Публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Обрядовая кухня» в 5-8 классах.

Бутрякова Наталья Павловна, учитель технологии

ГБОУ СОШ № 930 город Москва.

tehnolog930@mail.ru

Пояснительная записка

Сейчас к нам постепенно возвращается  национальная память, и мы по-новому начинаем, относится к старинным праздникам, традициям, обычаям и обрядам нашего народа.

Школа является центром формирования национального самосознания, сегодня она призвана заложить основы для развития научного, нравственного и духовного опыта подрастающего поколения.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей, формированию эстетического вкуса, нравственных и патриотических качеств личности.

Задачи программы:

  • Совершенствование практических навыков в экономике ведения домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов;
  • Ознакомление с календарем народных и православных праздников;
  • Знакомство с обычаями, традициями, обрядами и обрядовой кухней;
  • Воспитание гармонично развитой личности, уважающей свою национальную историю и культуру;
  • Развитие понимания национальных особенностей русской культуры в целом, обогащение современных представлений о своеобразии её традиций;

Появление данной программы вызвано нарастающими процессами становления национального самосознания, потребностью восстановления историко-культурной памяти русского народа.

Органической частью бытовой отечественной культуры является обрядовая кухня. Русская кухня – это огромный пласт общероссийской культуры, это национальное достояние нашего народа, составляющее его гордость и славу.

Все без исключения религии придают особое символическое значение трапезе – пище и напиткам, употребляемым человеком. Еда входит в самые почитаемые ритуалы и обряды. В связи с тем, что по православным обрядам более половины дней в году (от 192 до 216) должны были быть постными, полностью запрещавшими есть мясо, рождалось огромное количество грибных и рыбных блюд, постных изделий из муки, круп и овощей.

У русских, как и у других православных народов, каждый большой церковный праздник отличался не только религиозными обрядами, но и блюдами домашней кулинарии, которые готовились и подавались только именно в этот день, к этому праздничному столу.

Программа знакомит учащихся с традиционными рецептами русской кухни, с правилами приема пищи, историей появления различных продуктов в русской кухни, которая удивительно разумная, полезная и безусловно отвечающая современным научным взглядам на рациональное питание.    

Для выполнения практических,  самостоятельных и творческих работ предполагается  использовать 70-80 % учебного времени. Рецепты блюд для выполнения несложных практических работ, приготовление их из доступных продуктов и  с наименьшими затратами времени.

С целью  повышения эффективности учебного процесса программой предусмотрено использование на уроках информационно коммуникативных технологий (ИКТ), что способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, память, восприятие.

Формы и место использования ИКТ зависят от содержания урока, цели и задач, которую ставит преподаватель и методов обучения. Например, объяснительно-иллюстративный метод при использовании мультимедийных презентаций или DVD фильмов заметно повысит познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности.

В программе предлагается использование  кулинарно-анимационного мультсериала, в котором  можно найти рецепт на любую тему. Они делают  уроки яркими, привлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Эти короткие, красочные, музыкальные фильмы на 3-4 минуты не только создают у учащихся хорошее настроение, но и предлагают доступные рецепты, новые и уместные кулинарные советы;  предлагают оригинальное и красивое оформление блюда; дают уроки правильного питания, украшения и сервировки стола; привлекают детей к творчеству. Применение мультимедийных технологий оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным.

К каждой теме   в программе предлагается для самостоятельной работы учащихся темы сообщений, докладов,  творческих проектов. В работе над творческим проектом так же могут быть использованы ИКТ: для сбора информации с помощью сети Интернет,  выполнение проекта в текстовых и графических редакторах, защита проекта с использование мультимедийных презентаций.

 С помощью компьютерной программы «Калькулятор», разработанной учащимися школы, составляется меню,  осуществляется расчет продуктов, калорийность  и стоимость блюд.

Особое внимание необходимо уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами.

При разработке данной программы «Обрядовая кухня» ставилась цель осуществить её преемственность с ныне девствующей программой «Трудовое обучение»  раздела «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» автор Кожина О.А. Министерство образования РФ, 1996 год. Это позволило  в максимальной степени использовать имеющийся опыт преподавания

и материальную базу кабинета.

Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать праздники, конкурсы, мастер-классы, внеклассные  мероприятия, а также  участие в предметных олимпиадах.

Обрядовая кухня

5 класс  - 14 часов

1. Вводное занятие - 1час

 Правила внутреннего распорядка в кабинете. ПТБ, СГТ. Оборудование кухни. Кухонная и столовая посуда. Уход за ней. Технология обработки пищевых продуктов. Требования к выполнению работ по кулинарии. Основы рационального питания. Общие сведения о процессе пищеварения. Соблюдение санитарных правил при кулинарной обработке продуктов  для сохранения их качеств и предупреждение пищевых отравлений.

За крестьянским столом - 1час

История русской кухни. Содержание и задачи раздела «Обрядовая кухня». Понятия «кухня», «обряд», «традиции», «обычаи», «трапеза». Календарь народных праздников. Православные праздники.  Семейные праздники.  Гостеприимство и хлебосольство русского народа. Ритуалы еды. Бережное отношение к продуктам питания. Влияние на режим питания экономических, религиозных, природных факторов.

Практическая работа. Распределение сообщений на тему: «Народные праздники  от Великого поста до Пасхи». Традиционные русские напитки: лесные чаи, сбитень, квас, мед.

2. «Хлеб да вода – здоровая еда» - 2 часа

 Главное кушанье на все времена. Хлебосольство русского народа. Этапы развития хлеба от похлебки до каравая. Роль хлеба в жизни русских людей. Основные зерновые культуры на Руси. Разнообразие хлебобулочных изделий. Калачи, бублики, баранки, крендели, пряники.

 Сервировка стола. Понятие «стол». Столешница, полотенце, рушник, салфетки в праздники и будни. Знаки и символы, украшающие предметы быта. Скатерть – оберег русского дома. Происхождение самовара. Самовар – символ семейного благополучия.  Правила поведения за столом.

Бутерброды вкусная и разнообразная закуска. Виды бутербродов. Способы приготовления бутербродов, продукты.

Горячие напитки. Традиционные русские напитки. Лесные чаи.

Практические  работы:

  1. Способы заваривания чая.
  2. Приготовление бутербродов.
  3. Сообщения о традиционных русских напитках.

3. «От Прощенного воскресенья до Пасхи» - 6часов

Блюда из сырых овощей - 2часа

История поста. Значения поста для нравственного и физического здоровья человека. Рецепты старинных русских постных блюд. Разносолы. Закуски. Овощи: репа, капуста, свекла, картофель, огурцы.

Овощи в питании человека, питательная ценность, способы обработки, блюда из сырых овощей. Виды нарезки овощей. Традиционные рецепты русской кухни из сырых  овощей.

Практические  работы:

  1. «Салат из репы»
  2. «Салат из капусты»
  3. Закуска из свежих овощей  «Метелка»
  4. Сообщения о народных праздниках: Пантелеймон Качанный (9 августа), Фекла Свекольница (1 сентября), Луковый день.
  5. Сообщения об истории поста и постных блюдах.

Блюда из вареных овощей - 4часа

Трапеза в быту и на пирах.  История поста. Рецепты старинных русских постных блюд. Овощи. Грибы.

Виды тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов, первых (похлебки, репня, щи, борщ,) и вторых блюд.  Способы нарезки овощей. Оформление блюд.

Практические работы:

  1. Приготовление винегрета  (фильм  «Праздничный винегрет»);
  2.  Приготовление картофельных пирожков с капустой (Фильм «Картофельные пирожки с капустой»);
  3. Приготовление постных щей;
  4. Сообщения по истории старинных русских блюд.

4. Летние православные праздники - 2часа

Спасовки: «Спас медовый», «Спас маковый». «Спас яблочный». «Спас хлебный и ореховый». Их  значение в русской кухне. Питательные и лечебные свойства мака и мёда. Их символическое значение. Рецепты яблочного пирога. Заготовка в зиму яблок: сушка – приготовление сухофруктов, варка – джем, варенье, повидло и т.д.

