ПРОЕКТ семейного устройства воспитанников «Добро пожаловать в семью»
ПРОЕКТ
семейного устройства воспитанников «Добро пожаловать в семью»
Сирот в Хабаровском крае становится меньше, что говорит о частичной действенности мер, принимаемых властями в сфере борьбы с социальным сиротством. Однако очевиден скорый кризис: абсолютное большинство сирот в крае уже вступило в подростковый возраст, который является серьезным препятствием к семейному устройству.
Большинство детей-сирот в детском доме по разным причинам (ограниченные возможности здоровья, возраст, наличие братьев и сестёр) не могут быть усыновленными или принятыми в замещающую семью. У детей старше десяти лет шансы обрести приёмных родителей резко снижаются. Желающих усыновить или взять в приёмную семью подростка - единицы.
Анализ ситуации в целом и работы учреждения по семейному устройству воспитанников вскрыл противоречия в рамках учреждения:
- между необходимостью семейного устройства и отсутствием работы по содействию семейному устройству;
- между природной потребностью ребёнка жить в семье и отсутствием психологической готовности воспитанников к жизни в семье;
- между приоритетом семейного устройства и отсутствием педагогических кадров, владеющих формами и технологиями работы по семейному устройству.
Выявленные противоречия делают очевидной проблему: отсутствие в учреждении комплексной системы работы по семейному устройству воспитанников
Актуальность проекта
Проект объединяет усилия всех специалистов детского дома, развивает новые ресурсы и формы содействия семейному устройству воспитанников.
Цель проекта: семейное устройство воспитанников
Задачи проекта:
- организовать комплексную систему работы учреждения с целью семейного устройства воспитанников
- организовать работу по восстановлению кровных связей, возврату детей в кровную семью, сопровождениюдля предотвращения рецидивов
- расширить возможности учреждения по поиску кандидатов в приёмные родители
- развивать индивидуальное наставничество как форму содействия семейному устройству
- развивать психологическую готовность воспитанников к семейному устройству
- организовывать взаимодействие воспитанников, кандидатов в приёмные родители, обратившихся в Службу по подбору и подготовке приёмных родителей, и состоявшихся приёмных семей
- обучить педагогов формам и технологиям работы, способствующим семейному устройству
Целевая группы проекта: воспитанники учреждения
Направления деятельности по проекту:
- Работа с кровными семьями
- Работа с кандидатами в приёмные родители и состоявшимися приёмными родителями
- Работа с наставниками
- Работа с воспитанниками
- Работа с педагогами
- Работа по поиску кандидатов в приёмные родители и во временную передачу
Механизм реализации проекта
- Работа с кровными семьями с целью восстановления кровных связей и\или возвращения ребёнка в кровную семью. Работа ведётся поэтапно.
Этап 1. Сбор необходимой информации для «Книги жизни».
«Чтобы стоять, нужно держаться корней» — этот принцип является основополагающим в работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Для поиска родителей могут быть задействованы следующие ресурсы и источники:
1. Изучение личного дела
2. Сбор информации у сотрудников учреждения
3. Общение с самим ребенком
4. Анализ социальных сетей
5. Обращение к представителям органов власти
6.Обзвон по всем имеющимся телефонам
7. Выезд по известным адресам
8. Опрос соседей
Этап 2. Восстановление отношений воспитанника учреждения с родителями/родственниками и их поддержка через общение по телефону, в соцсетях и организация первого контакта с родителямии/или кровными родственниками.
Этап3. Возвращение ребенка в родную семью (после ее реабилитации).
Этап 4.Сопровождение семьи с целью предотвращения рецидивов
На каждого воспитанника составляется индивидуальный план работы с кровной семьёй, который заносится в ИПР.
В содержание работы с биологическими родителями входит:
- изучение степени сохранности родительских ориентаций (диагностика родителей: 1. Опросник родительских отношений Варги-Столина; 2. Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; 3. Опросник родительских установок PARY; 4. Опросник «Структура родительского отношения» Е.О. Смирновой и М.В. Быковой и т.д.);
- помощь в осознании причин лишения или ограничения в родительских правах;
- оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье;
- определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций;
- разработка индивидуальных программ восстановления родительско-детских отношений (для каждого индивидуального случая, детско-родительской пары разрабатывается индивидуальная программа, которая может содержать две части: 1. Психологическая программа для родителя. Цель программы: повышение родительских компетенций в вопросах возрастной психологии, воспитании и развитии детей. Проработка личностных затруднений самого родителя с целью повышения осознанности личности и формирования стрессоустойчивости, толерантности и внутренних ресурсов человека. 2. Программа для работы с детско-родительской парой. Цель программы восстановление детско-родительских отношений, работа с негативными чувствами и эмоциями связанными с ситуацией лишения родителей в родительских правах, гармонизация отношений между родителем и ребенком, адаптация к вновь совместному проживанию).
В содержание работы с воспитанниками входит:
- подготовка их к семейной жизни; осознание причин нахождения в детском доме и формирование положительного отношения к родителям, формирование позитивного образа семьи (Диагностическое обследование ребенка с целью определения эмоционального отношения к членам семьи, степени привязанности ребенка к родителям, определение взаимоотношений между всеми членами семьи и эмоциональное состояние ребенка в связи с тем, что родители собираются восстанавливаться в родительских правах);
- индивидуальная психологическая программа для ребенка по работе с травматизацией, связанной с утратой семьи и помещением ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Работа с негативными чувствами ребенка направленными на родителей относительно их проживания в семье;
- разработка индивидуальной программы построения отношений с кровными родителями, отслеживание эмоционального благополучия ребенка (Программа для работы с детско-родительской парой. Цель программы восстановление детско-родительских отношений, работа с негативными чувствами и эмоциями связанными с ситуацией лишения родителей в родительских правах, гармонизация отношений между родителем и ребенком, адаптация к вновь совместному проживанию).
По отдельным программам проводятся индивидуальные занятия по подготовке ребёнка к переходу в семью (кровную, замещающую). Перечень возможных мероприятий в помощь детям в рамках:
- Налаживание контактов с родителями
- Организация встреч с родными
- Работа на принятие матери / отца
- Реконструкция семейной истории
- Разговоры о родных
- Проработка травмы утраты
- Работа с травмой жестокого обращения
- Коррекция взаимоотношений с братьями/сестрами
- Проработка чувства вины к родителям
- Проработка понимания поло-ролевых отношений
- Занятия по телесной терапии: упражнения на напряжение и расслабление
- Съёмка видео-анкеты о ребенке
- Составление «Книги жизни»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
семейного устройства воспитанников «Добро пожаловать в семью»
Постановка проблемы
Анализ ситуации, предшествующей реализации проекта.
Сирот в Хабаровском крае становится меньше, что говорит о частичной действенности мер, принимаемых властями в сфере борьбы с социальным сиротством. Однако очевиден скорый кризис: абсолютное большинство сирот в крае уже вступило в подростковый возраст, который является серьезным препятствием к семейному устройству.
Большинство детей-сирот в детском доме по разным причинам (ограниченные возможности здоровья, возраст, наличие братьев и сестёр) не могут быть усыновленными или принятыми в замещающую семью. У детей старше десяти лет шансы обрести приёмных родителей резко снижаются. Желающих усыновить или взять в приёмную семью подростка - единицы.
Анализ ситуации в целом и работы учреждения по семейному устройству воспитанников вскрыл противоречия в рамках учреждения:
- между необходимостью семейного устройства и отсутствием работы по содействию семейному устройству;
- между природной потребностью ребёнка жить в семье и отсутствием психологической готовности воспитанников к жизни в семье;
- между приоритетом семейного устройства и отсутствием педагогических кадров, владеющих формами и технологиями работы по семейному устройству.
Выявленные противоречия делают очевидной проблему: отсутствие в учреждении комплексной системы работы по семейному устройству воспитанников
Актуальность проекта
Проект объединяет усилия всех специалистов детского дома, развивает новые ресурсы и формы содействия семейному устройству воспитанников.
