ПРОГРАММА индивидуального профориентационного наставничества

Слабодчикова Евгения Геннадьевна

ПРОГРАММА

индивидуального профориентационного наставничества

Программа составлена в соответствии и Соглашением о сотрудничестве с акционерным обществом «Дальневосточная генерирующая компания», целью которого является организация сотрудничества  в области формирования информационной и адаптационной среды для профессиональной ориентации воспитанников детских домов, на основании п.4 Соглашения (п.4 «С целью координации совместной деятельности Стороны могут формировать краткосрочные и долгосрочные программы совместных мероприятий и программ»).

 

Описание проблемы

Профессиональное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Их профессиональное самоопределение происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб детей. Воспитанникам детского дома необходимы значимые взрослые, состоявшиеся в профессии, как модели поведения, образцы, которые стали бы для них ориентиром в профессиональном самоопределении.

Анализ профориентационной работы совместно с АО «Дальневосточная генерирующая компания» по Программе профессиональной адаптации воспитанников детского дома выявил необходимость качественно другого подхода: индивидуальной работы по профессиональной адаптации  воспитанников.

 

Актуальность программы заключается в следующем:

  • Программа рассматривает индивидуальное профориентационное наставничество как одну из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации воспитанников детского дома;
  • принцип преемственности «детский дом – ПОУ- предприятие» позволит выстроить профессиональную траекторию от ранней профориентации  до трудоустройства;
  • программа  позволит выстроить гибкие взаимоотношения с работодателем.

 

Цель программы: создание условий для социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома через развитие индивидуального профориентационного наставничества.

Задачи программы:

  • Сформировать пары «воспитанник-наставник» и «выпускник-наставник» с целью приобретения подростками и молодыми людьми профессионального, социального и общекультурного опыта
  • Создать  у    подростков      максимально  чёткие  и  конкретные  представлений  об

основных видах профессий конкретной отрасли и конкретного предприятия, содержании и характере труда работников, специалистов

  • Развивать  инструменты  ранней профессионализации через профессиональные пробы
  • Приобщать воспитанников к корпоративной культуре предприятия
  • Приобщать воспитанников к  культуре труда
  • Развивать и укреплять интерес к будущей профессии

 

Срок реализации: с сентября по июль года

Целевая группа: воспитанники от 13 лет и выпускники детского дома

Социальный партнёр: филиал АО ДГК «Хабаровская генерация», Хабаровская ТЭЦ-1, Березовская ТЭЦ-3.

Пояснительная записка:

Социально-профессиональная адаптация — процесс приспособления молодёжи к будущей профессии в период обучения. Процесс социально-профессиональной адаптации, можно подразделить на четыре этапа: подготовка к труду в семье и школе, выбор профессии, профессиональна подготовка, начало трудовой деятельности.

Социально-профессиональная адаптация как процесс приобщения к труду начинается с раннего детского возраста, когда ребенок  приобщается к бытовому труду и социально-значимой деятельности.

Для подростков,  изъявивших желание после школы  учиться в ПОУ, процесс адаптации продолжается в этом учебном заведении,  после окончания ПОУ — непосредственно на работе в производственных условиях  на предприятии, в организации, учреждении.

Одной из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации воспитанников детского дома является индивидуальное профориентационное наставничество.

Под индивидуальным профориентационным  наставничеством подразумевается:

- регулярное взаимодействие конкретного специалиста с конкретным воспитанником (1 раз в месяц);

- включение в ту или иную социальную профессиональную группу, трудовой коллектив через участие в спортивно-досуговых мероприятиях;

 –включение воспитанников  в трудовой процесс на рабочих местах через профессиональные пробы;

- знакомство с  правилами  поведения,  действующим в трудовом коллективе, целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными, между смежными подразделениями, возможностями для повышения общеобразовательного и профессионального уровня, формами стимулирования лучших работников;

- знакомство с возможностью участия в общественной жизни, художественной самодеятельности, спортивно-массовой работе и т. д.;

- знакомство с  возможностями, которые открываются  при трудоустройстве на предприятия отрасли нашего региона;

- помощь  найти себя, выразить себя, именно через  профессиональный рост на предприятиях, увидеть свою перспективу именно в развитии отрасли нашего региона и самовыражении  как личности в этом развитии;

- знакомство с традициями торжественного посвящения в стажёры, рабочие, вручение трудовой книжки, первой зарплаты и т. д. 

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба помогает "окунуться" в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. В процессе профессиональных проб воспитанники знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии (специальности), приобретают первоначальные профессиональные умения и навыки. Цель организации профессиональных проб — создание условий для профессионального самоопределения воспитанников старшего возраста.

Профессиональная проба может проводиться:

  • Концентрированно (непрерывным циклом в каникулярное время)
  • Рассредоточено (параллельно с обучением)

 

Механизм сотрудничества с социальными  партнёрами:

  • Заключение договора о прохождении воспитанниками профессиональной пробы, стажировки на предприятии, в организации
  • Трудоустройство

 

План реализации программы:

Содержание деятельности профориентационного Наставника

 

Сроки

Встречи пар (1 раз в месяц), которые включают в себя профориентационное взаимодействие:

 

 

1. Экскурсия на предприятие.

Цель:

  • рассказать наставляемому о деятельности предприятия, важности предприятия и  производства для города, края, региона;
  • познакомить со  структурой предприятия: цеха, административное здание, медицинский блок, столовая, спортивный зал и т.д.
  • познакомить с традициями коллектива, предприятия,  льготами, Доской почёта, профессиональным праздником и т.д.)

Ноябрь-Декабрь

2. Знакомство с профессией.

Цель:

  • рассказать о профессии: в чём заключается содержание деятельности, место профессии в общем цикле производства, предприятия, условия труда, история своего пути в профессию и т.д.;
  • экскурсия на рабочее место: знакомство с рабочим местом, оборудованием, коллегами и т.д.
  •  дать возможность «прикоснуться» к профессии: померить спецодежду, рассмотреть и подержать в руках инструменты и т.д.

Январь

3. Профессиональные пробы (4 пробы с разными видами деятельности по одной профессии):

Цель:

  • Создать условия, чтобы подросток мог "окунуться" в  профессию

Февраль

Март

Апрель

Май

4. Фотосессия во время профессиональных проб с целью визуализации образа в профессии

Февраль-май

5. Итоговое совместное мероприятие

Июнь

6.Содействие в прохождении производственной практики (если наставляемый обучается в ПУ)

По необходимости

7.Содействие в трудоустройстве (если наставляемый окончил ПУ, получил профессию)

По необходимости

8.Оказание поддержки в период профессиональной  адаптации на производстве (если наставляемый окончил ПУ, получил профессию)

По необходимости

9. Личное общение:

-встречи в детском доме;

- общение по телефону;

- общение в соцсетях;

-совместное участие в спортивно-досуговых  мероприятиях трудового коллектива;

-построение планов профессионального обучения (выбор учреждения, специальности);

- помощь в учёбе (если наставляемый обучается в ПУ).

Ноябрь-июнь

Ожидаемый результат:

- устойчивое желание воспитанников получить профессиональное образование, связанное с отраслью;

- устойчивое желание воспитанников трудиться на предприятиях отрасли;

- развитие профориентационного наставничества;

- увеличение количества волонтеров – наставников, готовых включиться в работу по профориентационному наставничеству;

- наличие воспитанников, поступивших в ПОУ на специальности отрасли, предприятия;

- наличие воспитанников, трудоустроенных на предприятия отрасли.