Лекция "Качества идеальной речи. Публичные выступления"

Гудкова Наталья Филипповна

Чем богаче язык, тем больше возможности у речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_no2_kachestva_idealnoy_rechi.docx57.61 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция №2

Качества идеальной речи. Публичные выступления

    В обыденном сознании при употреблении термина «язык», как правило, не разграничивают «язык» и «речь». В языкознании же начала 20 века, разделяя язык и речь, тем самым отделили социальное от индивидуального, исторически развивающуюся систему и особую деятельность человека. Язык рассматривается как знаковый механизм общения, система знаков, служащих для общения и способных выразить всю совокупность представлений человека о мире. Речь в таком случае оказывается реализацией языка, языком в действии и определяется как последовательность знаковых единиц общения в их конкретном использовании.

Отражение этого разграничения можно увидеть в существующем параллельно термину «культура речи» термине «культура языка», за которым стоит представление о потенциальных возможностях языковой системы, реализуемой при функционировании в целях общения.

Чем богаче язык, тем больше возможности у речи.

Функции языка, проявляющиеся в любой ситуации общения, отличают от функций речи, возникающих в специфических ситуациях. Выделяют от четырех до шести функций речи. Среди них такие, как номинативная, сигнальная, поэтическая, этническая и т.д.

Основные функции языка осознаются его носителями на интуитивном уровне. Речевой опыт, языковая практика дают знания о языке, правилах его использования, законах его функционирования в речи, часть из них, ставшая подсознательной, называется чувством языка. Чувство языка не подводит в разных ситуациях общения.

   Представление о роли языка в жизни людей, его функциях достаточно образно отражено в известной притче о древнегреческом баснописце Эзопе (6 век дл н.э.).

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день - самый плохой, во второй – самый лучший.

В первый день на первое, второе и третье Эзоп приготовил язык.

- Почему ты подаешь одни языки? – спросили Эзопа.

- Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Может быть что-нибудь хуже языка?

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились.

- Мне велели приготовить самый лучший обед,- пояснил Эзоп,- а что для философа может быть лучше языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания, посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что ничего нет лучше языка.

   Все базовые функции языка: общение, познание и воздействие – нашли отражение в этой яркой притче. Иначе говоря, язык всегда хорош, плохой может быть речь или носитель языка, создающий из хорошего языка плохую речь.

   Различные виды общественной деятельности человека обслуживаются разными функциональными разновидностями языка, самой же распространенной формой социально-речевого воздействия является диалог.

« В диалоге виднее и слышнее формы выразительности, экспрессии – интонационной и моторной, которые образуют социальный фонд для раскрытия характеров, т.е. индивидуальных образов лиц в сфере их психических переживаний, в сфере их навыков и склонностей, их общественного поведения на фоне социально – речевой характерологии,- пишет академик В.В.Виноградов. Однако там, где виды культурно-общественного речевого общения утонченны и сложны, наиболее уместной формой общения, как считает академик, является монолог. При этом виды монологической речи различаются в зависимости от « профессионально-служебных расслоений и типов общественного взаимодействия».

   Исходя из функций языка (мыслить и общаться) условно выделяют 4 типа монологов. В непосредственно бытовом говорении реализуется монолог убеждающий, или внушающий, монолог лирический, рассматриваемый как речевая форма переживаний и эмоций, монолог драматический, являющийся видом речи, в которой языковые средства выступают как бы сопровождением для других средств коммуникации (мимики, жестов и т. д.), и монолог повествовательный, сообщающий.

   Деловое общение может выражаться в разных формах. Это и производственные совещания, и собеседование, и полемика. Но в какой бы форме не осуществлялось, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи.

   Публичная речь – это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

   Выделим некоторые из этих требований.

  1. Речь должна быть с самого начала и до конца захватывающе интересной и полезной.
  2. Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, смысловую часть и заключение.
  3. Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или выступления перед большой аудиторией.
  4. Речь должна быть обращена к разнородной аудитории
  5. Она должна достигать цели, будучи только воспринятой на слух.

Выпускник, получивший среднее профессиональное образование, по современным стандартам, должен не только овладеть профессиональными, но и общими компетенциями, среди которых есть:

-ОК.6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, врачами и пациентами.

-ОК.10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

-ОК.11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Это составляющие профессиональной культуры медицинской сестры, фармацевта, акушерки, фельдшера и др. медицинских работников. Это значит нужно учиться вести активный диалог, который будет способствовать продуктивной деятельности, развитию мышления, развитию творческого потенциала личности.

Вести диалог – значит владеть языком, речью. Академик Д.С.Лихачев так сказал о взаимосвязи языка и личности: « Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит…Если язык народа как показатель его культуры, то язык отдельного человека -  показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает»

   А теперь некоторые рекомендации, которые, конечно же, нуждаются в осмыслении, в дифференцированном использовании людьми разного темперамента, но которые могут помочь в совершенствовании профессионального мастерства, помогут выработать индивидуальный стиль общения.

