1.Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой друг компьютер»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» для обучающихся_1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Харатиргенская начальная школа – детский сад»
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом Протокол №_____ от «___» 09.2023 г. | СОГЛАСОВАНО На заседании ШМО ______________________ Нигаметзянова И.М. Протокол №____ от «__» 09.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Саляхова Н.А. Приказ №___ от «___» 09.2023 г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Мой друг компьютер»
для обучающихся_1-4 класс
д.Харатирген 2023 год
Пояснительная записка
Программа кружка «Основы компьютерной грамотности» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа предусматривает приобщение учащихся к культурным, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике полученные знания;
- формирование у учащегося активной жизненной позиции;
- приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям.
Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников.
Направленность программы
Программа кружка «Мой друг компьютер» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению —учебно-познавательной; по форме организации —индивидуально ориентированной, групповой; по времени реализации —двухгодичной подготовки.
Программа «Мой друг компьютер» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть учебные места для всех учащихся и одно рабочее место – для преподавателя.
Новизна программы
Концепция программы «Мой друг компьютер» ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Новизна программы обусловлена своей направленностью на реализацию развития гибкости мышления детей, соответствующую современной теории психологии обучения и развития детей, теории и методике обучения информатике детей младшего школьного возраста.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс. Необходимо помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Программа «Мой друг компьютер» рассчитана на детей младшего школьного возраста, владеющих навыками чтения, письма и арифметических действий, то есть для ребят 2-4 классов. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в процессе ее реализации происходит не только усвоение определенного математического содержания, но и обогащение опыта творческой деятельности учащихся, расширение математического кругозора детей.
Целью обучения по программе «Мой друг компьютер» является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Задачи обучения:
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности, в частности и учебной, при решении поставленных задач;
- дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
- дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWERPOINT, EXCEL;
- углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
- развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
- сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже второкласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку. В качестве базового стандарта программного обеспечения рассматриваются: текстовый редактор WORD; графический редактор PAINT; POWERPOINT; электронные таблицы EXCEL.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать проекты. Программа позволяет использовать и нетрадиционные формы работы. На занятиях большую роль играет демонстрационный материал, который представлен в виде презентаций. Наглядный материал в виде презентаций готовят и сами учащиеся. Это позволяет развивать у учащихся творческие способности, умение работать коллективно, умение работать с разными источниками информации, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, защищая свои проекты.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7-11лет.
Сроки реализации образовательной программы 2 года, каждый год обучения рассчитан на 34 часа. Итого - 68 часов, из них 19 часов отводятся на теорию, а 49 часов – на овладение практическими навыками.
1 год - начальная ступень;
2 год - основная ступень.
Начальная ступень является этапом формирования алгоритмического мышления детей, развития их коммуникативных способностей.
Основная ступень должна формировать у учащихся готовность к информационной деятельности, выражающаяся в желании применять средства информационных технологий в любом предмете, для реализации целей и самообразования. Ко второму году обучения допускаются учащиеся, прошедшие начальную ступень обучения.
Формы занятий:
Занятия по программе «Мой друг компьютер» состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
В процессе работы кружка «Мой друг компьютер» используются различные формы и методы работы (конкурсные работ учащихся, презентации и т.д.). Теоретические знания оцениваются через творческие и зачетные работы после изучения каждого раздела и в конце учебного года (уроки-игры, выставки работ учащихся, тестирование). Основная форма работы по программе – занятия с группой учащихся с использованием традиционных форм и методов образовательного процесса, позволяющих эффективно использовать компьютеры в образовании.
Режим занятий:
Занятия в кружке проводятся один раз в неделю по 1 часу, продолжительностью 35минут. Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Для успешной деятельности каждому ребенку необходимо работать на отдельной машине, сохраняя на ней все свои работы: пробные и творческие.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» в соответствии с ФГОС
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
- умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя;
- умение понимать цель выполняемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- осуществлять поиск информации с помощью ИКТ.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе;
- координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками;
- принимать общее решение;
- контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
- умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию.
Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу первого года обучения учащиеся
должны знать:
- правила техники безопасности;
- основные устройства ПК;
- что такое информация; виды информации; средства получения, хранения, передачи иниформации;
- правила работы за компьютером;
- назначение и работу графического редактора PAINT;
- возможности текстового редактора WORD;
- иметь представление о компьютерных вирусах;
- иметь представление об антивирусных программах;
- что такое алгоритм, формы записи алгоритмов, основные символы блок-схем алгоритмов, структуры алгоритмов;
должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- набирать информацию на русском регистре;
- запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- работать с программами WORD, PAINT
К концу второго года обученияучащиеся
должны знать:
- правила техники безопасности;
- основные устройства ПК;
- что такое информация; виды информации;
- правила работы за компьютером;
- назначение и возможности графического редактора PAINT;
- возможности текстового редактора WORD;
- назначение и работу программы PowerPoint;
- понятия локальных и глобальных сетей;
- основы Интернет;
- работу электронной почты;
- назначение и возможности электронных таблиц Excel;
- основные понятия программного обеспечения (базовое и сервисное ПО)
- программы архиваторы
должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
- запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- Работатьспрограммами Word, Paint, Excel, Power Point;
- работать с электронной почтой;
- создавать презентацию, используя все возможности PowerPoint;
- составлять и защищать творческие мини-проекты;
Способы проверки результатов освоения программы:
Для подведения итогов по результатам освоения материала по пройденным темам используется пакет практических работ по каждому разделу (компьютерное тестирование).
Виды и формы контроля
Виды контроля | Содержание | Методы | Сроки контроля | |
Вводный | Уровень первоначальных знаний по компьютерным технологиям | Тестирование, анкетирование, наблюдение | 1-й год обучения | |
Сформированностьобщеучебных умений | анкетирование, наблюдение | 1-й год обучения | ||
Текущий | Освоение учебного материала по темам раздела: | |||
Устройство ПК | Практические работы, тестирование | 1-й и 2-й годы обучения | ||
Работа с информацией | ||||
Клавиатура | ||||
Paint | ||||
Word | ||||
PowerPoint | ||||
Excel | ||||
Компьютерные коммуникации | ||||
Программное обеспечение | ||||
Оценка самостоятельности, возможностей, умения спланировать работу, способность к самоконтролю. | Наблюдение | 1-й и 2-й годы обучения | ||
Коррекционный | Коррекция знаний | Повторные тесты, дополнительные упражнения | 1-й и 2-й годы обучения | |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач | Зачетные, контрольные работы, творческие проекты,тестирование |
Учебно-тематический планпервого года обучения
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1 | Введение | 3 | 2 | 1 |
1.1 | Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ | 1 | ||
1.2 | Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой | 1 | ||
1.3 | Получение навыков работы с мышью. | 1 | ||
2 | Компьютерная графика | 5 | 1 | 4 |
2.1 | Графический редактор Paint: инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы | 1 | 1 | |
2.2 | Графический редактор Paint: разработка и редактирование изображений | 1 | 1 | |
2.3 | Графический редактор Paint: составление рисунка из геометрических фигур | 1 | 1 | |
2.4 | Графический редактор Paint: копирование элементов рисунка | 1 | 1 | |
2.5 | Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему:«Мой дом», «Моя школа») | 1 | 1 | |
3 | Текстовый редактор | 20 | 1 | 19 |
3.1 | Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Отработка навыков по набору текста | 2 | 2 | |
3.3 | Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста | 2 | 2 | |
3.4 | Текстовый редактор Word: вставка рисунков, надписи WordArt | 1 | 1 | |
3.5 | Текстовый редактор Word: поздравительная открытка | 1 | 1 | |
3.6 | Текстовый редактор Word: титульная страница книги | 1 | 1 | |
3.7 | Текстовый редактор Word: копирование текста | 1 | 1 | |
3.8 | Итоговая работа. Проект. Создание грамоты. | 1 | 1 | |
3.9 | Текстовый редактор Word: построение таблиц | 2 | 2 | |
3.10 | Текстовый редактор Word: редактирование таблиц | 1 | 1 | |
3.11 | Текстовый редактор Word: работа с таблицами | 1 | 1 | |
3.12 | Текстовый редактор Word: вставка символов | 2 | 2 | |
3.13 | Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt | 1 | 1 | |
3.14 | Текстовый редактор Word:работа с фигурами | 1 | 1 | |
3.15 | Итоговая работа. Проект. Создание календаря | 1 | 1 | |
4 | Мастер созданий буклетов и брошюр | 2 | 2 | |
4.1 | Программа Publisher.Брошюра. Оформление | 1 | 1 | |
4.2 | Программа Publisher. Буклет. Оформление | 1 | 1 | |
5 | Компьютеры в океане информации | 3 | 3 | |
5.1 | Информация. Количество информации | 1 | 1 | |
5.2 | Получение, обработка, передача, хранение информации | 1 | 1 | |
5.3 | Компьютерные вирусы, антивирусные программы | 1 | 1 | |
6 | Алгоритмы | 2 | 1 | 1 |
6.1 | Последовательность действий. Выполнение последовательности действий. | 1 | 1 | |
6.2 | Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. | 1 | 1 |
Содержание курса первого года обучения
Раздел 1.Введение
Тема 1.1 Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ
Содержание материала: Введение в образовательную программу. Техника безопасности. Знакомство с компьютером. Основные устройства ПЭВМ.
