5. Учебно-методическая литература


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету бурятский язык.

3 класс на 2013 – 2014  учебный год

Рабочая программа разработана на основе программы по бурятскому языку  как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения.

Авторская программа по бурятскому языку С.Ц Содномова., Р.С. Дылыковой, Б.Д. Жамбалова, Б.Д Содномовой. Улан – Удэ «Бэлик» 2010 г.

Учитель Наерханова Е.А.


Пояснительная записка

  Программа разработана в соответствии с  Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, а также  на основе авторской программы по бурятскому языку С.Ц. Содномова, Р.С.Дылыковой, Б.Д.Содномовой.

  Младший школьный возраст отличается общительностью и эмоциональностью. У них интенсивно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Формируется способность к словесно-логическому мышлению, рассуждению. Их внимание приобретает относительно устойчивый характер, тем не менее их способность к волевому усилию и адекватной самооценке еще  недостаточно развита. У детей этого возраста велик интерес к чтению, рассказов с острой и занимательной фабулой, к сказкам, научно-познавательной литературе. Им интересны знания об окружающем мире, поэтому важно пробудить в них любознательность, познавательную активность. Они восприимчивы и запоминают то, что вызывает непосредственный эмоциональный отклик.  

В свою очередь, изучение бурятского языка способствует развитию речевых способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на русском языке, также изучение бурятского языка позволяет расширить словарный запас младшего школьника на русском языке за счет заимствованных слов.    

Одним из приоритетов начального образования признается развитие личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности - учебно-познавательной, практической, социальной. Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения бурятского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями учебно-познавательного характера. Деятельностный характер курса позволяет сочетать речевую деятельность на бурятском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и т. п.), осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки.

Обучение бурятскому языку на начальном этапе обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими этапами. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач.  

Цели начального этапа обучения

В процессе изучения курса  (во 2-4 классах) важно реализовать следующие цели:

  • формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении,  внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему аудировании, чтении и письме;
  • развитие личности ребенка, его речевых способностей изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;
  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке:  формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т. п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках;
  • знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;
  • формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
  • развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей;
  • приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

Содержание образования на начальном этапе обучения

  1. Речевая компетенция

1.1. Предметное содержание устной и письменной речи

Предметное содержание устной речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные региональным стандартом по бурятскому языку как государственному.

Мои друзья и я. Приветствие. Знакомство. Имя. Возраст. Помощь друг другу. Совместные занятия. Любимое домашнее животное, его имя, возраст. Моя биография.

Моя семья. Члены моей семьи, их имена, возраст. Мой дом/моя квартира, моя комната. Культ огня – хранитель домашнего очага, семьи и рода. Почитание старших – символ мудрости и доброты.  Семейные праздники (день рождения, Новый год, Праздник белого месяца). Вечер в кругу семьи: любимые занятия членов моей семьи, что они любят читать. Помощь по дому. Вежливый телефонный разговор. Поведение в семье и гостях.    

Мой день, досуг. Любимые  игрушки: их цвет, размер, что они умеют “делать”.       Любимые занятия: что я умею/не умею, что хочу научиться делать (учебные действия, спортивные занятия и игры, игра на музыкальных инструментах). Три игры мужей.   Мои любимые сказки. Выходной день. Каникулы. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Мои любимые персонажи детских произведений. Инсценирование сказок.

Моя школа. Классная комната. Учебные предметы. Школьные принадлежности.  

Пять драгоценностей бурят.  

Одежда. Цвет, размер, чья одежда.  Национальный костюм.

Еда. Молочная  пища. Молоко – ритуальный напиток – символ плодородия, небесного благоволения, пожелания светлого. Национальная кухня. Прием и угощение гостей. Еда в разное время суток.  

Работа, профессия. Профессия моих родителей. Письмо другу: обращение, прощание, оформление конверта. Профессия почтальона. Сказка о волшебном почтовом ящике. В магазине: как пройти и сделать покупку. Профессия продавца. Покупка одежды. Покупка продуктов  в разных упаковках и в разном количестве: литр, килограмм и др.

Мое село, мой город. Жизнь в городе и селе. Дикие и домашние животные. Моя деревня.

Моя Иркутская область. География. Климат и погода. Времена года.  Озеро Байкал.    Легенда об Ангаре.  

1.2. Продуктивные речевые умения

Умения диалогической речи. При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным младшие школьники учатся:

  • вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие; знакомиться; прощаться; поздравлять и благодарить за поздравление; выражать благодарность в процессе совместной деятельности; извиняться; предлагать угощение, благодарить за угощение / вежливо отказываться от угощения;
  • вести диалог-расспрос, задавая вопросы: Хэн? (Кто?) Юун? (Что?) Хэзээ? (Когда?)  Хаана (Где?) Хайшаа?  (Куда?)  Хаанаhаа (Откуда?)  Юундэ? (Почему?)
  • вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, соглашаться/отказываться выполнять просьбу; предлагать сделать что-либо вместе, соглашаться/не соглашаться на предложение партнера; просить о помощи и предлагать свою помощь.

Умения монологической речи. При овладении монологической речью младшие школьники учатся:

  • описывать картинку, фотографию, рисунок на заданную тему;
  • описывать животное, предмет, указывая название, качество, размер, количество, принадлежность, место расположения;
  • кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, своем домашнем животном, герое любимой сказки/мультфильма: называть имя, возраст, место проживания, описывать внешность, характер, что умеет делать, любимое занятие и выражать при этом свое отношение к предмету высказывания (нравится/не нравится);
  • передавать содержание прочитанного/услышанного текста с опорой на иллюстрацию, ключевые слова, план;
  • воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки.

