Музей "Студии - мастерской "Мир костюма"

 

На странице представлены документы  музея, яркие мероприятия, проводимые с учащимися, обобщение опыта.

  • Школьная Студия-мастерская «Мир костюма» приглашает на виртуальные экскурсии  https://gym1507uz.mskobr.ru/articles/3112
  • Виртуальную экскурсию «ВЕСНА ПОБЕДЫ» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО нового поколения на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подхода.  https://gym1507uz.mskobr.ru/articles/3985
  • Виртуальная экскурсия "Костюм московской губернии"   http://video.yandex.ru/users/butriakova-natali/view/1
  • Женские образы в творчестве В.А. Тропинина  http://video.yandex.ru/users/butryakowa/view/1
  • Выставка в Московском Доме общественных организаций "Виват героям русских битв!"  http://nsportal.ru/node/419913
  • Проведение экскурсий http://nsportal.ru/node/419889
  • Окружной слет школьных музеев http://nsportal.ru/node/474346
  • Выставка детских работ в префектуре ЮЗАО   "Бессмертной памяти двенадцатого года"
  • Мастер - класс "Эбру" для учащихся 3 класса ГПД провела ученица 8 класса Томич Виктория.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция развития музея «Студии мастерской «Мир костюма»»

ГОУ СОШ № 930 ЮЗАО г. Москвы

Введение

             Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Наш музей находится в стадии развития. Открытие выставочного зала с экспозициями ученических работ, которое  состоялось в  январе 2009 года   легло в основу создания музея (фото с открытия выставки в приложении).

 Что побудило нас создать школьный музей? В нашей школе  с 1998 года работает студия – мастерская «Мир костюма».

Руководителями  студии-мастерской  «Мир костюма» являются: Бутрякова Н.П.-  учитель технологии  и Козинец М.А., зам. дир. по ВР, учитель истории и МХК.  

Программа студии – мастерской  возникла как интеграция культурно-исторического, изобразительного и конструктивно-технологического аспектов создания моделей одежды. Изучение истории костюма от древности до наших дней, народных традиций и обычаев способствует формированию бережного отношения к богатому историческому наследию. Через развитие исторической памяти формируются творческие способности и задатки подростка. Все эти годы непрерывно совершенствовались методы работы с детьми, повышался уровень учебно-воспитательной и творческой деятельности.

По своей специфике образовательный процесс студии – мастерской  имеет развивающий характер, т. е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися  определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения образовательного процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей. Принципиальным является то, что студия – мастерская «Мир костюма» не заставляет учиться, а создает условия для изучения комплекса дисциплин, взаимодополняющих друг друга.

Руководителями студии был разработан проект создания  студии-мастерской «Мир костюма», которая была представлена на выставке в Сокольниках  и получила диплом IV Московской Международной выставки «Школа 2000».

Программа рассчитана на учащиеся 7-11 классов, где они  получают знания в области: истории костюма, декоративно-прикладного искусства, которое тесно связано с дополнением и украшением костюма, осваивают их практическое применение. Углубляют знания  в моделировании, конструировании и технологической обработки швейных изделий постепенно создают  коллекции одежды. Учащиеся  не только изучают, самостоятельно создают, но и демонстрируют свои костюмы в различных театрализованных постановках.

Основной задачей педагогов  студии является не преподавание материала, а пробуждение интереса, раскрытие и реализация возможностей, организация познавательной и творческой деятельности каждого ребенка.

Работа в студии – мастерской позволяет детям раскрыть себя в полной мере. Для более глубокого погружения в историю, в 2009 году педагогическим коллективом в тесном содружестве с детьми и их родителями, в школе создан Музей студии – мастерской «Мир костюма».  Детям предоставляется уникальная возможность прикоснуться к истории не понаслышке, не из учебников, а реально реконструировать  исторические костюмы.

Творческие работы детей постоянно  принимают участие в различных конкурсах, фестивалях и предметных олимпиадах: окружных, городских, всероссийских.

За 13 лет существования студии, её участницами стали более 300 девочек, некоторые из них  продолжили обучение в профильных учреждениях: институте дизайна и технологии, Московском техникуме легкой промышленности, швейном колледже, стали технологами швейного производства, конструкторами верхней одежды и обуви, швеями, мастерами швейного производства, дизайнерами.

За время работы студии – мастерской  учащимися школы выполнены коллекции  исторических, сценических, народных костюмов. За вышеуказанный период создано около 25 коллекций одежды.  Коллектив студии - мастерской принимает активное участие в районных мероприятиях – Дне города, Дне Победы, праздниках для ветеранов, в новогодних праздниках для детей, в окружных и городских семинарах для учителей технологии города Москвы. В рамках межрегионального проекта школа принимала участие в выставке декоративно-прикладного творчества в городе  Великий Устюг.  

