1.Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой друг компьютер»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» для обучающихся_1-4 класс                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Харатиргенская начальная школа – детский сад»

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

Протокол №_____

 от «___» 09.2023 г.

СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО

______________________

Нигаметзянова И.М.

Протокол №____

от «__» 09.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________ Саляхова Н.А.

      Приказ №___

от «___» 09.2023 г.

Рабочая программа                                            

  по курсу внеурочной деятельности

«Мой друг компьютер»

 для обучающихся_1-4 класс                          

                                                                                       

д.Харатирген 2023 год

Пояснительная записка

Программа кружка «Основы компьютерной грамотности» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа предусматривает приобщение учащихся к культурным, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике полученные знания;
  • формирование у учащегося активной жизненной позиции;
  • приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям.

Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников.

Направленность программы

Программа кружка «Мой друг компьютер» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению —учебно-познавательной; по форме организации —индивидуально ориентированной, групповой; по времени реализации —двухгодичной подготовки. 

Программа «Мой друг компьютер» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть учебные места для всех учащихся и одно рабочее место – для преподавателя.

Новизна программы

Концепция программы «Мой друг компьютер» ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Новизна программы обусловлена своей направленностью на реализацию развития гибкости мышления детей, соответствующую современной теории психологии обучения и развития детей, теории и методике обучения информатике детей младшего школьного возраста.

Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс. Необходимо помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Программа «Мой друг компьютер» рассчитана на детей младшего школьного возраста, владеющих навыками чтения, письма и арифметических действий, то есть для ребят 2-4 классов. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в процессе ее реализации происходит не только усвоение определенного математического содержания, но и обогащение опыта творческой деятельности учащихся, расширение математического кругозора детей.

Целью обучения по программе «Мой друг компьютер» является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.

Задачи обучения:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности, в частности и учебной, при решении поставленных задач;
  • дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWERPOINT, EXCEL;
  • углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
  • развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
  • сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.

Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже второкласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку. В качестве базового стандарта программного обеспечения рассматриваются: текстовый редактор WORD; графический редактор PAINT; POWERPOINT; электронные таблицы EXCEL. 

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать проекты. Программа позволяет использовать и нетрадиционные формы работы. На занятиях большую роль играет демонстрационный материал, который представлен в виде презентаций. Наглядный материал в виде презентаций готовят и сами учащиеся. Это позволяет развивать у учащихся творческие способности, умение работать коллективно, умение работать с разными источниками информации, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, защищая свои проекты.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7-11лет.

Сроки реализации образовательной программы 2 года, каждый год обучения рассчитан на 34 часа. Итого - 68 часов, из них 19 часов отводятся на теорию, а 49 часов – на овладение практическими навыками.

1 год - начальная ступень;

2 год - основная ступень.

Начальная ступень является этапом формирования алгоритмического мышления детей, развития их коммуникативных способностей.

Основная ступень должна формировать у учащихся готовность к информационной деятельности, выражающаяся в желании применять средства информационных технологий в любом предмете, для реализации целей и самообразования. Ко второму году обучения допускаются учащиеся, прошедшие начальную ступень обучения.

Формы занятий:

Занятия по программе «Мой друг компьютер» состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

В процессе работы кружка «Мой друг компьютер» используются различные формы и методы работы (конкурсные работ учащихся, презентации и т.д.). Теоретические знания оцениваются через творческие и зачетные работы после изучения каждого раздела и в конце учебного года (уроки-игры, выставки работ учащихся, тестирование). Основная форма работы по программе – занятия с группой учащихся с использованием традиционных форм и методов образовательного процесса, позволяющих эффективно использовать компьютеры в образовании. 

Режим занятий:

Занятия в кружке проводятся один раз в неделю по 1 часу, продолжительностью 35минут. Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Для успешной деятельности каждому ребенку необходимо работать на отдельной машине, сохраняя на ней все свои работы: пробные и творческие.  

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» в соответствии с ФГОС

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.

Личностные результаты:

  • дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
  • умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
  • умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
  • умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя;
  • умение понимать цель выполняемых действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
  • осуществлять поиск информации с помощью ИКТ.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе;
  • координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками;
  • принимать общее решение;
  • контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
  • умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию.

Ожидаемые результаты освоения программы. 

К концу первого года обучения учащиеся

должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • что такое информация; виды информации; средства получения, хранения, передачи иниформации;
  • правила работы за компьютером;
  • назначение и работу графического редактора PAINT;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • иметь представление о компьютерных вирусах;
  • иметь представление об антивирусных программах;
  • что такое алгоритм, формы записи алгоритмов, основные символы блок-схем алгоритмов, структуры алгоритмов;

должны уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • набирать информацию на русском регистре;
  • запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами WORD, PAINT

К концу второго года обученияучащиеся

должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • что такое информация; виды информации;
  • правила работы за компьютером;
  • назначение и возможности графического редактора PAINT;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • назначение и работу программы PowerPoint;
  • понятия локальных и глобальных сетей;
  • основы Интернет;
  • работу электронной почты;
  • назначение и возможности электронных таблиц Excel;
  • основные понятия программного обеспечения (базовое и сервисное ПО)
  • программы архиваторы

должны уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • Работатьспрограммами Word, Paint, Excel, Power Point;
  • работать с электронной почтой;
  • создавать презентацию, используя все возможности PowerPoint;
  • составлять и защищать творческие мини-проекты;

Способы проверки результатов освоения программы:

Для подведения итогов по результатам освоения материала по пройденным темам используется пакет практических работ по каждому разделу (компьютерное тестирование).

Виды и формы контроля

Виды контроля

Содержание

Методы

Сроки контроля

Вводный

Уровень первоначальных знаний по компьютерным технологиям

Тестирование, анкетирование, наблюдение

1-й год обучения

Сформированностьобщеучебных умений

анкетирование,

наблюдение

1-й год обучения

Текущий

Освоение учебного материала по темам раздела:

Устройство ПК

Практические работы, тестирование

1-й и 2-й годы обучения

Работа с информацией

Клавиатура

Paint

Word

PowerPoint

Excel

Компьютерные коммуникации

Программное обеспечение

Оценка самостоятельности, возможностей, умения спланировать работу, способность к самоконтролю.

Наблюдение

1-й и 2-й годы обучения

Коррекционный

Коррекция знаний

Повторные тесты, дополнительные упражнения

1-й и 2-й годы обучения

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Зачетные, контрольные работы, творческие проекты,тестирование


Учебно-тематический планпервого года обучения


пп

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Введение

3

2

1

1.1

Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ

1

1.2

Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой

1

1.3

Получение навыков работы с мышью.

1

2

Компьютерная графика

5

1

4

2.1

Графический редактор Paint: инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

1

1

2.2

Графический редактор Paint: разработка и редактирование изображений

1

1

2.3

Графический редактор Paint: составление рисунка из геометрических фигур

1

1

2.4

Графический редактор Paint: копирование элементов рисунка

1

1

2.5

Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему:«Мой дом», «Моя школа»)

1

1

3

Текстовый редактор

20

1

19

3.1

Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры

2

1

1

3.2

Отработка навыков по набору текста

2

2

3.3

Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста

2

2

3.4

Текстовый редактор Word: вставка рисунков, надписи WordArt

1

1

3.5

Текстовый редактор Word: поздравительная открытка

1

1

3.6

Текстовый редактор Word: титульная страница книги

1

1

3.7

Текстовый редактор Word: копирование текста

1

1

3.8

Итоговая работа. Проект. Создание грамоты.

1

1

3.9

Текстовый редактор Word: построение таблиц

2

2

3.10

Текстовый редактор Word: редактирование таблиц

1

1

3.11

Текстовый редактор Word: работа с таблицами

1

1

3.12

Текстовый редактор Word: вставка символов

2

2

3.13

Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt

1

1

3.14

Текстовый редактор Word:работа с фигурами

1

1

3.15

Итоговая работа. Проект. Создание календаря

1

1

4

Мастер созданий буклетов и брошюр

2

2

4.1

Программа Publisher.Брошюра. Оформление

1

1

4.2

Программа Publisher. Буклет. Оформление

1

1

5

Компьютеры в океане информации

3

3

5.1

Информация. Количество информации

1

1

5.2

Получение, обработка, передача, хранение информации

1

1

5.3

Компьютерные вирусы, антивирусные программы

1

1

6

Алгоритмы

2

1

1

6.1

Последовательность действий. Выполнение последовательности действий.