Виды теста. Блюдо из бисквитного теста.

Практические работы:

  1. Приготовление яблочного пирога. (Фильм «Яблочный урожай»).
  2. Сообщения  о маке, мёде, хлебе, их значении, ценности.

5. «Был пост, будет и Праздник! Была кручина, будет и радость!» - 2часа 

Использование яиц в славянских весенних обрядах. Пасхальные обряды. Способы крашения яиц. Символика цвета. Роспись яиц. Символика линий. «Писанки».  Детские пасхальные игры. Яичница – обрядовое блюдо на Троицу. Вознесение. Способы хранения яиц, которые применяли наши предки.

Строение яйца, пищевая ценность, способы определения качества, блюда из яиц. Способы хранения.

Практическая работа:

  1. Рефераты по истории праздника.
  2. Крашение яиц.
  3. Яйца фаршированные
  4. «Яичница, омлет» (Фильм «Яичница, омлет»)
  5. «Яичница в «гнезде»
  6. «Гренки с яичным омлетом»
  7. Сервировка стола на Пасху.

6 класс - 14 часов

Новогоднее застолье от Рождества и до Крещенья

1. Вводное занятие – 2часа

Правила внутреннего распорядка в кабинете. ПТБ, СГТ.

Физиология питания.

Оборудование кухни.  Наборы кухонной утвари для приготовления пищи; для обработки и хранения продуктов. Чистка и мытьё посуды.

Из истории посуды и приборов. Классификация посуды. Назначение столовых приборов и правила пользования ими.

Демонстрация презентации на тему: «Традиционная русская кухонная утварь».

2. «Летний день год кормит» - 2часа

Заготовка продуктов. Виды заготовки продуктов. Экономичность русских обрядов и праздников. История овсяного и ржаного киселя. Виды крахмала. Консистенция киселей.  Использование взваров из сухофруктов в обрядовой кухни. Сухофрукты. Значение сухофруктов в питании человека.

Практическая работа:

  • Получение  картофельного крахмала;
  • Клюквенный кисель;
  • Сушка фруктов;
  • Консервирование компотов.

3. «Каша – праматерь хлеба» - 2часа

Каши – повседневное и обрядовое блюдо на Руси. Сочельник – семейный ужин. Украшение праздничного стола. Народный праздник Бабьи каши (8января). Домашняя праздничная трапеза на  Крещенье (19 января).  

Виды зерновых культур, их место в рациональном питании человека.

Ассортимент круп. Блюда из круп и крупяных изделий. Виды каш. Питательная ценность круп. Первичная обработка круп. Технология приготовления старинных блюд из зерна и круп (сочиво, кутья, саламата, кваша, кулага, заваруха).

Практические работы:

  1. Определение вида круп;
  2. «Каша  Гурьевская»;
  3. «Каша рисовая вязкая с тыквой»;
  4. Сообщения о народных праздниках.

4. «Всякая душа празднику рада» - 2часа

Рождество Христово – семейный праздник. Обязательные блюда рождественского стола. Оформление рождественской трапезы. Блюда для праздничного стола: сочиво, кутья, блины, мясные блюда, рыбные блюда, блюда из птицы, пироги и пряники. Свинина – главное  блюдо  празднично стола.  Обычаи и традиции связанные у русского народа с блинами из овсяной муки.

Виды теста. Продукты (мука, яйцо, молоко).  Разрыхлители теста.  Дрожжевое  опарное и безопарное тесто. Постные блины. Блины с припеком.

Практическая работа:

  • Блины сдобные рождественские;
  • Блинчики с яблоками и сметаной, блинчатый пирог;
  • Блины (Фильм «Блинчатый пирог», «Оладушки»);
  • Приготовление блинов, блинчиков, оладушек.

5.  «Старый год к весне поворот» 2часа

Старый новый год. На Васильев день–свиную голову на стол. Обряды. Традиции. Обычаи. Особенности  праздничного  стола.  

Виды теста. Пресное тесто Блюда из вареного теста.

