Контрольно-измерительные материалы

Шульдешов Иван Иванович

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

по учебному предмету  «Основы безопасности жизнедеятельности»

9 КЛАСС

  1. Назначение КИМ: работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе
  2. Форма промежуточной аттестации: тестовая работа.
  3. Характеристика структуры и содержания КИМ: работа состоит из 21 задания,

19- из которых представляют собой тестовые задания закрытого типа (с выбором одного или нескольких вариантов ответа);

1- выстоить правильную последовательность

1– дать полный развернутый ответ

 Количество вариантов:  1 (один)

4.Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета:

Учащийся научится:

- комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;

- классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

- классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;

- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

Учащийся получит возможность научиться:

- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

Содержание КИМ

задания

Характеристика задания

Уровень

выполнения

№ 1,2,4,5,6,

10,11

 Проверка знаний определений относящихся к национальной безопасности России

базовый

№ 7

 Проверка знаний примеров ЧС техногенного характера

базовый

№8

Проверка знаний примеров ЧС социального характера

базовый

№ 9

Проверка знаний примеров стихийных бедствий

базовый

№ 12

Проверка знаний правил поведения при ЧС

базовый

№13

Проверка знаний правил поведения при нахождении взрывного устройства

базовый

№ 14

Проверка знаний правил поведения при захвате заложников

базовый

№15

Проверка знаний правил поведения в толпе

базовый

№16,17,18

Проверка знаний системы РСЧС и ГО

базовый

№ 19

Проверка знаний нормативно- правовых актов

базовый

№20

Проверка знаний ПМП при отравлении

базовый

№21

Проверка знаний видов эвакуации

повышенный

5.Продолжительность выполнения работы обучающимися: 45 минут, не включая время для инструктажа перед работой

6.Перечень дополнительных материалов и оборудования, которое используется во время выполнения работы:  нет

7.Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом 

Выполнение каждого из заданий с 1 по 20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ.

Выполнение задания21 оценивается 0 или 5 баллами в соответствии с критериями и ключами, приведенными в п.13.

Максимальный балл за выполнение всей работы  - 25.

Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале осуществляется в соответствии с таблицей:

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0 –10

11-17

18-22

23-25

8.Описание формы бланка для выполнения работы: работа выполняется непосредственно в тексте работы, ответы вносятся в соответствии с указаниями в заданиях.

9.Инструкция для учащихся (цель работы, структура, пояснения по оформлению)

На выполнение работы отводится 45 минут (без учета времени для проведения инструктажа).

Работа включает в себя 22 заданий.

При выполнении 1-19 заданий нужно указывать только ответы. Из всех приведенных к заданию ответов верный только один, его необходимо обвести (либо обвести цифру, соответствующую верному ответу). Если вы ошиблись при выборе ответа, то зачеркните неверный ответ  («крестом» – Х) и обведите другой  ответ.

В 20-  необходимо выстроить правельную последовательность

В 21  задании  нужно дать полный развернутый ответ

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, справочными материалами, электронными устройствами.

Выполнять задания можно в любом порядке, главное – правильно решить как можно больше заданий. Советуем Вам для экономии времени пропускать задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходить к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, можно будет вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!

10.Текст работы: прилагается, распечатывается на листах формата А4 с двух сторон.

1. Какому понятию соответствует определение – «Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»:

А) Безопасность;

Б) Жизненно важные интересы;

В) Угроза безопасности.

2. Какому понятию соответствует определение – «Совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства»:

А) Безопасность;

Б) Жизненно важные интересы;

В) Угроза безопасности.

3. Крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая это:

А) Опасность;

Б) Опасное явление;

В) Экстремальная ситуация.

4. Явление, приводящее к формированию вредных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды это:

А) Опасность;

Б) Опасное явление;

В) Опасная ситуация.

5. Опасное техногенное явление, происходящее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, при котором происходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей это:

А) Авария;

Б) Катастрофа;

В) Чрезвычайная ситуация.

6. Катастрофическое природное явление и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, нередко к человеческим жертвам это:

А) Авария;

Б) Катастрофа;

В) Стихийное бедствие.

7.   Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера?

А) Терроризм;

Б) Пожары;

В) Землетрясение;

Г) Наркомания;

Д) Взрывы;

Е) Лесные пожары.

8.   Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям социального характера?

А) Терроризм;

Б) Пожары;

В) Землетрясение;

Г) Наркомания;

Д) Взрывы;

Е) Лесные пожары.

9. К стихийным бедствиям не относятся:

А) Аварии;

Б) Сели;

В) Оползни;

Г) Снежные лавины;

Д) Терроризм;

Е) Эпизоотии.

