Программа профессионального развития и самообразования

Программа профессионального развития и самообразования

Методическая тема «Использование проектных задач в начальной школе как способ формирования и развития функциональной грамотности у младших школьников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентность учителя

Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов:

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.
  • Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
  • свобода учащегося быть самим собой;
  • каждый человек обладает своим «совершенством»;
  • помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
  • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
  • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;

Профессиональные качества:

  • доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
  • быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
  • иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
  • иметь развитую способность к критике и рефлексии;
  • воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
  • понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
  • иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
  • демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность и т.п.

Профессиональные компетенции учителя

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

3.Компетентностный подход.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки

Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как:

  • Любознательный, интересующийся, - активно познающий мир
  • Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа
  • Любящий свою Родину
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
  • Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

  • Коммуникативная компетентность
  • Информационная компетентность
  • Компетентность разрешения проблем.
  • Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

4. Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»

Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.

Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, впроцессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).

Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

Участие детей в различных формах дискуссии.

Формирование понятий и организация на их основе своих действий.

Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды

Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.

Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.

Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.

Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.

Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.

Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,при выполнении своей части работы.

Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Парадокс компетентности:

Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

6. Основные компетенции современного учителя.

Основные компетенции современного учителя

Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

Уметь организовать понятийную работу учащихся.

Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Диагностическая цель профессиональной деятельности:

1.Диагностической целью моей педагогической деятельности является создание условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к достижению всеми обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО; повышение качества знаний обучающихся до 78% к 2025 году, что будет выше среднего показателя по школе за прошедший учебный год на 12%; улучшить результаты ВПР на 7%; подготовить 2 победителей муниципальной олимпиады «Юниор» и более 15 призеров различных городских конкурсов через создание образовательной среды, в основе которой лежит системно-деятельностный подход.

 2.Целями, связанными с эффективностью работы образовательной организации, согласно программе развития МБОУ «Лицей №1 им. А. С. Пушкина» являются: предоставление качественного вариативного образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; формирование ключевых компетенций по предметам, способствующих личностному росту обучающегося, раскрытию его творческого потенциала посредством урочной и внеурочной деятельности; сохранение психического и физического здоровья обучающихся; обеспечение успешной адаптации выпускников начальной школы к предметному обучению в пятом классе.

Цель самообразования: создание целостной системы взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и совершенствование профессионального мастерства и компетентности учителя.    

Основные аспекты «нового качества» образования:

- социальный -  выражен в отношении повышения качества образования как общегосударственной политической задаче (состояние практической деятельности каждого педагога);                                                                                                    - педагогический – выражен в  положениях, касающихся дальнейшего обновления содержания образования;                                                                                    - технологический – предполагает совершенствование искусства обучать, ориентируясь на качественный результат.



Предварительный просмотр:

Программа перспективного развития профессиональных компетенций

учителя начальных классов МБОУ «СШ№2- многопрофильная им. Е. И Куропаткина» г. Нижневартовска

Хакимовой Рушании Альбертовны

Стаж педагогической деятельности – 25 лет.

Методическая тема: «Использование проектных задач в начальной школе как способ формирования и развития функциональной грамотности у младших школьников»

Продукт: образовательный проект, дидактические материалы к урокам, карточки, презентации с применением проектных технологий; проекты обучающихся.

Интернет –ресурсы для самообразования:

УМК «Школа России»: https://prosv.ru/umk/school-russia.html

Вебинары: https://prosv.ru/webinars/umk/school-russia.html

Издательство «Просвещение»: https://www.academy.prosv.ru/

  1. Изучение психолого- педагогической литературы.

Задачи и содержание деятельности.

Сроки.

Начало-окончание

Формы представления результатов работы

Где, кем, когда заслушивается отчёт о выполнении работы.

  1. Методические пособия:

- Методический конструктор комбинированных уроков.

-После уроков: растем вместе!»

https://www.roslit.ru/nachalnaya-shkola/dlya-uchitelya/metodicheskie-posobiya/

сентябрь

Доклад

Заседание МО учителей начальных классов

  1. Учебные пособия

Прохождение вебинаров:

https://rosuchebnik.ru/material/metodicheskaya-pomoshch-uchitelyam-nachalnykh-klassov/#webinars

https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/#methassist

 декабрь

Презентация

Заседание МО учителей начальных классов

3. Поиск новых образовательных тем для исследовательской работы

В течение года

Статья

Всероссийская конференция на портале «Педагогический портал»

4. Изучение программно-дидактических средств обучения

В течение года

Презентация

Открытый урок

Школьный конкурс на лучшее портфолио учителя.

