Беседа с родителями в ДОУ "Как общаться с ребенком с нарушением слуха"

Лейла Абдулсамовна Кызласова

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно". Алекс Осборн Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего возраста

Слайд 2

«Мозговой штурм» - технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.

Слайд 3

Технология может быть использована: * Изучение и закрепление нового материала; * Совместная деятельность педагога с детьми при решении задач образовательных областей; * Исследовательская работа - на этапе постановки проблемы.

Слайд 4

Цели: * «расковать» сознание и подсознание; * стимулировать воображение; * получить наибольшее количество идей. необычных оригинальных фантастических * Научить детей генерировать идеи. * Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях». * Научить детей фантазировать. * Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение. * Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая. * Оценить общую активность детей.

Слайд 5

Достоинства метода мозгового штурма: * Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников. * Эффект "коллективного" ума. * Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. * Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. * Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. * Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу. * Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые. * Можно научить детей позитивной критике. * Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

Слайд 6

Недостатки метода мозгового штурма: * Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач. * Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений. * Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению. * Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурма - от него зависит половина успеха. * Бывают затруднения при определении авторства хороших идей.

Слайд 7

Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо: * собрать информацию по теме обсуждения; * разработать цепочку вопросов к детям; * подобрать картинки; * продумать варианты организации продуктивной деятельности; * иметь набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы; * быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать.

Слайд 9

Этапы технологии: * Постановка задачи; * Выдвижение идей; * Обсуждение идей; * Принятие решения. * Разделить детей на две группы. * Объяснить детям правила игры. Поставить обеим группам задачу. * Все идеи детей зафиксировать. * Анализ идей. Принятие решения. Технология «Мозговой штурм» позволяет в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая характеристика детей с нарушением развития когнитивной сферы (нарушение слуха и зрения), особенности их обучения и воспитания Выполнила: Межекова С.С. группа 474 (з) Проверил: Ястребова И.А.

Слайд 2

Содержание Цитата…………………………………………………………………………… 3 Когнитивное развитие……………………………………………………….... 4 Понятия……………………………………………………………………….... 5 Статистика……………………………………………………………………… 6 Психические процессы………………………………………………………… 7 Особенности обучения и воспитания…………………………………........... 8 Понятийный словарь………………………………………………………….. 10 Выводы…………………………………………………………………………. 11 Список источников…………………………………………………………..... 12

Слайд 3

« Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы». Г. Гельмгольц, немецкий ученый

Слайд 4

Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development ) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика ( чувственное познание мира через слух, зрение, вкус и др . ) Когнитивные нарушения Врожден- ные пороки развития головного мозга Тяжелые Генетичес -кие болезни мозга (в т.ч . с хромосом- ными анома-лиями (болезнь Дауна) Отставание ребенка в развитии; Не способны к самостоятельной жизни без опеки Умеренные Легкие Пренаталь-ное (внутри-утробное) Интрана-тальное (возникшее в процессе родов) поражение ЦНС Трудности с обучением и социализацией; Пренаталь-ное ( внутриут-робное ) поражение ЦНС Интранатальное (возникшее в процессе родов) Неослож-ненные заболевания нервной системы Дефицит витаминов и минеральных веществ Синдром дефицита внимания с гиперактивнойстью ( СДВГ ); Расстройства устной и письменной речи; Проблемы со счетом; Трудности с успеваемостью и посещением школы

Слайд 5

Понятия Тугоухость- снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью, но остается возможность владения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. (Л.В.Нейман) Тугоухость- это стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Глухота –степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно. (Л.В. Нейман) Глухота ( surditas ) - полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным.

Слайд 6

Развитие познавательной сферы у ребенка Ощущение и восприятие Внимание Ведущим видом является непроизвольное внимание Основная нагрузка ложится на зрительный анализатор Трудности переключения внимания, больше времени требуется на врабатывание Снижение скорости выполняемой деятельности, увеличение ошибок Использование средств наглядности Меньшая устойчивость внимания, большая утомляемость Мышление Длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно- образного мышления Отставание в познавательной деятельности, в развитии словесно- логического мышления Слабо замечают общее, сходное в сравниваемых объектах. Они больше говорят о различиях С трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей Память С искажениями воспроизводят запомнивший предмет Трудный для вербализации материал запоминают хуже Хуже запоминают объекты, которые предъявляются им по частям, не целиком Труднее мысленно воссоздавать образ фигуры без непосредственного восприятия целой фигуры Слова заменяются другим, близким по смыслу, происходит пропуск букв, перестановка букв, слогов, слова могут сливаться в одно При воспроизведении фразы часто изменяется смысл самой фразы Не могут передать своими словами прочитанный текст Речь - Общая неточность артикуляторных действий, -Недостаточно выраженные модуляции голоса, -Типичные смешения звуков, -Затруднено усвоение звукового состава языка -Ограниченность словарного запаса -Непонимание значений слов -Неправильное употребление слов

Слайд 7

Психологические особенности детей с нарушением слуха Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой) — составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.

Слайд 8

Особенности обучения и воспитания Обучение и воспитание детей с нарушением слуха осуществляется на всех уровнях образования. Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности. Слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей; детских садах общего типа, на базе которых открыты и функционируют специальные группы или группы интегрированного обучения и воспитания; дошкольных группах, школах-интернатах для глухих или слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе). Особое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр. В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического, познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Слайд 9

В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром. Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. Для формирования словаря детей с дефектами слуха, формирования различных форм словесной речи, развития связной речи детей в дошкольный период и в младших классах школы желательно использовать игровые моменты. Дидактические игры создают необходимую мотивацию овладения речевым материалом. Данные и аналогичные игры можно использовать на занятиях по развитию речи.

Слайд 10

Глухота - стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии. По аудиометрическим данным глухота — это не только снижение слуха выше 80 децибел, но и потеря или снижение слуха на различных частотах. Тугоухость — стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. По данным аудиометрии, обнаруживается снижение слуха менее 80 децибел. Сурдопедагогика - наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших), один из разделов дефектологии. Дети с ОВЗ – дети, состояние здоровья которых, препятствует возможностям их обучения без использования специальных программ, а также особых условий. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Понятийный словарь

Слайд 11

Выводы Когнитивные процессы образуют единый ансамбль психических функций, в структуре которого одни функции могут играть ведущую, другие – вспомогательную роль. Это определяется характером решаемых субъектом задач – мнемических , мыслительных или перцептивных , однако решение любой учебной или профессиональной задачи непременно требует более или менее активного участия всех познавательных функций. В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены. Письмо и чтение - основные средства овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих.

Слайд 12

Список используемых источников Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - С. 3-45. https://abc.vvsu.ru/books/up_spec_psihologija/page0008.asp https://docplayer.ru/30825733-Deti-s-sensornymi-narusheniyami-s-narusheniyami-sluha-i-zreniya.html http://www.psday.ru/datas-229-2.html