10. Система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания – это:

А) Мониторинг;

Б) Прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

В) Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

11. Вывод из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, обучающихся школ, лицеев, колледжей и т. п. – это:

А) Общая эвакуация;

Б) Частичная эвакуация;

В) Рассредоточение.

12. Что нужно сделать в первую очередь при нахождении в местах массового скопления людей, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации не попасть в толпу?

А) Изучать правила безопасного поведения;

Б) Приготовить мобильный телефон;

В) Заранее наметить пути возможного отхода.

13. Что нужно сделать, обнаружив предмет, похожий на взрывное устройство?

А) Позвать друзей и развернуть вместе;

Б) Не трогать его, предупредить окружающих, сообщить о находке в полицию или любому должностному лицу;

В) Ничего не предпринимать.

14. При захвате террористами общественного здания, в котором вы находились вместе с другими гражданами, необходимо соблюдать нижеперечисленные правила безопасного поведения. Какое из них является ошибочным?

А) Не пытайтесь самостоятельно обезвредить террористов, не вступайте с ними в споры, выполняйте все их требования;

Б) Если освобождают часть заложников, детей и больных, старайтесь попасть в их число;

В) Воспользуйтесь мобильным телефоном, чтобы сообщить о своем местонахождении.

15. Главная опасность толпы в условиях ЧС

А) Паника, чреватая разрушениями;

Б) Паника, чреватая давкой и травмами людей;

В) Воровство.

       16.Систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, называют:

А) система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

Б) система сил и средств для ликвидации последствий ЧС;

В) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

17. Кто в образовательном учреждении является начальником ГО?

А)директор школы

Б)один из заместителей директора

В)лицо, назначенное приказом директора школы

18.Назовите «лишний» уровень РСЧС: 

А)Федеральный

Б)Территориальный

В)Местный

Г)Районный

19. Назовите закон, в России определяющий правовые и организационные нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

А) закон РФ «О безопасности»;

Б) Федеральный закон «Об обороне»;

В) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

 Г) Федеральный закон «О гражданской обороне».

20.Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при алкогольном отравлении.

А)Промыть желудок

Б)Положить на голову холодный компресс

В)Дать понюхать ватку, смоченную в нашатырном спирте

Г)Уложить на бок и очистить дыхательные пути

21.В чрезвычайной ситуации МЧС может осуществить эвакуацию населения. В чём заключается сущность эвакуации? Предположите, в какой конкретной ситуации может быть проведена заблаговременная эвакуация, а в какой – экстренная. Ответ________________________________________________________________________

11.Ключ с ответами для проверки

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

А

9

А, Д

17

А

2

Б

10

А

18

г

3

В

11

Б

19

В

4

Б

12

В

20

Г,А,В,Б

5

А

13

Б

6

В

14

Б

7

Б, Д

15

Б

8

А, Г

16

В

21.

1) ответ на вопрос, например: эвакуация – это организованный вывоз (выход) населения из зоны чрезвычайной ситуации / зоны, в которой ожидается наступление чрезвычайной ситуации, в безопасные районы; (Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе.)

 2) предположение, например: заблаговременная эвакуация может быть проведена тогда, когда возникновение чрезвычайной ситуации только ожидается (например, при угрозе наводнения), а экстренная – непосредственно в чрезвычайной ситуации (например, при аварии на АЭС).



Предварительный просмотр:

            Контрольные нормативы и испытания

    по физической подготовке для допризывной молодежи

                                    10 – 11 классы

10 – класс. Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

класс

Контрольные упражнения 

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся 

Мальчики

Девочки 

Оценка 

“5” 

“4” 

“3” 

“5” 

“4” 

“3” 

10

Челночный бег 3*10  м, сек 

7.3

8.0

8.2

9,7

10,1

10,8

10

Бег 30 м, секунд 

4.4

5.1

5.2

5,4

5,8

6,2

10

Бег 1000 м. мин. 

3,30

3,45

4,10

10

Бег 500 м. мин

2,10

2,25

3.00

10

Бег 100 м, секунд 

14,0

14,5

15,2

16,5

17,2

18,2

10

Бег 3000 м.(ю); 2000 м.(д) мин 

13,20

14,50

15,20

10,00

11,30

12,00

10

Прыжки  в длину с места 

230

200

180

185

170

160

10

Подтягивание на перекладине 

11

9

6

18

12

6

10

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

32

27

22

20

15

10

10

Наклон вперед из положения стоя с

прямыми ногами на гимнастической скамье (см)

+13

+8

+6

+16

+9

+7

10

Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа 

45

35

25

35

25

18

10

Метание гранаты (ю)-700 гр. (д)- 500 гр. на дальность м.

38

32

27

21

17

13

10

Прыжок на скакалке, 30 сек, раз 

65

60

50

75

70

60

10

Рывок  гири (16 кг. кол-во раз)

30

20

12

10

Кросс  на 5 км по пересеченной

местности*

Без учета времени

10

Туристический поход с проверкой

туристических навыков

В соответствии с возрастными требованиями

10

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)

25

20

15

25

20

15

Тактическая подготовка.

10

Отрывка окопа лежа

25 мин.

30 мин.

35 мин.

10

Перебежки (300 м.)

2,30 мин

2,45 мин.

3,00 мин

10

Переползание (50 м.)

2,00 мин

2,05 мин.

2,35 мин

ОМП (Оружие массового поражения)

10

Надевание противогаза

7 с.

8 с.

10 с.

7 с.

8 с.

10 с.

10

Действие по вспышке, ядерного взрыва

2 с.

3 с.

4 с.

2 с.

3 с.

4 с.

Огневая подготовка

10

Неполная разборка автомата

15 с.

17 с.

19 с.

15 с.

17 с.

19 с.

10

Сборка автомата после неполной разборки

25 с.

27 с.

32 с.

25 с.

27 с.

32 с.

10

Снаряжение магазина

33 с.

38 с.

43 с.

33 с.

38 с.

43 с.

11 -  класс. Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

класс

Контрольные упражнения 

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся 

Мальчики

Девочки 

Оценка 

“5” 

“4” 

“3” 

“5” 

“4” 

“3” 

11

Челночный бег 3*10 м, сек 

7.2

7.9

8.1

8.4

9.3

9.6

11

Бег 30 м, секунд 

4.3

5.0

5.1

4.8

5.9

6.1

11

Бег 1000 м. мин. 

3,25

3,40

4,05

11

Бег 500 м. мин

2,10

2,2

2,5

11

Бег 100 м, секунд 

13,8

14,3

14,6

16,3

17,6

18,0

11

Бег 3000 м.(ю); 2000 м. (д) мин 

13,10

14,40

15,10

9,50

11,20

11,50

11

Прыжки  в длину с места 

230

210

200

185

170

160

11

Подтягивание на перекладине 

13

10

8

19

13

11

11

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

32

27

22

20

15

10

11

Наклон вперед из положения стоя с

прямыми ногами на гимнастической скамье (см)

+13

+8

+6

+16

+9

+7

11

Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа 

50

40

30

40

30

20

11

Метание гранаты (ю) -700 гр. (д) – 500 гр. на дальность м.

38

32

27

21

17

13

11

Прыжок на скакалке, 30 сек, раз 

70

65

55

80

75

65

11

Рывок  гири (16 кг. кол-во раз)

35

25

15

11

Кросс  на 5 км по пересеченной

местности*

Без учета времени

11

Туристический поход с проверкой

туристических навыков

В соответствии с возрастными требованиями

11

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)

25

20

15

25

20

15

Тактическая подготовка.

11

Отрывка окопа лежа

25 мин.

30 мин.

35 мин.

11

Перебежки (300 м.)

2,30 мин

2,45 мин.

3,00 мин

11

Переползание (50 м.)

2,00 мин

2,05 мин.

2,35 мин

ОМП (Оружие массового поражения)

11

Надевание противогаза

7 с.

8 с.

10 с.

7 с.

8 с.

10 с.

11

Действие по вспышке, ядерного взрыва

2 с.

3 с.

4 с.

2 с.

3 с.

4 с.

Огневая подготовка

11

Неполная разборка автомата

15 с.

17 с.

19 с.

15 с.

17 с.

19 с.

11

Сборка автомата после неполной разборки

25 с.

27 с.

32 с.

25 с.

27 с.

32 с.

11

Снаряжение магазина

33 с.

38 с.

43 с.

33 с.

38 с.

43 с.

Используемая литература:

1). Настольная книга учителя физической культуры / авт.- сост. Г.И. Погадаев; под ред. Л.Б.Кофмана.-М: Физкультура и спорт,

2). Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся:1 – 11 классы / В.И. Лях, А.А.Зданевич // Физкультура в школе. -2004. -№1- 8.

3). Настольная книга учителя физической культуры: справ.- метод. Пособие/ сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Изд- во Астрель»,

4). Каинов А.Н. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях. – Волгоград: ВГАФК,

5). Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классы / Для учителей общеобразовательных учреждений // 7 издание. Москва Просвещение 2010 г.// авт. Доктор пед. наук В.И. Лях, канд. пед. наук А.А. Зданевич

6) Книжка учащегося по сборам

7) ГТО - нормативы



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ

Под здоровьесберегающими технологиями - надо понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Образовательная среда подразумевает не только условие обучения но и организацию учебного процесса. Работа преподавателя ОБЖ по созданию здоровье сберегающей образовательной среды включает на уроках ОБЖ:

