Мониторинг

Жалнина Ольга Николаевна

Мониторинг

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ф №2

Заключение  по результатам

проведенного психодиагностического

исследования

Цель: Изучить  особенности готовности   детей к обучению в школе

План исследования  включает:

- определить  сформированность у ребенка  параметров готовности.

-сделать  вывод о готовности, не готовности, «условной» готовности

  учащихся

Форма работы: индивидуально-групповая.

Характер запроса: данное исследование проводится в системе школьного психолого- педагогического мониторинга.

Временной аспект: сентябрь - октябрь 2020-2021 учебного года.

Психолого - педагогический инструментарий:  

«Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В.Сазоновой.

Диагност: Жалнина О.Н ,педагог - психолог

Теоретические основы проблемы исследования.

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

 В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

 Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению).

Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки». Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

О методике: Методика диагностики готовности к школе представляет собой комплекс, состоящий из: 11 субтестов для тестирования ребенка.

Эффективность выполнения заданий оценивалась в баллах. Результаты каждого субтеста суммировались в общий балл. На основании полученных данных делается вывод о готовности, условной готовности и не готовности ребенка.

Аналитическое описание данных.

В  исследовании   приняли участие учащиеся 1-х классов (12 респондентов).

        Анализ результатов диагностики 1 Д класса

Из  12 учащихся  1Д  класса  50% учащихся (6 чел.) умеют объяснять смысловые ошибки изображения. 50% (6 чел.); научились осуществлять звуковой анализ слова, у них развит фонематический слух;17% (2 чел.) имеют словарный запас близкий к возрастной норме, стараются составлять связный рассказ по картинкам с направляющей помощью учителя. 8% учеников (1 чел.) свободно ориентируются в пространстве (на листе бумаги), хорошо знают право – лево, верх – низ, 58%

(7 ч.) частично, испытывают трудности при ориентировке на листе бумаги, в тетради. 

17% учеников (2 чел.) умеют действовать по правилам данным взрослым (произвольность),66%  ребят  частично действуют по правилам, заданным учителем, 17%(2 чел.) нарушают установленные правила. Такие дети могут: ходить во время  урока по классу, не реагировать на замечания, выкрикивать с места, им необходима индивидуальная помощь и поддержка. 83% ребят (10 чел.) приняли на себя  новую социальную роль «я ученик»; проявили  потребность в обучении; 17%(2 чел.)  имеют  достаточную  общую  осведомленность на основе которой, правильно смогут  планировать свою учебную деятельность. 92% ( 11чел.) умеют действовать по схеме – образцу. 17% учеников (2 чел.) умеют частично рассуждать логически, обобщать. У остальных же первоклассников возникнут трудности, им необходима индивидуальная направляющая помощь.

У 25 %  учеников (3 чел.) хорошо  развита  мелкая  моторика  руки , 8% (1 чел.) – возможно, будут  испытывать  трудности  при  письме, рисовании.        

Вывод: Таким  образом,  из 12  обучающихся 1Д  класса с ОВЗ 25%  школьников смогли принять  новую ведущую  деятельность, они  справятся  с психофизиологическими  нагрузками,  научились  контролировать свою  деятельность.

У 50%  возникают частичные трудности в учебе, они утомляемы, нуждаются в направляющей и контролирующей помощи взрослого. У 25 %  учеников (3 чел.) учеников не готовы  к обучению  в  школе - им сложно  будет  справляться  с  учебной  нагрузкой, такие дети быстро  утомляются, у них не сформированы  предпосылки   учебной  деятельности. Данной  категории учащихся необходимо оказывать  различную  помощь на  протяжении  всего  учебно-воспитательного  процесса, как учителю, так и различными  службами  школы

        Рекомендации:

  1. Классному руководителю 1Д класса Кондыба Н.Ф.:
  1. проводить динамические паузы, физминутки, паузы расслабления для снятия напряжения и усталости на уроке, перемене.
  2. установить  индивидуальный  темп деятельности на уроке   для всех учащихся.
  3. использовать  на уроке  развивающие  упражнения на развитие произвольности, внимания, памяти, мышления, речи.
  1. Учителю логопеду Мухартовой Л.А., педагогу- психологу  Жалниной О.Н. организовать  коррекционно-развивающие занятия с  первоклассниками, имеющими трудности в обучении.
  2. Учителю логопеду Мухартовой Л.А включить в  систему дополнительных платных услуг школьников с нарушением  устной и письменной речи.

