МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Лексика и фразеология»

Гудкова Наталья Филипповна

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык» (И.С.Тургенев)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни» (К.Г.Паустовский)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_leksika_i_frazeologiya.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Читинский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия

Тема «Лексика и фразеология.»

Учебная дисциплина «. Русский язык»

Чита-2021

Методическая разработка составлена на основании

рабочей программы по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык »

Автор методической разработки:

преподаватель высшей квалификационной категории_______ Н.Ф.Гудкова…

Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии

«Общеобразовательные дисциплины»

Протокол № 2 от «…1» …ноября  2021г.

Председатель ЦМК                        Макарова А.В.        


Место проведения – учебный кабинет

Тип занятия – обобщающее занятие

Форма проведения –   практическое занятие

Необходимое оснащение:

- плакаты  а) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык» (И.С.Тургенев)

б)» Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни» (К.Г.Паустовский)

-карточки-задания ;

-словари

Материал рассчитан на 6 часов

Цели занятия:

-совершенствовать  знания по русскому языку (раздел «Лексикология и фразеология»)

Учебная:

Студент должен уметь:

-осуществлять речевой самоконтроль;

--анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их словоупотребления

Студент должен знать:

-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-нормы современного русского литературного языка

Развивающая:

-развивать лингвистические способности;

-развивать интеллектуальные качества: самостоятельность, гибкость мышления;

-способствовать развитию познавательных интересов студентов.

Воспитательная:

- -воспитывать ответственность за работу в коллективе, принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях;

-воспитывать интерес к русскому языку.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

-основы латинского языка;

-литература;

-нормы русского литературного языка;

-язык как средство общения;

-язык и речь

Рекомендуемая литература.

Основная:

1.Власенков, А.И.., Рыбченкова, Л.М. Русский язык. Учебное пособие. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень М.: Просвещение, 2018.- 287 с.

2.Хлебинская,Г.Ф. Русский язык, 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) М.: Мнемозина, 2017.-255с.

. Дополнительная:

1.Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры на уроках русского языка и во внеклассной работе. М., 2009.

2.Иванова, В.А.и др. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 2010.-207с.

3.Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Русское слово. М., 2010.

4.Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.

5.Ожегов, С.И. Словарь русского языка (любое издание)

6.Яранцев, Р.И. Русская фразеология: Словарь-справочник- М.: Русский язык, 2009.(Библиотека словарей русского языка)

Интернет-ресурсы:

http://www  gramota. ru 28 октября 2021

http:// festival. 1 september.ru 28 октября 2021

.

Ход занятия

Содержание

Время

Примечание

1.Организационный момент.

Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии и психологически подготовить студентов к обучению и предстоящему занятию

2.Мотивация, постановка задач

1.«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Эти прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – писатель, мастер русского слова.

Высоко оценивая русский язык, писатель завещал нам беречь его. Обратимся к эпиграфу.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык» (И.С.Тургенев)

Но что значит беречь язык?

Да, это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет границ в его познании

Прочитаем второй эпиграф.

 « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни» (К.Г.Паустовский)

Как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед началом занятия, что получить в итоге?

Действительно, сегодняшнее занятие поможет нам в овладении непростым, но поистине чудесным русским словом.

Занятие пройдет в форме  игры «Язык мой – друг мой»

В  знании русского языка будут состязаться две команды: «Лингвисты» и «Языковеды».

А знаете ли вы, кто такие лингвисты и языковеды?

Правильно! Лингвист и языковед – это специалист в области языка. Следовательно, названия команд обозначает одно и то же, это слова-синонимы.

2. Много стихов написано о русском языке, о русском слове .Послушаем два стихотворения .

Вывод: каждое слово имеет свое значение, свою силу, слово может вылечить, а может и убить. У русского народа по этому поводу можно найти пословицы: « У врача есть три орудия: слово, растение и нож», «Слово лечит, слово и калечит».

Так как же мы владеем словом, знаем ли мы наш язык, можем ли мы «дружить» с нашим языком?

Попробуем это выяснить. Общий итог подведем в конце занятия.

3.Основная часть занятия.

Этап1. Лингвистическая разминка.

Командам необходимо выполнить по 10 заданий.

На выполнение заданий дается  10 минут.

За каждый правильный ответ участники получают по одному баллу.

Этап2.

Слова живут во времени, приходят и уходят. Много новых слов появилось в 20-м веке, часть слов мы уже не употребляем.

Задание командам: что обозначают данные слова, как они называются?

За каждый правильный ответ участники получают по одному баллу.

На выполнение заданий дается  8 минут.

А теперь сообщения на эту тему.

Этап3.

В теме сегодняшнего занятия есть слово «лексика», иногда мы говорим: »У него небогатый лексикон».

Что же обозначают эти слова? Из какого языка они пришли к нам?

Лексика- (от греч. lexikos – словесный, словарный) – совокупность слов какого-либо языка, диалекта или отдельного человека.

Лексикон – запас слов и выражений, свойственных кому-либо, характерных для кого-либо.

Лексикология – (от греч. lexikos – словесный + logos-учение)- раздел языкознания, изучающий лексику.

Лексема, или слово – основная кратчайшая единица языка.

Слова должны употребляться в речи в соответствии с их значением.

Задание1. (по карточкам).

Найти ответ, в котором лексическое значение слова сформулировано верно.

На выполнение заданий дается  10 минут.

За каждый правильный ответ участники получают по одному баллу.

Перерыв в занятии -5 минут.

Резерв времени – 5 минут.

 Есть такие слова, которые звучат почти одинаково. Но имеют несколько разное значение и в предложении заменять друг друга не могут.

Эти слова называются паронимы ( от греч. Para- возле +onyma- имя).

Правильное употребление паронимов – необходимое условие грамотной культурной речи.

Смешение паронимов – признак невысокой речевой культуры.

Задание 2 (по карточкам).

(Работа со словарями).

Образуйте возможные словосочетания из прилагательных и заключенных в скобки существительных.

Задание 3.

(по карточкам)

Вставить пропущенные буквы. Устранить речевые ошибки.

«Анекдотный случай»

Задание 4 (беседа)

-Какие еще группы слов вам известны, кроме паронимов, архаизмов, историзмов, неологизмов?

Задание 5

Лексические нормы, а точнее лексические ошибки.

Остановимся на некоторых типичных лексических ошибках.

Этап 4.

В середине 20 века ученые- лингвисты заметили, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще один пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний, которые, как и слова, помогают строить выразительную, образную, емкую речь.

Речь идет о фразеологии, сравнительно молодом разделе науки о языке, тайны которой ученым-лингвистам еще предстоит исследовать и открыть.

И мы с вами сегодня попытаемся проникнуть в некоторые из них.

Эту часть занятия мы проведем в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

Задание 1.

Издавна живут в нашем языке выражения, порожденные греческой мифологией: прокрустово ложе, дамоклов меч, ахиллесова пята и др.

За каждым из них стоит общеизвестный миф.

Расскажите о происхождении некоторых фразеологизмов и объясните их смысл, что обозначают они в настоящее время. (2-3 фразеологизма)

 

Задание 2.

«Неспроста и не с пуста слово молвится и до веку не сломится»,- говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатым, имеет свое обоснование. Использование таких выражений обогащает речь, а знание их происхождения открывает нам глаза на  многие интересные факты из истории нашего народа.

Мы часто говорим : остаться с носом, т.е. потерпеть неудачу, или зарубить себе на носу – хорошо, крепко запомнить.

Оказывается, что эти выражения не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения  к слову НОС в современном понимании..

Вопрос. В каких значениях было употреблено слово НОС в этих выражениях первоначально?

Задание 3.

Запишите как можно больше фразеологизмов по одному из признаков:

а) имеющих в своем составе название какого-либо животного или птицы;

б) части лица человека;

в) части человеческого тела;

г) начинающихся глаголами.

(за каждый фразеологизм по одному баллу)

Задание 4.

А теперь – черный ящик.

Если вы установите, что связывает эти предметы, то ответите на вопрос, что находится в черном ящике и проговорите эти фразеологизмы?

Итак, слова: кисель, гусь, хлеб, трава, рот.

Этап 5.

От каждой команды приглашается участник, задача которого прочитать грамотно, выразительно предложенный текст.

4. Заключительный этап занятия. Подведение итогов.

Вот и подошла к концу игра, участники которой состязались в умении владеть русским языком.

В открытой борьбе участники проявили чувство уважения друг к другу. Работая в группах и в парах понимали ответственность за выполнение заданий, были сообразительными, находчивыми, умело  работали в коллективе, проявили познавательный интерес к дисциплине, к русскому языку.