Практическая работа:

  • Домашняя лапша;
  • Вареники с картофелем;

Д/З. Подготовка сообщений на тему народного праздника Васильев день.

  1. « Рождественские святки – крещенские колядки» - 2часа

Зимние святки. Коляда.  Обычаи. Традиции. Разнообразие блюд. Изделия из теста – «козульки», «коровки». Подготовка  к Крещенью, выпечка обрядового блюда, именного печенья  – «Кресты», бабьи пироги.

Виды теста. Разрыхлители.

Практические работы:

  • Приготовление песочного печенья;
  • Приготовление колядок (пресное тесто);
  • Приготовление обрядового печенья «Кресты»;
  • Сообщения об обрядах проводимых во время зимних святок.  

7.  «Корова на дворе обед на столе»  - 2часа

 Народные праздники:  День поминовения Святой мученицы Агафии (18 февраля), Святой Василий (18 апреля).  Молоко и молочные продукты. Целительная сила молока. Кисломолочные продукты.  Варенец. Творог.  Сыр. Масло. Сметана. Простокваша. Старинные способы хранения молока, масла, творога, сыра. Обрядовые блюда из молочных продуктов. Традиционное блюдо  русской кухни – творожная пасха. Происхождение названий сметана, сливки, сыр.

Ассортимент питьевого молока (стерилизованное, пастерилизованное, % жирности, сроки  и условия хранения, способы определения качества). Санитарно-гигиенические требования при приготовлении блюд из молока и молочных продуктов.  

Практические работы:

  1. «Сырники»;
  2. «Вареники ленивые»;
  3. Сообщение о происхождение названий: сметана, сливки, сыр.

Народный календарь. Весна.

7класс  - 14 часов

  1. «После Масленицы Великий Пост, а за страстной Пасха» - 2 часа

(Весенние народные праздники)

  Вводное занятие. Санитарно-гигиенические требования. Правила ТБ. Пищевые вещества. Сырье, полуфабрикаты, готовая продукция из рыбы и мяса.

Масленица,  Благовещение, Вход Господень в Иерусалим /Вербное воскресенье/, Страстная Седмица, Светлое Воскресенье Христово.

2. «Летний день год кормит» - 2часа

Экономичность русской кухни. Способы заготовки продуктов (овощей) и их хранение.  Праздник Воздвижения ( 27 сентября) «На Воздвижение в селе первая барыня – капуста». Чеснок. Его лечебные свойства, «С чесноком все вкусно – не жуй, не глотай, только брови подымай».

 Посуда и приспособления для  процесса стерилизации.  Первичная обработка овощей. Специи. Технология приготовления маринада. Правила безопасности труда. Материальные затраты на маринование овощей в осенний период.

Фильм «Консервирование фаршированного перца»

Практические работы:

  • Маринование капусты;
  • Маринование огурцов и помидоров;
  • Маринование чеснока.

3. « Весна постная» -2часа

Пост. Постные блюда Великого поста. Закуска из рыбы. «Рыбка мелка, да уха вкусна»  (Фильм «Праздничный винегрет с рыбой», Фильм « Уха Рыбацкая»)

Пищевая ценность рыбы.  Виды блюд из рыбы. Первичная обработка рыбы. Определение доброкачественности рыбы. Способы тепловой обработки.

Практическая работа:

  • Сельдь с гарниром.
  • «Уха рыбацкая»
  • Сообщение о значении Великого поста.

  1. «Пасха - Светлое Христово Воскресение» - 2 часа

История праздника. Великий четверг. Пасха – семейный праздник. Символическое значение Пасхи. Изготовление пасхального барашка, окрашивание яиц, пасхи,  тестовых козюль. Сервировка стола на Пасху.

Старинные русские рецепты приготовления пасхи. Рецептура пасхи. Специальные приспособления и оборудование /пасхальницы/. Пасха сырная и отварная. Продукты, пряности. Технология приготовления. Презентация «Приготовление пасхи с сухофруктами»

Практические работы:

  • Приготовление пасхи
  • Приготовление тестовых «козюль».
  • Сообщение о Светлом Христовом Воскресенье.

