспитанников, культуру общения мальчиков и девочек.

- Упражнять в употреблении вежливых слов, умении правильно поступать в различных ситуациях.

- Расширить словарь прилагательных по теме.

- Развивать навыки словоизменения и словообразования, умение подбирать слова по смыслу.

Воспитательные:

- Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, культуру общения между детьми разного пола.

- Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе.

- Способствовать воспитанию определённых качеств, присущих мальчикам и девочкам, мужчинам   и женщинам.

- Развивать в детях чувство любви, заботы и уважения к своим близким и друзьям.

Оборудование: экран, ноутбук, куклы бибабо Мальчик и Девочка, игрушки и предметы (машинка, робот, солдатики, пружинка, кукла, кроватка, удочка, бусы, духи, клубок и др.), стульчики,   голубая ткань.

Музык. материал: аудиозапись песни ««Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши…» ( муз. Ю.Чичков, слова Я. Хелемский), танец-полька.

Дети заходят в группу под песню «Из чего же сделаны…»

Встают в полукруг.

Слайд № 1

  1. Орг. момент. Приветствие

Психолог: Доброе утро, детишки, девчонки и мальчишки. Предлагаю поприветствовать друг друга. Девочки возьмутся за юбочки\платьишки и сделают «пружинку». Мальчики покажут большим пальцем «класс». А теперь поприветствуем своего соседа, хлопнув своими ладошками по ладоням друга.

- Надеюсь у всех хорошее настроение. Предлагаю Вам всем сесть на стульчики.

  1.  Основная часть
  1. Проблемная ситуация «Стульчики»

В группе полукругом стоят стульчики по количеству девочек.

Логопед: Ребята, посмотрите, как мало стульчиков, на всех не хватит. Как же нам быть? Кто сядет на них?

Дети предлагают варианты решения проблемы.

Если дети затрудняются, логопед спрашивает:

- На какие 2 группы вас можно разделить? (на мальчиков и девочек).

При затруднении можно спросить:

- Влада, Аня, Кристина, … - кто вы? (Девочки)

- Миша, Дима, Саша, …  - кто вы? (Мальчики)

- Правильно. Кому же мы предложим сесть на стульчики в первую очередь? (девочкам).

Мальчики предлагают девочкам присесть, а сами приносят для себя стульчики из спальной комнаты. Педагоги и девочки благодарят мальчиков.

  1. Беседа «Мальчики и девочки».

На руках у педагогов куклы бибабо: мальчик и девочка.

Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости Ваня и Таня. Догадались, кто из них мальчик, а кто девочка?

- А как вы догадались?

- Скажите, как можно догадаться по внешнему виду, кто из вас мальчик, а кто девочка?

- А имена у мальчиков и девочек разные или одинаковые?

Дети: Мальчики носят шорты, брюки, рубашки, у них короткая стрижка, мужское имя.

Девочки носят юбку, платье, у них длинные волосы, у них женское имя, красиво одеты, у девочек более нежное женское лицо, нежный голос.

Психолог: Ребята, Ваня очень хочет узнать, каким должен быть мальчик, с которым хотелось дружить? Давайте спросим об этом у девочек.

Девочки передают куклу по кругу и по одному слову характеризуют мальчика.

Девочки: Мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывать…

Мальчики не должны обижать девочек, а, наоборот, защищать, помогать, уступать им игрушки или первенство в игре.

Педагог обращает внимание на куклу девочку.

Психолог: А Таня хотела бы узнать, какая должна быть девочка, с которой хотелось дружить? Спросим у мальчиков?

Мальчики передают куклу по кругу, характеризуют девочку.

Мальчики: Девочка должна быть доброй, аккуратной, терпеливой, заботливой, красивой, хозяйственной, нежной, ласковой и т.п.).

Психолог:  Всё правильно вы сказали. А я хочу добавить, что и мальчики, и девочки должны быть честные, добрые, веселые, отзывчивые. Если вы будете такими, как рассказали сейчас, то с вами будут хотеть дружить и мальчики, и девочки. Важно помнить, что вы должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Верный друг разделит с вами и радость и беду.

  1. Сказка

Слайд

Логопед: А вы знаете, почему Ваня и Таня пришли к нам?

- Они хотят узнать, могут ли дружить мальчики с девочками.

- Наши гости рассказали такую историю:

Жили они в одном прекрасном городе, в котором мальчики были смелые и ловкие, всегда уступали место девочкам, носили школьные рюкзаки девочек, дарили цветы, защищали их, а девочки были добрыми и милыми, заботились о мальчиках: угощали вкусным печеньем и пирожными, которые пекли вместе с мамами. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились.  Но однажды над городом пролетал злой волшебник. Задумал он разлучить их и перессорил мальчиков и девочек.

Слайд

Психолог: Радовался злой волшебник, а потом решил забрать всех девочек в другую страну. Исчезли все девочки. Мальчики сначала обрадовались. Никому не надо помогать, уступать место, пропускать вперед, защищать. Никто не ревет. Хорошо?!  Живут мальчишки припеваючи. Только подождите, что же получается? С девочками и мамы исчезли и бабушки. И никто мальчиков теперь не кормит, не стирает им рубашки, не жалеет, не ласкает, никто по голове не гладит, не улыбается доброй улыбкой.

