Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Сегодня в стремительно меняющемся мире стало важным обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие школьника. Главной целью образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умение учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:

Внеклассная работа – одна из основных форм работы с детьми, направленная на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Основные задачи организации внеклассной работы: - выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;

 - формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;

 - расширение рамок общения школьников с социумом;

- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность:

1.  Мероприятия, способствующие формированию гражданственности и патриотизма, воспитанию высоких моральных качеств и чувства долга: - поздравление ветеранов войны и труда, уроки мужества (встреча с воинами-интернационалистами) ко Дню защитников Отечества, конкурс инсценированной песни ко Дню Победы; - цикл бесед по профилактике правонарушений (с привлечением инспектора ПДН ОВД); - беседа с инспектором ПДН ОВД «Поведение подростка в школе и на улице»; - профилактическая беседа с медсестрой «Вредные привычки»; «О последствиях употребления спиртных напитков».

2. Мероприятия, способствующие физическому развитию и формированию здорового образа жизни учащихся:

 - цикл классных часов в рамках месячников «Внимание, дети!», «Пожарной безопасности», недели «Безопасность дорожного движения»;

- участие в школьных и районных спортивных соревнованиях по футболу, мини-футболу, баскетболу, волейболу, шахматам, лыжным гонкам, легкоатлетическим эстафетам, праздниках «День здоровья»;

- участие в конкурсах рисунков, стенгазет, презентаций «Мы за здоровый образ жизни».  

3. Мероприятия, способствующие интеллектуальному развитию учащихся:

- участие во всероссийском этапе школьных олимпиад,  интеллектуальных конкурсах, Конкурс – игра «Бамбарууш», «Гуламта» (бурятский язык), Традиционный фольклорный праздник «Сагаалган –Белый, Конкурс «Гостиничный сервис», Байкальский образовательный форум лидеров экологического движения, Олимпиада «Знатоки Байкала», Конкурс «Я и Байкал», НПК «Шаг в будущее», НПК «Мы будущее XXI века», НПК «Серебряная альфа» НПК "Сибирская весна", Международная экологическая конференция школьников "Мир, в котором мы живем", Республиканская ономастическая конференция школьников "Мир имен и названий";

- участие в научно-практических конференциях, чтениях.

4. Мероприятия, способствующие культурно-нравственному развитию учащихся: - осенняя ярмарка «Золотая осень», выставка работ по декоративно-прикладному искусству;

- конкурс детской эстрадной песни, конкурсы чтецов;

- конкурс «Баатар - Дангина», посвященный встрече Нового года по восточному календарю;

- участие в концертных программах, молодежных вечеринках;  

- Праздник «Рождение ребенка: обычаи и обряды», праздник «Сагаалган», «Юность моя», Праздники бурятской народной игры «Шагай наадан»;

- участие в экологических, благотворительных акциях;

 - уроки толерантности.

Все дети моего класса во внеурочное время посещают кружки и секции разной направленности. Это демонстрирует их стремление к саморазвитию, познанию нового, желанием учиться, овладеть  новыми умениями и знаниями. И характеризует как творчески активных, готовых к поиску и исследовательской деятельности. А их личные достижения и победы - это результат становления и развития личности. Результатом классного руководства являются за период работы в школе № 19 два выпуска и 6 медалистов.

В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации.  Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания.  Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу. Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, с ним надо заниматься. Важно приучить его к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов и др.

Сформированная и воплощаемая мною система педагогической деятельности укладывается в простую, но эффективную формулу – «Бурятский язык на уроке + бурятский язык вне урока». Я отвожу важную роль внеурочной работе по бурятскому языку, так как это позволяет сравнять его изучение по времени с основным языком, поддерживать интерес к учебному предмету «бурятский язык», доказать важность бурятского языка в будущей самостоятельной жизни молодого человека.  Такую возможность даёт работа творческой лаборатории «Экология и мы», которой я руковожу уже 8 лет. Так же работа кружка по бурятской народной игре «Шагай наадан», которые  позволяют популяризировать бурятский язык, общаться, всем желающим изучать язык, наладить партнёрские отношения со всеми, кто заинтересован в актуализации бурятского языка. Практика показывает, что во внеурочной работе нужно строго соблюдать основные принципы: Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются во внеурочную деятельность по собственному желанию. Принцип массовости предусматривает активное участие во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем подготовки по предмету. Принцип  учета и развития индивидуальных особенностей и интересов обучающихся предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Принцип связи внеурочной деятельности с уроками, прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий мероприятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе с материалами действующих УМК по бурятскому языку. Все принципы действуют в комплексе и дополняют друг друга. Все  мероприятия,  имеющие  внеурочный  статус,  организуются  и  проводятся  в строгом соответствии с вышеназванными принципами. Внеурочные мероприятия так же являются элементом независимой оценки качества образования в области языков: иностранных, русского и национального – бурятского языка.