Цель проекта: семейное устройство воспитанников
Задачи проекта:
- организовать комплексную систему работы учреждения с целью семейного устройства воспитанников
- организовать работу по восстановлению кровных связей, возврату детей в кровную семью, сопровождениюдля предотвращения рецидивов
- расширить возможности учреждения по поиску кандидатов в приёмные родители
- развивать индивидуальное наставничество как форму содействия семейному устройству
- развивать психологическую готовность воспитанников к семейному устройству
- организовывать взаимодействие воспитанников, кандидатов в приёмные родители, обратившихся в Службу по подбору и подготовке приёмных родителей, и состоявшихся приёмных семей
- обучить педагогов формам и технологиям работы, способствующим семейному устройству
Целевая группы проекта: воспитанники учреждения
Направления деятельности по проекту:
- Работа с кровными семьями
- Работа с кандидатами в приёмные родители и состоявшимися приёмными родителями
- Работа с наставниками
- Работа с воспитанниками
- Работа с педагогами
- Работа по поиску кандидатов в приёмные родители и во временную передачу
Механизм реализации проекта
- Работа с кровными семьями с целью восстановления кровных связей и\или возвращения ребёнка в кровную семью. Работа ведётся поэтапно.
Этап 1. Сбор необходимой информации для «Книги жизни».
«Чтобы стоять, нужно держаться корней» — этот принцип является основополагающим в работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Для поиска родителей могут быть задействованы следующие ресурсы и источники:
1. Изучение личного дела
2. Сбор информации у сотрудников учреждения
3. Общение с самим ребенком
4. Анализ социальных сетей
5. Обращение к представителям органов власти
6.Обзвон по всем имеющимся телефонам
7. Выезд по известным адресам
8. Опрос соседей
Этап 2. Восстановление отношений воспитанника учреждения с родителями/родственниками и их поддержка через общение по телефону, в соцсетях и организация первого контакта с родителямии/или кровными родственниками.
Этап3. Возвращение ребенка в родную семью (после ее реабилитации).
Этап 4.Сопровождение семьи с целью предотвращения рецидивов
На каждого воспитанника составляется индивидуальный план работы с кровной семьёй, который заносится в ИПР.
В содержание работы с биологическими родителями входит:
- изучение степени сохранности родительских ориентаций (диагностика родителей: 1. Опросник родительских отношений Варги-Столина; 2. Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; 3. Опросник родительских установок PARY; 4. Опросник «Структура родительского отношения» Е.О. Смирновой и М.В. Быковой и т.д.);
- помощь в осознании причин лишения или ограничения в родительских правах;
- оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье;
- определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций;
- разработка индивидуальных программ восстановления родительско-детских отношений (для каждого индивидуального случая, детско-родительской пары разрабатывается индивидуальная программа, которая может содержать две части: 1. Психологическая программа для родителя. Цель программы: повышение родительских компетенций в вопросах возрастной психологии, воспитании и развитии детей. Проработка личностных затруднений самого родителя с целью повышения осознанности личности и формирования стрессоустойчивости, толерантности и внутренних ресурсов человека. 2. Программа для работы с детско-родительской парой. Цель программы восстановление детско-родительских отношений, работа с негативными чувствами и эмоциями связанными с ситуацией лишения родителей в родительских правах, гармонизация отношений между родителем и ребенком, адаптация к вновь совместному проживанию).
В содержание работы с воспитанниками входит:
- подготовка их к семейной жизни; осознание причин нахождения в детском доме и формирование положительного отношения к родителям, формирование позитивного образа семьи (Диагностическое обследование ребенка с целью определения эмоционального отношения к членам семьи, степени привязанности ребенка к родителям, определение взаимоотношений между всеми членами семьи и эмоциональное состояние ребенка в связи с тем, что родители собираются восстанавливаться в родительских правах);
- индивидуальная психологическая программа для ребенка по работе с травматизацией, связанной с утратой семьи и помещением ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Работа с негативными чувствами ребенка направленными на родителей относительно их проживания в семье;
- разработка индивидуальной программы построения отношений с кровными родителями, отслеживание эмоционального благополучия ребенка (Программа для работы с детско-родительской парой. Цель программы восстановление детско-родительских отношений, работа с негативными чувствами и эмоциями связанными с ситуацией лишения родителей в родительских правах, гармонизация отношений между родителем и ребенком, адаптация к вновь совместному проживанию).