5-6. Мясные блюда на Пасху – 4 часа

Пасхальное застолье мясные блюда.

     Значение и место мясных блюд в питании человека. Понятие «пищевая ценность». Органолептические способы определения качества мяса /по запаху, цвету, на ощупь и др./

   Сроки и способы хранения мяса, мясных продуктов и блюд из мяса. Блюда из вареного и жареного мяса.

Санитарные требования  к первичной обработке мяса. Посуда и инвентарь. Приготовление полуфабрикатов из мяса.

Использование мяса и субпродуктов  в старинной русской кухне. Национальные православные традиции в приготовлении блюд из мяса и птицы.

Практические  работы:

  • Составление меню праздничного пасхального стола.
  • Приготовление картофельных зраз с мясом;
  • Приготовление пельменей;
  • Суп с фрикадельками,

7. Традиционная пасхальная выпечка – 2часа

Пасхальный кулич. Специальная посуда, формы, формочки. Баба – одно из обязательных блюд на Пасху. Пасхальный барашек.

Песочное тесто. Рецепты теста для пасхального барашка. Технология приготовления теста по традиционным русским рецептам. Соблюдение температурного режима выпечки.

Соблюдение правил безопасности труда и санитарно-гигиенических требований при работе с пищевыми продуктами.

Украшение кулича: глазурь, символические надписи, орехи, цукаты.

Приём гостей на Пасху: встреча, беседа, вручение подарков, приглашение к столу. Этика поведения за пасхальным столом.

Практические работы:

  • Презентация к практической работе «Приготовление пасхальных барашков»
  • Приготовление  пасхальных барашков из песочного печенья
  • Сообщения  по истории праздника.
  • Сервировка стола на Пасху.

8 класс - 14 часов

 «Обрядовая выпечка»

1. « Пир на весь мир»  - 2часа

 

Значение хлеба и хлебобулочных изделий в питании человека.

Организация рабочего места. ПБТ. Посуда, инструменты и приспособления.

Классификация теста. Продукты для приготовления изделий из теста: мука, крупы, крахмал, сахар, молоко, яйца, масло, жиры.  Виды разрыхлителей теста. Продукты для начинок и оформление изделий из теста.

Инструменты и приспособления для приготовления изделий из теста.

  1. «Сорок сороков птиц на Сороки прилетает» - 2часа

День памяти сорока мучеников – прилет птиц. Приготовление постного теста. Требования к качеству изделий.

Практические работы:

  • «Жаворонки постные»;
  • Сообщения «Праздник Сороки – День весеннего равноденствия», традиционная выпечка.

  1. Великий пост – 2 часа

Экономика ведения домашнего хозяйства. Традиционная выпечка во время поста: гречневые блины, печенье.  Пресное тесто, жареное в  растительном масле. Требования к качеству изделий.  

 Практические работы:

  • Обрядовое печенье «Кресты», «Вергуны»
  • Сообщения «Значение поста в жизни верующего человека», «Блюда во время поста»

4. Основной православный праздник Пасха – 2 часа

Символика пасхального стола.

Способы приготовления дрожжевого теста. Приготовление дрожжевого опарного  теста. Разделка теста. Требования к качеству изделий. Фильм «Бабушкин кулич».

 Практические работы:

  • «Бабушки кулич»
  • Сообщения «История праздника», «Традиции, обряды на Пасху», «Традиционные пасхальные блюда»

5. Красная горка. Хлеб в свадебных обрядах – 2 часа

Хлеб - соль – обязательный компонент свадебного ритуала. Значение зерна на свадьбе.

Пряники. Медовый хлеб. Происхождение пряников. Значение пряников в свадебном обряде. Виды пряников: печатные, вырезные, лепные. Пряности. Разновидности – сырцовые и заварные. Рецепты.

Практические работы.

  • Приготовление пряников
  • Сообщения о свадебной обрядовой выпечке «Свадебный каравай», «Курник»

6.  «Капустная вечерка» - 2 часа

Праздник осени, уборки урожая. Рубка капусты.

Дрожжевое тесто безопарное. Приготовление кулебяки. Начинки. Требования к качеству изделий.

Практические работы:

  • «Кулебяка с капустой»;
  • Сообщения об осенних народных праздниках

7. «Петровка – голодовка, а  Спасовка - лакомка» - 2 часа

«Спас медовый» или «Спас маковый». Его значение в русской кухне; в русском фольклоре. Питательные и лечебные свойства мака и мёда. Их символическое значение.

 «Спас яблочный». Рецепты яблочного пирога. «Спас хлебный» – великое значение хлеба для русского человека.

Приготовление бисквитного теста.

Практические работы:

  • Медовый рулет
  • Рулет с маком
  • Сообщения о «Медовом, яблочном, хлебном спасе»



Предварительный просмотр:

Программа «Обрядовая кухня» в 5-8 классах.

Бутрякова Н.П., учитель технологии ГБОУ СОШ № 930 город Москва.

Пояснительная записка

Сейчас к нам постепенно возвращается  национальная память, и мы по-новому начинаем, относится к старинным праздникам, традициям, обычаям и обрядам нашего народа.

Школа является центром формирования национального самосознания, сегодня она призвана заложить основы для развития научного, нравственного и духовного опыта подрастающего поколения.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей, формированию эстетического вкуса, нравственных и патриотических качеств личности.

Задачи программы:

  • Совершенствование практических навыков в экономике ведения домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов;
  • Ознакомление с календарем народных и православных праздников;
  • Знакомство с обычаями, традициями, обрядами и обрядовой кухней;
  • Воспитание гармонично развитой личности, уважающей свою национальную историю и культуру;
  • Развитие понимания национальных особенностей русской культуры в целом, обогащение современных представлений о своеобразии её традиций;

Появление данной программы вызвано нарастающими процессами становления национального самосознания, потребностью восстановления историко-культурной памяти русского народа.

Органической частью бытовой отечественной культуры является обрядовая кухня. Русская кухня – это огромный пласт общероссийской культуры, это национальное достояние нашего народа, составляющее его гордость и славу.

Все без исключения религии придают особое символическое значение трапезе – пище и напиткам, употребляемым человеком. Еда входит в самые почитаемые ритуалы и обряды. В связи с тем, что по православным обрядам более половины дней в году (от 192 до 216) должны были быть постными, полностью запрещавшими есть мясо, рождалось огромное количество грибных и рыбных блюд, постных изделий из муки, круп и овощей.

У русских, как и у других православных народов, каждый большой церковный праздник отличался не только религиозными обрядами, но и блюдами домашней кулинарии, которые готовились и подавались только именно в этот день, к этому праздничному столу.

Программа знакомит учащихся с традиционными рецептами русской кухни, с правилами приема пищи, историей появления различных продуктов в русской кухни, которая удивительно разумная, полезная и безусловно отвечающая современным научным взглядам на рациональное питание.    

Для выполнения практических,  самостоятельных и творческих работ предполагается  использовать 70-80 % учебного времени. Рецепты блюд для выполнения несложных практических работ, приготовление их из доступных продуктов и  с наименьшими затратами времени.

С целью  повышения эффективности учебного процесса программой предусмотрено использование на уроках информационно коммуникативных технологий (ИКТ), что способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, память, восприятие.

Формы и место использования ИКТ зависят от содержания урока, цели и задач, которую ставит преподаватель и методов обучения. Например, объяснительно-иллюстративный метод при использовании мультимедийных презентаций или DVD фильмов заметно повысит познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности.

В программе предлагается использование  кулинарно-анимационного мультсериала, в котором  можно найти рецепт на любую тему. Они делают  уроки яркими, привлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Эти короткие, красочные, музыкальные фильмы на 3-4 минуты не только создают у учащихся хорошее настроение, но и предлагают доступные рецепты, новые и уместные кулинарные советы;  предлагают оригинальное и красивое оформление блюда; дают уроки правильного питания, украшения и сервировки стола; привлекают детей к творчеству. Применение мультимедийных технологий оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным.

К каждой теме   в программе предлагается для самостоятельной работы учащихся темы сообщений, докладов,  творческих проектов. В работе над творческим проектом так же могут быть использованы ИКТ: для сбора информации с помощью сети Интернет,  выполнение проекта в текстовых и графических редакторах, защита проекта с использование мультимедийных презентаций.

 С помощью компьютерной программы «Калькулятор», разработанной учащимися школы, составляется меню,  осуществляется расчет продуктов, калорийность  и стоимость блюд.

Особое внимание необходимо уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами.

При разработке данной программы «Обрядовая кухня» ставилась цель осуществить её преемственность с ныне девствующей программой «Трудовое обучение»  раздела «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» автор Кожина О.А. Министерство образования РФ, 1996 год. Это позволило  в максимальной степени использовать имеющийся опыт преподавания

и материальную базу кабинета.

Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать праздники, конкурсы, мастер-классы, внеклассные  мероприятия, а также  участие в предметных олимпиадах.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс, как форма обмена педагогическим опытом


Бутрякова Н.П., учитель технологии

ГБОУ Гимназия № 1507

В нашем округе большое количество творческих работающих педагогов, обладающих огромным опытом работы и желанием делиться этим опытом с коллегами.   Обмен знаниями повышает эффективность работы  каждого из нас. Деятельность становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной. В то же время, каждый из нас нуждается в получении квалифицированной методической помощи по различным  направлениям педагогической деятельности. Но в московских школах имеется немалое количество препятствий, мешающих данному процессу. Одним из тормозящих факторов является новая структура, в которой сложно организовать обмен опытом. Передача опыта наиболее эффективна через личное общение и индивидуальное взаимодействие. Окружные методические центры проводили огромную работу по передаче педагогического опыта учителей через: обучающие семинары, конференции,  конкурсы учителей предметников, открытые уроки, мастер – классы. Была организована огромная работа по связям с ВУЗами.  Реорганизация окружных методических центров привела к разобщению учителей предметников. Большие надежды возлагались на организованные окружные ресурсные центы, но и они  не оправдали себя. Несомненно, городским методическим центром проводится работа по трансляции педагогического опыта, но в рамках мегаполиса это сделать очень сложно. И те мероприятия, которые планируются, не всегда достигают желаемого результата.  

Появление новых форм дистанционного взаимодействия с использованием Интернета, с одной стороны, предполагает новую информационно-коммуникационную структуру, с другой – ограничивает возможности личного общения между педагогами, что является существенным недостатком в такой деятельности, как обмен опытом. Именно по этой причине активные попытки внедрения информационных сетевых технологий не дают желаемого эффекта.

Можно делиться своим опытом в интернет-публикациях,  в предметных методических журналах, но невозможно  исключить  личное общение и индивидуальное взаимодействие учителей.

На мой взгляд, наиболее эффективными  формами распространения педагогического опыта – открытые уроки, семинары-практикумы,  мастер-класс, где  происходит демонстрация педагога  своей творческой деятельности и показ использования отдельных инновационных приёмов и способов организации участников.

Предлагаемый семинар – практикум позволил обобщить опыт по одному из наиболее успешных направлений работы  – мастер-класс, как средство повышения мотивации учащихся в организации проектно-исследовательской деятельности, развитие познавательной и творческой активности на базе работы школьных музеев.  

На мастер-классе выступала учитель технологии ГБОУ 1980 Николаева Татьяна Николаевна. Она поделилась  опытом проведения  мастер – классов, как  средством повышения мотивации и развития творческих способностей учащихся в работе школьного музея».

Учитель технологии ГБОУ Гимназия № 1507 провела мастер – класс «Нетрадиционная техника рисования на воде – эбру» и провела экскурсию в школьном  музее «Студии-мастерской «МИР КОСТЮМА»», где познакомила с работами учащихся – победителями ВОШ.

Результатом  «семинара - практикума» является обобщение педагогического опыта учителей по организации и проведению мастер – классов.