Формы занятий: беседа
Методическое обеспечение: презентация
Тема 1.2 Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой
Содержание материала: Операционная система Windows. Клавиатура. Компьютерные игры.
Формы занятий: игра
Методическое обеспечение: презентация
Тема 1.3Получение навыков работы с мышью.
Содержание материала: Манипулятор мышь. Правила обращения с мышью
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: нетбук, мышь, тренажер
Раздел 2. Компьютерная графика
Тема 2.1 Графический редактор Paint: инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы
Содержание материала: Назначение, возможности, панель инструментов графического редактора Paint.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.2 Графический редактор Paint: разработка и редактирование изображений
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Цвет рисунка.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.3 Графический редактор Paint: составление рисунка из геометрических фигур
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление рисунка из геометрических фигур
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.4 Графический редактор Paint: копирование элементов рисунка
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление рисунка из геометрических фигур, копирование элементов рисунка.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.5 Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему:«Мой дом», «Моя школа»)
Содержание материала: Итоговая работа. Создание композиций на тему: «Мой дом», «Моя школа»
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Раздел 3. Текстовый редактор
Тема 3.1 Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры
Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объектыредактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.2Отработка навыков по набору текста
Содержание материала: Основные объектыредактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.3Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста
Содержание материала: Создание, сохранение и переименование документа. Виды шрифта. Изменение цвета шрифта
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.4 Текстовый редактор Word: вставка рисунков, надписи WordArt
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Вставка рисунка, надписиWordArt.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.5 Текстовый редактор Word: поздравительная открытка
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа: «Поздравительная открытка».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.6 Текстовый редактор Word: титульная страница книги
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа: «Титульная страница книги».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.7 Текстовый редактор Word: копирование текста
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Копирование и перемещение текста.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.8 Итоговая работа. Проект. Создание грамоты
Содержание материала:Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа: «Создание грамоты».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.9 Текстовый редактор Word: построение таблиц
Содержание материала: Таблицы в Word. Структура таблицы. Построение таблиц
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.10 Текстовый редактор Word: редактирование таблиц
Содержание материала: Таблицы в Word. Построение и редактирование таблиц
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.11 Текстовый редактор Word: работа с таблицами
Содержание материала: Таблицы в Word. Построение и редактирование таблиц. Добавление и удаление столбцов и строк
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.12 Текстовый редактор Word: вставка символов
Содержание материала: Символы. Вставка символов в текст и таблицы
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.13 Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt
Содержание материала: SmartArt. Рисунки SmartArt. Вставка, изменение рисунков
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.14 Текстовый редактор Word:работа с фигурами
Содержание материала: Фигуры в Word. Вставка и изменение фигур
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.15 Итоговая работа. Проект. Создание календаря
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа в Word.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Раздел 4. Мастер созданий буклетов и брошюр
Тема 4.1 Программа Publisher. Брошюра. Оформление
Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объектыPublisher. Создание брошюры
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.
Тема 4.2 Программа Publisher. Буклет. Оформление
Содержание материала: Виды буклетов. Структура буклетов.Создание брошюры
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.
Раздел 5. Компьютеры в океане информации
Тема 5.1 Информация. Количество информации
Содержание материала: Информация. Виды информации. Количество информации.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 5.2 Получение, обработка, передача, хранение информации
Содержание материала: Получение, обработка, передача, хранение, преобразование информации.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 5.2 Компьютерные вирусы, антивирусные программы
Содержание материала: Безопасность компьютера. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Раздел 6. Алгоритмы
Тема 6.1 Последовательность действий. Выполнение последовательности действий.
