ПРОЕКТ семейного устройства воспитанников «Добро пожаловать в семью»

Слабодчикова Евгения Геннадьевна

ПРОЕКТ

семейного устройства воспитанников «Добро пожаловать в семью»

Сирот в Хабаровском крае становится меньше, что говорит о частичной действенности мер, принимаемых властями в сфере борьбы с социальным сиротством. Однако очевиден скорый кризис: абсолютное большинство сирот в крае уже вступило в подростковый возраст, который является серьезным препятствием к семейному устройству.

Большинство детей-сирот в детском доме по разным причинам (ограниченные возможности здоровья, возраст, наличие братьев и сестёр) не могут быть усыновленными или принятыми в замещающую семью. У детей старше десяти лет шансы обрести приёмных родителей резко снижаются. Желающих усыновить или взять в приёмную семью подростка - единицы.

Анализ ситуации в целом и работы учреждения по семейному устройству воспитанников вскрыл противоречия в рамках учреждения:

- между необходимостью семейного устройства и отсутствием работы по содействию семейному устройству;

- между природной потребностью ребёнка жить в семье и отсутствием психологической готовности воспитанников к жизни в семье;

- между приоритетом семейного устройства и отсутствием педагогических кадров, владеющих формами и технологиями работы по семейному устройству.

Выявленные противоречия делают очевидной проблему: отсутствие в учреждении комплексной системы работы по семейному устройству воспитанников

Актуальность проекта

Проект объединяет усилия всех специалистов детского дома, развивает новые ресурсы и формы содействия семейному устройству воспитанников.

Цель проекта: семейное устройство воспитанников

Задачи проекта:

  • организовать комплексную систему работы учреждения с целью семейного устройства  воспитанников
  • организовать работу по восстановлению  кровных связей, возврату детей в кровную семью, сопровождениюдля предотвращения рецидивов
  • расширить возможности учреждения по поиску кандидатов в приёмные родители
  • развивать индивидуальное наставничество как форму содействия семейному устройству
  • развивать психологическую готовность воспитанников к семейному устройству
  • организовывать взаимодействие  воспитанников, кандидатов в приёмные родители, обратившихся в Службу по подбору и подготовке  приёмных родителей, и состоявшихся приёмных семей
  • обучить педагогов формам и технологиям работы, способствующим семейному устройству

 

Целевая группы проекта: воспитанники учреждения

Направления деятельности по проекту:

  • Работа с кровными семьями
  • Работа с кандидатами в приёмные родители и состоявшимися приёмными родителями
  • Работа с наставниками
  • Работа с воспитанниками
  • Работа с педагогами
  • Работа по поиску кандидатов в приёмные родители и во временную передачу

 

 

Механизм реализации проекта

 

  • Работа с кровными семьями с целью восстановления кровных связей и\или возвращения ребёнка  в кровную семью. Работа ведётся поэтапно.
  •  

Этап 1. Сбор необходимой информации для «Книги жизни».

«Чтобы стоять, нужно держаться корней» — этот принцип является основополагающим в работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Для поиска родителей могут быть задействованы следующие ресурсы и источники:

1. Изучение личного дела

2. Сбор информации у сотрудников учреждения

3. Общение с самим ребенком

4. Анализ социальных сетей

5. Обращение к представителям органов власти

6.Обзвон по всем имеющимся телефонам

7. Выезд по известным адресам

8. Опрос соседей

 

Этап 2. Восстановление отношений воспитанника учреждения с родителями/родственниками и их поддержка через общение по телефону, в соцсетях и организация первого контакта с родителямии/или кровными родственниками.

Этап3.  Возвращение ребенка в родную семью (после ее реабилитации).

Этап 4.Сопровождение семьи с целью предотвращения рецидивов

На каждого воспитанника составляется индивидуальный план работы с кровной семьёй, который заносится в ИПР.