- Хорошо без мамы жить?

- Нет! Ой - ой – ой! А еще сестрички исчезли.

- У кого сестрички есть?

- Хорошие у вас сестрички?

- И подружки тоже исчезли!

- Как вы думаете, понравилась мальчикам такая жизнь? (Ответы детей)

- Вот видите, как интересно получается: девочки -  это не просто какие–то  девочки, это чьи- то сестры, подруги и будущие мамы, бабушки. А еще это воспитатели в детском саду, учителя в школе, продавцы в магазине, парикмахеры, врачи, повара и т.д.

- Вы хотели бы помочь, этим мальчикам и девочкам?

- Тогда давайте расскажем, всё, что знаем о девочках и мальчиках, покажем всё, что умеем. А самое главное покажем, какие мы дружные и весёлые. И колдовство злого волшебника обязательно исчезнет. Вы готовы? (Ответы детей).

  1. Игровая деятельность

1) Игровая ситуация «Мы играем»

Логопед: Ребята, послушайте стих. и скажите, в какие игры предложили играть Серёжа и Таня.

Пригласил Сережа Таню:
- Приходи ко мне играть!
Если дождик перестанет,
Будем лодочки пускать.
Я люблю играть с тобою,
Ты не вруша,
Не пискля.
И гараж,
И дом с трубою
Мы построим из песка!
- Ладно! -
Таня отвечала. -
Я не против гаража.
Только мы с тобой сначала
будем кукол наряжать…

- Какие игры предложил Серёжа? Таня?

  • Д/и «Подарки»

- Мальчики и девочки, перед вами игрушки и разные предметы. Подарите их Тане и Ване. Что подарите Тане, а что Ване, и что они будут с ними делать?

Дети распределяют игрушки и предметы и объясняют для чего они нужны:

- Мальчику Ванечке нужны: удочка, машинка, робот, футбольный мяч, молоток, кепка, игруш. пистолет

- Девочке Танечке нужны: швейная машинка, кукла, кастрюля, скакалка, кук. кроватка, бант, юбочка, духи, колечко

Логопед: Молодцы. Всё верно.

- Ребята, скажите, в какие игры любят играть в вашей группе мальчики? А девочки?

- Как вы думаете, девочки и мальчики могут играть вместе в одни и те же игры с одними и теми же игрушками или заниматься одними и теми же делами?

- А в вашей группе девочки и мальчики играют вместе? В какие игры?  

 (играть в больницу, собирать пазлы и др.) 

- Как приятно, что вы такие дружные.

Слайд

Психолог: Ребята, посмотрите, на экране появились девочка и мальчик, которые держатся за руки. Это значит, что колдовство злого волшебника начинает постепенно исчезать. А чтобы оно исчезло навсегда, нужно продолжить наши веселые и дружные игры. Согласны?

  • Упражнение «Какая игрушка?» 

Логопед:  Игрушки бывают разные. Я буду говорить, из чего сделана игрушка, а вы скажете, какая она.

  • Солдатик сделан из железа, он какой? Железный
  • Кукла сделана из пластмасса, она какая? Пластмассовая
  • Мишка сделан из плюша, он какой? Плюшевый
  • Матрешка сделана из дерева, она какая? Деревянная
  • Мячик сделан из резины, он какой? Резиновый
  • Кораблик сделан из бумаги, он какой? Бумажный
  • Мяч сделан из кожи, он какой? Кожаный

2) Упр. на координацию речи с движением «Стойкий оловянный солдатик», «Королевы».

Психолог: Мальчики и девочки, предлагаю выполнить ещё одно задание, чтобы помочь ребятам из волшебного города. Мальчики, слушайте стих. и выполняйте задание.

Педагог читает стихотворение, задание выполняют мальчики.

 Стойкий оловянный солдатик,

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди, да смотри – не упади.

А теперь постой на левой, будто ты солдатик смелый.

- А сейчас выполняют девочки.

Педагог читает стихотворение, задание выполняют девочки.

Эй, девчонки руки шире,

Сядем на пол, как в квартире.

А теперь все дружно встали,

Руки к поясу убрали,

Шаг всем вправо,

Шаг всем влево,

Все вы словно королевы!

- А сейчас девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Слайд

- Ребята, вы успешно справились с заданиями. Посмотрите, на экране снова появились дружные девочка и мальчик.

3) Игровая ситуация «Учимся жить дружно»

Психолог: Ребята, будем продолжать учиться жить дружно. Вспомним, что такое хорошо, что такое плохо.

Слайд

Сюжетные картинки: Дерутся, отбирают, жадничают, играют, помогают, танцуют, уступают, дарят цветы…

- Посмотрите: перед вами разные ситуации. Скажите, как не должно быть в дружном коллективе.

- Какие картинки оставим? Как должны дружить девочки и мальчики?