Умения письменной речи. При овладении письменной речью младшие школьники учатся:

  • писать буквы бурятского алфавита;
  • делать выписки из текста;
  • восстанавливать слово, предложение, текст;
  • записывать слова, словосочетания, простые  предложения под диктовку;
  • писать поздравление с Новым годом, с праздником белого месяца, Рождеством, днем рождения с опорой на образец;
  • писать краткие сообщения на тему с использованием известных ключевых слов и выражений;
  •  делать письменный перевод с бурятского языка на русский и с русского языка на бурятский язык несложные тексты.

1.3. Рецептивные речевые умения

Умения аудирования.

В процессе овладения аудированием младшие школьники учатся:

  • различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения бурятского языка;
  • различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;
  • воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке;
  • воспринимать на слух несложные тексты (сказки, детские рассказы, соответствующих возрасту и интересам младших школьников);
  • передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
  • делать сообщение по прочитанному или услышанному тексту

Умения чтения.

При овладении чтением младшие школьники учатся:

  • технике чтения вслух: соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное акцентное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
  • читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный языковой материал;
  • читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие только изученный языковой материал, а также тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения;
  • читать про себя и понимать несложные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
  • читать и выборочно понимать  нужную или интересующую информацию (просмотровое/поисковое чтение).
  • определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.

2. Социокультурная компетенция

В процессе обучения бурятскому языку в начальной школе учащиеся приобретают следующие социокультурные знания и умения:

- знание традиционной культуры народов Нукутского района: семья и семейные отношения у народов, родословная бурят, национальные костюмы, кухня, праздники и игры;

- знания из области географии Иркутской области: реки, горы, растительный и животный мир, озеро Байкал.

3. Учебно-познавательная компетенция

Младшие школьники овладевают следующими умениями и навыками:

  • - сравнивать языковые явления русского и бурятского языков: звуки, буквы, слова, словосочетания, предложения. Производить элементарный анализ перечисленных явлений языка под руководством учителя;
  • соотносить графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
  • опираться на языковую догадку в процессе чтения/восприятия на слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
  • списывать слова/предложения/небольшие тексты на бурятском языке; выписывать, вставлять слова и буквы, изменять форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических упражнений;
  • действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений и при составлении собственных устных и письменных высказываний;
  • пользоваться планом (в виде грамматических символов, ключевых слов и словосочетаний, вопросов) при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной этапа;
  • группировать лексические единицы бурятского языка по тематическому признаку и по частям речи;
  • применять изученные грамматические правила в процессе общения в устной и письменной формах;
  • пользоваться бурятско-русским, русско-бурятским словарями.

4. Языковая компетенция

4.1. Произносительная сторона речи. Графика и орфография

Младшие школьники должны:        

  • знать все буквы бурятского алфавита;
  • знать общие правила орфографии и чтения.

Младшие школьники учатся:

  • адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка;
  • соблюдать долготу и краткость гласных;
  • не оглушать полностью звонкие согласные (‘д’ (арад, хахад), ‘б’ абааб, ерээб) в конце слов;
  • не смягчать согласные перед гласными ‘с’; ‘з’, ‘ж’, ‘ш’, ‘h’.
  • соблюдать акцентное и фразовое ударение, членение предложения на смысловые группы;
  • соблюдать интонацию утвердительного, вопросительного и побудительного предложений, а также предложений с однородными членами.

4.2. Лексическая сторона речи

К концу обучения в начальной школе учащиеся:

  • овладевают лексическими единицами, обслуживающими ситуации общения в пределах тематики начального этапа:

а)        отдельными словами;

б)        простейшими устойчивыми словосочетаниями типа,

в)        оценочной лексикой и репликами-клише, соответствующими речевому этикету бурят.

Продуктивный лексический минимум составляет около 500 лексических единиц (ЛЕ), рецептивный лексический запас - около 600 ЛЕ, включая продуктивную лексику;

  • знакомятся с некоторыми способами словообразования:

           - лексико-синтаксическим (эхэ эсэгэ, гутал хубсаhан, Эхэ орон);

  - аффиксальным (суффиксы существительных –шан, -шон, -шэн; числительных –дахи, дохи, -дэхи);  

           - знакомятся с интернациональными словами, например футбол, волейбол и т.д.

4.3. Грамматическая сторона речи

Младшие школьники учатся распознавать и употреблять в речи:

  • существительные в единственном и множественном числе,
  • глаголы  изъявительного наклонения с лично-предикативными частицами и без них;
  • глаголы многократного причастия с отрицательной частицей и без неё;
  • местоимения (личные, притяжательные, вопросительные, указательные);
  • качественные прилагательные в нейтральной степени;
  • количественные и порядковые числительные до 100;
  • послелоги: соо, дээрэ, доро, саана,  хажууда, өөдэ, уруу;
  • частицы: лично-предикативные (-б, -би, -ш, -ши, -бди, -та), вопросительные (-б, бэ,  гү, бэзэ, үгы), утвердительные (юм, тиимэ, hэн);
  • основные коммуникативные типы простого предложения: утвердительное, вопросительное, побудительное;
  • употребление предложений с простым глагольным сказуемым (хүбүүн hурана), составным именным сказуемым (багша болохо) и составным глагольным (уншажа байна);
  • употребление некоторых форм безличных предложений (hалхилна, тархимни үбдэнэ);
  • употребление простых распространенных предложений, предложений с однородными членами;
  • употребление сложносочиненных предложений с сочинительными союзами (харин, ба, болон).

Требования к уровню  подготовки выпускников начальной школы

В результате изучения курса «Родной язык и культура» в начальной школе ученик должен:

знать/понимать:

  • алфавит, буквы, основные словосочетания, звуки бурятского языка;
  • основные правила чтения и орфографии бурятского языка;
  • особенности интонации основных типов предложений;
  • имена наиболее известных персонажей бурятских детских литературных произведений;
  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора, доступные по форме и содержанию.