 

В содержание работы с биологическими родителями входит:

  • изучение степени сохранности родительских ориентаций (диагностика родителей: 1. Опросник родительских отношений Варги-Столина; 2. Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; 3. Опросник родительских установок PARY; 4. Опросник «Структура родительского отношения» Е.О. Смирновой и М.В. Быковой и т.д.);
  • помощь в осознании причин лишения или ограничения в родительских правах;
  • оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье;
  • определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций;
  • разработка индивидуальных программ восстановления родительско-детских отношений (для каждого индивидуального случая, детско-родительской пары разрабатывается индивидуальная программа, которая может содержать две части: 1. Психологическая программа для родителя. Цель программы: повышение родительских компетенций в вопросах возрастной психологии, воспитании и развитии детей. Проработка личностных затруднений самого родителя с целью повышения осознанности личности и формирования стрессоустойчивости, толерантности  и внутренних ресурсов человека. 2. Программа для работы с детско-родительской парой. Цель программы восстановление детско-родительских отношений, работа с негативными чувствами и эмоциями связанными с ситуацией лишения родителей в родительских правах, гармонизация отношений между родителем и ребенком, адаптация к вновь совместному проживанию).

В содержание работы с воспитанниками входит:

  • подготовка их к семейной жизни; осознание причин нахождения в детском доме и формирование положительного отношения к родителям, формирование позитивного образа семьи (Диагностическое обследование ребенка с целью определения эмоционального отношения к членам семьи, степени привязанности ребенка к родителям, определение взаимоотношений между всеми членами семьи и эмоциональное состояние ребенка в связи с тем, что родители собираются восстанавливаться в родительских правах); 
  • индивидуальная психологическая программа для ребенка по работе с травматизацией, связанной с утратой семьи и помещением ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Работа с негативными чувствами ребенка направленными на родителей относительно их проживания в семье;
  • разработка индивидуальной программы построения отношений с кровными родителями, отслеживание эмоционального благополучия ребенка (Программа для работы с детско-родительской парой. Цель программы восстановление детско-родительских отношений, работа с негативными чувствами и эмоциями связанными с ситуацией лишения родителей в родительских правах, гармонизация отношений между родителем и ребенком, адаптация к вновь совместному проживанию).

По отдельным программам проводятся индивидуальные занятия по подготовке ребёнка к переходу в семью (кровную, замещающую). Перечень возможных мероприятий в помощь детям в рамках:

  • Налаживание контактов с родителями
  • Организация встреч с родными
  • Работа на принятие матери / отца
  • Реконструкция семейной истории
  • Разговоры о родных
  • Проработка травмы утраты
  • Работа с травмой жестокого обращения
  • Коррекция взаимоотношений с братьями/сестрами
  • Проработка чувства вины к родителям
  • Проработка понимания поло-ролевых отношений
  • Занятия по телесной терапии: упражнения на напряжение и расслабление
  • Съёмка видео-анкеты о ребенке
  • Составление «Книги жизни»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobro_pozhalovat_v_semyu.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

семейного устройства воспитанников «Добро пожаловать в семью»

Постановка проблемы

Анализ ситуации, предшествующей реализации проекта.

Сирот в Хабаровском крае становится меньше, что говорит о частичной действенности мер, принимаемых властями в сфере борьбы с социальным сиротством. Однако очевиден скорый кризис: абсолютное большинство сирот в крае уже вступило в подростковый возраст, который является серьезным препятствием к семейному устройству.

Большинство детей-сирот в детском доме по разным причинам (ограниченные возможности здоровья, возраст, наличие братьев и сестёр) не могут быть усыновленными или принятыми в замещающую семью. У детей старше десяти лет шансы обрести приёмных родителей резко снижаются. Желающих усыновить или взять в приёмную семью подростка - единицы.

Анализ ситуации в целом и работы учреждения по семейному устройству воспитанников вскрыл противоречия в рамках учреждения:

- между необходимостью семейного устройства и отсутствием работы по содействию семейному устройству;

- между природной потребностью ребёнка жить в семье и отсутствием психологической готовности воспитанников к жизни в семье;

- между приоритетом семейного устройства и отсутствием педагогических кадров, владеющих формами и технологиями работы по семейному устройству.

Выявленные противоречия делают очевидной проблему: отсутствие в учреждении комплексной системы работы по семейному устройству воспитанников

Актуальность проекта

Проект объединяет усилия всех специалистов детского дома, развивает новые ресурсы и формы содействия семейному устройству воспитанников.

Цель проекта: семейное устройство воспитанников

Задачи проекта:

  • организовать комплексную систему работы учреждения с целью семейного устройства  воспитанников
  • организовать работу по восстановлению  кровных связей, возврату детей в кровную семью, сопровождениюдля предотвращения рецидивов
  • расширить возможности учреждения по поиску кандидатов в приёмные родители
  • развивать индивидуальное наставничество как форму содействия семейному устройству
  • развивать психологическую готовность воспитанников к семейному устройству
  • организовывать взаимодействие  воспитанников, кандидатов в приёмные родители, обратившихся в Службу по подбору и подготовке  приёмных родителей, и состоявшихся приёмных семей
  • обучить педагогов формам и технологиям работы, способствующим семейному устройству

Целевая группы проекта: воспитанники учреждения

Направления деятельности по проекту:

  • Работа с кровными семьями
  • Работа с кандидатами в приёмные родители и состоявшимися приёмными родителями
  • Работа с наставниками
  • Работа с воспитанниками
  • Работа с педагогами
  • Работа по поиску кандидатов в приёмные родители и во временную передачу

Механизм реализации проекта

  • Работа с кровными семьями с целью восстановления кровных связей и\или возвращения ребёнка  в кровную семью. Работа ведётся поэтапно.

Этап 1. Сбор необходимой информации для «Книги жизни».

«Чтобы стоять, нужно держаться корней» — этот принцип является основополагающим в работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Для поиска родителей могут быть задействованы следующие ресурсы и источники:

1. Изучение личного дела

2. Сбор информации у сотрудников учреждения

3. Общение с самим ребенком

4. Анализ социальных сетей

5. Обращение к представителям органов власти

6.Обзвон по всем имеющимся телефонам

7. Выезд по известным адресам

8. Опрос соседей

Этап 2. Восстановление отношений воспитанника учреждения с родителями/родственниками и их поддержка через общение по телефону, в соцсетях и организация первого контакта с родителямии/или кровными родственниками.

Этап3.  Возвращение ребенка в родную семью (после ее реабилитации).

Этап 4.Сопровождение семьи с целью предотвращения рецидивов

На каждого воспитанника составляется индивидуальный план работы с кровной семьёй, который заносится в ИПР.

В содержание работы с биологическими родителями входит:

  • изучение степени сохранности родительских ориентаций (диагностика родителей: 1. Опросник родительских отношений Варги-Столина; 2. Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; 3. Опросник родительских установок PARY; 4. Опросник «Структура родительского отношения» Е.О. Смирновой и М.В. Быковой и т.д.);
  • помощь в осознании причин лишения или ограничения в родительских правах;
  • оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье;
  • определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций;
  • разработка индивидуальных программ восстановления родительско-детских отношений (для каждого индивидуального случая, детско-родительской пары разрабатывается индивидуальная программа, которая может содержать две части: 1. Психологическая программа для родителя. Цель программы: повышение родительских компетенций в вопросах возрастной психологии, воспитании и развитии детей. Проработка личностных затруднений самого родителя с целью повышения осознанности личности и формирования стрессоустойчивости, толерантности  и внутренних ресурсов человека. 2. Программа для работы с детско-родительской парой. Цель программы восстановление детско-родительских отношений, работа с негативными чувствами и эмоциями связанными с ситуацией лишения родителей в родительских правах, гармонизация отношений между родителем и ребенком, адаптация к вновь совместному проживанию).

В содержание работы с воспитанниками входит:

  • подготовка их к семейной жизни; осознание причин нахождения в детском доме и формирование положительного отношения к родителям, формирование позитивного образа семьи (Диагностическое обследование ребенка с целью определения эмоционального отношения к членам семьи, степени привязанности ребенка к родителям, определение взаимоотношений между всеми членами семьи и эмоциональное состояние ребенка в связи с тем, что родители собираются восстанавливаться в родительских правах); 
  • индивидуальная психологическая программа для ребенка по работе с травматизацией, связанной с утратой семьи и помещением ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Работа с негативными чувствами ребенка направленными на родителей относительно их проживания в семье;
  • разработка индивидуальной программы построения отношений с кровными родителями, отслеживание эмоционального благополучия ребенка (Программа для работы с детско-родительской парой. Цель программы восстановление детско-родительских отношений, работа с негативными чувствами и эмоциями связанными с ситуацией лишения родителей в родительских правах, гармонизация отношений между родителем и ребенком, адаптация к вновь совместному проживанию).

