Экскурсии как окно в мир профессий
Экскурсии в учебные заведения.
Экскурсии помогают ребятам заранее увидеть, где находится учебное заведение, как оно выглядит, узнать об условиях приема, социальной поддержке учащихся, условиях проживания в общежитии, о дополнительном образовании в учебном заведении, о возможности получения высшего образования после окончания училища или техникума.
Ежегодно мы посещаем Ярмарку профессиональных учебных заведений г.Хабаровска, которая проходит на площади Ленина. Ребята видят продукцию, которую делают в училищах и техникумах, смотрят выступления творческих коллективов учебных заведений, задают интересующие их вопросы.
Еще совсем недавно в нашем детском доме особо не стоял вопрос, куда пойти учиться. Девочки шли на повара, а парни в основном на строительные специальности. И водили мы ребят на экскурсии в основном в профессиональные училища. Но потом мы решили показывать ребятам и высшие учебные заведения, техникумы, стали посещать Дни открытых дверей в институтах. Эти экскурсии позволили увидеть нашим воспитанникам совершенно другой уровень получения образования, другой круг общения, интересов. Появилось желание достичь чего-то большего, прилагать для достижения желаемого чуть больше усилий, повысить учебную мотивацию. Ребята увидели перспективу получения высшего образования после окончания училища или техникума. И я могу сказать, что у нас получилось повысить у ребят уровень притязаний. У нас есть выпускница, которая сейчас учится в Институте МВД России, есть выпускница, которая закончила «Медицинский колледж» и поступила в ТОГУ, есть студент «Института госслужбы», парни, получающие профессию в «Техникуме водного транспорта», «Электротехническом лицее». У ребят появилась потребность в обоснованном выборе профессии. Причем некоторые ребята стали выбирать профессию еще в среднем звене школы и потом на протяжении нескольких лет упорно работать, чтобы поступить в нужное учебное заведение ( институт МВД) (дополнительные занятия по предметам, занятия с репетиторами, спортивная подготовка). Они стали проявлять активность по получению необходимой информации, стали самостоятельно простраивать свои профессиональные планы. Последнее очень важное умение. Ребята стали соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, что непременно влияет на успех в профессиональной деятельности.
Экскурсии на предприятия.
Судостроительный завод, завод «Амуркабель», ТЭЦ -1, ТЭЦ-3, Хабаровский аэропорт, хлебозавод «Колос», Молокозавод, Теплицы по выращиванию зелени, Дальневосточная генерирующая компания, компания «Грин Виль», кондитерский цех, «Григ», Речной порт – это только несколько названных мной предприятий, где побывали наши воспитанники.
Экскурсии могут быть:
Ознакомительные экскурсии и экскурсии с элементами профессиональных проб
Важным моментом при подготовке и организации ознакомительной экскурсии и экскурсии с элементами профессиональных проб является тщательная подготовка к ним.
Эти экскурсии целесообразно проводить по следующему плану:
- найти объект для проведения экскурсии с учетом выбранных воспитанниками профессий;
- определить цели и задачи экскурсии;
- обговорить, по возможности, их с принимающей стороной, чтобы определиться, например, с возможными мини-профпробами;
- предварительная беседа с экскурсоводом, с целью ознакомления его с выработанными целями и задачами экскурсии, при необходимости, разработка содержания экскурсии;
- подготовка воспитанников к экскурсии (возможно, ознакомление с историей объекта, с выпускниками или его работниками и т.д.);
- заключительная беседа с воспитанниками по содержанию экскурсии, по их впечатлениям, ответы на возможно возникшие вопросы.
Подготовленные, запланированные экскурсии
При такой форме экскурсии проводится большая предварительная работа:
- выбирается объект осмотра;
- определяется профессия, на которую следует обратить внимание;
- изучается, по возможности, прошлое, настоящее и будущее этой профессии или близкородственной специальности;
- подготавливаются определенные вопросы для экскурсовода с цель более полного раскрытия содержания той или иной профессии;
- возможно, осуществляется знакомство с предприятием или учебным заведением, где представители той или иной специальности могут учиться и работать и т.д.
Это приводит к тому, что воспитанники приходят на экскурсию более подготовленными, имеющими за плечами определенный знаниевый багаж, позволяющий уточнять им только некоторые детали интересующего их вопроса, еще больше пополнить имеющиеся у них сведения о той или иной профессии.
Экспромтные или незапланированные экскурсии
Экскурсия может проводиться и незапланированно, например, гуляя по городу, зашли в огромный продуктовый супермаркет (профессии – продавец, кассир, пекарь, менеджер по продажам, мясник и др.)
