Самообразование

Мирзонова Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя  на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

Актуальность темы

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».  С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Цель работы по теме самообразования: объединение усилий воспитателя и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.

Задачи: 

  • развивать трудовые навыки у детей;
  • воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
  • способствовать всестороннему развитию детей в труде.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь

Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе.

Оформление уголка дежурств.

Октябрь

Знакомство с профессией почтальона.

Экскурсия на почту.

Ноябрь

Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут».

Январь

Знакомство с профессией пекаря.

Презентация «Профессия -пекарь»

Февраль

Изготовление поделок из лоскутков ткани (старшая подгруппа)

Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани.

Март

Посадка семян на рассаду (старшая подгруппа)

Посадка лука (младшая подгруппа)

Трудовой десант «Мы – огородники».

Май

Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. (Или подготовка видеосюжета, в котором дети рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут.)

Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье.

Анкетирование родителей на тему: «Трудовые поручения в семье».

Октябрь

Подготовка информации для повышения педагогической компетентности родителей.

Буклет для родителей: «Трудовое воспитание в семье».

Ноябрь

Консультирование родителей.

Консультация для родителей: «Какой труд доступен детям дошкольного возраста?»

Январь

Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке.

Трудовой десант «Зимние фантазии».

Апрель

Привлечение родителей к уборке территории детского сада.

Субботник «В апрельский день трудиться нам не лень».

Май

Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий.

Фотовыставка «Мы любим труд!»

Самореализация

Сентябрь

Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы).

Разработка картотеки дидактических игр по трудовому воспитанию.

Ноябрь

Подготовка консультации для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников».

Выступление на РМО.

Февраль

Подготовка консультации для педагогов «Труд и формирование личности ребёнка».

Выступление на педагогическом совете.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию 2020–2022 гг.

Тема «Нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Пояснительная записка.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтениялитературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняютребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление ивоображение ребенка, обогащает его эмоции.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со

старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных

произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно -речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.

Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Актуальность

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем,которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказываетсяпагубным образом на их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первыйопыт встречис художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге:интерес и любовь к ней,или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особеннорусские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Цель:

Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

1.Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном,проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушатьсказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. 

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизироватьнародные сказки.

Приемы:

Словесные:

  • Беседы;
  • Игры-беседы;
  • Рассказ;
  • Чтение художественной литературы;
  • Использование игровых ситуаций;
  • Игры - беседы с персонажами сказок;
  • Сочинение историй;

Наглядные:

● Групповые выставки;

● Рассматривание иллюстраций;

Практические:

  • Игры – драматизации;
  • Игры – инсценировки;
  • Игры – забавы;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • Рисование;

Формы организации:

  • Занятие по художественной литературе;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультминутки;
  • Драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой.

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя.

3.Инсценирование.

4.Заучивание наизусть.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольногокукольного театров.

Сотрудничество с родителями.

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Содержание работы:

а) Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.

б) Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.

При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.

Формы работы с родителями.

  • Анкетирование
  • Оформление папок – передвижек
  • Консультации
  • Различные мероприятия совместно с детьми
  • Индивидуальные беседы
  • Рекомендации
  •  Демонстрация наглядного материала

Cрок реализации плана: 2года (2020- 2022)

1. Теоретический этап:

  • Изучение методической литературы по данной проблеме (в течение 1 года). Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
  • Изучение статей в журналах (в течение 1 года)«Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».
  • Изучение инновационных методик и технологий (в течение 1 года) «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
  • Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
  • Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.

2. Практический этап

Перспективный план на 2020-2021 год

Сентябрь.

1. Чтение и пересказ рассказа Л.Толстого: «Котёнок».

2. Дидактическая игра: «Угадай сказку».

3. Создание картотеки художественной литературы для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Октябрь.

1. Чтение рассказа Н.Носова «Огурцы»

2. Игра-викторина «Что за прелесть эти сказки»

3. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Ноябрь.

1. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-варюга»

 2. День матери: организация конкурса чтения стихов  для мам «Маму очень я люблю».

3. Дидактические игры по художественной литературе

Декабрь.

1.Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

2. Дидактическая игра: «Из какой сказки, рассказа герой».

3. Чтение рассказа Л. Воронкова «Ссора с бабушкой»

Январь.

1. Чтение рассказа Н.Носова «На горке»

2. Ремонт книг.

3. Выставка работ (дети и родители)  «По произведениям К.Чуковского»

Февраль

1.Чтениерассказа Ищенко «Максим – пограничник»

2. Конкурсрисунков«Богатыри на Руси»

Март

1.Чтение сказки С. Маршака «О глупом мышонке»

2. Выставка«Портрет моей мамочки»

3. Театрализованная деятельность по мотивам сказки «Волки и семеро козлят, да на новый лад»

Апрель

1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»

2. Совместная деятельность с детьми:Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам».

3. Прослушивание аудио произведений по желанию детей.

Май.

  1. Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
  2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
  3. Выставка рисунков к рассказу  «Живая шляпа»

Перспективный план на 2021-2022 год

Сентябрь.

1. Чтение рассказов Л Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы». Рассматривание иллюстраций, беседы, обсуждения.

2. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такоеплохо»

Октябрь

1. Чтение рассказов о природеи животных М. Пришвина «Ребята и утята», Сладкова «Разноцветная земля»

2. Презентация«Я люблю тебя, России». (обсуждение, обмен мнениями)

Ноябрь.

1.Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

2. Чтение и обсуждение рассказов Н. Носова «Заплатка», Е. Пермяка «Первая рыбка»

3. Словотворчество.

Декабрь.

 1.Чтение рассказа Б. Житкова «На льдине»

2.Беседа на тему «Чувство долга и ответственности перед другими людьми».

3. Экскурсия в библиотеку.

Январь.

  1. Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой»
  2. Чтение рассказа Е. Пермяка «Чужая калитка»
  3. Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»(обложка любимой семейной книги)

Февраль.

  1. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
  2. Совместная деятельность с детьми:Чтение сказок А. С. Пушкина.Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.
  3.  Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А.С. Пушкина

Март.

  1. В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
  2. Чтение рассказа Л. Толстого «Птичка»
  3. Конкурс стихотворений  маме.

Апрель.

1.Чтение рассказа Э. Шим «Не смей»

  1. Добавить материал в театральный уголок, изготовление масоксовместно с детьми.

3.Дидактические игры по формированию нравственных качеств с использованием художественной литературы