По отдельным программам проводятся индивидуальные занятия по подготовке ребёнка к переходу в семью (кровную, замещающую). Перечень возможных мероприятий в помощь детям в рамках:

  • Налаживание контактов с родителями
  • Организация встреч с родными
  • Работа на принятие матери / отца
  • Реконструкция семейной истории
  • Разговоры о родных
  • Проработка травмы утраты
  • Работа с травмой жестокого обращения
  • Коррекция взаимоотношений с братьями/сестрами
  • Проработка чувства вины к родителям
  • Проработка понимания поло-ролевых отношений
  • Занятия по телесной терапии: упражнения на напряжение и расслабление
  • Съёмка видео-анкеты о ребенке
  • Составление «Книги жизни»

Результативность процесса возвращения ребенка в кровную семью зависит от следующих педагогических условий:

- создания в учреждении и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;

- наличия профессиональной готовности педагогов  к инновационной деятельности;

- реализации индивидуальной для каждого воспитанника программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками;

- выявления и учета особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности и ресурсности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка;

- создания системы мониторинга и управления данным процессом администрацией учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На каждого воспитанника составляется индивидуальный план работы с кровной семьёй, который заносится в ИПР.

  • Работа с кандидатами в приёмные родители и состоявшимися приёмными родителями как основным ресурсом в развитии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность предусматривает участие кандидатов и состоявшихся приёмных родителей в занятиях по Программе развития готовности воспитанников к семейному устройству, детей старшего возраста, братьев и сестер, детей с ограниченными возможностями здоровья.И наоборот,  участие воспитанников в занятиях по программе подготовки кандидатов.

Также деятельность по данному направлению включает в себя проведение совместных мероприятий различной направленности с целью организации взаимодействия и   развитию сообществ: «воспитанники –кандидаты в приёмные родители», «воспитанники – состоявшиеся приёмные родители»

  • Работа с наставниками как дополнительный ресурс  в развитии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Организуя деятельность по данному направлению, необходимо рассматривать наставничество  как дополнительный ресурс  в развитии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Во-первых,наставник становится значимым человеком для подростка, воспитанник посещает семью наставника. Наставники могут оформить в органах опеки временную передачу. Таким образом, у ребёнка появляется гостевая семья.

Во-вторых,наставничество  для ребенка может стать ступенькой к другой, следующей,  форме устройства, например, замещающей семье или усыновлению, если статус ребенка это позволяет.

В-третьих, форма наставничества позволяет кандидатам в приёмные родители убедиться в своей готовности принять ребёнка-сироту. Поэтому наставничество выступает и как форма профилактики возвратов детей из замещающих семей.

Деятельность по данному направлению выстраивается поэтапно: поиск кандидатов в наставники, обучение и подготовка, формирование пары, сопровождение пары «воспитанник-наставник»

  • Работа с воспитанниками как развитие психологической готовности к проживанию в семье

По данному направлению с воспитанниками проводятся занятия по Программеразвития готовности воспитанников к семейному устройству, детей старшего возраста, братьев и сестер, детей с ограниченными возможностями здоровья, тренинги, упражнения, моделирующие семейные отношения.

По отдельным программам проводятся индивидуальные занятия по подготовке ребёнка к переходу в семью (кровную, замещающую). Перечень возможных мероприятий в помощь детям в рамках:

  • Налаживание контактов с родителями
  • Организация встреч с родными
  • Работа на принятие матери / отца
  • Реконструкция семейной истории
  • Разговоры о родных
  • Проработка травмы утраты
  • Работа с травмой жестокого обращения
  • Коррекция взаимоотношений с братьями/сестрами
  • Проработка чувства вины к родителям
  • Проработка понимания поло-ролевых отношений
  • Занятия по телесной терапии: упражнения на напряжение и расслабление
  • Съёмка видео-анкеты о ребенке
  • Составление «Книги жизни»

На каждого воспитанника составляется индивидуальный план работы, который заносится в ИПР.

  • Работа с педагогами как необходимость повышения профессионального уровня, создание условий для самообразования по вопросам содействия семейному устройству воспитанников.

Деятельность осуществляется через организацию Школы педагогического мастерства, методические семинары, педагогические советы, тренинги.

  • Работа по поиску кандидатов в приёмные родители и во временную передачу как расширение возможностей учреждения через использование новых форм деятельности.

Деятельность по этому направлению основывается на взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность по содействию семейному устройству, съёмке и показе  видео паспортов воспитанников,

сотрудничестве со СМИ.

Ожидаемые результаты:

1.Создана  комплексная система работы учреждения с целью семейного устройства воспитанников.

2.Опробированы новые формы работы по содействию семейному устройству, оценена их эффективность.

3.Увеличилось количество воспитанников, переданных на воспитание в семью (кровную, замещающую) и во временную передачу.