уметь:

в области аудирования:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность;

в области говорения:

  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Хэн? (Кто?) Юун? (Что?) Хэзээ? (Когда?)  Хаана (Где?) Хайшаа?  (Куда?)  Хаанаhаа (Откуда?)  Юундэ? (Почему?)  и отвечать на них;
  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;

в области чтения:

  • читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
  • читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

в области письма и письменной речи:

  • списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
  • писать краткое поздравление с опорой на образец.

      в области социальной компетенции:

  • знание традиционной культуры народов Нукутского района: семья и семейные отношения у народов, родословная бурят, национальные костюмы, кухня, праздники и игры;
  • знания из области географии Иркутской области: реки, горы, растительный и животный мир, озеро Байкал.

Календарно-тематическое планирование (34ч)

Тема

Содержание

Кол-во час

Дата

1 четверть (9ч)

Аудирование , говорение

1

Мои друзья и я.

Приветствие. Знакомство. Имя. Возраст. Помощь друг другу. Совместные занятия. Любимое домашнее животное, его имя, возраст. Моя биография. Части тела человека

1

2

Моя семья.

Члены моей семьи, их имена, возраст. Мой дом.  Почитание старших – символ мудрости и доброты.   Поведение в семье и гостях. Домашняя утварь

        Г. Бадмаева “Бэлэг”.  

1

3

Моя школа.  

Классная комната. Учебные предметы. Школьные

принадлежности.   Цифры. Д. Мижидон  “Доржо Баяр хоёр”, “Урок”

1

4

Одежда.

Цвет, размер, чья одежда.  Национальный костюм. Обувь.

Цвета .

1

5

Мое село, мой город.

Жизнь в городе и селе. Дикие и домашние животные. Моя деревня.    Сказка  “Амитадай арсалдаан”.

1

6

Еда . Обычаи, традиции

Молочная  пища. Молоко – ритуальный напиток – символ плодородия, небесного благоволения, пожелания светлого. Национальная кухня. Прием и угощение гостей. Еда в разное время суток.  

Стихотворение Ц-Б. Бадмаева “Хонин мөөрэдэг гү, али маарадаг гү”

1

7

Мой день, досуг.

Любимые  игрушки: их цвет, размер, что они умеют “делать”.       Любимые занятия: что я умею/не умею, что хочу научиться делать. Выходной день. Каникулы. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Г. Дашабылов “Бүмбэгэ”.

1

8

Тест

Контроль знаний

1

2 четверть (7ч)

Алфавит . чтение , письмо

1

Буквы Аа, Оо, Бб, Шш, Хх. Гласные звуки а,аа,о,оо

“Шатар” бурятская народная сказка,

1

2

Буквы Лл,Мм,Нн,Ии,Ээ. Гласные звуки и,ии,э,ээ

Ц. Номтоев “Бүхэ барилдаан”.

1

3

Буквы hh,YY,Рр. Гласные звуки Y, YY.

Д. Мижидон “Һайрхуу залхуу хоёр”,  “Бэрхэтэй бодолго”.

2

4

Буквы Дд,Уу,Гг.. Гласные звуки у,уу

Б. Абидуев  “Муура багша”.

2

5

Тест

Контроль знаний

1

3 четверть (10ч)

1

Буквы Зз,Тт,Яя. Гласные звуки я,яя

Ж. Балданжабон “Та”.

2

2

Буквы Пп,Ее,Ёё,Юю. Гласные звуки е,еэ,ё,ёо,ю,юу

Г. Бадмаева “Сагаалганай  бэлэг”.

Празднование Сагаалгана

2

3

Буквы Жж,Сс,Оо оо,Ыы. Гласные звуки оо,ы

Стихотворение Ц-Б. Бадмаева “Хонин мөөрэдэг гү, али маарадаг гү”

Ц-Б. Бадмаев “Үбэл”, Б. Абидуев “Хабарай эхин”.

2

4

Дифтонги ай, ой, эй  

Пять драгоценностей бурят

 Г. Чимитов “Табан нүхэд”,

Ж.Лодой “Тугал”,  Д. Гомбоев  “Үхэр”, Б. Цыренов “Тэмээн”, Л. Тапхаев  “Ямаан”, Г. Дашабылов  “Унаган”, Д. Гомбоев  “Хонин”.  

3

5

Тест

1

4 четверть (8ч)

1

Дифтонги  уй, Yй

Д. Жалсараев “Хоёр нүхэдэй хүсэл”.

   

1

2

Согласные буквы Вв,Кк,Фф,Цц,Чч,Щщ.

Г. Чимитов “Би космонавт болохоб”.

                 

1

3

Сказка «Хадхууртай хубсаhан»

1

4

Моя родословная. Повторение .        

Составление родословного древа. Знание нескольких поколений.  Гостеприимство бурят. Почитание старшенства – символ мудрости и доброты. Ж. Балданжабон “Та”.

Проекты

1

5

 Сказка  “Тахяа нохой хоёр”,  

Инсценировка

1

6

Бурятская народная сказка  “Знаток языка животных”

Инсценировка

1

7

Сказка  “Шандаган заряа хоёр”.

Инсценировка

1

8

Моя Иркутская область.

 География. Климат и погода. Времена года.  Озеро Байкал.    Легенда об Ангаре.   Проекты

 

1

9

Тест

1

Контроль знаний

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

тест

1

1

1

1

Стихи наизусть

-

1

2

2

Проекты

-

-

1

1

Литература

1.Программа по бурятскому языку ( С.Ц. Содномов, Р.С.Дылыкова, Б.Д.Содномова)

2.Нанзатова Э. П. Эрдэни: Буряад хэлэн. Учебник первого года обучения

3. Азбука бурятского языка. Мантыков В.М.,Петрова Н.Р., Шайнова Е.Н.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству  3 класс  

 

Дата

п/п

ур.

Тема урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся

УУД

Дом. зад

ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 часов)

1

1-2

Твоя игрушка (создание формы, роспись).

Дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские,  каргопольские,  филимоновские игрушки. Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; развивать творческие способности детей.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Личностные:

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека;

-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников;

-умение радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Регулятивные:

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

Уметь:

-пользоваться языком изобразительного искусства;

-донести свою позицию до собеседника;

-оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать высказывания собеседников;

-выразительно читать и пересказывать содержание текста;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Р.т. с.4,5

Р.т. с.6

3

3

Твоя посуда.

Ознакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.

Р.т. с.8

4

4

Обои, шторы, в твоем доме.

Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый - для детской комнаты, столовой; строгий - для кабинета).

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

Р.т. с.15

5

5

Мамин платок.

Познакомить с работой художника по тканям - художника  декоративно-прикладного  искусства,   с  принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен.

Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный,  геометрический)

Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).

Р.т. с.10

6

6

Твоя книжка.

Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки - раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками.

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).

Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).

Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки-игрушки.

Овладевать навыками коллективной работы

Р.т. с.16

7

7

Поздравительная открытка (декоративная закладка).

Цель: познакомить с графическими работами

Познакомит с цветным кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; дать представление об элементах орнамента, его видах;

 

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.

Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. 

Р.т. с.17

8

8

«Труд художника для твоего дома». Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.

Обобщить знания детей о дымковской игрушке и дать представление о русской потешке; ознакомить с понятием «фриз»; развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.

Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.

Эстетически оценивать работы сверстников.

Р.т. с.11

Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

9

1

Наследие предков: памятники архитектуры.

Знать основные памятники города, места их нахождения. Рассказать об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах (объемной и плоской); формировать навыки владения графическими материалами; учить рисовать по представлению; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь.

Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

Р.т. с.18

10

2

Парки, скверы, бульвары.

Познакомить с планированием и созданием парков; дать представление об эмоционально-образном характере парков разного назначения;  ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари; развивать воображение детей, творческую фантазию, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.

Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Р.т. с.19

11

3

Ажурные ограды.

Воспринимать, сравнивать, давать

эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное.

Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.

Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки.

Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

Р.т. с.20

12

4

Волшебные фонари

Расширять представление детей о работе художников по созданию общего облика города

     Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений.

Различать фонари разного эмоционального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.

Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).

Р.т. с.22

13

5

Витрины

Познакомить с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах городами ролью художника-дизайнера в городской среде; дать представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы.

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

Р.т. с.23

14

6

Удивительный транспорт

Познакомить  с городским транспортом, машинами; учить анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих; дать представление о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера; развивать у детей фантазию.

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными

конструкциями и образным решением различных видов транспорта.

Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

Р.т. с.24

15

7

«Искусство на улицах твоего города».

Беседа о роли художника в создании облика города. Создание коллективной работы.

Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.

Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.

Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов

Р.т. с.26-27

ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (11 часов)

16-17

1-2

«Художник в цирке».

Отражение искусства цирка в детском рисунке.

Познакомить с элементами оформления зрелища, созданными художником в цирке (костюмы, грим, детали общего оформления); развивать у детей творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними; формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Р.т. с.28,29

18-19

3-4

«Художник в театре». 

Дать представление об истоках театра; рассказать о специфике работы художника в театре- помочь актеру раскрыть содержание спектакля;

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.

Р.т. с.30,31

20-21

5-6

«Театр кукол».

Систематизировать знания : о работе художника в театре, разнообразии его профессий (гример, костюмер, сценограф, осветитель); развивать воображение, творческую фантазию детей, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Р.т. с.32

22

7

Театральные маски.

Дать понятие о карнавальных древних ритуалах; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность;

Знать историю происхождения театральных масок.

Уметь конструировать маски (трагические и комические)  из бумаги.

-Должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы;

Р.т. с.33

23

8

Афиша и плакат».

Познакомить с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта плаката.

    Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).

Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.

Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).

Р.т. с.34

24

9

«Праздник в городе».

Развивать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа. Ознакомить с элементами оформления зрелища

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

Р.т. с.36

25-26

10-11

Школьный карнавал. Обобщающий урок.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Р.т. с.37

Художник и музей (8 ч.)

27

1

Музеи в жизни города.

Познакомить с одной из разновидностей художественных музеев - музеями декоративно-прикладного искусства , их экспозицией; расширять кругозор детей о художественных народных промыслах, народных умельцах.

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Р.т. с.38

28

2

«Картина — особый мир. Картина-пейзаж».

Ознакомить с жанром живописи - пейзажем, его разновидностями, законами композиции; обобщить впечатления учащихся от экскурсий по родному городу, селу; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции; совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, глазомер.

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

Р.т. с.39

29-30

3-4

«Картина-портрет». Рисование картины-портрета

Ознакомить с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; рассказать о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадного портрета в разные исторические периоды; развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.

Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Р.т. с.40-41

31

5

«Картина-натюрморт».

Рисование картины-натюрморта

Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирования деталей; развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности; развивать умение рисовать с натуры или по представлению

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах.

Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом.

Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композиционные навыки.

Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.

Р.т. с.42

32

6

«Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую тему.

Обобщить темы четверти, сделать вывод о том. что музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас; формировать понятие о важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества.

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.

Развивать композиционные навыки.

Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Р.т. с.43

33

7

«Скульптура в музее и на улице».

Систематизировать знания об архитектуре, музеях; дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры; формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму; развивать зрительную память и художественное воображение.

Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.

Объяснять роль скульптурных памятников.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.

Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.

Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Р.т. с.46

34

8

Обобщающий урок. «Художник и музей».

Знать понятие выставка, формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму; развивать зрительную память и художественное воображение.