       1. приведение содержание обучения в соответствие с возрастными психо- физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам; школьники 11-13 лет не способны усвоить теоретические сведения по физиологии и психологии. В этом же возрасте происходит формирование мотивационной сферы. Именно поэтому в программе  ОБЖ выделены мотивационные блоки для целенаправленного формирования безопасного поведения и ведения здорового образа жизни.    В учебной программе предмета ОБЖ  с 5 по 11 класс, подобран и систематизирован обширный материал о преподавании вопросов сохранения здоровья, здоровом образе жизни как индивидуальной системе ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде. Данная программа предназначена для формирования у школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Она обеспечивает приобретение основополагающих знаний и умений. Таких, как распознавание и оценка, опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определение способов защиты от них, а также ликвидация их негативных последствий и умение оказывать само- и взаимопомощь в доступном для детей соответствующего возраста объёме

      2. организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровье сберегающих технологий, обеспечивающих профилактику школьного стресса;    Уроки по программе ОБЖ определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы, тестирования. Обязательно включают в содержание урока такие элементы, как:

- обсуждение выполненного домашнего задания;

- провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций и т.д.;

- домашнее задание, направленное на общение ребенка с родителями.

 На уроках даётся право высказать своё мнение по рассматриваемой проблеме или вопросу, поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичным выступлением. Результатом правильно спланированного и организованного учебно-воспитательного процесса, планомерной и системной работы, практического применения различных методов станет улучшение не только здоровья учащихся, но и их успеваемость.

       3. создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

 Важным слагаемым здоровьесберегающих технологий является формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Эта серьезная работа, как правило, осуществляется учителем ОБЖ. Именно он дает учащимся первичные знания о понятиях "здоровье" и "ЗОЖ", прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим людям, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний.

Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

  Реализуя здоровьесберегающие технологии, нужно приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью – вот главная задача учителя.  Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Приложение

Конспект урока ОБЖ.

Тема: «Ориентирование на местности».

Цели:

1. Познакомить учащихся с основными способами ориентирования на местности.

2. формировать у учащихся практические навыки ориентации на местности различными способами.

3. Воспитывать личность безопасного типа.

Оборудование: компасы, таблицы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организация внимания учащихся.

-Здравствуйте, садитесь. Тема нашего урока «Ориентирование на местности».

II. Актуализация ранее изученного.

1. Фронтальный опрос.

- Если ты заблудился в лесу, что может подсказать тебе дорогу?

- Какие ты знаешь способы подачи сигналов бедствия?

2. Работа по карточкам (индивидуальный письменный опрос).

1.Какие предметы понадобятся человеку, заблудившемуся в лесу?

2. Расшифруйте сигналы международного кода.

3. Индивидуальный устный опрос.

1. Рассказать о подача сигнала костром.

2. Какие существуют правила подачи сигнала сигнальным зеркалом.

4. Микроитог по актуализации ранее изученного (Анализ и оценка ответов детей)

III. Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя с элементами беседы.

- Мы продолжаем знакомиться с правилами автономного существования человека. Если нет возможности подать сигналы бедствия,  нет возможности найти дорогу, то можно сориентироваться в пространстве. Зная различные способы ориентирования.

Существуют различные способы ориентирования в пространстве.

- Что значит, ориентироваться в пространстве? (П/о: Находить стороны горизонта).

- Какие стороны горизонта вы знаете? (П/о: север, юг, восток, запад.)

Сейчас я познакомлю вас с одним из способов ориентирования в пространстве с использованием компаса. Кладете компас на ровную поверхность. Красная стрелка показывает на север, а синяя на юг. Помните, что нельзя использовать компас вблизи линий электропередач, во время грозы. В этих случаях показания компаса могут искажаться.

Еще одним способом ориентации в пространстве является ориентация по солнцу.

Летом солнце находится на юге примерно в 12 часов дня по местному времени. Если стать к солнцу спиной, то ваша тень будет указывать на север, справа будет запад, а слева восток.

Можно использовать для ориентирования в пространстве часы со стрелками.

Нужно положить часы на горизонтальную поверхность и повернуть так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Угол, который образуется между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате (летнее местное время) разделить пополам биссектрисой. Направление биссектрисы укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где солнце. В зимнее время определить угол между часовой стрелкой и цифрой «12».  

IV. Закрепление изученного.

1. Устный опрос.

- Какие способы ориентирования вам известны?

- Как определить стороны света по компасу, солнцу, часам?

2. Практическая работа.

- Определите, в какой стороне горизонта находится гора Машук.

V. Итог урока. Оценивание работы учащихся.

VI. Домашнее задание: определить в какой стороне горизонта от школы находится ваш дом с помощью часов со стрелками.