Наставничество


Предварительный просмотр:

CityGerbNew

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2-МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА»

628620,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,                                                                                        

г. Нижневартовск, ул. Пионерская, 9а

Телефоны:  

тел/факс (3466) 24-98-78 – приемная,

67-15-31 – директор,41-66-63 – бухгалтерия,

41-05-57 - вахта

Электронная почта:  Shcola2nv@mail.ru

Сайт: www.school2nv.ru

_________________________________________________________________

П Р И К А З

от 31.08.2020 №597

г. Нижневартовск

Об организации наставничества

в 2020 -2021 учебном году

С целью организации методической помощи молодым педагогам, их успешной профессиональной адаптации, создания условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, в соответствии с Положением об организации наставничества в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №2-многопрофильная им. Е.И. Куропаткина» города Нижневартовска

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить программу «Наставничество».
  2. Утвердить список наставников на 2020 -2021 учебный год:

№ п/п

ФИО, должность молодого специалиста

ФИО, должность наставника

Первый год наставничества

Халиюлина Валия Рапаиловна, учитель начальных классов

Хакимова Рушания Альбертовна, учитель начальных классов

Ренева Анастасия Олеговна, учитель начальных классов

Киямова Зульфира Билаловна, учитель начальных классов

Кононенко Алена Андреевна, учитель начальных классов

Баташова Валентина Амуровна, учитель начальных классов

Улокова Лилия Владимировна, учитель начальных классов

Бахтина Татьяна Александровна, учитель начальных классов

Второй год наставничества

Рагузова Яна Александровна, учитель английского языка

Князева Татьяна Анатольевна, учитель английского языка

Фица Галина Владимировна, учитель начальных классов

Бенько Галина Анатольевна, учитель начальных классов

Корниенко Ксения Борисовна,  педагог-организатор

Кирбенева Алена Аркадьевна, заместитель директора по воспитательной работе

Третий год наставничества

Сусанин Евгений Сергеевич, учитель изобразительного искусства

Мануйлова Светлана Борисовна, учитель технологии

Власов Антон Олегович, учитель информатики

Хисамутдинова Яна Алексеевна, заместитель директора по информационным технологиям

Федоров Вадим Дмитриевич, учитель математики

Шабанова Елена Сергеевна, учитель географии, методист

  1. Педагогам-наставникам составить план работы на 2020-2021 учебный год и предоставить в методический кабинет в срок до 01.10.2020.
  2. Ответственность за организацию наставничества возложить на заместителя директора по методической работе Л.Г. Голубеву, заместителей директора по учебной работе Кирееву Т.Л., Петровец Э.Р., Кочеткову Е.Г.
  3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор                                                           О.В.Райш



Предварительный просмотр:

Персонализированная программа наставничества педагогических работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2 многопрофильная имени заслуженного строителя РФ Евгения Ивановича Куропаткина»»

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность:

Тема наставничества является одной из центральных тем нацпроекта «Образование». В современных условиях быстро меняющегося мира наставничество не только остается важным элементом адаптации специалиста на рабочем месте, но и приобретает особую значимость именно в образовательной среде. В настоящее время в любой сфере практически невозможно найти специалиста, готового быстро приступить к работе в новых условиях, в новом коллективе, и образование не является исключением. Именно наставничество является тем методом, который позволяет наиболее эффективно решить данную проблему.

Наставничество является кадровой технологией, позволяющей осуществлять становление и непрерывное профессиональное развитие педагога. Наставничество позволяет соединить профессиональное развитие и персонификацию, а также гарантирует комплексный подход к каждому педагогу, испытывающему те или иные затруднения.

Цель программы:

Успешное закрепление молодого специалиста в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи программы:

1. Облегчение процесса адаптации молодого учителя в педагогическом коллективе, успешное закрепление молодого учителя на рабочем месте;

2. Выявление профессиональных затруднений молодого учителя и оказание необходимой помощи в их преодолении.

3. Создание условий для развития профессиональных навыков молодого учителя, в том числе в части содержания образования, применения различных образовательных методик и технологий, форм и средств обучения и воспитания, навыков профессионального общения с коллегами, обучающимися и родителями (законными представителями) обучающихся.

4. Ориентация молодого учителя на использование в своей деятельности передового педагогического опыта.

5. Формирование мотивации молодого учителя к самообразованию и профессиональному совершенствованию.

Форма наставничества: «учитель – учитель» Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку.

Модель взаимодействия: «опытный учитель – молодой специалист»

Виды наставничества:

 - традиционное наставничество (наставничество «один на один»);

- ситуационное наставничество.

Срок реализации программы: 1 год

Режим работы: очный

Программа включает в себя три этапа:

Адаптационный этап. 

На данном этапе происходит знакомство опытного педагога (наставника) с молодым учителем (наставляемым), в ходе которого наставник анализирует затруднения наставляемого, пробелы в его подготовке в части общих и профессиональных компетенций с опорой на профессиональный стандарт педагога.

Основной этап. 

В ходе основного этапа осуществляется совместная деятельность наставника и наставляемого с целью преодоления затруднений, а также личностного и профессионального развития наставляемого.

Контрольно-оценочный этап.

На завершающем этапе производится оценка уровня профессиональной компетентности молодого учителя и определяется степень его готовности к самостоятельному выполнению должностных обязанностей. При необходимости может быть принято решение о продлении программы наставничества на срок от 1 до 3 лет.

Содержание деятельности 

В ходе реализации персонализированной программы наставничества планируется следующее содержание деятельности наставника и наставляемого:

 − диагностика затруднений молодого учителя и выбор форм организации обучения и воспитания;

− оказание необходимой помощи на основе выявленных затруднений;

− посещение уроков молодого учителя с последующим анализом и определением способов повышения их эффективности;

− ознакомление молодого учителя с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности (квесты, квизы, олимпиады, предметные недели и т.д.);

− демонстрация молодому учителю опыта успешной педагогической деятельности, знакомство с различными педагогическими практиками;

− организация мониторинга эффективности и рефлексии по итогам совместной деятельности. Ожидаемые результаты:

− успешная адаптация молодого учителя на рабочем месте и в образовательной организации;

− повышение навыков профессионального общения с учетом психологии личности;

− повышение профессиональной компетентности молодого учителя в вопросах организации образовательного процесса;

− обеспечение повышения качества преподавания и совершенствование методов работы молодого учителя по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

− использование в работе молодого учителя современных педагогических технологий.

План мероприятий в рамках наставничества на 2022-2023г.

Основные направления деятельности

Конкретные меры / Формы мероприятий

Планируемые результаты

Сроки

Фактические результаты

Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления

Самодиагностика наставляемого на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником

Сентябрь - октябрь

Диагностическая беседа с наставником для уточнения зон профессионального развития

Разработка конкретных шагов по преодолению профессиональных трудностей

Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей

Вхождение в педагогическую должность

Знакомство с ОО, ее особенностями и направления развития

Изучены особенности и направления деятельности школы. Изучена программа развития школы

сентябрь

Знакомство с коллективом

Изучена структура коллектива, выявлены направления взаимодействия и сотрудничества с различными группами работников

сентябрь

Изучение сайта школы, групп в социальных сетях, порядка публикации и содержания размещаемой информации

Изучена структура официального сайта школы и размещенная документация. Изучены правила публикации. информации о деятельности школы на сайте и в социальных сетях.

сентябрь

Изучение локальных актов школы и иных нормативных документов (Кодекса этики, Правил внутреннего трудового распорядка и т.д.)

Изучены и выполняются требования локальных актов школы, в том числе правила безопасности, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция, кодекс этики

Сентябрь - октябрь

Изучение внутренней системы оценки качества образования

Изучены основные положения и состав ВСОКО школы

октябрь

Организационно - методическая деятельность

Изучение методологических основ и методики построения и организации результативного учебного процесса

Изучены методологические основы и методика построения и организации результативного учебного процесса

сентябрь

Изучение нормативных документов в области образования

Изучены основные нормативные документы: Закон об образовании, обновленные ФГОС

сентябрь

Консультации по подбору методической литературы

Регулярно изучается методическая литература. Сформирована и пополняется «копилка» педагогических идей.

в течение года

Включение в деятельность ШМО

Включен в состав предметного ШМО, ознакомлен с планом работы ШМО на 2022-2023 учебный год. Определена тема самообразования в рамках деятельности ШМО. Участие в работе ШМО: участие в проведении предметных недель, выступление на заседаниях

в течение года по плану работы ШМО

Профессиональное становление

Консультации по составлению рабочей программы и КТП в соответствии с ФГОС

Составлена рабочая программа и КТП по предмету «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС

сентябрь

Беседы «Работа с УМК. Структура урока и методика преподавания на ступени основного общего и среднего образования в соответствии с ФГОС»

Изучен состав УМК, структура типовых уроков и методики преподавания предмета «Информатика» на ступени основного общего и среднего образования в соответствии с обновленными ФГОС

Сентябрь - октябрь

Беседа «Психофизиологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста»

Изучены психологические и возрастные особенности учащихся 7-11 классов, которые учитываются при подготовке к занятиям

октябрь

Беседа «Различные типы и формы уроков»

Изучены и применяются различные типы и формы уроков

октябрь

Беседа «Методы активизации внимания обучающихся на уроках информатики»

Изучены различные методы активизации внимания обучающихся на уроках, которые активно применяются при проведении уроков

ноябрь

Беседа «Методы эффективного контроля на уроках информатики»

Изучены различные методы контроля на уроках, которые активно применяются при проведении уроков

декабрь

Беседа «Основные направления и формы активизации познавательной, научноисследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности»

Изучены основные направления и формы активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности. Ведется отбор и подготовка обучающихся к участию в различных мероприятиях (олимпиады, квесты, предметные недели)

январь

Посещение уроков наставляемого лица с целью оказания методической помощи (4-5 уроков за четверть)

Посещены уроки различных типов. Проведен развернутый анализ посещенных уроков. Даны рекомендации по повышению эффективности уроков.

