Учитель мастер

С изменением общественно-политической ситуации в стране в 1980-е -1990-е гг. обрядовая практика стала более открытой. Тем не менее, присутствовать на некоторых обрядах разрешено не всем. К тому же число носителей традиционной культуры, знатоков верований, обрядов и обычаев становится все меньше. В такой ситуации описание и изучение традиционных семейно-родовых обрядов является весьма актуальной и важной задачей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В какие игры играли наши предки. Значение игры в воспитании детей

В первые годы жизни в воспитании детей между мальчиками и девочками никаких различий не делалось. Не принято было строго наказывать детей за какие-либо проступки, тем более применять грубое физическое воздействие, порку, так как это считалось вредным для их здоровья. Эту особенность отмечали многие исследователи. В частности, в своих работах исследователи Ф. И. Ланганс (XVII в.), Б. Э. Петри (XX в.) отмечают, что в бурятских улусах не наблюдаются сцены порки, не слышно криков, брани в адрес ребенка[1]. До 4-5–летнего возраста дети играли с соседскими детьми. Те, кто постарше привлекались к посильной работе, но в свободное время проводили в играх.

В специальной литературе нет строгой классификации игр. Поэтому в данной работе описания игр рассматриваются по следующим группам: детские игры, игры спортивного характера, игры, сопровождающиеся песнями и танцами, творческие игры.

Детские игры. Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. В основном дети играли в салки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки. Наиболее любимой игрой являлась игра с использованием бабок, альчиков. Сырьем для игрушек служили материалы, получаемые от домашних животных. В древности в лодыжки играли во время празднования Нового года по монгольскому календарю. Игра в лодыжки носила магические функции. В старину говорили, что надо играть, чтобы год был удачным, чтобы не повторялось плохое, чтобы умножился скот, чтобы все были счастливы, богаты, здоровы, надо играть для счастья и плодородия. О правилах игры в альчики рассказал житель с. Курумкан Очиров В. Э.: «Игрок берет цепочку и, подбросив ее вверх в первый раз, отделяет той же рукой от кучки несколько бабок и на лету ловит цепочку. Подбросив во второй раз, хватает уже отдельные бабки и тут же ловит цепочку. При этом не должен задеть другие альчики. В противном случае его игра не засчитывается, и бабки возвращаются обратно в общую кучу. Обронивший цепочку платит штраф. Когда из кучи разобраны все бабки, то последние кладутся на кон поровну от каждой команды. Разница остается у сумевших набрать большее количество бабок. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не останется без бабок или по уговору победителями считаются набравшие большее количество бабок».

Существовали такие разновидности игры, как стрельба в косточки специальной палочкой, ловля альчиков, игра в бабки щелчком, отгадывание альчиков, раскидывание альчиков.  Стрельба в косточки специальной палочкой проводилась во время праздника Сурхарбан, как один из видов трех мужских игр. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику (Приложение 4. Игры в альчики. Сборник бурятских народных игр).

А еще дети играли в игры с предметами, например: прятали шапку, кольцо или варежки, кидали диск или колесо. Играли в такие подвижные игры, как салки, прятки, чехарда, жмурки, игра в палочку-выручалочку, играли в зоску (Приложение 5. Игры с предметами. Сборник бурятских народных игр).

Игры спортивного характера. К ним относились игры, в которых надо проявлять ловкость, быстроту, меткость, силу. Все эти качества воспитывались в мальчиках через обучение конным скачкам, стрельбе из лука, национальной борьбе, именуемые в бурятском народе «Эрын гурбан наадан» - игры, достойные мужчин – три вида мужских состязаний. Мальчиков учили с малых лет управлять конем: как только мальчик начинал ходить, его усаживали на коня. В табуне специально выделяли жеребенка, чтобы он рос вместе с ребенком и считался его собственностью. Сначала учили ездить на объезженной смирной лошади. Считалось, что умение ездить на коне, ухаживать за ним – это важнейшие качества каждого мальчика. С раннего возраста мальчики увлекались стрельбой из лука. Чаще всего лук изготавливался им самим. Таким образом, мальчишки подражали охотникам, которые были уважаемыми людьми своего рода, племени. Состязания в меткости были любимым занятием мальчиков, так как испытывались не только качества стрелка, но и качества его оружия. Национальной борьбой начинали заниматься с ранних лет, постоянно совершенствуя технику борьбы. Лучшими борцами в старину считались те, кто владел в совершенстве такими приемами борьбы, как подсечка и обвив. Все эти виды состязаний были непременными атрибутами во время проведения праздников «Сагаалган», «Сурхарбаан», после проведения религиозных обрядов. В наше время эти состязания также пользуются большой популярностью, они входят в программу сельских игр, национальных праздников, региональных первенств.

Одним из популярных видов мужских игр была игра в разбивание позвоночной кости, который проводится во время празднования Нового года по лунному календарю. (Приложение 6. Спортивные игры. Сборник бурятских народных игр).

Игры, сопровождающиеся песнями и танцами. В традиционном фольклоре бурят большое место занимают игры, сопровождающиеся пением и танцами (нааданы). Понятие «наадан» многозначно. Ученый – этнограф Д. С. Дугаров[2] объясняет значение этого понятия так: 1) игра, забава, развлечение; 2) вечер, вечеринка, танец (хороводный); 3) постановка, спектакль, концерт; 4) шутка, насмешка, потеха; 5) ток (о птицах). В своей монографии Л. Д. Дашиева «Традиционная музыкальная культура бурят» отмечает: «В современной бурятской фольклористике отсутствуют сведения, касающиеся классификации нааданов». Она выделяет три жанровые группы: игры – танцы, игры – песни, игры – песни – танцы.[3] 

К играм – танцам относятся игры, основанные на имитации движений и голосов животных и птиц. Среди них выделим «Тетеревиную игру» и «Глухариную игру». Эти игры устраивались перед охотой на тетеревов и глухарей, чтобы охота была удачной (Приложение. Сборник бурятских народных игр). К этой жанровой группе относятся «Медвежья игра», «Волчья игра», «Укрощение коня», «Козлиная игра». В этих играх объединялись танец, охотничьи звукоподражания, игра и песня.

К играм – песням относятся песни кольца, состязание в пении. Информант Сабхандаева А. Е. рассказала о правилах состязания в пении: «Состязание в пении проводилось между двумя командами. Участники становились в ряд друг против друга. Например, если песня имела 4 строки, то две первые строки пела одна сторона, а продолжение строк должна была подхватить вторая сторона. Условие было таково: песня не должна прерываться. Если вторая сторона не подхватывала песню, то она считалась проигравшей» (Приложение 8. Песни кольца. Состязание в пении).

Одним из примеров игр-песен-танцев является ехор, игры вокруг костра. Ехор – хороводный танец, сопровождающийся пением. В основном участвовала  молодежь. Число участников не ограничивалось. Ехор исполняли весной и летом, на открытом воздухе. Обычно выделялся запевала, мастер ведения ехора,  который начинал пение, а все остальные подхватывали и двигались по кругу по ходу солнца. Песни, под которые исполняли ехор, имеют различное содержание и тематику. В них воспевали красоту природы, труд, любовь. Высоко ценились запевалы, которые могли импровизировать во время ехора. Ныне буряты – единственный народ из монголоязычных народов, у которых сохранился круговой танец – ехор (Приложение 9. Еохор).

Большое значение имели творческие игры, которые развивали ум, сообразительность, воображение. К ним относятся отгадывание загадок, состязание в остроумии, игра в шахматы. В загадках в аллегоричной форме обобщены наблюдения людей об окружающем мире. В игре «Состязание в остроумии» играющие состязались в умении остроумно ответить на шутки-прибаутки, пословицы и поговорки или в умении рассказывать анекдот, ответить афоризмом на афоризм (Приложение 10. Творческие игры. Сборник бурятских народных игр). С детства всех бурятских детей родители обучали игре в шахматы. Во времена Чингисхана властители устраивали многодневные игры в степи, которая была расчерчена на шахматные поля, а шахматные фигуры состояли из живых людей, слонов и коней. Ныне эта игра также пользуется популярностью и среди детей, и среди взрослых. Игра в шахматы вырабатывает такие качества у игроков, как терпеливость, сообразительность, умение быстро принимать решение. Все эти качества необходимы в жизни человека. По словам кандидата психологических наук, гроссмейстера Н. Крогиус, шахматы играют важную роль в развитии мышления и в воспитании характера. Шахматы – это не только спорт, но и искусство, и наука. Поэтому игра в шахматы имеет большое воспитательное значение (Приложение 11. Игра в шахматы).

Традиционные игры бурят соответствовали образу жизни бурят, способствовали воспитанию трудовых навыков, нравственных, эстетических, физических и умственных качеств.


[1] Басаева К. Д. Брак и семья у бурят. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1991. – с. 86

[2]  Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства. На материале обрядового фольклора бурят. М., 1991.  – с. 85

[3] Дашиева Л. Д. Традиционная музыкальная культура бурят. Улан-Удэ, изд-во ОАО «Республиканская типография», 2005. – с. 109



Предварительный просмотр:

Проект «Национальный праздник Сагаалган»

Краткое описание проекта: учебный проект

Цели проекта: Общеучебная: формирование навыков использования справочной литературы, отбора и систематизации материала; формирование навыков публичного представления результатов работы. Образовательная: знакомство с культурой бурятского народа; развитие положительной учебной мотивации. Воспитательная: привитие интереса к изучению культуры народа и бурятского языка, развитие навыков взаимодействия в группе.

 Ожидаемые результаты: Приобщение детей к истории и культуре бурятского народа, овладение учащимися общеучебными навыками и умением применять знания на практике.

 Алгоритм проведения проекта

1-й урок:  1 этап – постановка проблемы, цели и задач проекта;

2 этап – обсуждение возможных объектов изучения;

3 этап – обсуждение плана работы; определение источников информации, способов сбора, анализа и представления результатов, процедур и критериев оценки проектной деятельности;

4 этап – распределение обязанностей.

5 этап – исследование, отбор и систематизация необходимой информации, изготовление проекта, консультации для учащихся.

6 этап – обобщение результатов и выводов, защита проектных работ.

7 этап – коллективное обсуждение результатов проекта, самоанализ проектной деятельности.

 Критерии оценки

• Полнота раскрытия темы

• Самостоятельность при выполнении работы

• Источники и полнота использованной в ходе работы информации

• Творческий и аналитический подход к работе

• Качество оформления проектных материалов

• Владение аудиторией при защите проекта

 Возможность развития проекта

Обучающий характер работы над проектом: 1) целенаправленная работа над формированием общеучебных навыков; 2) обеспечение необходимой помощи, консультация.

Этапы

Процесс выполнения проекта

Деятельность

Результат

учителя

учащихся

1 этап

Запуск проекта.

Постановка проблемы, цели и задач проекта

Определяет готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся на теме урока.

Участвуют в беседе: “ Что символизирует праздник Сагаалган?” Выясняем назначение и пользу проекта для себя и для других.

Советуются с членами семьи, используют различные источники информации.

2 этап

Обсуждение возможных объектов изучения. Определение источников информации, способов сбора, анализа и представления результатов, процедур и критериев оценки проектной деятельности

Организация обсуждения. Помощь в выборе и обосновании идей, определении источников информации, способов сбора, анализа и представления результатов, процедур и критериев оценки.

Предлагают свои идеи. Обсуждают и договариваются о представлении результатов работы.

Идея 1. Создать журнал.

Идея 2. Собрать  материала о благопожеланиях. Идея 3. Узнать, какая национальная одежда, украшения у бурят. Идея 4. Национальная кухня.

Идея 5. Инсценирование сказки.

Идея 6. Исполнить песню, танец.

Источники информации: книги, советы взрослых.

Результаты представить на общешкольном празднике.

3 этап

Обсуждение плана работы.

Руководство процессом создания журнала. Индивидуальные консультации по реализации проекта.

Собирают и предъявляют материал для дальнейшей работы.

Собран материал для журнала: рисунки- раскраски, пословицы и поговорки, загадки.

4 этап

Распределение обязанностей

Организует деление на группы.

Делятся на группы и выбирают определенное задание.

 Приветствие  - участвуют все.

Рукописный журнал – группа оформителей.

Инсцениование сказки – группа актеров.

Защита национального костюма и блюда – рекламная группа

5 этап

Отбор и систематизация необходимой информации, изготовление проекта

Консультации групп. Помощь в изготовлении журнала. Подготовка к публичной защите проекта.

Оформляют журнал, учат слова приветствия, песню. Разучивают национальный танец – ехор.

Рукописный журнал. Подготовили приветственное слово.

Выучили песню на бурятском языке.

Разучили ехор.

6 этап

Обобщение результатов и выводов, защита проектной работы

Организация защиты.

Публичная защита.

I место

7 этап

Коллективное обсуждение результатов проекта, самоанализ проектной деятельности

Предлагаю алгоритм рефлексии:

Что нового узнали? 

Чему я научился? Какое главное дело мы сделали?

Оценивание своего участия.

Самооценка результатов деятельности.