Социальное партнерство

Шульдешов Иван Иванович

Предварительный просмотр:

Автор:

Шульдешов Иван Иванович

преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «Ларьякская средняя школа»

Нижневартовский район

Проект программы совместной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ и учреждений района и округа «Социальное партнерство»

Пояснительная записка

Социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Социальное партнерство – актуальное явление для образовательного учреждения, поэтому в рамках своей педагогической деятельности разработала проект программы «Социальное партнерство».

Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

1. Программа        позволяет выявить технологии анализа возможностей социального партнерства на конкретной территории, а именно в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа:

Социальное партнерство в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре динамично развивается благодаря согласованной работе Правительства автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований, деловых кругов и объединений граждан. Накоплен значительный опыт взаимодействия субъектов социального партнерства: работают трехсторонние комиссии, заключаются коллективные трудовые договоры, активная работа ведется профсоюзными организациями.

2.Программа позволяет выявлять возможности потенциальных социальных партнеров для реализации задач образовательной программы:

Алгоритм взаимодействия с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач в рамках преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности по предмету:

  • определение общих целей, ценностей и ресурсов (результат – желание партнеров к осуществлению совместной деятельности);
  • совместная деятельность (результат – умение партнеров участвовать в совместной деятельности, то есть их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению);
  • собственно, партнерство в школьной образовательной среде.
  • Основные виды совместной деятельности:

Деятельность

«Продукт»

Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса

Модели, концепции, ресурсы

Проектирование образовательного процесса

Образовательные программы, проекты, программы

Реализация образовательного процесса

Творческие дела, конкурсы, соревнования, олимпиады и др.

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнеров

3. Программа позволяет выявить цель взаимодействия с социальными партнерами по решению конкретных учебных задач:

Цель программы: выстраивание системы эффективного сотрудничества с учреждениями Нижневартовского района и округа в деятельности преподавателя-организатора ОБЖ.  

Задачи: анализ возможности системы социального партнерства; выявление и анализ эффективных технологий выстраивания и реализации системы социального партнерства для реализации образовательной программы по ОБЖ; анализ результатов работы в системе социального партнерства.

Учебные задачи, решаемые в рамках социального партнерства:

1.Организовать профилактическую работу с обучающимися и родителями по соблюдению мер безопасности при нахождении юных участников дорожного движения на улично-дорожной сети; по пожарной безопасности; по охране труда.

2. Развивать способность практически применять полученные знания по основам безопасности жизнедеятельности.

3. Организация соревнований и конкурсов по применению полученных знаний по ОБЖ.

Многолетнее сотрудничество с учреждениями дополнительного образования позволяет определить, что же дает интеграция всем субъектам образовательного процесса, школам, городу, обществу в целом.

4.Программа позволяет определить содержание деятельности учителя во взаимодействии с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач:

 «Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, т.к. прежние «шефские» отношения развалились, а новые еще не сформировались. Наиважнейший социальный партнер школы - родители учащихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства.

Современное образование не может существовать изолированно от окружающих ее социальных институтов. Важнейшей задачей образования является успешная социализация выпускников, которая невозможна без четкого представления детей об окружающей социальной действительности. Содержание и структура курса ОБЖ дает возможность построения эффективной системы социального партнерства, что позволяет расширить рамки программы, рационально использовать учебное время, связать учебу с жизнью, способствовать успешной социализации обучающихся.

5. Программа позволяет определить механизмы (алгоритм) взаимодействия с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач:

При тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования со школой решается целый комплекс задач:

  • интеграция ресурсов дополнительного и общего образования;
  • возможности развития личности ребенка;
  • возможность обеспечения каждому обучающемуся ситуации успеха;
  • возможность самореализации личности ребенка и педагога.

Школа, развертывая различные виды социальных практик, предоставляя учащимся право их выбора, может и должна развить у обучающихся навыки социального партнерства, гарантировать конкурентоспособность в достаточно жестком, постоянно меняющемся современном мире, обеспечить новый, более высокий уровень качества их жизни. И от того, каковы их (социальных практик) качество, продуктивность и совершенство, зависит его физическое и психическое самочувствие.