Слайд

- Ребята, какие вы молодцы. Посмотрите, на экране снова появились девочка и мальчик, которые держатся за руки. Это значит, мы успешно боремся с колдовством злого волшебника.

4) Игровая ситуация «Говорим комплименты»

Логопед: А сейчас мы с вами будем учиться говорить комплименты.

- Вы знаете, что такое комплименты?

- Правильно. Комплименты - это приятные слова, похвала внешнего вида человека, качеств характера.

- Предлагаю встать в 2 ряда друг против друга. В один ряд девочки, а напротив в ряд мальчики.  

- Я буду показывать на предмет одежды или часть тела девочки или мальчика, а тот, кто стоит напротив, должен похвалить эту часть тела или предмет одежды.

Мальчики и девочки стоят в 2 ряда напротив друг друга и обмениваются комплиментами.

Слайд

- Посмотрите, снова на экране появляются девочка и мальчик. Вы молодцы.

5) Игровая ситуация «Учимся договариваться и уступать»

  • Игра «Заколдованная тропинка»

Стульчики поставлены в 2 ряда спинками друг к другу для обозначения  узкой тропинки.

Психолог: Ещё одно испытание. Будем учиться договариваться и уступать. Представьте, что вы идёте навстречу друг другу по узкой тропинке. Справа и слева тропинки обрыв. Вам нужно пройти на противоположную сторону, не столкнув своего друга в обрыв. Подумайте, как это сделать.  

Дети предлагают свои варианты

(пройти, повернувшись боком, лицом друг к другу).

Слайд

- Молодцы. Все перешли через тропинку. Посмотрите, на экране снова знакомые нам дружные девочка и мальчик. Ещё немного и волшебство исчезнет.

  • Игра «Река». 

Психолог:   На нашем пути река. Это последнее задание для спасения ребят волшебного города. Ребята, разделитесь на пары: мальчик и девочка.  Вам надо вдвоем, держась за руки, перепрыгнуть «глубокую и опасную реку».

Река обозначена на полу голубой тканью.

Слайд

Психолог: Ребята, я вас поздравляю. Вы помогли Тане и Ване и всем жителям волшебного города. Колдовство исчезло, и мальчики и девочки опять вместе, они очень рады, что снова будут жить дружно.

6)  Упражнение «Приглашение на танец»

Психолог: Посмотрите, дети в городе устроили бал и предлагают вам потанцевать вместе с ними.

- Для этого мальчики должны уметь пригласить девочек на танец: мальчики подходят к девочкам, кланяются, жестами приглашая девочек, а девочки грациозно приседают, благодаря за приглашение. Затем мальчики ведут девочек по кругу.

Танец -полька

По окончании танца педагог напоминает, что дети друг другу кланяются. Мальчики провожают девочек на свои места.

- Ребята, Таня и Ваня благодарят вас за помощь, им понравилось у вас в гостях, они убедились, что девочки и мальчики в вашей группе - настоящие друзья – щедрые, смелые, сильные, вежливые, аккуратные. Они уверены, что вы никогда не бросите друга в беде! А это значит, что у вас в жизни будет много друзей!

7) Игра  «Угадай слово, которое стоит в конце строчки».

Логопед: Ещё одна весёлая игра для мальчиков и девочек. Слушайте внимательно и договаривайте подходящее словечко.

- Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только…       (девочки)

-  Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у…             (мальчики)

-  Болтали час без передышки в цветастых платьицах…        (девочки)

- При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь…        (мальчики)

-  Боятся темноты, трусишки, все как один они…                  (девочки).

- Всё правильно. Молодцы.

-  Ребята, помните, хоть мальчики и девочки отличаются друг от друга и с этим надо всегда считаться и помнить об этом, но ничего не мешает вам играть вместе и дружить.

Звучит песня  «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши …. »

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Психолог: - Ребята, вам была интересна история Вани и Тани?

- Вам приятно, что вы помогли им?

- Какие испытания и задания были самыми интересными? А самыми сложными?

- Сегодня вы убедились, какими дружными, вежливыми могут быть мальчики и девочки.

Логопед: Скажите, кем станут мальчики, когда вырастут. А девочки? (Мужчинами и женщинами).

- Правильно. С давних времён мужчины- это воины, защитники. Они защищают, помогают, оберегают более слабых.

  • Поэтому мужчина всегда идет рядом с женщиной, готовый поддержать её.
  • В присутствии женщины мужчины не должны сидеть, если она стоит.
  • Выходя из транспорта, мужчина подаёт женщине руку.
  • Он несёт её тяжелые сумки.

- А женщины - это нежные, добрые, заботливые хозяйки, хранительницы домашнего очага.

- Надеемся, что вы будете именно такими, когда вырастите.

  • Домашнее задание: Рисование «Девочки и мальчики».

Психолог: Мы предлагаем вам домашнее задание: девочкам нарисовать мальчиков, какими они, по-вашему, должны быть, а мальчикам предлагаем нарисовать девочек, какими вы хотите их видеть.

 

- Спасибо всем. Нам было очень интересно с вами.