Методические разработки
Конспект интегрированного занятия с логопедом на тему "Мальчики и девочки "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Мальчики и девочки – похожие, но разные»
Учитель-логопед: Цивилёва В.В.
Педагог-психолог: Николаева Т.Т.
Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Социально-коммуникативное»,
«Художественно-эстетическое», «Физическое», «Познавательное» и коррекционно-развивающей деятельности.
Цель: расширить представления детей о мужественности и женственности, о понимании особенностей и своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и в игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о своем «я», позитивное к нему отношение.
- Расширить представление о сходстве и различии детей, о психологических и физических характеристиках мальчиков и девочек.
- Учить определять и принимать особенности игровых интересов мальчиков и девочек.
- Способствовать формированию навыков и привычек «хорошего тона», культурного поведения в разных видах деятельности, используя при этом вербальные и невербальные средства общения.
- Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы в паре.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, мышление, воображение.
- Развивать мелкую, общую моторику, координацию речи с движениями.
- Расширять и активизировать словарный запас детей по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда».
- Развивать устную речь воспитанников, культуру общения мальчиков и девочек.
- Упражнять в употреблении вежливых слов, умении правильно поступать в различных ситуациях.
- Расширить словарь прилагательных по теме.
- Развивать навыки словоизменения и словообразования, умение подбирать слова по смыслу.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, культуру общения между детьми разного пола.
- Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе.
- Способствовать воспитанию определённых качеств, присущих мальчикам и девочкам, мужчинам и женщинам.
- Развивать в детях чувство любви, заботы и уважения к своим близким и друзьям.
Оборудование: экран, ноутбук, куклы бибабо Мальчик и Девочка, игрушки и предметы (машинка, робот, солдатики, пружинка, кукла, кроватка, удочка, бусы, духи, клубок и др.), стульчики, голубая ткань.
Музык. материал: аудиозапись песни ««Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши…» ( муз. Ю.Чичков, слова Я. Хелемский), танец-полька.
Дети заходят в группу под песню «Из чего же сделаны…»
Встают в полукруг.
Слайд № 1
- Орг. момент. Приветствие
Психолог: Доброе утро, детишки, девчонки и мальчишки. Предлагаю поприветствовать друг друга. Девочки возьмутся за юбочки\платьишки и сделают «пружинку». Мальчики покажут большим пальцем «класс». А теперь поприветствуем своего соседа, хлопнув своими ладошками по ладоням друга.
- Надеюсь у всех хорошее настроение. Предлагаю Вам всем сесть на стульчики.
- Основная часть
- Проблемная ситуация «Стульчики»
В группе полукругом стоят стульчики по количеству девочек.
Логопед: Ребята, посмотрите, как мало стульчиков, на всех не хватит. Как же нам быть? Кто сядет на них?
Дети предлагают варианты решения проблемы.
Если дети затрудняются, логопед спрашивает:
- На какие 2 группы вас можно разделить? (на мальчиков и девочек).
При затруднении можно спросить:
- Влада, Аня, Кристина, … - кто вы? (Девочки)
- Миша, Дима, Саша, … - кто вы? (Мальчики)
- Правильно. Кому же мы предложим сесть на стульчики в первую очередь? (девочкам).
Мальчики предлагают девочкам присесть, а сами приносят для себя стульчики из спальной комнаты. Педагоги и девочки благодарят мальчиков.
- Беседа «Мальчики и девочки».
На руках у педагогов куклы бибабо: мальчик и девочка.
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости Ваня и Таня. Догадались, кто из них мальчик, а кто девочка?
- А как вы догадались?
- Скажите, как можно догадаться по внешнему виду, кто из вас мальчик, а кто девочка?
- А имена у мальчиков и девочек разные или одинаковые?
Дети: Мальчики носят шорты, брюки, рубашки, у них короткая стрижка, мужское имя.
Девочки носят юбку, платье, у них длинные волосы, у них женское имя, красиво одеты, у девочек более нежное женское лицо, нежный голос.