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность.

Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.

Р.т. с.47



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по информатике (34 часа)

Тема

урока

Тип урока.

Количество часов

Планируемые

результаты

(предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Виды контроля

Дата

Личностные

Познавательные

Коммуникатив-ные

Регулятивные

Что изучает информатика. Раскрась. Как хочешь.

Постановочный, вводный урок.

Учащиеся должны научиться работать с учебником, рабочей тетрадью, тетрадью проектов; уметь раскрашивать цветными карандашами, соблюдать правила раскрашивания.

Формирование готовности к равноправному сотрудничеств со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Умение составить произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете, осуществлять поиск необходимой информации из материала учебника и рассказа учителя.

Умение обмениваться мнениями, уважать в общении партнёра и самого себя; уметь слышать, слушать, отвечать на поставленные вопросы.

Контроль за своими действиями, оценивать свои знания; осознание  важность приобретения новых знаний.

Частично-поисковый; индивидуаль-ная, фронталь-ный опрос

Правило раскрашиванияЦвет.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  уметь раскрашивать цветными карандашами, применять правило раскрашивания в практической деятельности, использовать инструмент «заливка» при решении компьютерных задач.

Формирование познавательной  мотивации; овладение навыками работы на компьютере.

Умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, анализировать. сравнивать, делать выводы; оценивать процесс и результат своей деятельности.

Умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра;  уважать мнения одноклассников; полно и грамотно выражать свои мысли.

Приём и сохранение учебной задачи, осознание недостаточности своих знаний,  контроль за своими действиями.

Частично-поисковый; индивидуальная, фронталь-ный опрос

Области.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  знать, что такое область, научиться закрашивать одну или несколько областей используя инструмент «заливка» и применять эти знания в практической деятельности.

Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Умение анализировать, делать выводы; выделять необходимую информацию, создание алгоритма собственной деятельности.

Умение обмениваться мнениями, выражать свою точку зрения, без конфликтных ситуаций, чётко  и полно выражать свои мысли.

Осознание, что уже известно и что предстоит усвоить, контроль своих действий, соотнеся их с действиями учителя и одноклассни-ков.

Частично-поисковый; индивидуальная, фронталь-ный опрос

Одинаковые. Разные.

Комбинированный урок.

Учащиеся должны  уметь называть одинаковые предметы, отличать одинаковые предметы от разных, находить свойства, по которым различаются предметы.

Формирование важности знаний, полученных на уроке.

Умение анализировать, делать выводы; выделять необходимую информацию, создание алгоритма собственной деятельности.

Умение обмениваться мнениями, выражать свою точку зрения, без конфликтных ситуаций, уметь слышать, слушать и понимать партнёра, умение договариваться.

Осознание, что уже известно и что предстоит усвоить,  осуществление контроля за своей деятельностью, руководствуясь правилом и заданными параметрами.

Частично-поисковый; индивидуальная, фронталь-ный опрос.

Обведи. Соедини.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  иметь представление о том, что значит обвести предмет по контуру, уметь определять, какие предметы можно назвать одинаковыми, а какие нельзя, уметь обводить и соединять предметы как на бумаге, так и в компьютерных задачах, различать одинаковые предметы, находить свойства, по которым различаются предметы.

Формирование познавательного мотива

Умение анализировать, делать выводы; выделять познавательную цель;  выделять необходимую информацию, создание алгоритма собственной деятельности.

Умение обмениваться мнениями,  точку зрения, без конфликтных ситуаций,  уметь слышать, слушать и понимать партнёра.

Контроль своих действий, руководствуясь правилом и заданными параметрам, способность к саморегуляции.

Частично-поисковый; практический; индивидуальная, фронталь-ный опрос.

Бусины.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  уметь определять и называть форму  бусин, обводить и соединять предметы как на бумаге, так и в компьютерных задачах, отличать одинаковые предметы от разных предметов, находить свойства, по которым различаются предметы.

Формирование навыков работы на компьютере. Формирование познавательного мотива.

Умение формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию, опираясь на материал учебника и рабочей тетради; самостоятельное создание способов решения проблемы.

Умение полно и точно выражать свои мысли, знать правила ведения диалога,  умение договариваться, находить общее решение.

Осознание, что уже известно и что предстоит усвоить, контроль своих действий и действий партнёра.

Частично-поисковый; практический; индивидуальная, фронталь-ный опрос.

Одинаковые бусины. Разные бусины.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  уметь находить предметы по заданному признаку или по образцу, обводить и соединять предметы, различать одинаковые предметы и разные.

Формирование навыков работы на компьютере. Формирование познавательного мотива.

Умение формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию, опираясь на различные источники; анализировать объекты, сравнивать их.

Умение слушать и понимать партнёра, контролировать деятельность друг друга,  уважение в общении и сотрудничестве, как партнёра, так и самого себя.

Формулировка учебной задачи урока, контроль собственной деятельности и деятельности партнёра, способность к мобилизации волевых усилий.

Частично-поисковый; практический; индивидуальная, фронталь-ный опрос.

Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  уметь размещать и рисовать фигуры в окне на бумаге и на компьютере, находить предметы по заданному признаку или по образцу, соединять и объединять  предметы, различать предметы.

Формирование навыками сотрудничества как со сверстниками , так и со взрослыми, начальными навыками адаптации в обществе.

Умение выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объекты, сравнивать их, выбирая критерий для их сравнения.

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, знать правила ведения диалога, уважение в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя.

Формулировка под руководством учителя учебной задачи урока, определяя последовательность действий;  контроль собственной деятельности и деятельности партнёра.

Частично-поисковый; практический; индивидуальная, фронталь-ный опрос.

Всё, каждый.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  иметь представление о том, что такое классификация; о значении слов «всё», «каждый», уметь классифицировать предметы по определённому признаку, выбирать объекты по заданному признаку.

