Для учителя!

Василевская Валентина Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вам самоанализ урока «Учимся быть думающим покупателем».

Данный урок проходил в  7 Б классе, в котором 24 ученика. Ребята в классе  имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны. Хочется сказать слова благодарности учителю…..

Если говорить о месте урока в курсе обществознания то это  раздел «Человек в экономических отношениях».  В рамках данной темы необходимо было получить знания, которые нужны думающему покупателю.

Следовательно тип урока – открытие новых знаний.

При подготовке были учтены   умения учащихся анализировать свою деятельность, анализ материала, формулирования обобщающих выводов.

  На уроке выполнялась основная цель: подвести учащихся к пониманию  важности рационального поведения покупателя,  которая реализовывалась через  задачи:

а) образовательная – ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – рациональный покупатель, обязательные траты, желательные и не нужные, маркетолог опираясь на их жизненный опыт и предлагаемый материал.

б) воспитательная – воспитывать у учащихся, стремление к получению знаний, к рациональному потребительскому поведению;

в) развивающая – продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, выделять главное из полученной на уроке информации, формировать умение выражать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.

  Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

   Основной используемый подход к реализации цели -  личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий.

Использовались технологии: информационно – коммуникативная, критического мышления (на протяжении всего урока), технология проблемного обучение, здоровье сберегающая технология,.

  На уроке применялись различные  методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество,  наглядность, доступность.

Темп урока  (умеренный). Изучаемый материал насыщен и разнообразен, была хорошая работоспособность и активность учащихся.

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы.   Урок состоит из 6 этапов, логически связанных между собой.

Организационный.

Целеполагание и мотивация. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, формулировались    тема, изучаемые вопросы, цель урока.  

Открытие  нового знания . На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала видеороликом,  разбор проблемных ситуаций.

На этапе закрепления   нового материала  ученики работали с этапами рационального поведения покупателя.

На этапе рефлексии учащиеся делали выводы о проделанной работе. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки.

Информирование о домашнем задании, проведен инструктаж по  подготовке пословиц о рациональном поведении покупателя и о влиянии рекламы на поведение покупателя. Домашнее   задание   ориентировано   на   обучение   приемам   и   навыкам   самостоятельной работы при поиске информации из различных  источников.

  Структурно урок выдержан. Использованная структура урока,  методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом

  Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Хорошая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся.

  Считаю, что удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу,  решение задач занятия. На мой взгляд,  урок цели достиг.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Западнодвинская средняя общеобразовательная школа №1»

«Согласовано»

Зам. Директора школы по УВР

______/Зверева В.А../

«___»______2022г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Западнодвинская СОШ №1»

_______/Абрамова В. В./

Приказ № _______

От «___»________2022г.

Рабочая программа

кружка «Мир обществознания»

                                                    учитель МБОУ «Западнодвинская СОШ №1»

           Василевская В.Н.

2022-2023  уч. год

Программа кружка «Мир обществознания» 34 ч.

Данная программа создана, с целью подготовки учащихся 9 класса к сдаче ОГЭ на специализированных занятиях.

В настоящее время  актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации –  ОГЭ.  Экзамен  по обществознанию в форме ОГЭ  является наиболее востребованным.                                                                                        

Программа кружка «Мир обществознания».предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ОГЭ.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться  к экзаменам.  Кроме того, экзамен по обществознанию  включает умение написания развёрнутого плана, анализа таблиц и диаграмм. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени.  В программе кружка уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, составлению развѐрнутого плана по определенной теме.

Программа кружка «Мир обществознания» предназначена для обучающихся  9 класса и рассчитана на 34 часа.

Программа составлена на основе:

- Федерального  компонента государственного  стандарта  основного  общего  образования  по обществознанию (приказ  Минобразования  России  от05.03.2004  №1089  «Об  утверждении  Федерального  компонента  государственных  стандартов

начального  общего,  основного  общего  и  среднего(полного)  общего образования»).

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году основного государственного экзамена по обществознанию (ОГЭ);

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по обществознанию (ОГЭ) в 2023 году;

- Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый  и  профильный  уровни) (приказ  Минобразования  России от05.03.2004 №1089);

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2023 года по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2023 году единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Цель курса –  целенаправленная и качественная подготовка учащихся к экзаменам; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются  различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.  

Задачи:

  • повышение предметной компетентности учеников;
  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • краткое изложение и повторение курса обществознания;
  • формирование умений и навыков  решения типовых тестовых заданий;
  • формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
  • воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Программа кружка состоит  из трех разделов:

  1. Особенности ОГЭ по обществознанию.
  2. Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
  3. Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Планируемые предметные результаты изучения:

- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;

- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;

- сравнивать изученные социальные явления и объекты;

- приводить  примеры  социальных  объектов  определенного  типа,  социальных  отношений;  ситуаций,  регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сфера;

- самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы;

-давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические  задачи,  отражающие  типичные  ситуации  в различных сферах деятельности человека;

 - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

- подготавливать аннотацию,  реферат,  творческую работу(задание  на составление  плана доклада  по определенной теме);

- раскрывать  на примерах  изученные теоретические положения  и  понятия социально-экономических  и гуманитарных  наук.

Содержание кружка

Вводные занятия. Особенности  ОГЭ  по обществознанию: - кодификатор элементов содержания -  спецификация КИМов ОГЭ по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.

Тема 1. Человек и общество.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Наука, ее значение в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Мораль. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Тема 3. Экономика.

Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность.Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство.Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами.Экономические цели и функции государства.

Тема 4. Социальная сфера.

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Межнациональные отношения. Этнические группы. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.Социальный конфликт, пути его разрешения.

Тема 5. Сфера политики и социального управления.

Власть. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни.  Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни.  Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Условия и пути становления  гражданского общества и правового государства в РФ.

Тема 6. Право.

Право и его роль в жизни общества и государства. Система права.  Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Правоотношения как форма общественных отношений.  Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Признаки и виды правонарушений.  Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений.  Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды).

Конституция  Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации.  Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.  Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Особенности правового статуса несовершеннолетних.        Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.  Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.  Уголовное право.  Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания  привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.

Календарно-тематическое планирование                                                        

9 класс (34 часа)

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

Особенности  ОГЭ  по обществознанию:

-кодификатор элементов содержания

-  спецификация КИМ-ов ОГЭ по обществознанию.

1

2.

Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.

1

Человек и общество

3

3.

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

4.

Биологическое и социальное в человеке. Личность.

1

5.

Деятельность человека и ее основные формы.

1

Сфера духовной культуры

3

6.

Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука. Образование.

1

7.

Религия. Свобода совести.

1

8.

Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

1

Экономика

5

9.

Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности.

1

10.

Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда.

1

11.

Обмен, торговля. Рынок. Предпринимательство.

1

12.

Деньги. Заработная плата и стимулирование труда.

1

13.

Налоги. Экономические цели и функции государства.

1

Социальная сфера

3

14.

Социальная структура общества. Семья. Отношения между поколениями.

1

15.

Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение.

1

16.

Межличностные отношения. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

1

Сфера политики и социального управления

4

17.

Власть. Роль политики в жизни общества. Государство.

1

18.

Формы государства. Политический режим. Демократия.

1

19.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Референдум. Политические партии и движения.

1

20.

Гражданское общество и правовое государство.

1

Право

10

23.

 Право. Нормы права.

1

24.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.

1

25.

Конституция Российской Федерации. Федеративное устройство РФ.

1

26.

Органы государственной власти РФ.

1

27.

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Права ребенка.

1

28.

Гражданские правоотношения.

1

29.

Семейные правоотношения.

1

30.

Трудовые правоотношения.

1

31.

Административные правоотношения.

1

32.

Основные понятия и институты уголовного права.

1

31-32.

Решение заданий ОГЭ часть 1.

2

33-34.

Решение заданий ОГЭ часть 2.

2

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задания по развитию читательской грамотности

Практикум

Учебный предмет «История России. Всеобщая история» 7 класс

Тема «Смута»

Работа с историческим источником.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. К.3., 1989 г.

… 20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно.

Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»

Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.

Задание 1.

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Формат ответа: задания на исключение неправильных утверждений

Отметьте одно неверное утверждение:

При вступлении самозванца в Москву его сопровождали:

1.полки россиян

2.поляки

3.дружина всадников с копьями

4. крестьяне с серпами

5. духовенство с крестами.

Задание 2.

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Формат ответа: задания на выбор всех правильных ответов

Выберите верные ответы:

  1. Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы.
  2. . Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Федор Иоаннович.
  3. Лжедмитрий на черном коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы.
  4. Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.

Задание 3

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Формат ответа: задание с развернутым ответом

Выпишите из текста предложения, в которых говорится, как народ встречал самозванца в Москве?

Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»

Задание 4

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

Формат ответа: задание на сопоставление

Вместе с самозванцем Лжедмитрием I в Москву пришли поляки, которые не знают русских сословий. Помоги полякам разобраться с представителями русских сословий. Сопоставь определение русских сословий и их правами, и обязанностями.

Название сословие

Права и обязанности

А

Бояре

1

Обрабатывали землю феодалов и монастырей. Выплачивали оброк со своего участка Хозяин оказывал им необходимую помощь.

Б

Купцы

2

Служение Богу Служили в монастырях, которым принадлежали владения с крестьянами.

В

Духовенство

3

Управляли государством и защищали его от внешних врагов Земля с прикрепленными на ней крестьянами являлась их частной собственностью. Она передавалась по наследству или оформлялась в виде дарственной.  Хозяин имел право ее продать

Г

Крестьяне

4

Кроме налогов с них взималась пошлина от торговой деятельности Организовывали мануфактуры и занимались предпринимательством

Ответ:

а

б

в

г

3

4

2

1

Задание 5

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию 

Формат ответа: выбор правильного ответа

Используя репродукцию К.Ф. Лебедева «Вступление войск Лжедмитрия I в Москву» и исторический источник Н.М. Карамзина ответьте на вопрос. С каким настроением русский народ встречал самозванца в Москве (подтвердив это фразой из исторического источника)

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/10/06/istoriya_sopelnikova_nadezhda_vasilevna.docx_image1.jpg

 Ответ. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»

Задание 6

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию 

Формат ответа: задание с развернутым ответом

Используя исторический источник Н.М. Карамзина докажите, встреча самозванца в Москве проходила при большом количестве народа (подтвердив это фразой из исторического источника)

Ответ: Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями.

Задание 7. Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Формат ответа: задание с развёрнутым ответом

Как вы думаете, в чем была реальная цель прихода самозванца в Москву?

Задание 8

Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Формат ответа: задание с развёрнутым ответом

Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу. Как Вы понимаете эти слова самозванца? Если бы Вы жили в 17 веке в Москве встречали бы Вы самозванца? Свой ответ аргументируйте.


Предварительный просмотр: