Мастер - класс «Учим детей составлять загадки»
В своей работе с детьми я часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, пестушки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.
Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я хочу вас познакомить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер- класс. Учим детей составлять загадки | 153.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Учим детей составлять загадки»
Сегодня, мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.
- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?
Воспитывает, но не родитель
Обучает, но не учитель
Учится, но не ученик
Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)
- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА
Всех приглашаю на мастер – класс «Учим детей составлять загадки». Да-да, именно составлять, а не только отгадывать.
Общая характеристика загадки
- В своей работе с детьми все воспитатели, часто используют такие малые формы фольклора, как потешки, пестушки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.
- Давайте немного вспомним, что такое загадка?
- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.
- Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.
-У вас на руках памятки с опорными таблицами составления загадок, которая используется с детьми.
Первый способ.
- Составление опорной таблицы вида:
«Какая? (какой?, какое?)» | «Что такое же? » |
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например,
Цыплёнок
3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»
«Какой» | «Что такое же? » |
Жёлтый Пушистый Лёгкий |
4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»
«Какой» | «Что такое же? » |
Жёлтый Пушистый Лёгкий | Солнышко Мех Пух |
5. Вставка «слов – связки» - НО НЕ. Составление загадки о солнце
Загадка: Что это?
Желтый, но не солнышко
Пушистый, но не мех
Лёгкий, но не пух
Второй способ.
1. Составление опорной таблицы вида:
«Что делает?» | «Кто делает то же действие?» |
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например,
КОМАР
3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»
«Что делает?» | «Кто делает то же действие?» |
Скачет Катится Летит |
4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»
«Что делает?» | «Кто делает то же действие?» |
Скачет Катится летит | Кенгуру Колесо птица |
5. Вставка «слов – связки» - А НЕ или, НО НЕ. Составление загадки о комаре.
Загадка: Что такое?
Скачет, но не кенгуру
Катится, но не колесо
Летит, но не птица
Третий способ
1. Составление опорной таблицы вида:
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)
Например,
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Забор Пила трава |
4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Забор Пила трава | Нельзя лазить Не пилит Не растёт |
5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске
Загадка: Что это?
Как забор, но нельзя лазить.
Как пила, но не пилит,
Как трава, но не растёт.
Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста
Думаю, мне удалось вас убедить в том, что загадки – это эффективный прием развития связной монологической речи детей.