Трансляция опыта

Соломаха Ирина Алексеевна

Транслирование опыта:

  • участие во Всероссийском конкурсе лучших практик наставничества, 2022;
  • участие в проведении семинара «Снижение рисков общеобразовательной организации» в рамках реализации проекта адресной помощи 500+ в МБОУ «Средняя школа №30», 2021;
  • выступление «Организация эффективного обучения детей-инофонов», 2021;
  • участие в проведении психолого-педагогического консилиума 1,5,10 классов МБОУ «Лицей № 2», 2020;
  • участие в деятельности рабочей группы по подготовке к очному этапу конкурса профессионального педагогического мастерства «Педагогический дебют», 2022
  • участие в деятельности рабочей группы по подготовке к конкурсу профессионального мастерства «Педагог года города Нижневартовска-2023», 2023;
  • в рамках договора МБОУ «Лицей №2» с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Нижневартовский государственный университет» являюсь наставником студентов-практикантов, молодых специалистов МБОУ «Лицей №2».

Представляла опыт профессиональной деятельности на разных уровнях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация эффективного обучения детей- инофонов г.Нижневартовск 2021

Слайд 2

План Система работы с детьми- инофонами 1.1. Первичное обследование ребёнка- инофона (возраст, языковая компетентность, социально-культурная адаптированность ) 1.2. Организация образовательного процесса 1.3. О рганизация воспитательной работы 1.4. Психолого-педагогическое сопровождение детей- инофонов Методы, формы, приёмы работы с детьми- инофонами Обязательные элементы образовательной деятельности с детьми- инофонами УМК для работы с детьми- инофонами

Слайд 3

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) 24. Основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации : Е) создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения

Слайд 4

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" ( с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации 1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения , имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Слайд 5

Знание русского языка является важнейшим фактором успешности обучения детей-мигрантов В зависимости от того, каков уровень освоения языка страны, в которую мигрировали родители, детей-мигрантов принято разделять на детей- билингвов и детей- инофонов билингвы – это дети, одинаково хорошо владеющие как своим родным языком, так и другим языком инофоны – это дети, принадлежащие к иной языковой и культурной общности, чем большинство коренного населения страны, в которой они проживают и получают образование, слабо владеющие языком этой страны или вовсе не говорящие на этом языке.

Слайд 6

Компетенции педагогов, работающих с детьми- инофонами Коммуникативные: сочувствовать , понимать ребенка-мигранта; строить конструктивное взаимодействие с детьми другой национальности; выстраивать толерантные отношения с родителями; Социальные: оказывать поддержку ребенку-мигранту в установлении контактов с другими детьми в образовательном учреждении и социальном окружении; помогать осваивать культуру, культурные ценности, традиции страны проживания (России); способствовать дружественному взаимодействию ребенка-мигранта с другими детьми в образовательном учреждении; Информационные: использовать в образовательном процессе информацию об особенностях разных национальных культур; интегрировать информацию о странах, откуда приехали дети-мигранты, в содержание преподаваемых предметов;

Слайд 7

1.1 . Первичное обследование ребёнка- инофона (возраст, языковая компетентность, социально-культурная адаптированность ) 1.Собеседование с родителями Цель : выяснение обстоятельств прежнего обучения ребенка, определение уровня владения русским языком 2.Тестирование по русскому языку Цель: выявление уровня владения русским языком как средством коммуникации проблема языкового барьера вкупе с недостатком знаний не позволит ребенку не только обучаться, но и адаптироваться в школе

Слайд 8

1.2.Организация условий для успешной адаптации детей-мигрантов осуществляется одновременно на трех уровнях

Слайд 9

1.2. Организация условий для успешной адаптации детей-мигрантов на уровне обучения формирование дифференцированных групп для внеурочных занятий по русскому языку организация индивидуальных занятий разработка индивидуального образовательного маршрута для погружения детей в предметную языковую среду с учетом уровня знаний, психологических особенностей использование методик и программ преподавания русского языка и литературы в полиэтнических школах. Возможно создание смешанной группы для детей начальной школы, в которой занятия проходят в игровой форме, для детей среднего и старшего возраста организуются курсы развития речи и грамотности, кроме того, организуются индивидуальные занятия.

Слайд 10

1.2. Организация условий для успешной адаптации детей-мигрантов на уровне общения В ведение ребенка-мигранта сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок до всех сфер и ситуаций общения. Началом такой работы может стать проведение классного часа на тему «Давайте познакомимся!» с элементом введения информации об истории страны, откуда прибыли дети-мигранты, с особенностями уклада жизни. Проведение психологических тренингов, направленных на сплочение коллектива класса, в который определен ребенок, формирование атмосферы принятия, интереса, готовности помочь; предупреждение возникновения конфликтных ситуаций. Ребенок-мигрант может нуждаться в помощи для обретения друзей в новом коллективе.