По отдельным программам проводятся индивидуальные занятия по подготовке ребёнка к переходу в семью (кровную, замещающую). Перечень возможных мероприятий в помощь детям в рамках:
- Налаживание контактов с родителями
- Организация встреч с родными
- Работа на принятие матери / отца
- Реконструкция семейной истории
- Разговоры о родных
- Проработка травмы утраты
- Работа с травмой жестокого обращения
- Коррекция взаимоотношений с братьями/сестрами
- Проработка чувства вины к родителям
- Проработка понимания поло-ролевых отношений
- Занятия по телесной терапии: упражнения на напряжение и расслабление
- Съёмка видео-анкеты о ребенке
- Составление «Книги жизни»
Результативность процесса возвращения ребенка в кровную семью зависит от следующих педагогических условий:
- создания в учреждении и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;
- наличия профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности;
- реализации индивидуальной для каждого воспитанника программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками;
- выявления и учета особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности и ресурсности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка;
- создания системы мониторинга и управления данным процессом администрацией учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На каждого воспитанника составляется индивидуальный план работы с кровной семьёй, который заносится в ИПР.
- Работа с кандидатами в приёмные родители и состоявшимися приёмными родителями как основным ресурсом в развитии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Деятельность предусматривает участие кандидатов и состоявшихся приёмных родителей в занятиях по Программе развития готовности воспитанников к семейному устройству, детей старшего возраста, братьев и сестер, детей с ограниченными возможностями здоровья.И наоборот, участие воспитанников в занятиях по программе подготовки кандидатов.
Также деятельность по данному направлению включает в себя проведение совместных мероприятий различной направленности с целью организации взаимодействия и развитию сообществ: «воспитанники –кандидаты в приёмные родители», «воспитанники – состоявшиеся приёмные родители»
- Работа с наставниками как дополнительный ресурс в развитии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Организуя деятельность по данному направлению, необходимо рассматривать наставничество как дополнительный ресурс в развитии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Во-первых,наставник становится значимым человеком для подростка, воспитанник посещает семью наставника. Наставники могут оформить в органах опеки временную передачу. Таким образом, у ребёнка появляется гостевая семья.
Во-вторых,наставничество для ребенка может стать ступенькой к другой, следующей, форме устройства, например, замещающей семье или усыновлению, если статус ребенка это позволяет.
В-третьих, форма наставничества позволяет кандидатам в приёмные родители убедиться в своей готовности принять ребёнка-сироту. Поэтому наставничество выступает и как форма профилактики возвратов детей из замещающих семей.
Деятельность по данному направлению выстраивается поэтапно: поиск кандидатов в наставники, обучение и подготовка, формирование пары, сопровождение пары «воспитанник-наставник»
- Работа с воспитанниками как развитие психологической готовности к проживанию в семье
По данному направлению с воспитанниками проводятся занятия по Программеразвития готовности воспитанников к семейному устройству, детей старшего возраста, братьев и сестер, детей с ограниченными возможностями здоровья, тренинги, упражнения, моделирующие семейные отношения.
По отдельным программам проводятся индивидуальные занятия по подготовке ребёнка к переходу в семью (кровную, замещающую). Перечень возможных мероприятий в помощь детям в рамках:
- Налаживание контактов с родителями
- Организация встреч с родными
- Работа на принятие матери / отца
- Реконструкция семейной истории
- Разговоры о родных
- Проработка травмы утраты
- Работа с травмой жестокого обращения
- Коррекция взаимоотношений с братьями/сестрами
- Проработка чувства вины к родителям
- Проработка понимания поло-ролевых отношений
- Занятия по телесной терапии: упражнения на напряжение и расслабление
- Съёмка видео-анкеты о ребенке
- Составление «Книги жизни»
На каждого воспитанника составляется индивидуальный план работы, который заносится в ИПР.
- Работа с педагогами как необходимость повышения профессионального уровня, создание условий для самообразования по вопросам содействия семейному устройству воспитанников.
Деятельность осуществляется через организацию Школы педагогического мастерства, методические семинары, педагогические советы, тренинги.
- Работа по поиску кандидатов в приёмные родители и во временную передачу как расширение возможностей учреждения через использование новых форм деятельности.
Деятельность по этому направлению основывается на взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность по содействию семейному устройству, съёмке и показе видео паспортов воспитанников,
сотрудничестве со СМИ.
Ожидаемые результаты:
1.Создана комплексная система работы учреждения с целью семейного устройства воспитанников.
2.Опробированы новые формы работы по содействию семейному устройству, оценена их эффективность.
3.Увеличилось количество воспитанников, переданных на воспитание в семью (кровную, замещающую) и во временную передачу.