6. Программа позволяет определить правовые основы социального партнерства:

Правовые основы социального партнерства: нормативно-правовая база школы разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Разработан и утвержден в установленном порядке устав, имеются все необходимые локальные акты, регламентирующие деятельность школы.

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992г. № 3612-1, ст. 40.
  3. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  5. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;
  6. Концепция преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

      В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации, трудовых отношений, социального развития и социальной защиты, охраны здоровья и экологии.  В Федеральных законах РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» (1995), «Об объединениях работодателей» (2002), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995), «О коллективных договорах и соглашениях» (1992) обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.

7.Программа предусматривает перспективы взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации для реализации задач социально-образовательной практики школьников:

Совпадение целей субъектов является главным условием партнерских отношений: если такое совпадение происходит на уровне перспективных целей – возможно длительное и достаточно устойчивое партнерство; если совпадение на уровне промежуточных целей – партнерство, скорее всего, будет временным.

В качестве содержания социального партнерства в образовании на современном

этапе чаще всего выступают:

- процесс и результат образования;

- конкретные направления воспитательной работы: патриотическое, эстетическое,

экологическое, формирование здорового образа жизни и др.;

- профилактика девиантного поведения подростков, дорожно-транспортного

травматизма

8.Программа позволяет использовать ресурсы социальных партнеров для решения задач в рамках образовательной программы:

В целом, вовлечение социальных партнеров в образовательный процесс направлено на:

- развитие ценностных ориентаций школьников:

- достижение цели школьного образования – подготовку школьника к жизни и

деятельности в изменяющихся условиях нашего времени;

- повышение качества школьного образования;

- мотивацию обучающихся к обучению;

- развитие открытости Гимназии новому опыту в профессиональной деятельности учителя

и образовательной деятельности ученика;

-использование ресурсов социальных партнеров в процессе взаимодействия;

- побуждение к потребности в переменах на разных уровнях – личностном и социальном.  

В Таблице №1 отразил использование ресурсов социальных партнеров для решения задач в рамках образовательной программы.

9.Программа предусматривает разработку инструментария включения социальных партнеров для решения задач в рамках образовательной программы:

 Кооперация проявляется в следующих видах совместной деятельности:

- исследовательская деятельность (исследование образовательных потребностей

населения, общественного мнения и др.);

- проектная деятельность;

- информационно-просветительская деятельность;

- социально-значимые акции;

- поддержка и реализация детских инициатив;

- создание территориальной системы профориентационной работы.

В основном, для успешного построения отношений между партнерами, необходимо пройти следующие этапы:

1. Осознание проблемных мест в собственной деятельности субъектов, констатация

внешней необходимости, побуждающей к поиску способов согласования практической

деятельности субъектов, переход внешней необходимости во внутреннюю потребность

в социальном партнерстве.

2. Выработка общей цели социального партнерства на основе исследования.

3.Деятельность по согласованию выработанных каждым партнером представлений через

консультации, переговоры.

4. Распределение роли каждого субъекта и самореализация каждого партнера.

5. Рефлексия на каждом этапе деятельности.

6. Этапы построения социального партнерства в целом.

10. Программа предусматривает образовательные эффекты для школьников и образовательной организации в целом от взаимодействия с социальными партнерами:

Для обучающегося - доступность образования школьников, повышение качества их образования, воспитание конкурентоспособных граждан, способных выбрать и осуществить свою индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации с учетом интересов и потребностей региона и своей малой родины. Для педагога – рост профессионализма, социальной активности, социальная защищенность, сотрудничество с коллегами в области преподавания ОБЖ и внеурочной работы по предмету.

В образовательного учреждения – обновление содержания, создание учебно-методической базы, вариативных программ с учетом специфики работы  школы, разработка и использование новых педагогических технологий, вариативность построения образовательного процесса, обусловленная интересами и потребностями обучающихся, заказом родителей и местного социума, использование воспитательного потенциала среды, взаимодействие с учреждениями Нижневартовского района, культурными центрами и другими школами.                

Для эффективного социального партнерства необходимо выполнить ряд условий:

1.        Осознание значимости решения возникшей проблемы, возможности ее решения только совместными усилиями.

2.        Осознание выгоды и привлекательности социального партнерства для всех субъектов школьной образовательной среды.

3.        Предоставление возможности всем субъектам образовательного процесса осуществлять деятельность в условиях социального партнерства, руководствуясь следующими принципами:

  • добровольности – предполагает право добровольного и демократичного включения в процесс социального партнерства, и в случае необходимости, выхода из реализуемого проекта;
  • кооперативности – предполагает равноправную включенность субъектов в совместную деятельность по реализации предполагаемого проекта;
  • самостоятельности и ответственности в принятии решений;
  • самодеятельности – выражается в формуле «С+С+С+С=У» (сами планируем, сами готовим, сами проводим и сами анализируем, равняется успеху);
  • сотворчества – реализуется в совместном творчестве всех субъектов партнерской деятельности;
  • открытости, так как социальное партнерство предполагает наличие открытой системы и предоставления возможности расширять круг заинтересованных в проекте лиц;
  • гуманистической направленности, то есть принятие субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;
  • толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия национальных, культурных, социальных и иных особенностей социальных партнеров;
  • общественной значимости – деятельность в условиях социального партнерства должна иметь значимость не только для конкретных исполнителей, но и для других микро- и макрогрупп (класса, школы, сельского поселения, района, округа и т.д.).

Основная часть

      На современном этапе существует ряд проблем в организации учебно-воспитательного процесса преподавания основы безопасности жизнедеятельности:

  • потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
  • приспособление новшеств к новым условиям;
  • воспроизводство инновационности и формирование условий, способствующих этому.

Одним из условийспособствующих разрешению проблем, на наш взгляд, является развитие взаимодействия школы и социума от формального диалога к партнёрским отношениям, отношениям сотрудничества. При этом результатом жизнедеятельности класса будет являться успешное взаимодействие с социумом, в результате которого класс сам становится мощным средством социализации личности.

Условиями и источником развития взаимодействия школы и социума будет рассматриваться:

  • чёткая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;
  • наличие концепции развития;
  • наличие кадрового обеспечения;
  • материально-технической базы;
  • ресурсов для предстоящей работы;
  • благоприятный социально-психологический климат в коллективе;
  • готовность педагогов к реализации программы развития;
  • удовлетворённость субъектов текущими результатами работы;
  • сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;
  • выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий деятельности;
  • использование образовательного потенциала социума;
  • расширение внешних связей.

Мы выделяем несколько субъектов социального партнерства: внутренний и внешний персональный и коллективный. В качестве внутренних субъектов партнерства могут вступать различные субъекты образовательного процесса, включая родителей учащихся.

Социальные партнеры школы на договорной основе:

1.Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спектр"

2.Муниципальное казенное учреждение «Музей-усадьба купца П.А. Кайдалова».

3.Муниципальное казенное учреждение «Культурно-досуговый центр сельского поселения Ларьяк».

4. Военкомат Нижневартовского района

5.Пожарная часть 11.

6. 13 Отряд федеральной противопожарной службы

7. МОМВД России «Нижневартовский»

Методы: проектирование; игровые технологии; проблемный; практический; объяснительно-иллюстративный. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

Формы сотрудничества:

  • совместная организация и проведение внеклассных мероприятий;
  • вечера-встречи с интересными людьми района, региона;
  • совместная профилактическая деятельность;
  • консультации, вечера, круглые столы и т.д.;
  • экскурсии и различные тематические десанты, акции;
  • приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,
  • спонсорская помощь школе и т. д.

Таблица №1.

Цель взаимодействия с социальными партнерами по решению конкретных учебных задач по ОБЖ и реализации программ внеурочной деятельности:

Партнеры

Учебная задача

Формы взаимодействия

Военкомат

Нижневартовского района

В течение всего учебного угода на уроках и во внеурочной деятельности веду военно-патриотическую работу по пропаганде воинской службы и подготовке учащихся к службе в Вооруженных Силах РФ. Данные мероприятия способствуют поднятию престижа воинской службы.

Постановка на военный учет.

Вопросы физического состояния и подготовки юношей к предстоящей медицинской комиссии при постановке на воинский учет.

Учебные сборы.

Торжественное вручение приписных свидетельств.

Консультации для родителей по вопросам призыва на военную службу и прохождение сборов.

Проведение торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам в истории России и Вооруженных Силах.