Содержание материала: Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий.
Формы занятий: теоретическое занятие - игра
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 6.2 Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Содержание материала: Что такое алгоритм. Формы записи алгоритмов. Основные символы блок-схем алгоритмов. Алгоритмы линейной и разветвленной структуры.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: алгоритмы.
Учебно-тематический план
ВТОРОГО года обучения
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
1.1 | Инструктаж по ТБ. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ | 1 | 1 | |
1.2 | Операционная система Windows. Освоение клавиатуры | 1 | ||
2 | Технология работы в текстовом редакторе Word | 10 | 1 | 9 |
2.1 | Текстовый редактор Word: отработка навыков по набору текста | 1 | 1 | |
2.2 | Текстовый редактор Word: редактирование документа | 1 | 1 | |
2.3 | Текстовый редактор Word: форматирование документа | 1 | 1 | |
2.4 | Текстовый редактор Word: вставка объектов | 1 | 1 | |
2.5 | Текстовый редактор Word: редактор формул | 1 | 1 | |
2.6 | Текстовый редактор Word: создание и редактирование таблиц | 1 | 1 | |
2.7 | Текстовый редактор Word: работа с таблицами и формулами | 1 | 1 | |
2.8 | Текстовый редактор Word: создание таблиц иерархической структуры | 1 | 1 | |
2.9 | Составление кроссвордов | 2 | 1 | 1 |
3 | Компьютерные презентации PowerPoint | 6 | 1 | 5 |
3.1 | Разработка презентаций | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Использование анимации в презентации | 1 | 1 | |
3.3 | Интерактивная презентация. Гиперссылка | 1 | 1 | |
3.4 | Проектная работа «Мой класс» | 2 | 2 | |
4 | Технология работы с электронными таблицами Exsel | 9 | 4 | 5 |
4.1 | Электронные таблицы MSExsel: назначение, основные функции, настройка таблиц | 1 | 1 | |
4.2 | Структура электронных таблиц (строка, столбец, ячейка). Типы данных (числа, формулы, текст). Формат данных | 1 | 1 | |
4.3 | Создание и редактирование электронных таблиц | 2 | 2 | |
4.4 | Создание диаграмм | 2 | 1 | 1 |
4.5 | Создание и использование простых формул | 1 | ||
4.6 | Абсолютные и относительные адреса ячеек | 2 | 1 | 1 |
5 | Компьютерные коммуникации | 4 | 2 | 2 |
5.1 | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | 1 | |
5.2 | Поисковые системы. Поиск информации в интернете | 2 | 1 | 1 |
5.3 | Электронная почта | 1 | 1 | |
6 | Программное обеспечение компьютера | 2 | 2 | |
6.1 | Основные понятия программного обеспечения. Базовое и сервисное программное обеспечение | 1 | 1 | |
6.2 | Программы-архиваторы | 1 | 1 | |
6.3 | Итоговое занятие-игра | 1 | 1 |
Содержание курсавторого года обучения
Раздел 1. Введение
Тема 1.1 Инструктаж по ТБ. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ
Содержание материала: Техника безопасности. Знакомство с компьютером. Основные устройства ПЭВМ.
Формы занятий: путешествие
Методическое обеспечение: презентация
Тема 1.2 Операционная система Windows. Освоение клавиатуры
Содержание материала: Текстовый редактор Word: отработка навыков по набору текста Формы занятий: путешествие
Методическое обеспечение: презентация
Раздел 2. Технология работы в текстовом редакторе Word
Тема 2.1 Текстовый редактор Word: отработка навыков по набору текста
Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.2 Текстовый редактор Word: редактирование документа
Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.3 Текстовый редактор Word: форматирование документа
Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.4 Текстовый редактор Word: вставка объектов
Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа. Вставка объектов Wordв текст
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.5 Текстовый редактор Word: редактор формул
Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа.Создание формул.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.6 Текстовый редактор Word: создание и редактирование таблиц
Содержание материала: Создание и редактирование таблиц.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.7 Текстовый редактор Word: работа с таблицами и формулами
Содержание материала: Создание и редактирование таблиц. Работа с формулами
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.8 Текстовый редактор Word: создание таблиц иерархической структуры
Содержание материала: Создание и редактирование таблиц. Создание таблиц иерархической структуры.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 2.9 Составление кроссвордов
Содержание материала: Творческая работа: Составление кроссвордов.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Раздел 3. Компьютерные презентации PowerPoint
Тема 3.1 Разработка презентаций
Содержание материала: Запуск и сохранение презентаций. Структура презентации. Рабочее поле PowerPoint. Создание слайдов. Работа с фоном. Ввод текста. Шрифты.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение PowerPoint.