1

1

6.2

Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

1

1


Содержание курса первого года обучения

Раздел 1.Введение

Тема 1.1 Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ

Содержание материала: Введение в образовательную программу. Техника безопасности. Знакомство с компьютером. Основные устройства ПЭВМ.

Формы занятий: беседа

Методическое обеспечение: презентация

Тема 1.2 Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой

Содержание материала: Операционная система Windows. Клавиатура. Компьютерные игры.

Формы занятий: игра

Методическое обеспечение: презентация

Тема 1.3Получение навыков работы с мышью.

Содержание материала: Манипулятор мышь. Правила обращения с мышью

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: нетбук, мышь, тренажер

Раздел 2. Компьютерная графика

Тема 2.1 Графический редактор Paint: инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

Содержание материала: Назначение, возможности, панель инструментов графического редактора Paint.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint

Тема 2.2 Графический редактор Paint: разработка и редактирование изображений

Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Цвет рисунка.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint

Тема 2.3 Графический редактор Paint: составление рисунка из геометрических фигур

Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление рисунка из геометрических фигур

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint

Тема 2.4 Графический редактор Paint: копирование элементов рисунка

Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление рисунка из геометрических фигур, копирование элементов рисунка.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint

Тема 2.5 Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему:«Мой дом», «Моя школа»)

Содержание материала: Итоговая работа. Создание композиций на тему: «Мой дом», «Моя школа»

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint

Раздел 3. Текстовый редактор

Тема 3.1 Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры

Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объектыредактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.2Отработка навыков по набору текста

Содержание материала: Основные объектыредактора (символ, слово, строка,   предложение, абзац).

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.3Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста

Содержание материала: Создание, сохранение и переименование документа. Виды шрифта. Изменение цвета шрифта

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.4 Текстовый редактор Word: вставка рисунков, надписи WordArt

Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Вставка рисунка, надписиWordArt.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.5 Текстовый редактор Word: поздравительная открытка

Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа: «Поздравительная открытка».

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.6 Текстовый редактор Word: титульная страница книги

Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа: «Титульная страница книги».

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.7 Текстовый редактор Word: копирование текста

Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Копирование и перемещение текста.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.8 Итоговая работа. Проект. Создание грамоты

Содержание материала:Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа: «Создание грамоты».

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.9 Текстовый редактор Word: построение таблиц

Содержание материала: Таблицы в Word. Структура таблицы. Построение таблиц

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.10 Текстовый редактор Word: редактирование таблиц

Содержание материала: Таблицы в Word. Построение и редактирование таблиц

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.11 Текстовый редактор Word: работа с таблицами

Содержание материала: Таблицы в Word. Построение и редактирование таблиц. Добавление и удаление столбцов и строк

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.12 Текстовый редактор Word: вставка символов

Содержание материала: Символы. Вставка символов в текст и таблицы

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.13 Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt

Содержание материала: SmartArt. Рисунки SmartArt. Вставка, изменение рисунков

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.14 Текстовый редактор Word:работа с фигурами

Содержание материала: Фигуры в Word. Вставка и изменение фигур

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 3.15 Итоговая работа. Проект. Создание календаря

Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа в Word.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Раздел 4. Мастер созданий буклетов и брошюр

Тема 4.1 Программа Publisher. Брошюра. Оформление

Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объектыPublisher. Создание брошюры

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.

Тема 4.2 Программа Publisher. Буклет. Оформление

Содержание материала: Виды буклетов. Структура буклетов.Создание брошюры

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.        

Раздел 5. Компьютеры в океане информации

Тема 5.1 Информация. Количество информации

Содержание материала: Информация. Виды информации. Количество информации.

Формы занятий: теоретическое занятие - беседа

Методическое обеспечение: презентация.

Тема 5.2 Получение, обработка, передача, хранение информации

Содержание материала: Получение, обработка, передача, хранение, преобразование информации.

Формы занятий: теоретическое занятие - беседа

Методическое обеспечение: презентация.