Слайд 11

1.3 . Организация воспитательной работы 1. Обращение к помощи волонтёров Волонтеры знакомят ребенка-мигранта со школой (библиотека, спортзал, актовый зал, столовая и т. д.) и городом (музей, театр, выставочный зал, площади, парки, спортивные объекты), помогают в подготовке домашнего задания, в овладении языком. Можно организовать совместную работу детей при подготовке к праздникам . 2. Организация целенаправленного досуга, знакомство с историей, культурой, местными традициями через цикл межкультурных мероприятий, участие детей-мигрантов в спортивно-оздоровительных, культурно-просветительских, краеведческих и других внеклассных мероприятиях школы в соответствии с годовым планом работы.

Слайд 12

1.3 . Организация воспитательной работы 3. Акцент при этом делается на создание ситуации успешности всех детей через проведение классных и общешкольных дел и мероприятий : конференций , праздников, фестивалей, исследовательских проектов этнокультурной направленности с приглашением представителей национальных диаспор мероприятий краеведческой направленности; лингвистических игр с участием детей-мигрантов и волонтеров; конкурса рисунков, презентаций «Моя малая Родина»; благотворительных акций

Слайд 13

1.4. Психолого-педагогическое сопровождение детей- инофонов Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой профессиональную деятельность психологических служб учреждений образования и педагогов с привлечением к сотрудничеству родителей (опекунов), с целью создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития и образования детей .

Слайд 14

1.4 . Психолого-педагогическое сопровождение детей- инофонов Основные направления деятельности психолога 1) профилактическая работа по предупреждению возникновения явлений дезадаптации детей; 2) диагностическая работа, направленная на выявление особенностей психологического состояния, деятельности и поведения детей, которые необходимо учитывать в процессе сопровождения; 3) консультативная работа, позволяющая оказать психологическую помощь родителям, педагогам и детям в решении конкретной проблемы; 4) коррекционная работа как специально организованная деятельность с детьми, которые имеют проблемы в личностном развитии, поведении, обучении; 5) психологическое просвещение родителей и педагогов как деятельность, направленная на формирование потребности в психологических знаниях.

Слайд 15

1.4 . Психолого-педагогическое сопровождение детей- инофонов Проведение психологической диагностики ребенка методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе (Э. М. Александровская); психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе ( Л. М. Ковалева); методика межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено; методика диагностики мотивации учения А. М. Прихожан; тест «Кто я?»; тест «20 высказываний» (М. Кун, Т. Маркпартленд , модификация Т. В. Румянцевой); методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко); экспресс-опросник «Индекс толерантности»; шкала самооценки уровня тревожности (Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О проведении среди учителей 5, 10 классов диагностики уровня владения методами мотивации и стимулирования деятельности обучающихся на учебных занятиях Руководитель МО информационно-технологического цикла и предметной области «Искусство» – Неустроева Т.В. Руководитель МО гуманитарного и естественно-научного циклов – Соломаха И.А. «Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека» Дж.Равен, английский психолог, профессор Эдинбургского университета «Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя мотивации и научиться, как таблице умножения, её можно лишь стимулировать, развивать, повышать…» А.Б.Орлов, профессор кафедры психологии личности НИУ ВШЭ

Слайд 2

Уровень владения методами мотивации 2 балла – применяю регулярно; 1 балл - применяю иногда; 0 – не применяю ФИО, классы в которых работает учитель Эмоциональные методы мотивации Познавательные методы мотивации Волевые методы мотивации Социальные методы мотивации Метод Баллы Метод Баллы Метод Баллы Метод Баллы Поощрение Опора на жизненный опыт. Предъявление учебных требований Развитие желания быть полезным общ. Учебно-познав. игра Познавательный интерес Формиров . ответственного отношения к учению Побуждение подражать сильной личности Создание ярких наглядно- образных представл. Создание проблемной ситуации Познавательные затруднения Создание ситуации взаимопомощи Создание ситуации успеха Побуждение к поиску альтернативных решений Самооценка деятельности и коррекция Поиск контактов и сотрудничества Стимулирующее задание Выполнение творческих заданий Рефлексия поведения Заинтересов . в результ . коллект . работы

Слайд 3

Результаты диагностики Критерий МО информационно-технологического цикла и предметной области «Искусство» МО гуманитарного и естественно-научного циклов Всего в составе МО 12 15 Работают в 5, 10 кл . 7 14 Приняли участие в опросе 7 12 Эмоциональные методы мотивации 12,4 12,1 / 14 Познавательные методы мотивации 11,7 11,4 / 14 Волевые методы мотивации 11, 2 11,5 / 14 Социальные методы мотивации 10, 4 10,5 / 14



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»

ПРИКАЗ

 от «06» октября  2020 года                                                                                 № 1058

О проведении психолого-педагогического

консилиума 1,5,10 классов МБОУ «Лицей № 2»

С целью создания благоприятных условий для адаптации обучающихся 1,5,10 классов, соблюдения преемственности на параллелях 5,10 классов  

 ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Заместителям директора по учебной работе Малкову Д.И., Жуковой О.Ф. организовать проведение психолого-педагогического консилиума 1,5,10 классов МБОУ «Лицей № 2».
  2. Провести психолого-педагогический консилиум 1,5,10 классов 05.11.2019 г. Ответственные заместитель директора по учебной работе Малков Д.И., Жукова О. Ф.
  3. Педагогу психологу Фёдоровой Е.Ф. в срок до 05.11.2019 г. подготовить и провести:

3.1. диагностику уровня тревожности 1,5,10 классов;

3.2. подготовить и провести диагностику уровня мотивации деятельности обучающихся 1  классов на учебном занятии;

3.3. представить результаты диагностики развития обучающихся 1,5,10 классов на психолого-педагогическом консилиуме.