Формирование и осваивать социальную роль обучающегося,  навыками сотрудничества , начальными навыками адаптации в обществе.

Умение выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию в ходе эвристической беседы, опираясь на материал учебника, свой жизненный опыт.

Умение слушать, слышать и понимать партнера, правильно выражать свои мысли в речи, уметь сотрудничать как со сверстниками, так и со взрослыми.

Формулировка под руководством учителя учебной задачи урока, определять план и последовательность действий, контроль собственную деятельность и деятельности партнёра.

Частично-поисковый; практический; индивидуальная, фронталь-ный опрос.

Буквы и цифры.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  уметь размещать фигуры на бумаге и на компьютере, писать буквы и цифры в окне. Находить предметы по заданному признаку, соединять и обводить предметы, различать предметы по признакам.

Формирование интереса к выполняемой работе.

Умение выделять и формулировать познавательную цель; находить необходимую информацию, опираясь на различные источники; самостоятельное создание алгоритма деятельности.

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, знать правила ведения диалога, уважение в общении и сотрудничестве, как партнёра, так и самого себя.

Формулировка под руководством учителя учебной задачи урока, контроль собственной деятельности и деятельности партнёра.

Частично-поисковый; практический; индивидуальная, фронталь-ный опрос.

Цепочка.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  уметь находить начало и конец цепочки, обозначать их, составлять цепочки из бусин, букв и других предметов. находить предметы по заданному признаку соединять, обводить или помечать галочкой.

Формирование познавательного мотива.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель; находить необходимую информацию в результате анализа объектов с целью выделения существенных признаков.

Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание в устной форме, уважать всех участников речевого общения.

Формулировка под руководством учителя учебной задачи урока, определять последовательность действий, ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, тетради проектов.

Частично-поисковый; практический; индивидуальная, фронталь-ный опрос.

Сколько всего областей

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  знать, что такое «область», иметь представление о числовой линейки; уметь определять количество областей на картинке, закрашивать области определённым цветом, находить одинаковые фигурки среди многих фигурок.

Формирование познавательного мотива. Осознание личной ответственности за результат в парной работы.

Уметь формулировать учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено; контроль собственной деятельности и деятельности партнёра.

Умение слушать, слышать и понимать партнера, контроль деятельности друг друга.

Формулировка учебной задачи урока на основании того, что уже известно и усвоено;  ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, тетради проектов.

Частично-поисковый; практический; индивидуаль-ная, фронталь-ный опрос.

Истинные и ложные утверждения.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  уметь определять ложные и истинные высказывания, обозначать истинное и ложное утверждение, определять количество областей на картинке, соединять предметы в цепочку, обводить цепочки.

Формирование социальной роли обучающегося.

Уметь выделять необходимую информацию, анализировать объекты, сравнивать их, самостоятельное создание алгоритма деятельности, обоснование своей точки зрения.

Уметь слушать и понимать партнёра, взаимно контролировать деятельность друг друга, умение вести дискуссию.

Формулировка учебной задачи урока, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,  контроль собственной деятельности и деятельности партнёра.

Частично-поисковый; практический; индивидуаль-ная, групповая, фронтальный опрос.

Есть – нет.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  уметь определять истинность- ложность высказывания, обозначать истинность –ложность утверждения, соединять предметы по правилу, располагать цепочки в окне, работать по инструкции.

Формирование познавательного мотива.

Уметь формулировать учебную задачу урока, прогнозировать результаты деятельности; контроль собственной деятельности и деятельности партнёра.

Знать правила ведения диалога, контроль деятельности друг друга, уважать в общении и сотрудничестве как партнёра, так и самого себя, уметь вести дискуссию.

Оценка, прогнозирова-ние результатов.

Осуществление взаимопровер-ки и самопроверки.

Частично-поисковый; практический; индивидуаль-ная, групповая, фронтальный опрос.

Одинаковые цепочки. Разные цепочки.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны  уметь находить предметы по заданному признаку или по образцу, обводить и соединять предметы, отличать одинаковые цепочки от разных, достраивать цепочки, руководствуясь инструкцией.

Формирование познавательного мотива.

Уметь формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию, опираясь на различные источники, анализировать объекты, сравнивать их.

Уметь слушать и понимать партнёра, контролировать деятельность друг друга, уважать в общении и сотрудничестве как партнёра, так и самого себя.

Ориентировка в учебнике, рабочей тетради и тетради проектов; контроль собственной деятельности и деятельности партнёра.

Частично-поисковый; практический; индивидуаль-ная, групповая, фронтальный опрос.

Контрольная работа.

Урок закрепления знаний.

Учащиеся должны  уметь классифицировать предметы, находить предметы по заданному признаку или по образцу, соединять и обводить предметы, определять области предмета.

Самостоятельная работа, контроль своих знаний.

Самостоятельное создание алгоритма деятельности, анализ объекта, выбор критерия для сравнения.

Уметь слушать и понимать партнёра, при необходимости задавать вопросы уточняющего характера.

Формулировка учебной задачи урока, определение последовательности действий, умение распределять время.

Частично-поисковый; практический; индивидуаль-ная, фронтальный опрос.

Бусины в цепочке.

Урок изучения нового материала

Учащиеся должны  уметь находить и обозначать начало и конец цепочки, составлять цепочку из разных предметов, отличать одинаковые предметы от разных.

Формирование начальных навыков адаптации в обществе.

Уметь выделять и формулировать познавательную задачу урока, находить необходимую информацию, опираясь на различные источники, создание алгоритма действий.

Уметь слушать, слышать  и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, контроль деятельности друг друга.

Контроль собственной деятельности и деятельности партнёра; ориентировка в учебнике, рабочей тетради и тетради проектов.

Частично-поисковый; практический; индивидуаль-ная, групповая, фронтальный опрос

Проект «лица»

Урок изучения нового материала

Учащиеся должны иметь представление о том, что такое проект, уметь находить предметы по заданному признаку или по образцу, отличать предметы по указанным признакам.

Формирование готовности к равноправному сотрудничеству.

Самостоятельное создание алгоритма деятельности, создание способов решения проблемы.

Уметь слушать, слышать  и понимать партнёра,  контроль деятельности друг друга.

Планирование деятельности своей группы, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Исследовательский, практический; групповая, фронтальный опрос

Алфавитная цепочка. Слово.

Урок изучения нового материала

Учащиеся должны  уметь обозначать начало в цепочке из букв, определять количество областей на картинке, истинность-ложность суждений, составлять цепочки из букв, соединять предметы в цепочку.

Формирование начальных навыков адаптации в обществе.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель урока, находить необходимую информацию, анализировать и сравнивать объекты с целью выделения существенных признаков.

Уметь слушать, слышать  и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, контроль деятельности друг друга.

Определение последовательности действий, формирование учебной задачи урока, ориентировка в учебнике, рабочей тетради.

Исследовательский, практический; групповая, индивидуаль-ная, фронтальный опрос

Раньше - позже.

Урок изучения нового материала

Учащиеся должны  уметь определять последовательность событий, какое событие следует раньше другого, а какое позже, определять истинность-ложность высказываний, находить предметы по заданному признаку.

Формирование самостоятельности, ответственности.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель,  находить и выделять необходимую информацию,  анализировать и сравнивать объекты.

Уметь слушать, слышать  и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, контроль деятельности друг друга.

Определение учебной задачи урока и последовательность своих действий, ориентировка в учебнике, рабочей тетради.

Частично-поисковый; практический, групповая, фронтальный опрос

Имена.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны уметь давать имена различным предметам и записывать их,  определять истинность-ложность высказываний, находить предметы по заданному признаку.

Формирование самостоятельности, ответственности

Уметь выделять и формулировать познавательную цель,  находить и выделять необходимую информацию,  анализировать  объекты с целью выделения существенных признаков.

Уметь слушать, слышать  и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, контроль деятельности друг друга.

Определение учебной задачи урока и последовательность своих действий, ориентировка в учебнике, рабочей тетради.

Частично-поисковый; практический, групповая, фронтальная.

Если бусина не одна. Если бусины нет.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны уметь объяснять, что цепочки и другие предметы могут иметь имена. Что именем может быть любая цепочка букв или цифр.

Формирование познавательного мотива.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель,  находить и выделять необходимую информацию,  анализировать  объекты с целью выделения существенных признаков.

Уметь слушать, слышать  и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, контроль деятельности друг друга.

Определение учебной задачи урока под руководством учителя, осуществление контроля собственной деятельности и деятельности партнёра.

Частично-поисковый; практический, групповая, фронтальная.

Словарь.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны уметь пользоваться словарём при решении задач, определять истинность и ложность утверждений, находить предметы по заданному признаку.

Формирование познавательного мотива.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель,  находить и выделять необходимую информацию,  анализировать  объекты с целью выделения существенных признаков.

Уметь слушать, слышать  и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, контроль деятельности друг друга.

Определение учебной задачи урока под руководством учителя, осуществление контроля собственной деятельности и деятельности партнёра.

Частично-поисковый; практический, индивидуаль-ная, групповая, фронтальная

Бусины в цепочке.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны уметь вести отсчёт бусин от любой бусины цепочки, определять истинность-ложность утверждений, работать со словарём, определять количество областей на картинке, находить предметы по заданному признаку.

Формирование познавательного мотива.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель,  находить и выделять необходимую информацию,  анализировать  объекты с целью выделения существенных признаков.

Уметь слушать, слышать  и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, контроль деятельности друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.

Определение учебной задачи урока под руководством учителя на основе того, что уже известно и усвоено; осуществление контроля собственной деятельности и деятельности партнёра.

Частично-поисковый; практический, индивидуаль-ная, групповая, фронтальная

Мешок.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны уметь находить предметы по заданному признаку или по образцу, выполнять работу, руководствуясь инструкцией.

Формирование навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, осознание личной ответственности за общий результат.

Уметь формулировать познавательную цель,  выделять необходимую информацию.  

Уметь слушать, слышать  и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, контроль деятельности друг друга, уважая при этом партнёра.

Определение учебной задачи урока,  ориентировка в учебнике, рабочей тетради, осуществление контроля собственной деятельности и деятельности партнёра, осуществление проверки и взаимопроверки.

Частично-поисковый; практический, индивидуаль-ная, фронтальная

Одинаковые и разные мешки.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны уметь отличать одинаковые мешки от разных, заполнять мешки, руководствуясь инструкцией, определять истинность-ложность высказываний.

Формирование социальной роли обучающегося. Формирование познавательного мотива.

Уметь формулировать познавательную цель,  выделять необходимую информацию, опираясь на различные источники.

Уметь слушать  и понимать партнёра, контроль деятельности друг друга, уважая при этом как партнёра, так и самого себя.

Определение учебной задачи урока,  ориентировка в учебнике, рабочей тетради, осуществление контроля собственной деятельности и партнёра.

Частично-поисковый; практический, индивидуаль-ная, фронтальная

Мешок бусин цепочки.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны уметь находить предметы по заданному признаку или по образцу, выполнять работу, руководствуясь инструкцией, определять истинность-ложность утверждений, работать со словарём.

Формирование познавательного мотива.

Уметь формулировать познавательную цель,  выделять необходимую информацию, опираясь на различные источники, создание алгоритма деятельности.

Уметь слушать, слышать  и понимать партнёра, чётко и полно выражать свои мысли, контроль деятельности друг друга, уважая при этом как партнёра, так и самого себя.