Психолог: Ребята, Ваня очень хочет узнать, каким должен быть мальчик, с которым хотелось дружить? Давайте спросим об этом у девочек.
Девочки передают куклу по кругу и по одному слову характеризуют мальчика.
Девочки: Мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывать…
Мальчики не должны обижать девочек, а, наоборот, защищать, помогать, уступать им игрушки или первенство в игре.
Педагог обращает внимание на куклу девочку.
Психолог: А Таня хотела бы узнать, какая должна быть девочка, с которой хотелось дружить? Спросим у мальчиков?
Мальчики передают куклу по кругу, характеризуют девочку.
Мальчики: Девочка должна быть доброй, аккуратной, терпеливой, заботливой, красивой, хозяйственной, нежной, ласковой и т.п.).
Психолог: Всё правильно вы сказали. А я хочу добавить, что и мальчики, и девочки должны быть честные, добрые, веселые, отзывчивые. Если вы будете такими, как рассказали сейчас, то с вами будут хотеть дружить и мальчики, и девочки. Важно помнить, что вы должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Верный друг разделит с вами и радость и беду.
- Сказка
Слайд
Логопед: А вы знаете, почему Ваня и Таня пришли к нам?
- Они хотят узнать, могут ли дружить мальчики с девочками.
- Наши гости рассказали такую историю:
Жили они в одном прекрасном городе, в котором мальчики были смелые и ловкие, всегда уступали место девочкам, носили школьные рюкзаки девочек, дарили цветы, защищали их, а девочки были добрыми и милыми, заботились о мальчиках: угощали вкусным печеньем и пирожными, которые пекли вместе с мамами. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились. Но однажды над городом пролетал злой волшебник. Задумал он разлучить их и перессорил мальчиков и девочек.
Слайд
Психолог: Радовался злой волшебник, а потом решил забрать всех девочек в другую страну. Исчезли все девочки. Мальчики сначала обрадовались. Никому не надо помогать, уступать место, пропускать вперед, защищать. Никто не ревет. Хорошо?! Живут мальчишки припеваючи. Только подождите, что же получается? С девочками и мамы исчезли и бабушки. И никто мальчиков теперь не кормит, не стирает им рубашки, не жалеет, не ласкает, никто по голове не гладит, не улыбается доброй улыбкой.
- Хорошо без мамы жить?
- Нет! Ой - ой – ой! А еще сестрички исчезли.
- У кого сестрички есть?
- Хорошие у вас сестрички?
- И подружки тоже исчезли!
- Как вы думаете, понравилась мальчикам такая жизнь? (Ответы детей)
- Вот видите, как интересно получается: девочки - это не просто какие–то девочки, это чьи- то сестры, подруги и будущие мамы, бабушки. А еще это воспитатели в детском саду, учителя в школе, продавцы в магазине, парикмахеры, врачи, повара и т.д.
- Вы хотели бы помочь, этим мальчикам и девочкам?
- Тогда давайте расскажем, всё, что знаем о девочках и мальчиках, покажем всё, что умеем. А самое главное покажем, какие мы дружные и весёлые. И колдовство злого волшебника обязательно исчезнет. Вы готовы? (Ответы детей).
- Игровая деятельность
1) Игровая ситуация «Мы играем»
Логопед: Ребята, послушайте стих. и скажите, в какие игры предложили играть Серёжа и Таня.
Пригласил Сережа Таню:
- Приходи ко мне играть!
Если дождик перестанет,
Будем лодочки пускать.
Я люблю играть с тобою,
Ты не вруша,
Не пискля.
И гараж,
И дом с трубою
Мы построим из песка!
- Ладно! -
Таня отвечала. -
Я не против гаража.
Только мы с тобой сначала
будем кукол наряжать…
- Какие игры предложил Серёжа? Таня?
- Д/и «Подарки»
- Мальчики и девочки, перед вами игрушки и разные предметы. Подарите их Тане и Ване. Что подарите Тане, а что Ване, и что они будут с ними делать?
Дети распределяют игрушки и предметы и объясняют для чего они нужны:
- Мальчику Ванечке нужны: удочка, машинка, робот, футбольный мяч, молоток, кепка, игруш. пистолет…
- Девочке Танечке нужны: швейная машинка, кукла, кастрюля, скакалка, кук. кроватка, бант, юбочка, духи, колечко…
Логопед: Молодцы. Всё верно.
- Ребята, скажите, в какие игры любят играть в вашей группе мальчики? А девочки?
- Как вы думаете, девочки и мальчики могут играть вместе в одни и те же игры с одними и теми же игрушками или заниматься одними и теми же делами?
- А в вашей группе девочки и мальчики играют вместе? В какие игры?
(играть в больницу, собирать пазлы и др.)
- Как приятно, что вы такие дружные.
Слайд
Психолог: Ребята, посмотрите, на экране появились девочка и мальчик, которые держатся за руки. Это значит, что колдовство злого волшебника начинает постепенно исчезать. А чтобы оно исчезло навсегда, нужно продолжить наши веселые и дружные игры. Согласны?
- Упражнение «Какая игрушка?»
Логопед: Игрушки бывают разные. Я буду говорить, из чего сделана игрушка, а вы скажете, какая она.
- Солдатик сделан из железа, он какой? Железный
- Кукла сделана из пластмасса, она какая? Пластмассовая
- Мишка сделан из плюша, он какой? Плюшевый
- Матрешка сделана из дерева, она какая? Деревянная
- Мячик сделан из резины, он какой? Резиновый
- Кораблик сделан из бумаги, он какой? Бумажный
- Мяч сделан из кожи, он какой? Кожаный
2) Упр. на координацию речи с движением «Стойкий оловянный солдатик», «Королевы».
Психолог: Мальчики и девочки, предлагаю выполнить ещё одно задание, чтобы помочь ребятам из волшебного города. Мальчики, слушайте стих. и выполняйте задание.
Педагог читает стихотворение, задание выполняют мальчики.
Стойкий оловянный солдатик,
На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди, да смотри – не упади.
А теперь постой на левой, будто ты солдатик смелый.
- А сейчас выполняют девочки.
Педагог читает стихотворение, задание выполняют девочки.
Эй, девчонки руки шире,
Сядем на пол, как в квартире.
А теперь все дружно встали,
Руки к поясу убрали,
Шаг всем вправо,
Шаг всем влево,
Все вы словно королевы!
- А сейчас девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Слайд
- Ребята, вы успешно справились с заданиями. Посмотрите, на экране снова появились дружные девочка и мальчик.
3) Игровая ситуация «Учимся жить дружно»
Психолог: Ребята, будем продолжать учиться жить дружно. Вспомним, что такое хорошо, что такое плохо.
Слайд
Сюжетные картинки: Дерутся, отбирают, жадничают, играют, помогают, танцуют, уступают, дарят цветы…
- Посмотрите: перед вами разные ситуации. Скажите, как не должно быть в дружном коллективе.
- Какие картинки оставим? Как должны дружить девочки и мальчики?
Слайд
- Ребята, какие вы молодцы. Посмотрите, на экране снова появились девочка и мальчик, которые держатся за руки. Это значит, мы успешно боремся с колдовством злого волшебника.
4) Игровая ситуация «Говорим комплименты»
Логопед: А сейчас мы с вами будем учиться говорить комплименты.
- Вы знаете, что такое комплименты?
- Правильно. Комплименты - это приятные слова, похвала внешнего вида человека, качеств характера.
- Предлагаю встать в 2 ряда друг против друга. В один ряд девочки, а напротив в ряд мальчики.
- Я буду показывать на предмет одежды или часть тела девочки или мальчика, а тот, кто стоит напротив, должен похвалить эту часть тела или предмет одежды.
Мальчики и девочки стоят в 2 ряда напротив друг друга и обмениваются комплиментами.
Слайд
- Посмотрите, снова на экране появляются девочка и мальчик. Вы молодцы.
5) Игровая ситуация «Учимся договариваться и уступать»
- Игра «Заколдованная тропинка»
Стульчики поставлены в 2 ряда спинками друг к другу для обозначения узкой тропинки.
Психолог: Ещё одно испытание. Будем учиться договариваться и уступать. Представьте, что вы идёте навстречу друг другу по узкой тропинке. Справа и слева тропинки обрыв. Вам нужно пройти на противоположную сторону, не столкнув своего друга в обрыв. Подумайте, как это сделать.
Дети предлагают свои варианты
(пройти, повернувшись боком, лицом друг к другу).
Слайд
- Молодцы. Все перешли через тропинку. Посмотрите, на экране снова знакомые нам дружные девочка и мальчик. Ещё немного и волшебство исчезнет.
- Игра «Река».
Психолог: На нашем пути река. Это последнее задание для спасения ребят волшебного города. Ребята, разделитесь на пары: мальчик и девочка. Вам надо вдвоем, держась за руки, перепрыгнуть «глубокую и опасную реку».
Река обозначена на полу голубой тканью.
Слайд
Психолог: Ребята, я вас поздравляю. Вы помогли Тане и Ване и всем жителям волшебного города. Колдовство исчезло, и мальчики и девочки опять вместе, они очень рады, что снова будут жить дружно.
6) Упражнение «Приглашение на танец»
Психолог: Посмотрите, дети в городе устроили бал и предлагают вам потанцевать вместе с ними.
- Для этого мальчики должны уметь пригласить девочек на танец: мальчики подходят к девочкам, кланяются, жестами приглашая девочек, а девочки грациозно приседают, благодаря за приглашение. Затем мальчики ведут девочек по кругу.
Танец -полька
По окончании танца педагог напоминает, что дети друг другу кланяются. Мальчики провожают девочек на свои места.
- Ребята, Таня и Ваня благодарят вас за помощь, им понравилось у вас в гостях, они убедились, что девочки и мальчики в вашей группе - настоящие друзья – щедрые, смелые, сильные, вежливые, аккуратные. Они уверены, что вы никогда не бросите друга в беде! А это значит, что у вас в жизни будет много друзей!
7) Игра «Угадай слово, которое стоит в конце строчки».
Логопед: Ещё одна весёлая игра для мальчиков и девочек. Слушайте внимательно и договаривайте подходящее словечко.
- Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только… (девочки)
- Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у… (мальчики)
- Болтали час без передышки в цветастых платьицах… (девочки)
- При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь… (мальчики)
- Боятся темноты, трусишки, все как один они… (девочки).
- Всё правильно. Молодцы.
- Ребята, помните, хоть мальчики и девочки отличаются друг от друга и с этим надо всегда считаться и помнить об этом, но ничего не мешает вам играть вместе и дружить.
Звучит песня «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши …. »
- Итог занятия. Рефлексия.
Психолог: - Ребята, вам была интересна история Вани и Тани?
- Вам приятно, что вы помогли им?
- Какие испытания и задания были самыми интересными? А самыми сложными?
- Сегодня вы убедились, какими дружными, вежливыми могут быть мальчики и девочки.
Логопед: Скажите, кем станут мальчики, когда вырастут. А девочки? (Мужчинами и женщинами).
- Правильно. С давних времён мужчины- это воины, защитники. Они защищают, помогают, оберегают более слабых.
- Поэтому мужчина всегда идет рядом с женщиной, готовый поддержать её.
- В присутствии женщины мужчины не должны сидеть, если она стоит.
- Выходя из транспорта, мужчина подаёт женщине руку.
- Он несёт её тяжелые сумки.
- А женщины - это нежные, добрые, заботливые хозяйки, хранительницы домашнего очага.
- Надеемся, что вы будете именно такими, когда вырастите.
- Домашнее задание: Рисование «Девочки и мальчики».
Психолог: Мы предлагаем вам домашнее задание: девочкам нарисовать мальчиков, какими они, по-вашему, должны быть, а мальчикам предлагаем нарисовать девочек, какими вы хотите их видеть.
- Спасибо всем. Нам было очень интересно с вами.