Ежегодно студия – мастерская «Мир костюма» принимает активное участие: в традиционном  окружном фестивале детских театров костюма "Моя будущая профессия", на тематических выставках в павильоне “Культура” Всероссийского Выставочного Центра (г. Москва)

Участие в подобных мероприятиях вдохновляет на новые творческие идеи.  

Идея создания школьного музея студии-мастерской «Мир костюма» возникла благодаря огромной работе, проведенной за годы существования  студии и накопленного богатого  материала, созданного руками детей.  

Цели музея:

 Основными целями создания музея  в нашем образовательном учреждении являются формирование историко-культурного менталитета и образно-творческого мышления учащихся,  моделирование и расширение образовательного пространства, ориентированного на:

  • воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, уважения друг к другу;
  • гражданско-патриотическое воспитание обучающихся;
  • повышение качества обучения путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительской деятельности музейными средствами и методами;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие познавательных интересов и способностей детей;
  • овладение учащимися практическими навыкам поисковой,  проектной и исследовательской деятельности;
  • активное освоение обучающимися историко-культурной среды;
  • социализацию обучающихся через развитие их социальной активности и творческой инициативы в процессе сбора, исследования, обработки, изготовления,  оформления и презентации предметов материальной культуры;  
  • создание условий для самореализации учащихся.

Основные задачи:

- воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей;

-формирование уважительного отношения к России, гордости за культуру своей страны;

-развитие эмоциональной сферы, воображения и творческой активности.

Концепция ориентируется на следующие условия:

-изменение статуса ученика и педагога, становление системы партнерских отношений в совместном поиске, исследовании;  

-самоопределение подростков в выборе видов и содержания внеурочной деятельности, осознанность целей деятельности подростка как субъекта образовательного пространства;

-открытость программы к расширению числа участников, включению в другие школьные и внешкольные программы.

Направления реализации концепции являются:

  1. Творческая деятельность в студии-мастерской «Мир костюма»;
  2. Просветительская и экскурсионная деятельность в форме подготовки и проведения обзорных и тематических экскурсий, экскурсий-уроков,  театрализованных постановок, разработка сценариев народных праздников. Формирование нового направления деятельности – создание проектов-экскурсий.
  3. Расширение образовательного пространства через разработку экспозиционных проектов и оформление новых разделов экспозиции, исходя из материалов фондов музея:
  • Русский национальный костюм
  • Костюмы народов Северного Кавказа
  • Костюмы народов мира
  • Коллекция костюмов по мотивам народных промыслов
  • Предметы быта  и т. д.

3.        Организация опросов учеников и их родителей с целью пополнения фондов музея новыми музейными предметами, привлечения школьников к исследовательской деятельности.

4.        Создание Медиа экспозиции музея – Медиатека.

5. Расширение музейного пространства за счет использования музейной медиатеки:  виртуальные экскурсии на уроках, внеклассные мероприятия с использованием  презентационных материалов, видео просмотры  демонстраций  коллекций и  творческих работ учащихся.

6.        Совершенствование работы с фондами. Ведение учетной документации. Создание электронной картотеки фонда. Проведение занятий с музейным активом по ознакомлению с основами ведения учетной документации музея, правилами хранения фондов, изучению музейных предметов.

7.        Создание странички музея на  сайт школы.

8.        Установление и расширение связей с государственными и школьными музеями.

9.       Функционирование музея как неотъемлемой части учебного процесса, включение музейной педагогики в учебный и воспитательный планы школы с целью повышения качества обучения и воспитания учащихся. 

Руководитель музея      Бутрякова Н.П.



Предварительный просмотр:

Тематическая структура

 музея студии-мастерской «Мир костюма»

      I раздел «Русский  костюм»    Стендовая экспозиция посвящена истории русского костюма и видам декоративно прикладного искусства, связанного с изготовление костюма состоит из 5 стендов.

Центральное место в экспозиции занимает стенд  «РУССКИЙ КОСТЮМ», в котором   представлена информация о классификации народного костюм, его особенностях и формах, о реформах Петра I, об  особенностях купеческого костюма, о возрождении  в придворном костюме  традиций старинного русского костюма.

Второй стенд «ТКАЧЕСТВО». Рассказывает о производстве тканей в домашних условиях, о видах ткачества: русском узорном, закладном, бранном, ажурном.

Третий стенд «НАБОЙКА» История зарождения способа набойки ткани на Руси (ручная, кубовая), о крупных промышленных фабриках по производству ситцевых платков Владимирской, Московской, Петербургской мануфактур, об уникальном промысле русской многоцветной набойки – павлопосадских платках  - неотъемлемой части женского костюма.