в течение года

Беседа «Возможности применения цифрового образовательного контента при изучении предмета «Информатика»

Изучены возможности применения, верифицированного цифрового образовательного контента при изучении предмета «Информатика». Материалы ЦОК применяются при проведении уроков

февраль

Беседа «Проектная деятельность обучающихся на уроках и внеурочной деятельности»

Изучен вопрос организации проектной деятельности обучающихся на уроках информатики

март

Посещение уроков опытных педагогов, открытых мероприятий, участие в семинарах и т.д.

Изучен положительный опыт проведения уроков и открытых мероприятий

в течение года

Встречи-консультации с наставником по вопросам, возникающим в процессе педагогической деятельности

Своевременное преодоление затруднений и решение вопросов, возникающих в процессе педагогической деятельности

в течение года

Повышение уровня квалификации и педагогического мастерства

Беседа «Повышение квалификации как фактор успешности педагогической деятельности педагога»

Проведен подбор курсов повышения квалификации по направлению педагогической деятельности

Ноябрь - декабрь

Участие в семинарах, вебинарах, конференциях по направлению педагогической деятельности, в том числе по предмету «Информатика»

Повышение профессионального мастерства

в течение года

Беседа «Роль профессиональных сообществ в деятельности педагога»

Включение в деятельность педагогических сообществ

январь-май

Беседа «Диссеминация педагогического опыта через публикацию материалов на специализированных ресурсах в сети Интернет и СМИ»

Подготовлена и опубликована на специализированных ресурсах статья по образовательной тематике

апрель-май

Рефлексия по итогам совместной деятельности

Проведение встречи по итогам реализации программы наставничества

Оценена эффективность и результативность совместной работы, удовлетворенность совместной деятельностью. Намечен план дальнейшего взаимодействия (при необходимости)

май


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План работы

 педагога-наставника, учителя начальных классов высшей квалификационной категории Хакимовой Р. А. с молодым специалистом, Баймуратовой Валией Рапаиловной, учителем  начальных классов

на 2022--2023 учебный год

Сведения о молодом специалисте: Баймуратова Валия Рапаиловна, учитель начальных классов, стаж работы – 3 года

Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы и организация помощи по воспитательной работе с классным коллективом.

Задачи:

  • помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
  • определить уровень его профессиональной подготовки;
  • выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
  • развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого педагога.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной,  научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
  • активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;
  • умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

Направления работы

Тематика мероприятий

Формы работы

1.Разработка индивидуальной программы работы педагога по самообразованию

«Основные проблемы молодого педагога, пути их решения»

Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы (сентябрь);

Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей (октябрь)

Составление плана работы по самообразованию

Практическое занятие (ноябрь)

2.Взаимопосещение уроков.

«Основные требования к современному уроку»

Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 4-5  раз в четверть)

«Факторы, которые влияют на качество преподавания»

«Конспект и технологическая карта урока»

«Слагаемые успешности урока»

«Самоанализ урока»

«Типы и формы уроков»

«Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке»

3. Воспитательная работа.

Составление плана воспитательной работы в классе.

Организация взаимодействия с родителями.

Знакомство с воспитательными системами (из опыта работы) сентябрь-октябрь

Проведение социометрии в классе

Практическое занятие

ноябрь

Составления плана взаимодействия с учреждениями города

в течение учебного года

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ, неуспевающих, «трудных» и одаренных детей

Проведение анкетирования учащихся, родителей;

(I полугодие)

Составление характеристик;

Организация взаимодействия молодого педагога со школьным психологом, соц.педагогом, руководителями секций и кружков; Отслеживание результатов

в течение уч. года

«Методика составления портфолио учащихся»

Практическое занятие; мастер-класс

декабрь

«Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха»

Индивидуальная беседа;

Взаимопосещение внеклассных мероприятий (2 раза в четверть)

4. Проектная деятельность в начальной школе

«Организация проектной деятельности в начальной школе. Основные направления работы»

Работа молодого педагога в составе творческой группы в рамках проектной деятельности

в течение уч. года

«Метод проектов на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности».

Индивидуальная беседа