Проведение индивидуально-воспитательной работы с молодежью по военно-профессиональной ориентации с целью поступления в военные учебные заведения и на военную службу по контракту, выбору военно-учетной специальности

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спектр"

Формирование здорового образа жизни, привитие любви к спорту.

Развитие системы дополнительного образование (расширение сети кружков, клубов, секций с учетом потребностей, интересов и способностей учащихся) в рамках единого социокультурного пространства. 

Участие в соревнованиях.

Совместные мероприятия для обучающихся.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спектр"

Муниципальное казенное учреждение «Музей-усадьба купца П.А. Кайдалова».

Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде; развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира; осуществление подготовки к изучению естественно – научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Патриотическое воспитание обучающихся.

Посещение музея Боевой и трудовой славы.

Посещение секций и кружков.

Участие в соревнованиях.

Участие в поисковом движении России.

Муниципальное казенное учреждение «Музей-усадьба купца П.А. Кайдалова».

Формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

Экскурсии.

Музейные уроки.

Встречи со старожилами и ветеранами труда нашего района, сельского поселения.

Разработка исследовательских проектов.

Нижневартовский государственный университет

Формирование у школьников ценностных мотивов учения, развитие способности определять конкретные цели познавательной деятельности, выбирать и использовать источники информации.  

Участие в конференциях.

Рецензирование исследовательских работ.

Соревнования спортивного и туристического направления.

Муниципальное казенное учреждение «Музей-усадьба купца П.А. Кайдалова».

Работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.; становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира; развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества; формирование личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.

Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

Участие в соревнованиях.

Совместные акции по военно-патриотическому воспитанию.

  • Тренинги
  • Ролевые игры
  • Диспуты

Проектная деятельность.

Проведение совместных мероприятий для родителей.

МЧС

Пожарная часть №11.

13 Отряд федеральной противопожарной службы

Государственная система обеспечения безопасности населения. Тема: Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Тема: Гражданская оборона. Тема: Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Соревнования «Школа безопасности».

Экскурсии.

Встречи с пожарниками.

Проведение репетиционной

эвакуации.

Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашей школе. Это государство (формулирует заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет; обучающиеся; их родители; общество в лице местного социума и различных организаций.

В рамках сотрудничества уделяю в своей работе большое внимание организации внеурочной деятельности: работа с отрядом ЮИД, факультатив по углубленному изучению предмета; консультации и web-консультации по подготовке к конкурсам, олимпиаде; учебные экскурсии в музей гигиены, музей воды, пожарную часть, медицинский колледж, наркологический диспансер; организация встреч с сотрудниками ГИБДД, инспектором по делам несовершеннолетних, ветеранами ВОВ, Афганской, Чеченской войн, организация тесного сотрудничества с учреждениями дополнительного образования района: Центром детского творчества, центром психолого-педагогического и медицинского сопровождения, учебно-методическим центром допризывной подготовки «Ориентир» - все перечисленные формы внеурочной деятельности позволяют повысить интерес обучающихся к предмету, а также сориентировать некоторых учащихся на будущую профессию.

Отдельно следует акцентировать внимание на такой форме работы, как итоговое общешкольное мероприятие - «День защиты детей», которое можно проводить и в форме «Недели защиты детей», цель которого: закрепить знания, умения и навыки учащихся по курсу ОБЖ в рамках программы, а также проверить действия постоянного состава в случае возникновения ЧС в школе.

       Результаты социального партнерства: повышение интереса к предмету ОБЖ и учебной мотивации; осознание ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; положительная динамика знаний, умений и навыков, уровня сформированности учебных действий; положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях; готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде готовность, способность и желание передавать полученные знания и практические умения.

Использованные источники

1.Недвецкая М.Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением // Наука и школа. -  2006. -№ 5. – С. 8 -11.

2.Харитонова В. Организация родительской общественности – модель института социального партнерства // Социальная педагогика. – 2006.- №2. - С.53-60.

3.Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. – 2007. - №2. – С.5 - 16.

4.Корчагин Е.А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером // Инновации в образовании. – 2017. - №6. –С.43 - 52.

5. Коваленко, С. А. Использование социального партнерства в преподавании безопасности жизнедеятельности в системе СПО / С. А. Коваленко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15058/ (дата обращения: 09.10.2021).