Школьный семинар

2.Разработка программно-методического обеспечения

Задачи и содержание деятельности

Сроки

Начало-окончание

Формы представления результатов работы

Где, кем, когда заслушивается отчёт о выполнении работы

1.Разработка и корректировка рабочих программ, календарно-тематического планирования

Начало сентября

Календарно-тематическое планирование

Утверждение заместителем директора

2. Разработка содержания контрольных работ для текущего и итогового контроля

В течение года

Тексты контрольных работ

В конце изучения темы

3. Подбор дополнительных тренировочных упражнений по ведущим темам предмета «Русский язык»

В течение года

Подборка текстов тренировочных упражнений

Смотр кабинета

4. Обобщение собранных в течение года материалов (конкретно)

Май-июнь

Методические разработки

Рецензирование на уровне ИРО ХМАО

5. Подготовка собранного материала к печати

Июнь

Окончательный вариант методических разработок

Выступление в печати

6.Разработка индивидуального маршрута школьника при подготовке к олимпиадам, исследовательской работе.

Май-июнь

Индивидуальный маршрут школьника

Обучение по индивидуальному маршруту школьника

7.Разработка программ элективных курсов, платных образовательных услуг

Февраль

Программы элективных курсов, платных образовательных услуг

Рецензирование на уровне МС

  1. Участие в системе школьной методической работы

Задачи и содержание деятельности

Сроки

Начало-окончание

Формы представления результатов работы

Где, кем, когда заслушивается отчёт о выполнении работы

1.Участие в проведении заседаний МО (конкретные темы)

Один раз в четверть

Анализ работы по своей методической теме

Заседание МО по плану работы школы

2. Участие в работе семинаров, педсоветов…

По плану работы школы

Доклады, выступления

По плану работы школы

3.Участие в проведении предметных декад

Разработка открытых мероприятий, открытых уроков

Открытые внеклассные мероприятия, уроки

Проведение внеклассных мероприятий, уроков

4.Освоение передового педагогического опыта по внедрению современных образовательных технологий

В течение года

Результаты работы над личной методической темой и методической темой предметного МО

Заседания МО, работа педсоветов, МС, предметных МО

5.Подготовка к конкурсу профессионального мастерства

По плану работы школы

Выступление на конкурсах профессионального мастерства

Конкурсы профессионального мастерства

  1. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Задачи и содержание деятельности

Сроки

Начало-окончание

Формы представления результатов работы

Где, кем, когда заслушивается отчёт о выполнении работы

Курсы повышения по теме

«Технологии в работе с обучающимися с ОВЗ»

По плану работы

1.Организация работы с обучающимися с ОВЗ.

Заседания МО, семинары, педсоветы

2.Участие в работе ГМО и ГМЦ

По плану работы

2.Обобщение опыта по теме самообразования

Заседания МО, семинары, педсоветы

  1. Работа в органах управления школой

Задачи и содержание деятельности

Сроки

Начало-окончание

Формы представления результатов работы

Где, кем, когда заслушивается отчёт о выполнении работы

1.Участие в работе творческих групп по разработке программ, планов, памяток, проектов

В течение года

Продукт работы творческих групп

По требованию



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Метод проектов как средство формирования и развития функциональной грамотности младших школьников.

ЦЕЛЬ:

Теоретическое и экспериментальное обоснование модели урока, позволяющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

-развивали бы в первую очередь ОУУН: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

-были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

-реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ

Создание условий, позволяющих формировать у школьников компетентности решения проблем, а также способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.

ЗАДАЧИ

Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям

Содействовать успешной адаптации учащихся в 5-ом классе

Формировать класс как учебное сообщество

Развивать учебно-познавательную мотивацию

Развивать индивидуальность каждого

Привлечь внимание родителей

Реализовать право ребенка на творчество

Предварительный анализ теоретического состояния проблемы и образовательной практики позволил выдвинуть гипотезу о том, что через использование проектной деятельности произойдёт формирование и развитие личностных качеств младшего школьника таких как:

-умение работать самостоятельно;

- умение работать сообща;

- способность быть полноправным членом коллектива;

- быть терпимым к своим товарищам.

Т.к. проектная деятельность – это хороший инструмент для развития функциональной грамотности младших школьников, их творческих способностей, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Результаты опыта

Результативность данного проекта проявилась при итоговом контроле качества знания учеников по литературному чтению и познанию мира – 100 %.

Характеристика внедрения передового опыта

Партнерство в рамках инициативного проекта

Этапы освоения методики организации проектной деятельности учащихся.

Этап

Содержание деятельности

Результат работы

Оформление результата

1

Пилотный

1.Изучение литературы по теме

2. Утверждение темы самообразования на год «Метод проектов как средство формирования и развития функциональной грамотности младших школьников»

3.Организация творческой группы учителей по подготовке проектов

4. Проведение пробных проектов .

Изучены теоретические и методические аспекты технологии проектной деятельности.

Определены потенциальные проблемные моменты в организации проектной деятельности

-Папка с материалами, статьями, ссылками по данной проблеме

-Формы «Методическая разработка проекта», «Портфолио проекта»

2

Эксперимент

Фиксация накопленного опыта в нормативных документах, технологических схемах, методических разработках

Проведение уроков-проектов, проектной недели. Отработка практико-ориентированного типа проектов

Осуществлено овладение всей творческой группой методикой организации проектной деятельности

-Положение о проектной неделе и о конкурсе проектов

-Методические материалы по подготовке проектов

-Банк проектных работ учащихся

3

Переход в режим функционирования

1.Отработка исследовательского типа проектов

2.Реализация различных типов проектов с целью внедрения проектной деятельности в классно-урочную систему.( мини-проекты на уроках, проекты продолжительностью 5-6 уроков)

3.Проведение школьного семинара-практикума «Проектная деятельность на уроке»

4.Издание материалов и методических наработок учителей

Зафиксированы( документально и практически) все накопленные наработки.

Определена степень возможности сочетание проектной деятельности и классно-урочных форм организации учебного процесса.

- Материалы школьного семинара.

-Подборка «Лучшие проекты года»

-Выступление на заседании городского МО

4.

Распространение опыта

Отработка информационного типа проектов, включая сетевые проекты

Подготовка и проведение областных семинаров, стажировок «Система организации проектной деятельности в начальной школе»

Подготовка публикаций.

4.Создание сайта ориентированного на проектную, исследовательскую деятельность учащихся.

5.Создание блога по Познанию мира.

Осуществлено

итоговое обобщение

и теоретическое осмысление опыта, накопленного на кафедре начальных классов.

Создан

опыт организации электронных,

сетевых телекоммуника-

ционных проектов

- Материалы семинара

- 30 призовых мест в конкурсе исследовательских проектов городского, регионального  уровней

-Публикация работ

в сети Интернет

-Создание блога учащимися по предмету «Познание мира»

- Создание Сайта

учителя начальных классов

-Создание Сайта МО учителей начальных классов

-Создание Электронного портфолио

Ежегодно

Обучение вновь пришедших учителей, коллег города методике организации проектной деятельности учащихся

Наставничество

ВЫВОДЫ:

В процессе работы над темой у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:

а) мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 40 % до 7 0% учеников);

б) поисковые: (умеют находить информацию 90% учеников);

в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы 100% учащихся);

г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 60 % учеников).

Анализ деятельности учащихся, опрос родителей и педагогов показал, что использование проектных технологий позволяет повысить интерес к обучению, расширить кругозор, сформировать потребность изучать предметы на основе компьютерных технологий, повысился уровень познавательного интереса.

Проведение тестирования и статистической обработки результатов исследования, подтвердили эффективность предлагаемой методики обучения, что свидетельствует о том, что разработанная и внедрённая программа эффективна и может влиять на улучшение качества образования.

Проектирование помогает формированию функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельностьпроисходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Планирую применять данный метод и в воспитательной работе с классом. Такая деятельность на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.

БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ:

- Продолжить работу по развитию функциональной грамотности при помощи проектных технологий.

-Вовлечение учащихся в создание сетевых проектов, использование ресурсов интернета WEB 2.0:

http://albooka.com/AdeInstall/Index- электронная книга,

http://learningapps.org/create.php- электронные задания (ЦОР),

http://wikiwall.ru/ - электронная газета

Литература:

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.

Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.

Хуснетдинова М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников// Начальная школа. 2009. №1.

Щербаков С.Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. Волгоград: Учитель,2007г.