  1. Если ваши оценочные суждения будут менее категоричны и молниеносны, это поможет вашей профессиональной репутации, облегчит вашу личную жизнь.
  2. Чем критичнее вы будете относиться к себе, к своим словам и поступкам, тем реже вам будут портить настроение и раздражать вас.
  3. Чем чаще вы вступаете в разговор с желанием выслушать и понять оппонента, а не с желанием победить его, тем чаще вы будете в выигрыше.
  4. Лучшее средство предотвратить конфликт, взрыв – это чувство юмора. Развивайте способность превращать в шутку обидные и несправедливые, с вашей точки зрения, слова в ваш адрес.
  5. Избежать несправедливых упреков и нападок можно, если помнить, что вы не все знаете и что ваше мнение необязательно самое правильное и достойное внимания
  6. Если вы знаете свои слабые стороны, то дело вашей чести не демонстрировать их.
  7. Чтобы сохранять хорошее настроение и рабочее состояние, не следует поддаваться на « провокации» желающих выбить вас из колеи
  8. Признаваясь в своей ошибке, вы не нанесете вреда своей репутации, а только упрочите ее.
  9. Избегайте предвзятости, не следуйте утверждению: «Верю тому, чему хочу верить!»
  10. Не давайте советов, если вас об этом не просят.
  11. Демонстрируя свое дружеское отношение к собеседнику, вы располагаете его к себе, вызывая в нем желание сотрудничать с вами.
  12. В случае, когда вам необходимо получить поддержку, особенно следите за своей речью. Помните, что тихая речь, так же как и многословная, утомляет слушателя.

Язык в становлении личности

«Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают»

В.О.Ключевский

Известный поэт Е.Винокуров в одном из стихотворений пишет:

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо слова возникает сразу.

Как ты проста, осмысленная речь!

Приставка. Окончание. Основа.

   Факт говорения, или речевой деятельности, совершаемой человеком, действительно прост. Однако, построение речи вряд ли кто признает делом  простым. Чтобы возникло «чудо слова», мало только «рот открыть».

Чтобы дар природный развивался, стал умением «произносить слова и строить фразы», необходимо знание. Если есть знание, человек говорит правильно, говорение становится разговором, общением.

   Л.Н.Толстой приводит интересное высказывание: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать»

   От чего еще зависит наша речь?

Поговорим об особенностях звучащей речи, голоса.

Прочитаем высказывания разных выдающихся деятелей об этом.

  1. Общий тон речи надо избирать такой, какой в наибольшей степени удерживает внимание слушателей и  не только их услаждает, но услаждает без пресыщения…Кто в состоянии долго пить или есть только сладкое? А умеренного вкуса пища и питье легче избавляют нас от пресыщения. Так во всех случаях чрезмерное наслаждение граничит с отвращением. (Цицерон).
  2. Как в голосе человека отражаются разные ступени его возраста, так нередко человек обнаруживает тембром голоса свои внутренние способности и состояние духа. Ясный и глухой, высокий и низкий, густой и жидкий, звонкий и приглушенный тембр, быстрота и вялость, монотонность и резкая смена интонаций, высокий звенящий дискант и низкий гудящий бас, одним словом, - вся гамма звуков от первого, еле слышного, до гулких раскатов грома имеет определенное значение, и еще появится когда-нибудь человек, который будет способен по голосу определять человеческий характер (К.Шубарт).
  3. Центральные механизмы нашего слуха устроены таким образом, что чутко реагируют на новое в частотном, силовом и ритмическом рисунке фразы. Разнообразно построенная фраза воспринимается и перерабатывается центральными слуховыми механизмами чрезвычайно активно. Напротив, однообразные, скудные по речевой выразительности фразы, вызывают раздражение слушателей (Г.Н.Григорьев)
  4. В процессе говорения (пения) сближенные голосовые связки под давлением выдыхаемого воздуха приходят в периодическое колебание. Сложные колебания голосовых связок являются источником звучания – возникают сложные звуки, состоящие из основного тона (разного у всех людей). Высоту основного тона определяет частота колебаний, измеряемая в герцах ( частота в один герц соотвтствует одному колебанию в секунду). Высота тона тем выше, чем больше частота колебаний в единицу времени (Н.В.Черемисина)
  5. Словом «модуляция» обозначают колебания человеческого голоса, придающие ему выразительность; в музыке модуляция – переход из одной тональности в другую. Изменение речи в соответствии с условиями общения тоже можно рассматривать как модуляцию. Мы легко различаем тон покровительственный и презрительный, участливый и холодный, открытый и вкрадчивый, вызывающий и кроткий…(В.Н.Гольдин)
  6. …Если говорящий отклоняется от принятых языковых норм, то это многое может сказать о человеке: его территориально-диалектной принадлежности, социальном происхождении, образовании, профессии и т.п.

Выделим ключевые слова в этих высказываниях: это и будет характеризовать нашу речь (темп, скорость говорения, громкость, сила звучания, тембр, окраска голоса, интонационная окрашенность).

ТЕМП  речи – быстрый, слишком быстрый, медленный, слишком медленный, нормальный.

ТЕМБР  – приятный, неприятный.

ГРОМКОСТЬ – говорит громко, слишком громко, нормально, тихо, слишком тихо.

ТОН – спокойный, взволнованный, равнодушный, заинтересованный, убедительный, неуверенный, покровительственный, презрительный, участливый, холодный, открытый, вкрадчивый, вызывающий, кроткий.

ДИКЦИЯ – отчетливая, неотчетливая

Проведите работу по определению характеристики своего голоса.

«Мой голос (с моей точки зрения)