      4.Социальному педагогу Кудашовой М.И. оказывать  индивидуальную помошь первоклассникам с проблемами в поведении.

Составила:

 педагог-психолог

 Жалнина О.Н.____________



Предварительный просмотр:

Ф№2

        Заключение  по результатам        

проведенного психодиагностического

исследования.

Цель исследования:

Изучить особенности социально- психологической адаптации учащихся 1-х классов.

Задачи:

- определить мотивацию учащихся к  учению.

- анализ наблюдений учителя.

-выявить проблемные зоны адаптации первоклассников.

-определить эффективные способы и меры оказания помощи детям в адаптации к изменившимся условиям обучения и развития.

Срок проведения  исследования: март  2020-2021 учебного года 

Форма работы: групповая.

Характер запроса: данное исследование проводится в системе школьного психолого- педагогического мониторинга.

Психолого - педагогический инструментарий:  Анкета школьной  мотивации (автор Н.Г. Лусканова), Рисуночный тест «Что мне нравится в школе?», методика Э.М. Александровской.

Диагност- Жалнина О.Н., педагог - психолог

Теоретические основы проблемы исследования.

  Поступление в школу  и первый год обучения  в  ней  является  одним из самых сложных в жизни ребенка, так как в первом классе закладывается основа отношений ребенка  к школе и обучению в целом.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических  сил. Для первоклассников, представляется трудным многогранный учебный процесс.

Им сложно высиживать  урок в одной позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуется, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются у них в изобилии. Кроме того, первоклассники не сразу усваивают новые правила поведения с взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Учебная деятельность  в первом классе так же  требует от первоклассника  определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Будущий первоклассник должен  владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для повышения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.

Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы и учебной программой. Поэтому необходимо время, чтобы произошла,  психолого-физиологическая  адаптация первоклассника к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему.

Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.

Анализ результатов диагностики 1 Д класса

Всего в 1Д классе по списку - 13 учащихся

В исследовании приняли участие -13   учащихся

Результаты  проведенного     психодиагностического  исследования  социально- психологической   адаптации  учащихся  1Д  класса  показали, что из 13 обучающихся на конец ученого года 92%  (12ч.) имеют положительную  адаптацию, 8% (1 ч.) первоклассников имеют незавершенную адаптацию (Т.). С  дезадаптацией  обучающихся  нет. Уровень адаптации за год вырос на 25%.

По анкете мотивации Н.Г. Лускановой  23% (3 чел.) первоклассников имеют высокую учебную мотивацию и 69%(9 ч.) – хорошую и 8%(1 ч.) имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной стороной.. Уровень мотивации вырос на 17 %. В начале учебного года 75 % (9 ч.) обучающихся имели хорошую мотивацию, с высокой мотивацией школьников не было. 25% (3ч.) – положительное отношение к школе, но школа привлекала внеучебной стороной. Уровень учебной мотивации школьников вырос на 17 %.

По рисуночному тесту  у 15 % школьников (2ч.) отмечается высокая школьная мотивация, 54%(7 ч.)- хорошая школьная мотивация, 31%-(4 чел.) - положительно относятся к школе, но школа привлекает внеучебной стороной, с низкой школьной мотивацией ребят нет. В начале года у 17% (2ч.), отмечалась высокая школьная мотивация, у 50% (6ч.) хорошая школьная мотивация  и привыкание к школьному режиму. 25% (3ч.) положительно относились к школе, но школа привлекала внеучебной стороной и 8% (1ч.) (К. Р.) учебная мотивация была низкая, она указывала на проблемы ребёнка: переутомление, низкую работоспособность, неумение выстраивать взаимодействие с одноклассниками.. Уровень мотивации вырос на 8 %.

По наблюдениям учителя  у 92% (12ч.) школьников, отмечается успешная адаптация, у 8% (1 ч.) учеников неполная (Т.-трудности в привыкании к школьному режиму, утомляемость от учебных занятий, трудности в общении с одноклассниками).  

Вывод: 

Таким образом, первичная диагностика адаптации показала, что из 13 обучающихся 1Д класса на конец учебного года 92%(12 ч.) ребят успешно адаптировались в новой социальной ситуации развития и  у  8%(1ч.) учеников адаптация  не завершена (с дезадаптацией первоклассников нет). Уровень адаптации за год вырос на 25%. 23% (3 чел.) первоклассников имеют высокую мотивацию и 69%(9 ч.) - хорошую. Уровень мотивации вырос на 17 %. В начале учебного года 25% (4 чел) ребят испытывали трудности в учебной деятельности,  по мнению классного руководителя, в конце года- 8%(1 чел).

Рекомендации:

1.Классному руководителю 1Д класса Кондыба  Н.Ф.:

1.1Оказывать индивидуальную психологическую поддержку Т., т.к. она имеет незавершенную адаптацию на конец учебного года, длительно находилась на домашнем обучении. 

1.3.Оказывать помощь Т. в учебной деятельности. Создавать условия для переживания учеником успеха (с помощью отметок и вербальной похвалы при всем классе).

1.4. Определить  те  сферы  деятельности  ученика, где она  может  проявить  инициативу  и  таким  путем  завоевать  признание  в  классе, это может быть работа на уроке, если ребенок хорошо успевает или внеурочная деятельность, например, участие в подготовке, организации каких-либо мероприятий, праздников и т.д.

2. Заместителю директора по ВР Хамитовой Л.Р. вовлекать Т. в участие во внутришкольных мероприятиях, рекомендовать посещать ею  кружки и секции, учитывая особенности здоровья.

3.Социальному педагогу Кудашовой М.И. продолжить профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении.

4.Педагогу-психологу Жалниной О.Н. организовать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия с  Т. по профилактике дезадаптации.                                                                        

 

                                                                                                      Педагог-психолог:__________

                                                                                          Жалнина О.Н.



Предварительный просмотр:

 Ф №2

Заключение  по результатам

проведенного психодиагностического

исследования

Цель: изучить  сформированность познавательных способностей школьника

План исследования  включает:

- определить  сформированность у ребенка  познавательных способностей школьника.

-сделать  вывод

Форма работы: индивидуально-групповая.

Характер запроса: данное исследование проводится в системе школьного психолого- педагогического мониторинга.

Временной аспект: декабрь 2021-2022 учебного года.

Психолого - педагогический инструментарий:  

«Исследование  операций мышления», автор Замбавячене, «Методика 10 слов», автор А.Р. Лурия, «Исследование внимания и работоспособности», автор Тулуз-Пьерон 

Диагност: Жалнина О.Н, педагог - психолог

Теоретические основы проблемы исследования.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению).

Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки». Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Аналитическое описание данных.

В  исследовании   приняли участие учащиеся 1-х классов (11 респондентов).

        Анализ результатов диагностики 1 Е класса

Из  11 учащихся  1Е  класса  46% учащихся (5 чел.) имеют общую осведомленность ниже среднего уровня возрастной нормы. 54% (6 чел)- низкий уровень общей осведомленности(не знают ФИО собственное и родителей, домашний адрес, место работы родителей, дату своего рождения)

46% учащихся (5 чел.) умеют классифицировать материал с направляющей помощью учителя, 54% (6 чел)- низкий уровень умений. Такие дети не справляются с заданиями даже с направляющей помощью. 46% учащихся (5 чел.)-могут выполнять задания по аналогии, обобщить с контролирующей и направляющей помощью учителя,54% (6 чел)-с заданиями справляются на низком уровне.          У 82%(9чел.)- преобладает зрительное запоминание, у 9%(1ч.)- слуховое, у 9%(1ч.)- моторное.27%(3 чел) умеют концентрироваться на поставленной задаче, не отвлекаться в учебном процессе, выполнять задания. У 36%(4 чел)- средний объем внимания, 82%(9чел.)- утомляемы, им необходимы минуты отдыха, смена деятельности на уроке.

Вывод: Таким  образом,  из 11  обучающихся 1Е  класса с ЗПР  .

У 82%  возникают трудности в учебе, они утомляемы, нуждаются в направляющей и контролирующей помощи взрослого - им сложно  будет  справляться  с  учебной  нагрузкой, такие дети быстро  утомляются, у них не сформированы  предпосылки   учебной  деятельности. У 18 %  учеников (2 чел.) трудности частичные. Данной  категории учащихся необходимо оказывать  различную  помощь на  протяжении  всего  учебно-воспитательного  процесса, как учителю, так и различными  службами  школы

        Рекомендации:

  1. Классному руководителю 1Е класса Еловиковой Н.С.:
  1. проводить динамические паузы, физминутки, паузы расслабления для снятия напряжения и усталости на уроке, перемене.
  2. установить  индивидуальный  темп деятельности на уроке   для всех учащихся.
  3. использовать  на уроке  развивающие  упражнения на развитие произвольности, внимания, памяти, мышления, речи.
  1. Учителю логопеду Мухартовой Л.А., педагогу- психологу  Жалниной О.Н. организовать  коррекционно-развивающие занятия с  первоклассниками 1Е класса.
  2. Учителю логопеду Мухартовой Л.А включить в  систему дополнительных платных услуг школьников с нарушением  устной и письменной речи.

      4.Социальному педагогу Кудашовой М.И. оказывать  индивидуальную помошь первоклассникам с проблемами в поведении.

5.Жалниной О.Н. , педагогу-психологу  продолжить развивающую работу до конца учебного года.

Составила:

 педагог-психолог

 Жалнина О.Н.____________



Предварительный просмотр:

Ф№2

        Заключение  по результатам        

проведенного психодиагностического

исследования.

Цель исследования:

Изучить особенности социально- психологической адаптации учащихся 1-х классов.

Задачи:

- определить мотивацию учащихся к  учению.

- анализ наблюдений учителя.

-выявить проблемные зоны адаптации первоклассников.

-определить эффективные способы и меры оказания помощи детям в адаптации к изменившимся условиям обучения и развития.

Срок проведения  исследования: ноябрь 2020-2021 учебного года 

Форма работы: групповая.

Характер запроса: данное исследование проводится в системе школьного психолого- педагогического мониторинга.

Психолого - педагогический инструментарий:  Анкета школьной  мотивации (автор Н.Г. Лусканова), Рисуночный тест «Что мне нравится в школе?», методика Э.М. Александровской.

Диагност- Жалнина О.Н., педагог - психолог

Теоретические основы проблемы исследования.

  Поступление в школу  и первый год обучения  в  ней  является  одним из самых сложных в жизни ребенка, так как в первом классе закладывается основа отношений ребенка  к школе и обучению в целом.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических  сил. Для первоклассников, представляется трудным многогранный учебный процесс.

Им сложно высиживать  урок в одной позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуется, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются у них в изобилии. Кроме того, первоклассники не сразу усваивают новые правила поведения с взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Учебная деятельность  в первом классе так же  требует от первоклассника  определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Будущий первоклассник должен  владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для повышения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.

Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы и учебной программой. Поэтому необходимо время, чтобы произошла,  психолого-физиологическая  адаптация первоклассника к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему.

Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.

Анализ результатов диагностики 1 Д класса

Всего в 1Д классе по списку - 12 учащихся

В исследовании приняли участие -12 учащихся

Результаты  проведенного     психодиагностического  исследования  социально- психологической   адаптации  учащихся  1Д  класса  показали, что из 12 учащихся 67% (8ч.) обучающихся  имеют положительную  адаптацию, 33% (4 ч.) первоклассников имеют неполную адаптацию (  Д.,  В., Т., Р.). С  дезадаптацией  обучающихся  нет.

По анкете мотивации Н.Г. Лускановой  75 % (9 ч.) обучающихся имеют хорошую мотивацию, 25% (3ч.) – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной стороной. С высокой мотивацией школьников нет, т.к. обучающиеся относятся к категории ОВЗ. Для таких учеников необходим индивидуальный подход, система заданий для стимулирования познавательной активности, направляющая помощь учителя и обязательно поддержка, похвала учителя, т.е. продуманная система оценивания. С  дезадаптацией  учащихся  нет.

По рисуночному тесту  у 17% (2ч.), отмечается высокая школьная мотивация, у 50% (6ч.) хорошая школьная мотивация  и привыкание к школьному режиму. 25% (3ч.) положительно относятся к школе, но школа привлекает внеучебной стороной и 8% (1ч.) (Р.) учебная мотивация низкая, она указывает на проблемы ребёнка: переутомление, низкую работоспособность, неумение выстраивать взаимодействие с одноклассниками. Первоклассников с такими показаниями необходимо включить в профилактическую работу по устранению трудностей. Рекомендовать родителям соблюдение режима дня в соответствии с возрастом  их детей.

По наблюдениям учителя  у 75% (9 ч.) школьников, отмечается успешная адаптация, у 25% (3 ч.) учеников неполная (Д. –неусидчив на уроках, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, трудности в организации учебной деятельности; Т., Р. -трудности в привыкании к школьному режиму, утомляемость от учебных занятий, трудности в общении с одноклассниками). 

Вывод: 

Таким образом, первичная диагностика адаптации показала, что из 12 обучающихся 1Д класса 67%(8 ч.) ребят успешно адаптировались в новой социальной ситуации развития и  у  33%(4 ч.) учеников адаптация  не завершена (с дезадаптацией первоклассников нет). 75% первоклассников имеют хорошую учебную мотивацию. В начале учебного года 25% ребят испытывают трудности в учебной деятельности,  по мнению классного руководителя.

Рекомендации:

          1.Классному руководителю 1Д класса Кондыба  Н.Ф.:

1.1.В работе и общении с детьми, имеющими трудности в адаптации, использовать индивидуальный подход. Более чуткое, внимательное, доброжелательное отношение.

1.2.Оказывать ребёнку психологическую поддержку. Психологическая поддержка – это процесс:

в котором, взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах  ребёнка с целью укрепления его самооценки;

который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;

который помогает ребёнку избежать ошибок;

который поддерживает ребёнка при неудачах.

1.3.Оказывать помощь в учебной деятельности. Создавать условия для переживания учеником успеха (с помощью отметок и вербальной похвалы при всем классе).

1.4.Поднимать социальный статус  учащихся, если он низкий.

1.5.  Определить  те  сферы  деятельности  ученика, где он  может  проявить  инициативу  и  таким  путем  завоевать  признание  в  классе, это может быть работа на уроке, если ребенок хорошо успевает или внеурочная деятельность, например, участие в подготовке, организации каких-либо мероприятий, праздников и т.д.

2. Заместителю директора по ВР Хамитовой Л.Р. вовлекать школьников с проблемами в адаптации в участие во внутришкольных мероприятиях, рекомендовать посещать их  кружки и секции, учитывая особенности здоровья.

4.Социальному педагогу Кудашовой М.И. организовать профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении.