Тема 3.2 Использование анимации в презентации
Содержание материала: Вставка объектов WordArt. Вставка картинок, фотографий. Настройка анимаций.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение PowerPoint.
Тема 3.3 Интерактивная презентация. Гиперссылка
Содержание материала: Работа со слайдами. Режим смены слайдов. Копирование, перемещение. Гиперссылка. Звук и видео в презентации. Демонстрация презентаций.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение PowerPoint.
Тема 3.4 Проектная работа «Мой класс»
Содержание материала: Работа со слайдами. Демонстрация презентаций.практическая работа «Мой класс»
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение PowerPoint.
Раздел 4. Технология работы с электронными таблицами Exsel
Тема 4.1 Электронные таблицы MS Exsel: назначение, основные функции, настройка таблиц
Содержание материала: Назначение, основные функции, настройка таблиц. Структура таблиц (строка, столбец, ячейка).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.
Тема 4.2 Структура электронных таблиц (строка, столбец, ячейка). Типы данных (числа, формулы, текст). Формат данных
Содержание материала: Назначение, основные функции, настройка таблиц. Структура таблиц (строка, столбец, ячейка).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.
Тема 4.3Создание и редактирование электронных таблиц
Содержание материала: Структура таблиц (строка, столбец, ячейка).Создание и редактирование электронных таблиц.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.
Тема 4.4 Создание диаграмм
Содержание материала: Диаграммы. Виды диаграмм.Создание диаграмм.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.
Тема 4.5 Создание и использование простых формул
Содержание материала: Формулы. Создание и использование простых формул
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.
Тема 4.6 Абсолютные и относительные адреса ячеек
Содержание материала: Абсолютные и относительные адреса ячеек
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel
Раздел 5. Компьютерные коммуникации
Тема 5.1 Локальные и глобальные компьютерные сети
Содержание материала: Локальные и глобальные компьютерные сети. Краткая история Интернета. Обзор основных служб.
Формы занятий: путешествие
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 5.2 Поисковые системы. Поиск информации в интернете
Содержание материала: Поисковые системы. Поиск информации в Интернете.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: выход в интернет
Тема 5.3Электронная почта
Содержание материала: Электронная почта (общие принципы работы с электронной почтой, отправка и получение сообщений).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: выход в интернет
Раздел 6. Программное обеспечение компьютера
Тема 6.1 Основные понятия программного обеспечения. Базовое и сервисное программное обеспечение
Содержание материала: Программное обеспечение. Базовое и сервисное программное обеспечение
Формы занятий: беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 6.2Программы-архиваторы
Содержание материала: Программы-архиваторы. Zip-архивы
Формы занятий: рассказ
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 6.3Итоговое занятие-игра
Содержание материала: Повторение тем занятий
Формы занятий: игра-викторина
Методическое обеспечение: тестовые задания.
Методическое обеспечение
При работе используются задания и упражнения на 20 мин. Если работа большая, то она делится на части, а в перерывах проводятся разминки для глаз, физкультурные минутки. Упражнения чередуются с объяснением, обсуждением, работой в тетрадях, просмотром работ.
Программа «Мой друг компьютер» предполагает включение в учебный процесс игровых моментов, смену видов деятельности (практической и теоретической), проведение развивающих игр, повышенное внимание к творчески одаренным учащимся, помогает планировать индивидуальную работу с учащимися разной подготовки.
Наличие программно-методического обеспечения, объектно-ориентированных программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы) позволяют организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Литература
Список литературы для педагогов
1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.
2. Кершан Б. и др. Основы компьютерной грамотности. - М.: Мир, 1989.
3. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.
Список литературы для учащихся
- «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.
- Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий
- Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991