Но, надо иметь в виду, что и из таких экскурсий можно извлечь большую пользу, если хорошо поработать над рефлексией.
По возвращению в детский дом и обсуждению поездки надо дать воспитанникам следующие задания:
- составьте список профессий людей, работающих в этом супермаркете;
- ответьте на вопросы: какая из перечисленных профессий вам больше всего понравилась, почему;
- что вам показалось интересным из увиденного и т.д.
Это позволит закрепить увиденное, а при подготовке к ответам на поставленные вопросы даст возможность узнать воспитанникам что-то новое, интересное
Не думайте, что к экскурсии не надо готовиться. Было бы идеально, если бы все дети задавали вопросы, а работники предприятий на них отвечали, но чаще всего это не так. Поэтому, необходимо быть готовым самому взять инициативу в свои руки, самому задавать вопросы, ответы на которые могут быть полезны ребятам или заранее подготовить вопросы и раздать их детям.
Примерный перечень вопросов для интервью с представителем профессии:
1.Как называется Ваша специальность (профессия)?
2.В каком учебном заведении Вы учились? Вы там получили эту профессию?
3.Ваши любимые предметы в школе? Они помогли Вам в профессиональном обучении?
4.Какой путь получения профессии (специальности) Вы прошли? Кем начинали работать?
5. Что знали об этой профессии до начала подготовки, и какой опыт имели?
6.Существуют ли сегодня другие пути получения Вашей профессии (специальности)?
7.Какой тип человека (черты характера, состояние здоровья), по Вашему мнению, может заниматься этой работой с удовольствием? А кому Вы не рекомендовали бы?
8.Что представляет собой Ваш рабочий день? Опишите его.
9.В каких условиях Вам приходится работать?
10. Какие преимущества имеет Ваша профессия (специальность)(график, отпуск, доплата за вредные условия, общежитие, командировки, курсы повышения, льготы, премии и т.д.)?
11. Какие недостатки имеет Ваша профессия (специальность)? (график, условия труда, вредность и т.д.)
12. Каков состав работающих по данной профессии (специальности) (соотношение по возрасту, полу) сегодня и какие тенденции происходят?
13. Что может ожидать Вашу профессию в будущем?
14. Как Вы думаете, количественный состав работающих со временем будет возрастать или уменьшаться? Следствием чего это будет являться?
15.Какое влияние оказали родители на Ваш выбор профессии (специальности)?
16. Какое влияние оказали друзья и знакомые на Ваш профессиональный выбор?
17. Как Вы относились к теперешней вашей профессии (специальности), когда были в нашем возрасте?
19. Вы уверены в том, что сделали наилучший выбор? Если "да", то обоснуйте, если "нет" - назовите основные ошибки.
20. Какой профессиональный путь Вы прошли?
21. Какие существуют перспективы дальнейшего профессионального роста и что для этого от Вас требуется? И что это даёт? (рост зарплаты, условия труда, должность и т.д.)
22. Повторили бы Вы свой выбор сегодня, если бы была возможность все начать сначала?
23. Если бы Ваш сын (дочь) решил повторить Ваш выбор, как бы Вы к этому отнеслись?
Экскурсии знакомят ребят с людьми разных профессий, они видят условия, в которых они трудятся, общаются с людьми, задают им интересующие их вопросы, формируются знания об организации производства, современном оборудовании, о требованиях профессии к личности. Все это помогает в профессиональном самоопределении ребят.
Мастер-классы и профессиональные пробы.
Именно этот блок вызывает у ребят неподдельный интерес. Мы уже давно пришли к выводу, что только то, что можно самому потрогать, пощупать, попробовать, сделать своими руками наиболее запоминается, откладывается в памяти на долгие годы. И вот почему так важно предоставить ребятам такую возможность.Ребята получают минимальный личный опыт в отношении различных профессий и приобщаются к культуре труда.
Мальчики – мастер-класс по изготовлению скворечников в столярном цехе
на ТЭЦ-3. ( Опыт работы в мужском коллективе, опыт работы со
столярным инструментом, работа с деревом).
- проф.пробы по профессии Энергетик на базе ДГК
Девочки –профпробы в лаборатории ТЭЦ-3 по анализу воды.
- проф.пробы по профессии Делопроизводитель на базе ДГК
Профессиональное диагностирование.
Профессиональное диагностирование ребята проходят как в стенах детского дома, так и в Центре занятости. Основной целью является выявление индивидуальных особенностей личности, связанных с выбором профессии. Ведь от того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.Для этих целей используются различные тесты, диагностики, профессиограммы и профессиокарты. Эту работу проводят специалисты детского дома. Ведь только квалифицированный специалист может дать подростку полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