Четвертый  стенд «ВЫШИВКА» Повествует о разнообразии вышивок используемых при декорировании одежды и предметах быта различных слоев населения,  об особенностях вышивки в северном и южном костюме, о  золотной   вышивке и  вышивке бисером.

Пятый стенд  «ПЛЕТЕНИЕ». История появления кружева в России, особенности  плетения елецких и вологодских кружев. Интересный материал представлен по плетению поясов.  В русском костюме пояс имеет особое  обереговое значение. Он играл  особую роль при  совершении обрядовых церемоний.  На стенде описаны древние способы создания поясов.

 

Содержание и иллюстрации стендов позволяют подготовить и провести не только тематические экскурсии, но и  на дополнительные темы:

  • Русский народный костюм в произведения художников;
  • Пояс – оберег
  • Льняная нить жизни
  • Костюм в литературных произведениях
  • Русский костюм - целостное произведение искусства
  • Костюм - знаковая и образная система
  • О чем может рассказать костюм

В оформлении  этого раздела музея  активное участие принимали студенты 3 курса ХГФ МПГУ, проходившие оформительскую практику по руководством Черемных Г.В.,

     II раздел  «Музейная выставка студии-мастерской «Мир костюма»»   

20 января 2009 года  актив музея  торжественно открыл  выставочный зал, который   расположен  в холе  первого  этажа.    В первой экспозиции  были представлены работы учащихся победителей всероссийских олимпиад по технологии и лауреатов выставки «Рождественские  мотивы». (См. фото в приложении) Каждую четверть экспозиция выставки сменяется.

Темы творческих работ учащихся : 

  • Костюмы – образы богинь славянской мифологии 
  • Южнорусский костюм
  • Северорусский костюм
  • Костюмы Петровского периода
  • Коллекция костюмов по мотивам народных промыслов (Хохлома, Гжель, дымковская игрушка, Семеновская матрешка)
  • Костюмы народов Северного Кавказа
  • Украинский костюм
  • Молдавский костюм
  • Костюмы народов мира (Индии, Китай, Мексика, Испания, Бирма, Шотландия, Бавария, Египет)
  • Костюмы готического стиля
  • Сценический костюм (Шахматы», «Станции московские», «Рожденный на брегах Невы»
  • Коллекция костюмов по мотивам павлопосадских платков
  • Милосердие в военные годы
  • Аксессуары к костюму (валяние)
  • Обрядовая кукла

 

III  раздел  «Виртуальные выставки» серия презентаций по творческим работам учащихся.

IV раздел  «Творческая мастерская» - помещение,  которое  полностью оснащено необходимым оборудованием для выполнения творческих работ учащимися.

        V раздел «Справочно – информационный»  В разделе представлена  научно-популярная  и справочная литература, а так же доклады, рефераты, пояснительные записки по  исследовательской части   работ  учащихся. Основное назначение этого раздела – мотивация детей к самостоятельной творческой работе на примере проектных  работ учащихся прошлых лет.

Режим работы музея студии-мастерской «Мир костюма» ГОУ СОШ № 930

Понедельник – пятница с 10.00 до 17.00

Открытие  выставочного зала  творческих работ учащихся

21 января 2009года

Торжественное открытие выставки провели учащиеся 7 «Б» класса, чьи работы были представлены в экспозиции.

Эстонские гости  знакомятся с работами учащихся студии-мастерской «Мир костюма»

Урок – экскурсия  по технологии в 8 классе на тему:

«Создание стилизованного народного костюма»

Экспозиция молдавского и русских костюмов  

Украинский костюм

Костюмы народов Кавказа

              Выступление в РАН

               (август 2010 года)

        

Использование костюмов Древней Греции на уроках истории в 5 классе

Тема урока: «Мы в гостях у богов и героев Древней Греции»

Учитель истории Козинец М.А.

Демонстрация  костюмов народов России во время проведения классного часа в 4 кл.

на тему:  «Дружат дети всей земли»

        

 К 60-летию победы в годы ВОВ учащимися студии-мастерской «Мир костюма» выполнен проект «Милосердие в военные годы». В  рамках этого проекта были выполнены костюмы сестер милосердия крестовоздвиженской общины и переданы в школу № 2014  в «Музей военной медицины».  Для Музея  российского Красного Креста была выполнена кукла в костюме сестры милосердия  времен Крымской войны. Эта работа находится в экспозиции музея.

Для школьного литературно-краеведческого музея «Наследие» в отдел «Мир дворянской усадьбы» ученицы студии-мастерской «Мир костюма»  приняли участие в создании интерьера дворянской усадьбы первой половины Х1Х века и женские  костюмы той эпохи.