Мастер - класс «Учим детей составлять загадки»

Лисова Светлана Валерьевна

В своей работе с детьми  я часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, пестушки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы,   в том числе и загадки.

Учитывая то, что  загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я  хочу вас познакомить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Учим детей составлять загадки»

C:\Users\Svetlana\Desktop\Screenshot_20230702-220959_Gallery.jpg

Сегодня, мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок.   (ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст?  ЗАГАДКА

 Всех приглашаю на мастер – класс «Учим детей составлять загадки». Да-да, именно составлять, а не только отгадывать.

Общая характеристика загадки

- В своей работе с детьми все воспитатели, часто используют такие малые формы фольклора, как потешки, пестушки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.

- Давайте немного вспомним, что такое загадка?

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

- Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.

 -У вас на руках памятки   с опорными таблицами составления загадок, которая используется с детьми.

Первый способ.

  1. Составление опорной таблицы вида:

«Какая? (какой?, какое?)»

«Что такое же? »

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например,

Цыплёнок

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

«Какой»

«Что такое же? »

Жёлтый

Пушистый

Лёгкий

4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»

«Какой»

«Что такое же? »

Жёлтый

Пушистый

Лёгкий

Солнышко

Мех

Пух

5. Вставка «слов – связки» -  НО НЕ. Составление загадки о солнце

Загадка: Что это?

                 Желтый, но не солнышко

                  Пушистый, но не мех

                  Лёгкий, но не пух

Второй способ.

1. Составление опорной таблицы вида:

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например,

КОМАР

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Скачет

Катится

Летит

4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Скачет

Катится

летит

Кенгуру

Колесо

птица

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ или, НО НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка: Что такое?

                   Скачет, но не кенгуру

                   Катится, но не колесо

                   Летит, но не птица

Третий способ

1. Составление опорной таблицы вида:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок)

Например,

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

трава

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

трава

Нельзя лазить

Не пилит

Не растёт

5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка: Что это?

                 Как забор, но нельзя лазить.

                 Как пила, но не пилит,

                 Как трава, но не растёт.

Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста

Думаю, мне удалось вас убедить в том, что загадки – это эффективный прием развития связной монологической речи детей.