4. Заместителю директора по учебной работе Малкову Д.И. в срок до 24.10.2020 г.:

4.1. подготовить и провести диагностику состояния сформированности учебно-организационными умениями среди обучающихся 5 классов;

4.3. представить результаты диагностики на психолого-педагогическом консилиуме.

5. Руководителю методической службы начальных классов Тарасовой М.А. в срок до 24.10.2020 г.:

5.1. подготовить и провести диагностику уровня владения методами мотивации и стимулирования деятельности, обучающихся на учебных занятиях среди учителей 1 классов;

5.2. представить результаты диагностики на психолого-педагогическом консилиуме 1,5,10 классов.

6. Руководителям методических служб Неустроевой Т.В., Соломаха И.А. в срок до 24.10.2020 г.:

6.1. подготовить и провести диагностику уровня владения методами мотивации и стимулирования деятельности, обучающихся на учебных занятиях среди учителей 5, 10 классов;

6.2. представить результаты диагностики на психолого-педагогическом консилиуме 1,5,10 классов.

7. Социальному педагогу Лушпиной Г.Ф. в срок до 24.10.2020 г.;

7.1.  изучить социально-педагогические особенности семей, обучающихся 1,5,10 классов, согласно алгоритму, представленному в приложении 1 настоящего приказа;

7.2. результаты представить на психолого-педагогическом консилиуме обучающихся 1,5,10 классов.

8. Классным руководителям: 1 а класс Катькиной Е. В.,1 б класс Клабуковой А. С. 1 в класс Лисовской Е. В., 1 г класс, Донец С. Н., 5 а класс Фукс Л.А., 5 б класс Билецкой С.В., 5 в класс Соломаха И.А., 5 г класс Миндияхметовой Р.Ф., 10 а класс Лушпиной Г.Ф., 10 б класс Песня Е.В.:

8.1. подготовить информацию по классу по алгоритму, представленному в приложении 2 к настоящему приказу;

8.2. результаты представить на психолого-педагогическом консилиуме обучающихся 1,5,10 классов.

9. Заместителям директора по учебной работе Малкову Д.И., Жуковой О.Ф., педагогу психологу Федоровой Е.М. в рамках подготовки к проведению психолого-педагогического консилиума посетить уроки в 1, 5, 10 классах.

10. Контроль за исполнением данного приказа  оставляю за собой.

           Директор МБОУ «Лицей №2»                                                      Т.Р. Фарберова

С приказом ознакомлены:

Лушпина Г.Ф.

Неустроева Т.В.

Тарасова М.А.

Малков Д.И.

Жукова О.Ф.

Катькина Е. В

Клабукова А. С.

Лисовская Е. В.

Донец С. Н.

Фукс Л.А.

Билецкая С.В.

Соломаха И.А.

Миндияхметова Р.Ф.

Песня Е.В.

Федорова Е.М.

 

Приложение 1

к приказу № 1058 от 06.10.2020 г.  

Алгоритм подготовки информации социальным педагогом для проведения психолого-педагогического консилиума

Социальный статус ребенка: 

- сведения о родителях, тип семьи; 

- взаимоотношения родителей и детей в семье; 

- состав семьи (полная, неполная, формально полная); 

- характеристика семьи (гармоничная, проблемная, конфликтная, антипедагогическая, асоциальная; аморальная); 
          - стиль семейного воспитания (либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый); 
          - нарушения семейного воспитания (жестокое обращение, повышенная материальная ответственность).

 Отношение к образовательной организации: 

- поддерживают тесную связь; 

 - поддерживают контакты эпизодически (связи носят случайный характер, родители избегают контактов). 

Особенности семейного воспитания. 

Недостатки семейного воспитания. 

Причины недостатков: 

- неблагополучная семья; 

- отсутствие единых требований; 

- низкий культурный уровень; 

- отсутствие контроля; 

- использование антипедагогических мер и др. 

Приложение 2

к приказу № 1058 от 06.10.2020 г.  

Алгоритм подготовки информации классным руководителем для проведения психолого-педагогического консилиума

 Трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях.

Индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.

Качественные характеристики учебной деятельности: 

 - трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски; 

- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий, трудоемкой работы; 

- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала, виды заданий, вызывающие наибольшие трудности; 

- предполагаемые причины описанных трудностей;

- рекомендации по организации учебной деятельности.

Количественные показатели учебной деятельности:  

- успеваемость по основным предметам;

- причины низкой успеваемости или неровной успеваемости. 

Показатели поведения и общения в учебных ситуациях: 

- описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;

- индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и со сверстниками.

Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:

- описание типичного для школьника эмоционального состояния на  уроке;

- описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг).

Давая педагогическую характеристику ученику, нужно останавливаться только на тех показателях, которые важны для психолого-педагогического консилиума. 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: