Диагностический инструментарий

Жалнина Ольга Николаевна

Диагностический инструментарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_5_klass.docx13.11 КБ
Файл zambavichene.docx16.63 КБ
Файл karpova.docx17.69 КБ
Файл klimat.docx14.17 КБ
Файл luskanova.docx18.77 КБ
Файл san.docx213.12 КБ
Файл emots.zdorove.docx19.9 КБ
Файл etkind.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета   для  определения школьной мотивации

учащихся средних классов (5 класс)

1.Месяц учёбы в 5 классе показал, что мне трудно:

1.Привыкнуть к новым учителям.

2.Понимать объяснение нового материала учителями:

а) русского языка;

б) математики;

в) естествознания;

г) истории;

д) другие (укажите какие)

3.Привыкнуть к требованиям учителей:

а) по оформлению записей в тетрадях;

б) к устному ответу у доски;

в) к записи заданий на доске.

4.Запомнить большое количество материала на уроках:

а)русского языка

б) математики;

в) естествознания;

г) истории;

д) другие (укажите какие)

5.Привыкнуть к постоянным переходам из кабинета в кабинет.

6.Привыкнуть к появлению ежедневной усталости от большого количества уроков.

7.Привыкнуть к новому расписанию.

8.Общаться с друзьями на перемене, так как нас обижают ученики старших классов.

2. Кроме того, этот месяц учёбы показал, что я:

1.Часто вспоминаю свою учительницу начальных классов.

2.Хочу, чтобы учительница начальных классов вела у нас уроки в 5 классе.

3. Хочу, чтобы учительница начальных классов приходила  к нам  класс.

4.Чтобы я приходил в тот класс, где учился в прошлом году.

5.Хочу быть учеником начальной школы.

3.Учёба в пятом классе мне нравится тем, что:

1.Много новых учителей.

2.На разных уроках можно вести себя по- разному.

3 .Учителя не всех учеников знают по именам и фамилиям.

4.На перемене можно общаться со старшеклассниками.

5.Чувствую себя взрослым.

6.Получаю хорошие отметки на уроках.

7.Меня  хвалят за хорошее поведение.



Предварительный просмотр:

Задание  к  субтесту  I

                        Задание

1.    У  сапога  есть … шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2.    В  тёплых  краях  обитает…медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

3.    В  году…24 мес.,3  мес., 12  мес., 4  мес., 7  мес.

4.    Месяц  зимы…сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5.    В  России  не  живёт…соловей, аист, синица, страус, скворец.

6.    Отец  старше  своего  сына…часто, всегда, никогда, редко, иногда.

7.    Время  суток…год, месяц, неделя, день, понедельник.

8.    Вода  всегда…прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная.

9.    У  дерева  всегда  есть…листья, цветы, плоды, корень, тень.

10. Пассажирский  транспорт…комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

Задание  к  субтесту  II

                                                       Задание

1.    Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2.    Река, озеро, море, мост, болото.

3.    Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4.    Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород.

5.    Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита.

6.    Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

7.    Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.

8.    Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9.    Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10.  Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Задание  к  субтесту  III

                                                             Задание

1

Огурец

Роза

овощ

Сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

морковь

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель

Врач

ученик

Очки, больница, палата, больной, термометр

4

Цветок

Птица

ваза

Клюв, чайка, гнездо, перья

5

Перчатка

Сапог

рука

Чулки, подошва, кожа, нога, щётка

6

Тёмный

Мокрый

светлый

Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный

7

Часы

Термометр

время

Стекло, температура, кровать, больной, врач

8

Машина

Лодка

мотор

Река, маяк, парус, волна

9

Стол

Пол

скатерть

Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди

10

Стул

Игла

деревянный

Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Задание  к  субтесту  IV

                                                          Задание

1.     Метла, лопата -

2.     Лето, зима -

3.     Окунь, карась -

4.     Огурец, помидор -

5.     Сирень, ракита -

6.     Шкаф, диван -

7.     Июнь, июль -

8.     День, ночь -

9.     Слон, муравей -

10.   Дерево, цветок -



Предварительный просмотр:

Название методики: опросник «Учебная мотивация»(Карпова Г.А.)

     Цель: выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности учащихся 5-8 классов.

 Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:

1 – баллов – почти не имеет значения

2 балл – частично значимо

3 балла – заметно значимо

4 балла – очень значимо

Обработка результатов. Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных учащимся  по каждой группе мотивов, делается вывод о преобладании и уровне выраженности того или иного мотива. Уровни: 4-5 б. - низкий; 6- 10б.- средний; высокий 11-12б.