Осталось прочитать слова великих людей о значении русского языка.

Желаю вам, ребята, владеть тем языком, который делает мир прекраснее и добрее. И тогда в любом турнире в жизни у вас всегда будет шанс на победу.        

Резерв времени – 2-3 минуты.

Выставление оценок

Приложение 5а

-синонимы – слова, сходные, близкие по значению: красный – алый, саммит – встреча;

-антонимы – слова, противоположные по значению: север-юг, вверху – внизу;

-омонимы – слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: зреть (смотреть и вызревать), брак (некачественная работа и супружество);

-омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: зАмок – замОк, мукА-мУка;

-омофоны – слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу: чистота – частота, литься – лица;

-диалектизмы – слова, употребляемые только в данной местности: кочет (петух), пимы (валенки).

-профессионализмы – слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар), офсайд (положение вне игры в футболе).

1мин.

 

10мин.

5 мин.

10мин

8 минут

10 мин.

2мин.

10мин.

10мин

8 мин.

10 мин

10 мин

10мин.

5 мин.

15 мин.

5 мин.

5 мин.

5мин.

.

.

Приветствие.

Проверка готовности студентов

к занятию

Студенты читают фразу  И.С.Тургенева

Студенты рассуждают, отвечают на вопрос.

Студенты читают фразу К.Г.Паустовского.

Студенты формулируют цель занятия.

Студенты дают ответ.

Опережающее задание: студенты читают стихи о русском слове.

Команды получают задания.

Приложение №1

(после выполнения заданий -подведение итогов первого этапа)

Команды получают задания.

Приложение №2.

(после выполнения заданий -подведение итогов второго этапа)

Интерактивный режим (студенты выступают с подготовленными сообщениями)

Домашнее задание -  опережающее(работа со словарями).

Приложение №3

Работа в группе.

Студенты выполняют задание

(после выполнения  - подведение итогов  по этому заданию)

Приложение№4

Студенты работают со словарями при выполнении задания.

(после выполнения  - подведение итогов  по этому заданию)

Приложение№5

Студенты работают в группах.

Один участник от группы отвечает на задание

(после выполнения  - подведение итогов  по этому заданию)

Предполагаемый ответ. Приложение №5а

Приложение №5б

.

Сигнал к выполнению задания

Интерактивный режим (опережающее задание )

Сигнал к началу обсуждения.

Отвечает и выигрывает первый поднявший руку.

Приложение 6.

Предполагаемый ответ.

Сигнал к началу работы

Приложение 7.

Предполагаемый ответ.

Подведение итогов этого задания.

Сигнал.

Сигнал к обсуждению

Приложение №8.

Предполагаемый ответ.

Приложение 9.

Тексты для выразительного чтения.

Опережающее задание.

Студенты зачитывают фразы знаменитых людей о русском языке.

 

Приложение №5б

Типичные лексические ошибки и их исправление.

  1. Смысловая неточность.

Большая часть урожая погибла благодаря засухе.

Здесь неуместно употребление предлога  благодаря. Заменим его нейтральным.

Большая часть урожая погибла из-за засухи.

  1. Речевая недостаточность.

Дефорж вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

Непонятно, в чье ухо Дефорж вложил пистолет. Уточним.

Дефорж вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил. Зверь упал.

     3.Речевая избыточность: употребление плеоназмов («лишних» слов), тавтология (употребление однокоренных слов).

            В июле месяце мы уже будем свободны от экзаменов.

            И так понятно, что июль – это название  месяца. Исправим.

            В июле мы уже будем свободны от экзаменов.

       Пример употребления однокоренных слов:

Разрешите спросить вопрос, который меня давно волнует.

Исправим

Разрешите задать вопрос, который меня давно волнует.

Практическое задание.

-Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1) Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.

2)Шкатулку с письмами она хранила как зеницу глаза.

3)Мой друг особенно уважает стихи.

4)Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь.

5)В августе месяце в Мурманске зацветает сирень.

6)Многие слова того времени уже канули в лето.

7)Чехов писал, что «я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова».

8)Чичиков подъехал к дому Собакевича, который отличался завидной крепостью.

9)Читая рассказы Татьяны Толстой, мне вспоминались сказки, представлялись чудесные картины.

10)Обломов обречен на постоянную праздность, ничего не делал.