5.Педагогу-психологу Жалниной О.Н. организовать и провести коррекционно-развивающие мероприятия со школьниками «группы риска» по результатам тестирования.                                                                        

 

                                                                                                      Педагог-психолог:__________

                                                                                          Жалнина О.Н.



Предварительный просмотр:

Ф №2

Заключение  по результатам

проведенного психодиагностического

исследования

Цель: изучить  сформированность  познавательных способностей школьника

План исследования  включает:

- определить  сформированность у ребенка  познавательных способностей школьника.

-сделать  вывод

Форма работы: индивидуально-групповая.

Характер запроса: данное исследование проводится в системе школьного психолого- педагогического мониторинга.

Временной аспект: сентябрь 2021-2022 учебного года.

Психолого - педагогический инструментарий:  

«Исследование  операций мышления», автор Замбавячене, «Методика 10 слов», автор А.Р. Лурия, «Исследование внимания и работоспособности», автор Тулуз-Пьерон 

Диагност: Жалнина О.Н, педагог - психолог

Теоретические основы проблемы исследования.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению).

Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки». Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Аналитическое описание данных.

В  исследовании   приняли участие учащиеся 2 Д класса (12 респондентов).

        Анализ результатов диагностики 2 Д класса

Из  12 учащихся  2 Д  класса  58% учащихся (7 чел.) имеют общую осведомленность ниже среднего уровня возрастной нормы. 42% (5 чел)- низкий уровень общей осведомленности(не знают ФИО собственное и родителей, домашний адрес, место работы родителей, дату своего рождения)

58% учащихся (7 чел.)  умеют классифицировать материал с направляющей помощью учителя, 42% (5 чел)- низкий уровень умений. Такие дети не справляются с заданиями даже с направляющей помощью. 50% учащихся (6 чел.) - могут выполнять задания по аналогии, обобщить с контролирующей и направляющей помощью учителя,50% (6 чел)-с заданиями справляются на низком уровне.          У 75% (9чел.)- преобладает зрительное запоминание, у 25%(3ч.) - слуховое. 42% (5 чел) умеют концентрироваться на поставленной задаче, не отвлекаться в учебном процессе, выполнять задания. У 50%(6 чел)- средний объем внимания, 58%(7чел.)- утомляемы, им необходимы минуты отдыха, смена деятельности на уроке.

Вывод: Таким  образом,  из 12  обучающихся 2Д  класса с ЗПР  .

У 42% (5 чел)   возникают трудности в учебе, они утомляемы, нуждаются в направляющей и контролирующей помощи взрослого - им сложно  справляться  с  учебной  нагрузкой, такие дети быстро  утомляются, у них не сформированы  предпосылки   учебной  деятельности. У 33 %  учеников (4 чел.) трудности частичные. Данной  категории учащихся необходимо оказывать  различную  помощь на  протяжении  всего  учебно-воспитательного  процесса, как учителю, так и различными  службами  школы

        Рекомендации:

  1. Классному руководителю 2Д класса Кондыба Н.Ф.:
  1. проводить динамические паузы, физминутки, паузы расслабления для снятия напряжения и усталости на уроке, перемене.
  2. установить  индивидуальный  темп деятельности на уроке   для всех учащихся.
  3. использовать  на уроке  развивающие  упражнения на развитие произвольности, внимания, памяти, мышления, речи.
  1. Учителю логопеду Мухартовой Л.А., педагогу- психологу  Жалниной О.Н. продолжить  коррекционно-развивающие занятия с  обучающимися 2Д класса.
  2. Учителю логопеду Мухартовой Л.А включить в  систему дополнительных платных услуг школьников с нарушением  устной и письменной речи.

      4.Социальному педагогу Кудашовой М.И. оказывать  индивидуальную помошь первоклассникам с проблемами в поведении.

Составила:

 педагог-психолог

 Жалнина О.Н.____________