Ключ

Мотивы

Номера ответов

Познавательные

2

9

15

Коммуникативные

3

10

16

Эмоциональные

1

8

21

Саморазвития

6

13

19

Позиция школьника

7

14

20

Достижения

5

12

18

Внешние (поощрения, наказания)

4

11

17

 

Опросник

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель 1 2 3 4

2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире. 1 2 3 4

3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться 1 2 3 4

4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. 1 2 3 4

5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. 1 2 3 4

6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. 1 2 3 4

8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться. 1 2 3 4

9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам. 1 2 3 4

10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. 1 2 3 4

11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. 1 2 3 4

12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. 1 2 3 4

13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. 1 2 3 4

14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. 1 2 3 4

 15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. 1 2 3 4

16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную   с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде). 1 2 3 4

17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. 1 2 3 4

18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. 1 2 3 4

19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.) 1 2 3 4

20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело. 1 2 3 4

21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе1 2 3 4

Обработка результатов опросника

Мотивы

Сумма баллов, уровень

Познавательные

 

 

 

Коммуникативные

 

 

 

Эмоциональные

 

 

 

Саморазвития

 

 

 

Позиция школьника

 

 

 

Достижения

 

Внешние (поощрения, наказания)

Опросник (для 9-11 классов)

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.

2. Мне нравится узнавать все новое, расширять свои знания о мире.

3. Обращаю внимание в основном на те предметы, которые пригодятся мне в моих будущих профессиональных занятиях.

 4. В школе меня преимущественно привлекает общение с друзьями, а не учение.

5. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

6. Всѐ, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция.

7. Знания помогут мне развить ум, сообразительность, смекалку.

8. Раз ты школьник, то обязан хорошо учиться.

9. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, нервозности, у меня пропадает всякое желание учиться.

10. Я испытываю интерес к конкретной науке, конкретному предмету.

 11. Особый интерес на уроках у меня вызывают знания, практически полезные (для хозяйства, дома, ремонта, рукоделия и т.д.)

12. Считаю, что успехи в учѐбе - немаловажная основа для уважения и признания в нашем классе. 13. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.

14. Люблю испытывать чувство подъѐма, радости от преодоления трудностей, от решения сложных задач.

15. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

16. Хорошо учиться, посещать школу - моя гражданская обязанность.

17. В школе весело, интереснее, чем дома.

18. На уроках я активно стремлюсь понять новый материал, найти рациональные способы решения, полностью включѐн в работу и не отвлекаюсь.

19. Без хорошего образования я не смогу получить достойную работу, добиться жизненного успеха.

20. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную работу с ребятами (в паре, бригаде, в команде)

21. Я очень чувствителен к похвале учителя (родителей) за мои учебные успехи.

22. Учусь хорошо, так как привык быть в числе лучших.

23. Я много читаю, занимаюсь самообразованием (по языку, технике, истории и т.д.), так как школьной программы мне не хватает.

24. Учѐба в моем возрасте - самое главное дело.

Ключ

Мотивы                    Номера ответов

-Познавательные 2  10 18

-Коммуникативные 4  12 20

 -Эмоциональные  1 9  17

-Саморазвития  7  15 23

-Позиция школьника  8  16 24

-Достижения  6  14 22 –

Внешние (поощрение, наказание) 5 13 21

-Профессионально-жизненное самоопределение З  11 19

Обработка

Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных учащимся по каждой группе мотивов. Выстраивается гистограмма, отражающая мотивационную формулу учащегося.



Предварительный просмотр:

Анкета

«Как определить состояние психологического климата

 в классе» Федоренко Л.Г.

Инструкция: 

В целях изучения психологического климата в вашем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружком ответ, выражающее ваше мнение.

1. С каким настроением вы обычно идете в школу?

1. Всегда с хорошим настроением;

2. С хорошим чаще, чем с плохим;

3. С равнодушием;

4. С плохим чаще, чем с хорошим;

5. Всегда с плохим настроением.

2. Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами?

1. Да, нравятся;

2. Многие нравятся, некоторые – нет;

3. Безразличны;

4. Некоторые нравятся, но многие – нет;

5. Никто не нравится.

3. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс?

1.  Никогда не бывает;

2. Редко бывает;

3. Мне все равно, где учиться;

4. Часто бывает;

5. Думаю об этом постоянно.

4. Устраивает ли вас учеба в школе?

1.Учебой вполне доволен;

2.Скорее доволен, чем недоволен;

3. Учеба для меня безразлична;

4. Скорее недоволен, чем доволен.

5. Совершенно недоволен учебой.

5. Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель?

1. Очень хорошо;

2. Хорошо;

3. Безразлично;

4. Скорее недоволен;

5. Очень плохо.

6. В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели?

1.Убеждаю, советую, вежливо просят;

2. Чаще в вежливой форме, иногда грубо;

3. Мне это безразлично;

4. Чаще в грубой форме, иногда вежливо;

5. В грубой форме, унижающей достоинство.

Обработка результатов:

За ответ на каждый вопрос  анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам:

6-12 баллов – школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.

13-18 баллов – школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.

19-30 баллов – школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой.