Тема 5.2 Компьютерные вирусы, антивирусные программы

Содержание материала: Безопасность компьютера. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

Формы занятий: теоретическое занятие - беседа

Методическое обеспечение: презентация.

Раздел 6. Алгоритмы

Тема 6.1 Последовательность действий. Выполнение последовательности действий.

Содержание материала: Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий.

Формы занятий: теоретическое занятие - игра

Методическое обеспечение: презентация.

Тема 6.2 Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Содержание материала: Что такое алгоритм. Формы записи алгоритмов. Основные символы блок-схем алгоритмов. Алгоритмы линейной и разветвленной структуры.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: алгоритмы.

Учебно-тематический план

ВТОРОГО года обучения


пп

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Введение

2

1

1

1.1

Инструктаж по ТБ. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ

1

1

1.2

Операционная система Windows. Освоение клавиатуры

1

2

Технология работы в текстовом редакторе Word

10

1

9

2.1

Текстовый редактор Word: отработка навыков по набору текста

1

1

2.2

Текстовый редактор Word: редактирование документа

1

1

2.3

Текстовый редактор Word: форматирование документа

1

1

2.4

Текстовый редактор Word: вставка объектов

1

1

2.5

Текстовый редактор Word: редактор формул

1

1

2.6

Текстовый редактор Word: создание и редактирование таблиц

1

1

2.7

Текстовый редактор Word: работа с таблицами и формулами

1

1

2.8

Текстовый редактор Word: создание таблиц иерархической структуры

1

1

2.9

Составление кроссвордов

2

1

1

3

Компьютерные презентации PowerPoint

6

1

5

3.1

Разработка презентаций

2

1

1

3.2

Использование анимации в презентации

1

1

3.3

Интерактивная презентация. Гиперссылка

1

1

3.4

Проектная работа «Мой класс»

2

2

4

Технология работы с электронными таблицами Exsel

9

4

5

4.1

Электронные таблицы MSExsel: назначение, основные функции, настройка таблиц

1

1

4.2

Структура электронных таблиц (строка, столбец, ячейка). Типы данных (числа, формулы, текст). Формат данных

1

1

4.3

Создание и редактирование электронных таблиц

2

2

4.4

Создание диаграмм

2

1

1

4.5

Создание и использование простых формул

1

4.6

Абсолютные и относительные адреса ячеек

2

1

1

5

Компьютерные коммуникации

4

2

2

5.1

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

1

5.2

Поисковые системы. Поиск информации в интернете

2

1

1

5.3

Электронная почта

1

1

6

Программное обеспечение компьютера

2

2

6.1

Основные понятия программного обеспечения. Базовое и сервисное программное обеспечение

1

1

6.2

Программы-архиваторы

1

1

6.3

Итоговое занятие-игра

1

1


Содержание курсавторого года обучения

Раздел 1. Введение

Тема 1.1 Инструктаж по ТБ. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ

Содержание материала: Техника безопасности. Знакомство с компьютером. Основные устройства ПЭВМ.

Формы занятий: путешествие

Методическое обеспечение: презентация

Тема 1.2 Операционная система Windows. Освоение клавиатуры

Содержание материала: Текстовый редактор Word: отработка навыков по набору текста Формы занятий: путешествие

Методическое обеспечение: презентация

Раздел 2. Технология работы в текстовом редакторе Word

Тема 2.1 Текстовый редактор Word: отработка навыков по набору текста

Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 2.2 Текстовый редактор Word: редактирование документа

Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 2.3 Текстовый редактор Word: форматирование документа

Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 2.4 Текстовый редактор Word: вставка объектов

Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа. Вставка объектов Wordв текст

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 2.5 Текстовый редактор Word: редактор формул

Содержание материала: Создание, редактирование и форматирование документа.Создание формул.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 2.6 Текстовый редактор Word: создание и редактирование таблиц

Содержание материала: Создание и редактирование таблиц.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 2.7 Текстовый редактор Word: работа с таблицами и формулами

Содержание материала: Создание и редактирование таблиц. Работа с формулами

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 2.8 Текстовый редактор Word: создание таблиц иерархической структуры

Содержание материала: Создание и редактирование таблиц. Создание таблиц иерархической структуры.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Тема 2.9 Составление кроссвордов

Содержание материала: Творческая работа: Составление кроссвордов.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.

Раздел 3. Компьютерные презентации PowerPoint

Тема 3.1 Разработка презентаций

Содержание материала: Запуск и сохранение презентаций. Структура презентации. Рабочее поле PowerPoint. Создание слайдов. Работа с фоном. Ввод текста. Шрифты.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение PowerPoint.

Тема 3.2 Использование анимации в презентации

Содержание материала: Вставка объектов WordArt. Вставка картинок, фотографий. Настройка анимаций.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение PowerPoint.

Тема 3.3 Интерактивная презентация. Гиперссылка

Содержание материала: Работа со слайдами. Режим смены слайдов. Копирование, перемещение. Гиперссылка. Звук и видео в презентации. Демонстрация презентаций.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение PowerPoint.

Тема 3.4 Проектная работа «Мой класс»

Содержание материала: Работа со слайдами. Демонстрация презентаций.практическая работа «Мой класс»

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение PowerPoint.

Раздел 4. Технология работы с электронными таблицами Exsel

Тема 4.1 Электронные таблицы MS Exsel: назначение, основные функции, настройка таблиц

Содержание материала: Назначение, основные функции, настройка таблиц. Структура таблиц (строка, столбец, ячейка).

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.

Тема 4.2 Структура электронных таблиц (строка, столбец, ячейка). Типы данных (числа, формулы, текст). Формат данных

Содержание материала: Назначение, основные функции, настройка таблиц. Структура таблиц (строка, столбец, ячейка).

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.

Тема 4.3Создание и редактирование электронных таблиц

Содержание материала: Структура таблиц (строка, столбец, ячейка).Создание и редактирование электронных таблиц.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.

Тема 4.4 Создание диаграмм

Содержание материала: Диаграммы. Виды диаграмм.Создание диаграмм.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.

Тема 4.5 Создание и использование простых формул

Содержание материала: Формулы. Создание и использование простых формул

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel.

Тема 4.6 Абсолютные и относительные адреса ячеек

Содержание материала: Абсолютные и относительные адреса ячеек

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение MS Exsel

Раздел 5. Компьютерные коммуникации

Тема 5.1 Локальные и глобальные компьютерные сети

Содержание материала: Локальные и глобальные компьютерные сети. Краткая история Интернета. Обзор основных служб.

Формы занятий: путешествие

Методическое обеспечение: презентация.

Тема 5.2 Поисковые системы. Поиск информации в интернете

Содержание материала: Поисковые системы. Поиск информации в Интернете.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: выход в интернет

Тема 5.3Электронная почта

Содержание материала: Электронная почта (общие принципы работы с электронной почтой, отправка и получение сообщений).

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: выход в интернет

Раздел 6. Программное обеспечение компьютера

Тема 6.1 Основные понятия программного обеспечения. Базовое и сервисное программное обеспечение

Содержание материала: Программное обеспечение. Базовое и сервисное программное обеспечение

Формы занятий: беседа

Методическое обеспечение: презентация.

Тема 6.2Программы-архиваторы

Содержание материала: Программы-архиваторы. Zip-архивы

Формы занятий: рассказ

Методическое обеспечение: презентация.

Тема 6.3Итоговое занятие-игра

Содержание материала: Повторение тем занятий

Формы занятий: игра-викторина

Методическое обеспечение: тестовые задания.

Методическое обеспечение

При работе используются задания и упражнения на 20 мин. Если работа большая, то она делится на части, а в перерывах проводятся разминки для глаз, физкультурные минутки. Упражнения чередуются с объяснением, обсуждением, работой в тетрадях, просмотром работ.

Программа «Мой друг компьютер» предполагает включение в учебный процесс игровых моментов, смену видов деятельности (практической и теоретической), проведение развивающих игр, повышенное внимание к творчески одаренным учащимся, помогает планировать индивидуальную работу с учащимися разной подготовки.

Наличие программно-методического обеспечения, объектно-ориентированных программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы) позволяют организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Литература

Список литературы для педагогов

1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.

2. Кершан Б. и др. Основы компьютерной грамотности. - М.: Мир, 1989.

3. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.

Список литературы для учащихся

  1. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.
  1. Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий
  1. Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991