Страничка логопеда

Каминская Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

     Многих из Вас волнует вопрос развития речи Вашего ребенка.
Для того чтобы своевременно заметить отклонения от нормы в речевом развитии детей, нужно хотя бы в самых общих чертах представлять себе эту норму.
       Речь не является врождённой функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, на основе подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития подчинён определённым закономерностям, которые можно отчётливо проследить в речи каждого отдельного ребёнка, и протекает в определённых временных рамках. Рамки эти, правда, довольно условны, но всё же знание их позволяет достаточно надёжно отличить норму от патологии.

https://simdou79.crimea-school.ru/sites/default/files/images/depositphotos_33454803-stock-illustration-vector-illustration-of-family_0.jpgЗ года

К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки.) Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой.

В речи трехлетнего ребенка еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков [с], [з], [с’], [з’], шипящих [ш], [ж], [щ], аффрикат [ц], [ч] и сонорных звуков [р]. [р’], [л], [л’].

Если ваше дитя на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования. К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит. Но период с одного года до трех лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не прячьте голову в песок. Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки.

Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также являются существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии в целом отстает от сверстников. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. Исследования ученых убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи. В некоторых семьях из поколения в поколение дети начинают говорить не в год, а в полтора-два года. И тем не менее, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.    

4 года

К четырем годам в словаре у ребенка должно быть около двух тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ц], [ч], [р], [р’], [л], [л’], а вот звуки [с], [з], [с’], [з’] ребенок уже произносит правильно и чисто говорит: «сок», «носок», «зубы», «коза», «осень», «зима» и т. п. Ребенку доступны различные формы общения (диалогическая, монологическая, ситуативная и контекстная речь). Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, а рассматривая знакомые книжки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали. Вы, конечно же, продолжаете много общаться с ребенком, играете с ним, смотрите и обсуждаете мультфильмы, ходите в театр на детские спектакли. Вы учите своего ребенка быть вежливым, здороваться и прощаться с окружающими, говорить «волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста».

Помните: речь вашего ребенка будет отражением вашей речи. Учите говорить правильно.

https://present5.com/presentforday2/20170203/pomoschy_roditeley_v_vypolnenii_dopolnitelynyh_zadaniy_v_rabote_images/pomoschy_roditeley_v_vypolnenii_dopolnitelynyh_zadaniy_v_rabote_22.jpgВ развитии детей немаловажную роль играет формирование красивой грамотной речи. Дошкольники часто копируют поведение взрослых. Чтобы дети говорили правильно, старайтесь следить за своей речью. Больше разговаривайте с детьми, рассказывайте им то, что они еще не знают. Это поможет расширить им словарный запас и позволит приобрести навыки общения. Учите с детьми стихи и песни, чтобы они запоминали новые слова, просите их пересказать сказку, мультфильм. Постарайтесь изолировать детей от просмотра фильмов и телешоу, в которых употребляются неприемлемые нормы языка.

Желаем успехов!

Учитель-логопед

Тихонова А.А.



Предварительный просмотр:

https://i.ytimg.com/vi/oSMwtfDGg6s/maxresdefault.jpg«Скудный словарный запас?» 

Словарный запас является одним из компонентов речи. Это количество слов, которые ребенок использует в спонтанной речи, взаимодействуя с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, а так же слова, которые он знает и понимает их смысл.

Хороший словарный запас – условие полноценного общения и успешного обучения в школе. Словарный запас влияет:

  • на способность рассказывать, излагать свои мысли;
  • на понимание прочитанного текста;
  • на способность пересказывать прочитанное;
  • C:\Users\39007\Desktop\Opera Снимок_2022-04-15_152131_go.mail.ru.pngна написание «изложения» и «сочинения» в школе;
  • на грамотное письмо ребенка.

Существуют способы, с помощью которых можно увеличить словарный запас. Старайтесь больше читать, учить стихи, разъяснять смысл пословиц и поговорок. Просите ребенка пересказать сюжет мультфильма. Попробуйте заняться словотворчеством: сочиняйте стихи, сюжеты с любимым героем. Играйте в лото, в игры на словообразование.

  1. Образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных и преувеличение.

Пример: глаза – глазки-глазища. Кот-котик-котище.

  1. Подбор взаимозаменяемых слов.

Пример: горячий-кипяток, дети-ребята, дом-здание, врач-доктор.

  1. Подбор однокоренных слов:

Пример: стол-столик-столовая-столешница.

C:\Users\39007\Desktop\Opera Снимок_2022-04-15_152022_go.mail.ru.png

  1. Подбор слов с противоположным значением. Скажи «наоборот»:

Пример: день-ночь, мокрый-сухой, высоко-низко, терять-находить.

  1. Образование прилагательных от существительных:

Пример: суп из грибов-грибной, самолет из бумаги-бумажный.

Желаем успехов!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

https://sun9-north.userapi.com/sun9-81/s/v1/if1/uozldHzvFiLdLy-g9Hcz_kvJdA_O2lhuLarYmOn-aKkz44TlXBAZI-AINgragHbFAW2yb5aQ.jpg?size=721x547&quality=96&type=album
    Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.


1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю, 

Взад - вперед его гоняю. 

Им поглажу я ладошку. 

Будто я сметаю крошку, 

И сожму его немножко, 

Как сжимает лапу кошка, 

Каждым пальцем мяч прижму, 

И другой рукой начну. 


2. Массаж пальцев эластичным кольцом (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять, 

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. 

Этот пальчик для того, чтоб показывать его. 

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. 

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. 

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш).

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/14/s_6190d948e2700/php3xn9QL_su-dzhok_html_5add09e70a44995f.jpgНа правой руке: 

Этот малыш-Илюша, (на большой палец) 

Этот малыш-Ванюша, (указательный) 

Этот малыш-Алеша, (средний) 

Этот малыш-Антоша, (безымянный) 

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец) 

На левой руке: 

Эта малышка-Танюша, (на большой палец) 

Эта малышка-Ксюша, (указательный) 

Эта малышка-Маша, (средний) 

Эта малышка-Даша, (безымянный) 

А меньшую зовут Наташа. (мизинец) 


Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж. 

Ходит ежик без дорожек, 

Не бежит ни от кого. 

С головы до ножек 

Весь в иголках ежик. 

Как же взять его? 


4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.


Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. 

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» 

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. 




Предварительный просмотр:

Комплексный подход к преодолению речевых нарушений

Нередко у родителей, после консультации логопеда, возникает вопрос: Зачем логопед рекомендует посетить психоневролога (невролога)? Некоторые родители бывают удивлены и даже напуганы.

Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений. Из данного определения следует, что логопед работает с уже очевидным проявлением проблемы: корректирует компоненты речи. Это проявление может быть до какой-то степени индивидуальной возрастной особенностью ребенка, а может быть симптомом нарушения, у которого есть медицинская причина — что-то такое, что случилось с организмом ребенка и повлекло за собой последствия в развитии речи.

Специалисты установили, что к нарушению поэтапного течения становления речи детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия, в том числе в период внутриутробного развития:

  • преждевременные, длительные или стремительные роды;
  • долгий безводный период;
  • родовые травмы;
  • асфиксия плода в родах;
  • гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление,
  • генетическая предрасположенность;
  • тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни;
  • черепно-мозговые        травмы        или        просто        оставленные        без        внимания частые падения.

Многие факторы могут служить причиной отставания в развитии, в том числе и речевом, оценить которые может только врач.

Бывают ситуации, когда родители водят ребенка на занятия к логопеду, дефектологу и другим коррекционным специалистам, а результата нет. Часто, чтобы решить проблему требуется комплексный подход, одних занятий недостаточно. Если же соблюдать рекомендации        опытного психоневролога (невролога), а также посещать занятия, результат не заставит себя ждать!

Врач - невролог (психоневролог) может назначить не только медикаментозное лечение, а также ЛФК, массаж, физиотерапевтические процедуры. Опыт коллег показывает, что вовремя начатая совместная работа логопеда и врача позволяет гораздо быстрее добиться положительных результатов.

Желаем удачи!



Предварительный просмотр:

Обучение детей звуковому анализу слов

Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте осуществляется с применением аналитико-синтетического метода. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как чтению, так и письму, исходным пунктом является звуковой анализ, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово. 

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

-определение количества звуков в слове,

-определение места звука в слове,

-фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки; согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, гласные: ударные, безударные).

Уважаемые родители, ПОМНИТЕ:

1. Звуки мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки: произносятся при помощи голоса, не встречают преграды, поются, образуют слог.

Согласные звуки: произносятся при помощи голоса и шума или только шума, не поются, встречают преграду (губы, зубы, язык), сами по себе слог не образуют (только в сочетании с гласными).

Гласных звуков 6: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы]

Гласных букв 10:

шесть, как правило, соответствуют звукам (но в безударной позиции буква и звук могут не совпадать: очки – [ач’к’и] сапоги- [сапаг‘и])

четыре йотированные, которые либо обозначают два звука (Я- [й’а], Ю-[й’у], Е-[й’э], Ё-[й’о]), если стоят:

  • в начале слова,
  • после гласной,
  • после Ъ и Ь,

 либо смягчают предыдущий согласный звук и обозначают один гласный.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласных букв 21.

Согласных звуков 36.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что, когда произносим  глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или зажать уши пальчиками).

Звонкие звуки: [Б], [Б’], [В], [В’], [Г], [Г’], [Д], [Д’], [Ж], [З], [З’], [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’],  [Н], [Н’],  [Р], [Р’].

Глухие звуки: [К], [К’], [П], [П’], [С], [С’], [Т], [Т’], [Ф], [Ф’], [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Ш], [Щ’].

На конце слова парные по глухости-звонкости оглушаются!

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. (для обозначения мягкости согласного звука используется значок «»)

Всегда твёрдые согласные: [Ж], [Ш], [Ц].

Всегда мягкие согласные: [Й’], [Ч’], [Щ’].

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Желаем успехов!