Предварительный просмотр:

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?
  • не очень
  • нравится
  • не нравится
  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью
  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится
  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю
  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы
  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  • часто
  • редко
  • не рассказываю
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы
  1. У тебя в классе много друзей?
  • мало
  • много
  • нет друзей
  1. Тебе нравятся твои одноклассники?
  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.



Предварительный просмотр:

Для проведения диагностики по методике САН попросите учащегося (либо группу учащихся) заполнить специальный бланк. На бланке указаны 30 альтернативных состояний, например, «я счастлив — я несчастен», «мне весело — мне грустно». Между этими определениями находится шкала: 3–2-1–0-1–2-3. Если учащийся чувствует себя счастливым, он подчёркивает цифру «3», размещённую рядом с утверждением «я счастлив». Если несчастен, выбирает противоположную «тройку». Если учащийся не чувствует себя ни счастливым, ни несчастным, отмечает «0». Если чувствует, что «почти счастлив», выделяет «двойку», если «скорее счастлив, чем несчастлив» — «единицу».

Методика САН



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей, которая поможет им выявить дисциплинарные и эмоциональные проблемы поведения подростков. Эта анкета была опубликована в книге "Эмоциональное здоровье вашего ребенка»       Анна ПРИХОЖАН, доктор психологических наук 

Проблемы поведения в школьном возрасте.

Анкета для родителей

 Заполните первую часть «Дисциплинарные проблемы», оценивая каждую проблему в баллах     от 1 до 5 (5 максимальное проявление проблемы.)

Примечание часть из перечисленных проблем повторяются в некоторых ситуациях.

Затем заполните вторую часть  «Эмоциональные нарушения» ,оценивая каждое нарушение таким же способом.

Затем перечислите все проблемы первой  части, оцениваемые вами в 4 и 5 баллов, а также все нарушения  второй части, оцениваемые вами в 4 и 5 баллов. Постарайтесь выявить причинно- следственную связь между перечисленными пунктами  первой и второй частей.

Если у вас получилось 10 и более пунктов имеющих оценки 4 или 5  в какой-либо части , то ваш ребенок, возможно, испытывает серьезные эмоциональные проблемы. В таком случае обратитесь за консультацией  к специалисту.

 

Дисциплинарные проблемы

Оценка (баллы)

1

Не подчиняется правилам

1

2

3

4

5

2

Не сотрудничает с братьями (сестрами) в играх

1

2

3

4

5

3

Не сотрудничает с ровесниками в играх

1

2

3

4

5

4

Создает беспокойство, когда рядом взрослые

1

2

3

4

5

5

Третирует ровесников или брата (сестру)

1

2

3

4

5

6

Пререкается с родителями

1

2

3

4

5

7

Пререкается с другими взрослыми

1

2

3

4

5

8

Ломает имущество

1

2

3

4

5

9

Лжет или отказывается говорить правду

1

2

3

4

5

10

Ворует

1

2

3

4

5

11

Не убирает за собой

1

2

3

4

5

12

Затевает ссоры

1

2

3

4

5

13

Употребляет оскорбительные слова

1

2

3

4

5

14

Проявляет физическую агрессию по отношению к другим

1

2

3

4

5

15

Выражает нежелание или негодование в ответ на просьбу что-либо сделать

1

2

3

4

5

16

Отказывается в ответ на просьбу что-либо сделать

1

2

3

4

5

17

Не может сделать что-либо после согласия  выполнить это

1

2

3

4

5

18

Обвиняет других за собственные проступки

1

2

3

4

5

19

Нарушает покой, порядок

1

2

3

4

5

20

Ввязывается в драки

1

2

3

4

5

 

Эмоциональные нарушения

 

Эмоциональные нарушения

Оценка (баллы)

1

Чувствует обиду

1

2

3

4

5

2

Ведет себя застенчиво

1

2

3

4

5

3

Ведет себя агрессивно

1

2

3

4

5

4

Проявляет беспокойство

1

2

3

4

5

5

Пугается

1

2

3

4

5

6

Проявляет рассеянность

1

2

3

4

5

7

Проявляет нетерпение

1

2

3

4

5

8

Реагирует чрезмерно

1

2

3

4

5

9

Испытывает значительные колебания настроения

1

2

3

4

5

10

Испытывает неудовлетворенность от деятельности

1

2

3

4

5

11

Относится к родителям как к собственности

1

2

3

4

5

12

Избегает родителей

1

2

3

4

5

13

Избегает брата  (сестру)

1

2

3

4

5

14

Избегает всех родственников

1

2

3

4

5

15

Избегает определенного родственника

1

2

3

4

5

16

Проявляет разочарование

1

2

3

4

5

17

Проявляет скуку

1

2

3

4

5

18

Не поддерживает длительных отношений

1

2

3

4

5

19

Проявляет враждебность

1

2

3

4

5

20

Печалится

1

2

3

4

5

 



Предварительный просмотр:

Исследование с использованием методики ЦТО (Цветовой тест отношений) А. Эткинда 

применяется для диагностики на модельно-образном уровне характера отношений детей и подростков со значимыми для них людьми, родителями и сверстниками, а также с собственным «я». Ценность этого метода в том, что с его помощью легко обнаружить противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной отношений и бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика проблем в общении с окружающими поможет решить проблему детского и взрослого невроза.

 Содержание

 1 Характеристика цветового теста отношений А. М. Эткинда

 2 Процедура проведения Цветового теста отношений

2.1 Организация тестирования детей разного возраста

2.1.1 Подготовка списка персонажей и понятий, которые будут применяться

 2.2 Этапы диагностики по А. М. Эткинду

2.2.1 Исследование ассоциаций

2.2.2 Установление шкалы цветовых предпочтений

2.3 Какие адаптированные методики существуют для дошкольников 3 Обработка и интерпретация результатов

3.1 Варианты записи результатов ЦТО

 3.1.1 Протокол цветового теста отношений по А. М. Эткинду — таблица

 3.1.2 Протокол записи результатов модификации теста ЦТО «Цветик-восьмицветик» — таблица

3.2 Формализованный анализ

3.2.1 Таблица: нормативность цветов теста Люшера

3.3 Качественный анализ теста

 3.4 Символическое значение цветов в интерпретации Люшера и их этически-личностные характеристики

Характеристика цветового теста отношений А. М. Эткинда Автором экспериментальной методики цветового теста отношений (ЦТО) стал советский психолог Александр Маркович Эткинд, выпускник психологического факультета Ленинградского университета, с 90-х известный западный культуролог, автор публикаций по историко-культурной тематике.

У всякой вещи свой цвет. У каждого чувства тоже. Тишина — белого цвета. Алессандро Д’Авения Белая, как молоко, красная, как кровь 

Научно-практической целью, которую преследовал А. Эткинд, была возможность восстановления слабо осознаваемых или слабо вербализуемых особенностей межличностных отношений пациентов клинической психиатрии. Затем тест стал востребованным в консультативной психологической практике со взрослыми, позже получил распространение в исследованиях психологии детей и подростков. Выдающийся психолог и культуролог А. М. Эткинд

В основе методики ЦТО находится гипотеза о том, что важнейшие характеристики подсознательных психологических процессов находят отражение в цветовых ассоциациях. Многочисленные психологические эксперименты подтвердили наличие прямой связи между восприятием цвета и эмоциями личности. Цветовой импульс образовывает ассоциативную пару цвет — эмоция, выводя истинное отношение человека к окружающим из области подсознательного и тайного в понятное психологу поле, что даёт возможность исследовать результаты и оказать своевременную помощь, если она требуется.

 Результаты этих исследований легли в основу психодиагностического метода цветового теста Люшера. По мнению Люшера, каждый цвет несёт закодированную бессознательную информацию, он же разработал и способ трактовки каждого цвета. А. Эткинд предложил использовать метод цветовых ассоциаций для расшифровки неосознаваемой информации о межличностных отношениях и самооценке испытуемого, что помогло бы понять глубинные причины внутреннего или внешнего конфликта или эмоционального напряжения личности. Он исходил из таких предположений:

  • за каждым цветом, выбранным исследуемым для того или иного персонажа или события, стоит архетипическая информация, которая и станет индикатором межличностных отношений тестируемой личности;
  • тестируемый выстраивает собственный рейтинг, основанный на симпатии к одному цвету и отвергнутости другого, а межличностные отношения проецируются на эту шкалу и анализируются согласно цветовым приоритетам.

 Процедура проведения

Цветового теста отношений Цветовую психодиагностику отношений можно начинать с детьми от пяти лет и старше. Исследования детей, страдающих неврозами, в возрасте от трёх до пятнадцати лет показало, что дети уже в три — четыре года воспринимали задание на цветовые аналоги с интересом, как игру. В игре ребёнок «раскрывается» и зачастую неосознанно выражает те чувства, о которых избегает рассказывать напрямую. Даже дети-аутисты, испытывающие затруднения с вербализацией своих отношений, легко реагировали на цветовой тест. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребёнку для своего роста и развития. Базыма Б. А Психология цвета. Теория и практика Организация тестирования детей разного возраста Диагностика с использованием цветового теста отношений для старших школьников практически не отличается от проведения подобного теста со взрослыми, тогда как для дошкольников и младших школьников процедура предельно упрощена и адаптирована . Организация и проведение тестирования предполагает строго индивидуальную форму работы. Следует подготовить набор карточек восьми цветов, которые используются в так называемом «кратком цветовом тесте Люшера». Цвета имеют свою нумерацию:

  1. Серый (условный номер — 0).
  2. Синий (1).
  3. Зелёный (2).
  4. Красный (3).
  5. Жёлтый (4).
  6. Фиолетовый (5).
  7. Коричневый (6).
  8. Чёрный (7).

Раскладывают карточки на столе со светлой поверхностью или белом листе плотной бумаги в случайном порядке полукругом. Карточки не должны перекрываться или наезжать друг на друга.

Для проведения ЦТО используем восьмицветовые карточки Люшера Освещение предпочтительно наиболее близкое к естественному, но следует избегать прямых солнечных лучей, падающих на стол или в лицо ребёнка, при искусственном освещении — бликов от осветительных приборов. Подготовка списка персонажей и понятий, которые будут применяться

Предварительно исследователь в личном диалоге с тестируемым составляет перечень значимых для последнего персонажей из ближнего или дальнего круга социальных контактов. В него могут входить члены семьи, друзья, спортивный тренер, учитель, воспитатель, нянечка в детском саду (в зависимости от возраста ребёнка), то есть те, кто играет определённую роль в жизни исследуемого. В этот же список включаются проекции тестируемого во времени и пространстве. Для школьников будут интересны и значимы понятия: «ты в школе», «ты с друзьями», «ты на школьном празднике», «ты на соревновании», «ты на отдыхе с родителями». Дошкольнику стоит предложить ситуации «ты играешь с друзьями», «ты в детском саду», «ты гостишь у бабушки», а также понятия «твоя любимая игрушка», «твой домашний питомец». Домашний питомец — значимое для дошкольника понятие Эта информация записывается на отдельном листе бумаги. Содержание списка зависит от личностных особенностей и увлечений ребёнка, его возраста и задач тестирования. К примеру, если учебные интересы исследуемого имеют гуманитарную направленность (о чём можно узнать из беседы с учителем), в тест целесообразно ввести вопросы о любимой книге, писателе, поэте — порой мнение автора книги для подростка не менее авторитетно, чем родительское. Если ребёнок занимается спортом, в круг значимых людей включают тренера, товарищей по команде, а в список понятий — соревнования, тренировки. Случается, дети занимаются каким-либо видом деятельности не из собственных предпочтений, а чтобы не конфликтовать с родителями, которым фигурное катание или школа с математическим уклоном кажется наилучшим жизненным стартом для их детей. Ребёнку же не нравится выбор их, он находится в постоянном внутреннем конфликте, занимаясь нелюбимым делом ради близких людей.

При возникновении подозрений на насилие и агрессию в школе (родители могут обратиться с такой проблемой к школьному психологу), тест имеет направленность на определение отношений с внешним кругом общения (знакомые). Список лиц будет включать одноклассников, старших и младших товарищей по школе, учителей. Ситуации подбираются «школьные»: «ты на перемене», «тебя вызвали к доске», «ты идёшь один с уроков поздно вечером». Разумеется, такие важные, болезненные вопросы необходимо перемежать нейтральными, о семье, хобби, чтобы подросток не замкнулся в себе и не отказался от тестирования. Коричневый, серый, особенно чёрный цвет ассоциации — повод забить тревогу, искать и устранять причины стресса и депрессии. Благодаря тесту подсознание ребёнка даст направление, в котором находится источник неприятностей.

В отличие от детей дошкольного и младшего школьного возраста, старшие школьники воспринимают тест не как игру с цветами. а как возможность понять себя, разобраться в своих переживаниях, и грамотный психолог отнесётся с уважением к такому восприятию теста почти уже взрослыми людьми. «Помоги мне узнать тебя — и я в помогу в этом тебе», — в таком ключе должно быть построено тестирование самых старших школьников. Вопросы о будущей профессии, о планах после окончании школы, о взаимоотношениях с противоположным полом могут вводиться в тест, но делать это надо тактично, не свысока, на равных. Тут важен и тон психолога, и его авторитет у ребёнка. Следует также помнить, что мальчики не менее чувствительны и ранимы, чем девочки. Но в силу воспитания и общественных стереотипов склонны скрывать свои чувства.

 Если с малышом можно поиграть, то со старшим ребёнком нужно сотрудничать. Тестирование у психолога в старшем школьном возрасте редко проходят ради интереса. Приходя за помощью, подросток должен убедиться, что его принимают всерьёз. К проблемам подростков следует относиться с особым уважением

Психолог может дополнительно согласовать или уточнить список, задавая наводящие вопросы родным, учителям ребёнка. Рекомендованное специалистами количество позиций в списке — не более 18–20 и не менее 12.

Этапы диагностики по А. М. Эткинду 

Непосредственно тестирование делится на три этапа: исследование ассоциаций, короткий отдых (5–7 минут) и определение ранга карточек (установление цветовых предпочтений).

Исследование ассоциаций Перед тестируемым произвольно раскладываются восьмицветовые карточки Люшера. Психолог обращается к ребёнку с просьбой подобрать карточку, наиболее соответствующую характеру того или иного человека из списка, уточняя при этом, что каждый цвет может быть выбран неоднократно. Важно узнать, понимает ли ребёнок, что такое характер и не подменяет ли он это понятие восприятием человека по его внешнему виду (цвету одежды, волос). 

Если ребёнку трудно абстрагироваться от внешних признаков, и психолог выяснил это, задав наводящие вопросы, можно перефразировать инструкцию следующим образом: «Выбери цвет, который наиболее подходит, когда ты думаешь о маме». Персонажи из списка называют по мере возрастания их значимости, то есть наименее значимые называются первыми. Все решения тестируемого по поводу его выбора в цифровом виде записываются в соответствующей графе протокола. Психолог просит испытуемого подобрать цветовую карточку, соответствующую персонажу или понятию из списка

Установление шкалы цветовых предпочтений После окончания этапа цветовых ассоциаций ребёнка на несколько минут отвлекают другим занятием или разговором. Затем его внимание вновь возвращают к цветовым карточкам, но теперь задача будет состоять в том, чтобы разложить их в порядке степени приятности начиная с самого приемлемого. Существует два способа определения цветовой шкалы. В первом варианте ребёнок выбирает самую привлекательную для него карточку, она изымается, а выбор фиксируется в цифровом виде в первой графе протокола. Аналогичная процедура выбора повторяется четыре раза, таким образом, последовательно заполняются первые четыре графы протокола. Из оставшихся четырёх цветовых карточек ребёнку теперь предлагают выбрать самую неприятную, результат фиксируется в числовом виде к крайней правой графе протокола. Подобную процедуру повторяют ещё трижды, шаг за шагом заполняя оставшиеся разделы протокола, теперь справа налево. В итоге получает цифровой ряд соответствующий цветоассоциативным симпатиям испытуемого. Этот алгоритм можно использовать для детей, испытывающих проблемы с выбором, когда от них слышишь фразу: «Мне все цвета нравятся, нет таких, которые не нравятся».

 Во втором варианте исследователь просит ребёнка указать карточку, которая нравится больше остальных. После выбора испытуемого карточка убирается, подобная процедура повторяется шесть раз, пока не останется лишь две карточки. Каждый раз результат заносится в протокол начиная с крайней левой графы. Из оставшихся двух предлагают выбрать самую приятную, последняя оставшаяся карточка заносится под цифровым значением в крайнюю правую графу. Этот вариант предусмотрен для детей, которые испытывают трудности с переключением внимания, с высокой степенью инертности психики. 

Какие адаптированные методики существуют для дошкольников С детьми младшей возрастной категории (4,5–6 лет) можно использоваться адаптированный вариант методики, который базируется на ЦТО и называется «Круги отношений». Психолог предлагает детям нарисовать яркие бусинки к каждому своему социальному «я» (сын — дочка, друг — подруга и т. д.) наиболее подходящим цветом. Так проявится неосознанный уровень восприятия своей роли и значимости в семье и среди ровесников. Сравнивая устные рассказы детей об отношениях с родственниками и друзьями с их же цветовыми аналогиями, исследователь обнаружит их согласованность или разногласие. Кроме того, методика позволяет установить желаемые отношения по гипотетической формуле: «А теперь расскажи, о чём ты мечтаешь, как бы тебе хотелось», или сориентировать на будущее по варианту: «Сейчас так, но когда-нибудь будет…»

Вызывает интерес также модификация ЦТО для дошкольников — игра «Цветик-восьмицветик», предложенная А. О. Прохоровым и С. В. Велиевой, где цветовые карточки выполнены в форме лепестков сказочного цветка. Ход исследования и обработка результатов аналогичны тем, что проводятся в тесте Эткинда. 

Обработка и интерпретация результатов 

Запись результатов теста цветовых отношений ведётся с помощью протоколов, персональных для каждого тестируемого.

Варианты записи результатов ЦТО Данные по результатам теста заносятся в специальный протокол, к которому прикрепляются линейки валентного и нормативного выбора. Случается, что испытуемый выбирает сразу несколько цветовых карточек к одному понятию или персонажу. В таком случае записать нужно все варианты выбора, но уточнить, какой из них наиболее предпочтителен, и отметить это в протоколе. Протокол цветового теста отношений по А. М. Эткинду — таблица

Протокол цветового теста отношений по А. М. Эткинду — таблица

Цвет

Слова-стимулы

Валентность/ Нормативность

Значение цвета

1

Синий

Грусть, интерес, высокая мораль, свобода

2

Зеленый

Интерес, доминантность, интровертированность, жёсткие отношения в семье

3

Красный

Радость, гнев, экстравертированность, высокая сила при высокой активности, структурность

4

Желтый

Удивление, высокая активность при низкой силе, низкая моральная направленность

5

Фиолетовый

Эгоизм, неискренность, низкая сила при низкой активности

6

Коричневый

Слабость, зависимость

7

Чёрный

Страх, гнев, высокая сила при низкой активности

0

Серый

Грусть, утомление, слабость, пассивность, непонимание

взято с http://shkolabuduschego.ru/shkola/tsvetovoy-test-otnosheniy.html

Для записи результатов игры «Цветик-восьмицветик» авторами исследования рекомендован другой протокол, возможно, он покажется кому-то более удобным. Предлагаем вашему вниманию протокол с примерными данными ЦТО для дошкольников.

Протокол записи результатов модификации теста ЦТО «Цветик-восьмицветик» — таблица

Цвета в порядке предпочтения

Персонажи, ассоциированные с данным цветом

Понятия, ассоциированные с данным цветом

Синий

младший брат

Красный

папа

детский сад

Зелёный

мама

семья

Жёлтый

я сам, бабушка

друзья

Коричневый

воспитатель

Серый

Чёрный

Фиолетовый

старшая сестра, дедушка

Формализованный анализ

 Рейтинг цвета представляет собой цифру в индивидуальной цветовой линейке и является формальным показателем теста. В специальной литературе этот показатель получил название валентность. Понятие валентности тесно связано с нормативностью, то есть установленной путём многочисленных экспериментов средней нормой выбора цветов по убыванию предпочтений. Таблица: нормативность цветов теста Люшера

Номер цвета по Люшеру

3

4

2

5

1

6

0

 7

Нормативность цвета

1

2

3

4

5

6

7

8

То есть, в норме исследуемый с устойчивой здоровой психикой выберет первым красный, за ним жёлтый , зелёный цвета и так далее.

Важнейшим показателем является место, которое занимает цвет в ряду личного выбора по отношению к серому, архетипическая характеристика которого традиционно ассоциируется со слабостью, нейтральностью, безразличием и отчуждённостью в эмоциональной сфере. Серый выступает в роли символической границы, отделяющей поле эмоционально позитивного, активного от эмоционально пассивного и негативного. Таким образом, значимые персонажи или понятия, располагающиеся перед серым в индивидуальной линейке ассоциируемых цветов, определяются как наиболее важные и положительные в восприятии ребёнка. Благополучие в семейных отношениях благоприятно сказывается на психике малыша

При проведении тестирования детей обнаружили любопытную зависимость цветоассоциативного выбора от сложности или упрощённости психических реакций. Если ребёнок выбирает несколько цветовых карточек к одному понятию, это может служить показателем сильного потенциала творческих способностей испытуемого. По мнению психологов, параметр сложности увеличивается с возрастом, маленькое значение этого параметра может сигнализировать об общем эмоциональном негативизме по отношению к исследованию.

 Качественный анализ теста 

Стоит обратить внимание на то, что цветоассоциативные ответы следует интерпретировать в их взаимосвязи, то есть целостно. Чем более высокий уровень личной симпатии и предпочтения испытывает ребёнок к тому или другому персонажу, тем более высоким цветом он обозначается. Родственник, который внушает чувство страха, отчуждённости будет ассоциироваться с низким цветом в индивидуальной цветоассоциативной шкале.

Сопоставление осознаваемых оценок отношений, которые даются на вербальном уровне, и неосознаваемых, которые обнаруживают себя в цветовых аналогиях, часто выявляют противоречия, диссонанс в описании характеристик или моделей отношений, например: «Мама — заботливая, внимательная, ласковая», а цветовая ассоциация — коричневый цвет.

Любопытные результаты даёт анализ цветовой аналогии тестируемого с самим собой, то есть с каким цветом он символически соотносит самого себяНизкий рейтинг цвета, который выбирает ребёнок в определении самоотношения, указывает на заниженный уровень самооценки, на проблемы с самоуважением. Цвет, совпадающий с цветовым символическим изображением одного из родителей, говорит о сильной эмоциональной связи, близости и взаимопонимании. Близость, доверие и взаимопонимание — главное в семейных отношениях Положение цвета самооценки ребёнка относительно родительского цвета указывает на модель внутрисемейных взаимоотношений: выше по месту чем родительские цвета — по принципу «я — хороший, они — плохие»; ниже — «я — плохой, они — хорошие»; между ними — ребёнок ищет защиту от противоречивых, сложных отношений.

Диагностически значимым и важным является не только рейтинг цвета, но и сам этот цвет, содержащий в себе ценную информацию, которая позволяет подробно расшифровать характеристику самоотношения и внутрисемейных отношений. Анализ статистических данных, полученных в результате изучения эмоциональной реакции на цветовой возбудитель, продемонстрировал, что большинство испытуемых закономерно, статистически стабильно указывают на взаимосвязь цвета и эмоционально-личностных характеристик. Каждый цвет выступает в качестве индикатора эмоциональных проявлений отношений. Например, красный укажет на волевое, энергичное, подавляющее доминирование отца или на импульсивное, спонтанное поведение матери. Серый продемонстрирует наличие в семье дистанции, непонимания и безразличия в отношениях между ребёнком и родителями. Зелёный расскажет о строгости и суровости, чрезмерном контроле и удушающей опеке. Цветовой тест отношений расскажет об истинном положении в семье ребёнка

Символическое значение цветов в интерпретации Люшера и их этически-личностные характеристики 

Синий — покой, зона комфорта, свобода, честность, доброта, справедливость. Преобладают внутренние ощущения психологического удовлетворения, гармонии и безопасности, отсутствует напряжение и психологический зажим. Символизирует взаимосвязь, привязанность, крепкие и прочные отношения. Отвержение синего может быть симптомом неудовлетворённой потребности душевной близости и тепла.

Зелёный — самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству, превосходству и власти, эмоциональная чёрствость. Поведение в стиле «зелёного» стремится к управлению и контролю над важными объектами или процессами. Зелёный цвет на нижних регистрах (7, 8 место) означает признание собственного бессилия, подсознательному перекладыванию вины на других и ненависть к ним. Компенсацию такие люди ищут в суррогатной деятельности, такой как любовь к путешествиям и частым поездкам.

 Красный — воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает высокую интенсивность и наполненность жизни, мужественность, стремление к успеху, победе, желание проникать, покорять, преобразовывать. Если красному отдаётся предпочтение, то выбравший его испытывает мощный порыв к действию, седьмое или восьмое место говорят о дефиците жизненной силы, например, при изматывающих и истощающих хронических конфликтах.

Жёлтый — свет, лёгкость, живость, освобождение и расслабленность, открытость, общительность. Первое место жёлтого означает сильное желание счастья, последние места сигнализируют о разочаровании, внутренней пустоте и изоляции.

Фиолетовый — волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм, мечтательность. Неискренность, интуитивное восприятие мира. Коричневый — пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту, уюту, удовлетворённости.

 Чёрный — символическое выражение идеи «ничто», отказ, оборона, протест, замкнутость, психологическая закрытость, упрямство, враждебность, нелюдимость.

Серый — бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность, безответственность, безынициативность, заниженная самооценка

Однако, стоит заметить, что прямое значение цвета, которое представлено в толковании Люшера, при проведении тестирования детей, особенно дошкольников, следует использовать с осторожностью. Личность ребёнка не сформирована в той мере, чтобы можно было говорить об устойчивости эмоциональных реакций, поэтому перенос непосредственной характеристики цвета на интерпретацию детских ответов будет недостаточно корректным. Прямое толкование цвета при анализе исследования будет совершенно обосновано у старших школьников, личностные качества которых практически тождественны взрослым. А. Эткинд считает допустимым использовать у детей лишь общие символические характеристики цветов, они укажут на общие тенденции личности ребёнка, которая ещё находится в процессе формирования и развития.

 Система отношений наделена подвижным характером и развивается на протяжении всей жизни человека, существенно воздействуя на социальное существование личности. Исследование эмоциональной окраски отношений человека со значимыми для него людьми, а также с самим собой обнажает как осознанный, так и скрытый от сознания пласт этих отношений. Методика Эткинда показала себя как достаточно эффективный и компактный способ диагностики неадекватного соотношения вербального и бессознательного уровня межличностных отношений. (Visited 20 447 time, 1 visit today)

взято с http://
shkolabuduschego.ru/shkola/tsvetovoy-test-otnosheniy.html

Протокол цветового теста отношений по А. М. Эткинду

ФИ возраст___________________________________________________

Цвет

Слова-стимулы

Валентность/ Нормативность

Значение цвета

1

Синий

Грусть, интерес, высокая мораль, свобода

2

Зеленый

Интерес, доминантность, интровертированность, жёсткие отношения в семье

3

Красный

Радость, гнев, экстравертированность, высокая сила при высокой активности, структурность

4

Желтый

Удивление, высокая активность при низкой силе, низкая моральная направленность

5

Фиолетовый

Эгоизм, неискренность, низкая сила при низкой активности

6

Коричневый

Слабость, зависимость

7

Чёрный

Страх, гнев, высокая сила при низкой активности

0

Серый

Грусть, утомление, слабость, пассивность, непонимание

Протокол цветового теста отношений по А. М. Эткинду

ФИ возраст___________________________________________________

Цвет

Слова-стимулы

Валентность/ Нормативность

Значение цвета

1

Синий

Грусть, интерес, высокая мораль, свобода

2

Зеленый

Интерес, доминантность, интровертированность, жёсткие отношения в семье

3

Красный

Радость, гнев, экстравертированность, высокая сила при высокой активности, структурность

4

Желтый

Удивление, высокая активность при низкой силе, низкая моральная направленность

5

Фиолетовый

Эгоизм, неискренность, низкая сила при низкой активности

6

Коричневый

Слабость, зависимость

7

Чёрный

Страх, гнев, высокая сила при низкой активности

0

Серый

Грусть, утомление, слабость, пассивность, непонимание