Определение учебной задачи урока,  ориентировка в учебнике, рабочей тетради, осуществление контроля собственной деятельности и деятельности партнёра, осуществление проверки и взаимопровер-ки.

Частично-поисковый; практический, индивидуаль-ная, фронтальная

Таблица для мешка.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны уметь заполнять рабочую таблицу в соответствии с наполняемостью мешка,

Формирование социальной роли обучающегося. Формирование познавательного мотива.

Уметь формулировать познавательную цель,  выделять необходимую информацию, создание алгоритма деятельности.

Уметь слушать и понимать партнёра, полно и точно выражать свои мысли, контроль деятельности друг друга, уважая при этом как партнёра, так и самого себя.

Определение учебной задачи урока,  ориентировка в учебнике, рабочей тетради, осуществление контроля собственной деятельности и деятельности партнёра, осуществление проверки и взаимопрове-

рки.

Частично-поисковый; практический, индивидуаль-ная, фронтальная

Повторение.

Урок повторения.

Учащиеся должны уметь заполнять таблицу для мешка в соответствии с наполняемостью мешка, наполнять мешок в соответствии с таблицей, работать по инструкции.

Формирование социальной роли обучающегося. Формирование познавательного мотива.

Уметь формулировать познавательную цель,  выделять необходимую информацию, анализировать объекты, сравнивать их, создание алгоритма деятельности.

Уметь слушать и понимать партнёра, полно и точно выражать свои мысли, контроль деятельности друг друга, уважая при этом как партнёра, так и самого себя.

Определение учебной задачи урока,  ориентировка в учебнике, рабочей тетради, осуществление контроля собственной деятельности и деятельности партнёра, осуществление проверки и взаимопровер-ки.

Частично-поисковый; практический, индивидуаль-ная, фронтальная

Повторение.

Урок повторения.

Учащиеся должны уметь заполнять таблицу для мешка в соответствии с наполняемостью мешка, наполнять мешок в соответствии с таблицей, определять количество областей на картинке, раскрашивать картинку, опираясь на числовую линейку, работать по инструкции, работать со словарём.

Формирование социальной роли обучающегося.

Формирование навыков адаптации в обществе.

Уметь формулировать познавательную цель,  выделять необходимую информацию, анализировать объекты, сравнивать их,  выбирая основания для классификации объектов, создание алгоритма деятельности.

Уметь слушать, слышать  партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,  контроль деятельности друг друга, договариваться, вести дискуссию.

Определение учебной задачи урока,  ориентировка в учебнике, рабочей тетради, осуществление контроля собственной деятельности и деятельности партнёра, осуществление проверки и взаимопровер-ки.

Частично-поисковый; практический, индивидуаль-ная, фронтальная

Контрольная работа.

Закрепление знаний.

Учащиеся должны уметь заполнять таблицу для мешка, находить одинаковые мешки, соединять слова с мешком букв слова, определять истинность-ложность утверждений, находить слова с помощью словаря, работать по инструкции.

Формирование личной ответственности.

Уметь самостоятельно создавать  алгоритм деятельности, анализировать объекты, выбирать критерии для сравнения, классифицировать объекты, строить логическую цепочку рассуждений.

Уметь слушать, слышать  партнёра, при необходимости задавать вопросы уточняющего характера, уважать в общении всех участников образовательного процесса.

Определение учебной задачи урока,  определение последовательности действий, ориентироваться в контрольном листе, уметь распределять время, контроль собственной деятельности.

Частично-поисковый; практический, индивидуаль-ная.

Длина цепочки.

Урок изучения нового материала.

Учащиеся должны уметь определять длину цепочки, истинность-ложность утверждений, заполнять таблицу для мешка, делать мешки одинаковыми, находить предметы по заданному признаку, работать по инструкции.

Формирование навыков адаптации в обществе. Формирование самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель,  находить и выделять необходимую информацию, анализировать объекты, выделять гипотезы и обосновывать их, строить логические цепочки рассуждений.

Уметь слушать, слышать  партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать деятельность друг друга.

Определение учебной задачи урока под руководством учителя,  на основе того, что уже известно и усвоено, планирование собственную деятельность и предвосхищение результатов её освоения.

Частично-поисковый; практический, индивидуаль-ная, групповая, фронтальная

Цепочка цепочек.

Урок изучения нового материала

Учащиеся должны уметь определять длину цепочки и длину цепочки цепочек,  истинность-ложность утверждений, заполнять таблицу для мешка, делать мешки одинаковыми, находить предметы по заданному признаку, работать по инструкции.

Формирование навыков адаптации в обществе. Формирование познавательного мотива.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель,  самостоятельно находить и выделять необходимую информацию, анализировать объекты, выделять гипотезы и обосновывать их, строить логически рассуждать.

Уметь слушать, слышать  партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать деятельность друг друга.

Определение учебной задачи урока под руководством учителя,  определение последовательности действий,  осуществление контроля собственной деятельности и деятельности партнёра.

Частично-поисковый; практический, индивидуаль-ная, групповая, фронтальная

Итоговый урок.

Урок – путешествие.

Учащиеся должны уметь определять длину цепочки,  истинность-ложность утверждений, заполнять таблицу для мешка, делать мешки одинаковыми, находить предметы по заданному признаку.

Формирование навыков адаптации в обществе. Формирование самостоятельности,  ответственности.

Уметь выделять и формулировать познавательную цель,   анализировать объекты, сравнивать и классифицировать их, логически рассуждать.

Уметь слушать, слышать  и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, согласованно выполнять совместную деятельность, контролировать деятельность друг друга.

Определение учебной задачи урока под руководством учителя,  определение последовательности действий,  осуществление контроля собственной деятельности и партнёра.

Частично-поисковый; практический, индивидуаль-ная, групповая, фронтальная